Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ
54, С. 245-247 опубликовано: 23 ноября 2023г.


ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ

«История Славеноболгарская о народе и о церей, и о светих болгарских и о въсех деяния и бития болгарския» 1762 г. (Ath. Zogr. 43. Л. 64 об.— 65)
«История Славеноболгарская о народе и о церей, и о светих болгарских и о въсех деяния и бития болгарския» 1762 г. (Ath. Zogr. 43. Л. 64 об.— 65)

«История Славеноболгарская о народе и о церей, и о светих болгарских и о въсех деяния и бития болгарския» 1762 г. (Ath. Zogr. 43. Л. 64 об.— 65)
(Хилендарский) [болг. Паисий Хилендарски] (в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель. Род., по одним предположениям, в г. Банско, по другим - в с. Доспей, расположенном в Самоковской епархии, откуда в 1745 г. уже в сане иеромонаха пришел на Св. Гору и поселился в мон-ре Хиландар, где подвизался его старший сводный брат по матери мон. Лаврентий. П. Х. занимался сбором пожертвований и доходов от монастырских подворий, в кон. 50-х гг. XVIII в. избирался игуменом и исполнял должность скевофилакса (ризничего). Впосл. был членом монастырского собора в сане проигумена, дававшем П. Х. право заключать сделки и собирать пожертвования от имени обители. В 1761 г. он побывал в центре серб. правосл. митрополии в Австрийской империи - г. Сремски-Карловци, где приобрел рус. перевод соч. Мавро Орбини «Королевство славян» (1722). Т. о. завершился 2-летний период сбора просветителем материалов для написания труда по болг. истории, когда он обошел «вьси монастири светогорские, где имеют болгарски стари книги и царски превелегии» и «такожде по Болгарии по многи места». По возвращении на Афон временно поселился в мон-ре Зограф, чтобы избежать конфликтов с османскими сборщиками налогов по поводу долгов Хиландара и с серб. монахами относительно вопроса управления этой обителью. Там он написал «Историю Славеноболгарскую о народе и о царей, и о светих болгарских и о въсех деяния и бития болгарския» (1762) - первый труд по болг. истории, рабочий список которого хранится в Зографе (Ath. Zogr. 43). «История...» была адресована «простим болгарам», к-рых автор призывал распространять ее: «Преписуйте историйцу сию и платите, нека вамъ препишатъ, кои умеют писати!» Список «Истории...» (не сохр.) он принес в г. Котел, где в 1765 г. его переписал свящ. Стойко Владиславов, буд. свт. Софроний, еп. Врачанский (НБКМ. 368). «История...» получила широкое распространение: к сер. XIX в. было сделано более 50 списков, многие из к-рых содержали интересные дополнения переписчиков. После написания своего главного труда он продолжил собирать пожертвования. В 1775 г. вместе с др. проигуменами подписал акт об отделении частицы от хранившегося в Хиландаре фрагмента Животворящего Креста Господня. О дальнейшей его жизни и смерти сведений не сохранилось.

П. Х. считается основоположником болг. национального возрождения и первым болг. историографом Нового времени. По его собственным словам, составлением «Истории...» он занялся по причине отсутствия у болгар исторических сочинений («снедаше мя ревность и жалость о роде своем болгарском, зашто не имеют истории»), за что их укоряли представители др. правосл. народов («да не будете другими народами и языками унижены и укоряемы»). «История...» открывается главой «Польза от истории», заимствованной из рус. издания «Деяний церковных» кардинала Цезаря Барония (1719). За ней следует оригинальное «Предословие к желающим читать и послушать написанное в историйце сей», в к-ром автор призывает болгар «знать свой род и язык» и отказаться от преклонения перед греч. культурой и образованием. Третью часть труда составляет «Собрание историческое о народе болгарстем», основанное на аналогичной главе русского издания кн. Мавро Орбини «Королевство славян» (1722). П. Х. пришлось не только править малопонятный язык перевода, но и дополнять сокращенное по сравнению с итальянским оригиналом изложение болгарской истории материалом из славянских переводов византийских хроник, полемизируя с их авторами и выделяя деяния и победы болгар. Обращаясь к церковной истории, автор назвал изначальным центром Болгарской патриархии Тырново и приписал вымышленному Тырновскому патриарху святому Иоанну роль инициатора восстания братьев Асеней против Византии, а преемником Иоанна и современником царя Иоанна Аcеня II (1218-1241) назвал свт. Феофилакта Болгарского, к-рый якобы «очистил от ересей» и обратил в Православие население Валахии, изначально приверженное «римскому исповеданию». Также он включил в свой труд сведения из Житий болг. святых (Иоанна Рильского, Илариона Могленского, Параскевы (Петки) Тырновской), а для 4-й части, в которой упоминаются серб. короли, использовал хранившиеся в Хиландаре серб. исторические сочинения, Жития серб. святых и проч. В 5-й части представлен очерк истории Болгарии от междоусобиц 70-х гг. XIII в. до завоевания османами в 1396 г., существенно дополняющий сведения Орбини. В 6-ю главу он включил список болг. государей (7 «королей» и 33 царя), поместив в 7-й главе краткие описания деяний 13 наиболее известных из них. Особое значение для церковной истории Болгарии имеет 8-я глава - «О учителях Словенских», посвященная миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия и Болгарской Православной Церкви: при ее составлении П. Х. использовал Жития слав. просветителей из Четьих-Миней свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского. П. Х. неоднократно подчеркивал, что болгары приняли христианство раньше др. слав. народов, в т. ч. «русиянского и московского». По его мнению, первым крестился в Охриде в 703 г. «болгарский краль святой Тривелиа», но после перенесения царского престола в Тырново болгары лишились благочестия и были повторно крещены в 845 г. «Иоанном Михаилом, праотцом всех царей болгарских». П. Х. завершает главу обвинениями в адрес «патриархов цареградских», к-рые «при помощи турок и насилия» подчинили себе Тырновскую патриархию и наносят болгарам «великую обиду и насилие». «Историю...» завершают комментированный перечень 54 имен болг. святых и послесловие - в нем автор сообщает нек-рые сведения о себе и повторяет напутствия болгарам. «История...» П. Х. почти 100 лет оставалась для болгар главным источником знаний об их истории и помогала укреплять национальное самосознание. Она сыграла существенную роль в последующей борьбе за обособление Болгарской Православной Церкви от К-польской Патриархии (см. в ст. Болгарская Православная Церковь).

П. Х. был канонизирован Болгарской Православной Церковью в 1962 г. в лике преподобных, его память празднуется 19 июня. В его честь освящены храмы в Софии и Стара-Загоре, его имя носит Пловдивский ун-т.

Изд.: История славяноболгарская: Първи Софрониев препис от 1765 г. / Увод, новобълг. текст и коммент.: Б. Райков. София, 1973; История славянобългарска: Крит. изд. с превод и коммент. Манастир Зограф, 2012.
Лит.: Паисий Хилендарски и неговата епоха (1762-1962): Сб. от изследвания по случай 200-годишнината на История славянобългарска. София, 1962; Тодоров И. Паисий Хилендарски: Лит-ра за живота и делото му: Анот. библиогр. указ. София, 2003; Марагос В. Паисий Хилендарски и Софроний Врачански: От правосл. идеология към изграждане на бълг. идентичност. София, 2012; Радев И. Отец Паисий Хилендарски: Контекст и отгласи от личността и делото му. София, 2012; Пеев Д. Нови документи за хилендарския проигум. Паисий от 2-та пол. на XVIII в. // АрхПр. 2017. Књ. 39. С. 149-213.
Д. И. Полывянный
Ключевые слова:
Святые Болгарской Православной Церкви Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Монашество на Афоне Просветители Преподобные Болгарской Православной Церкви Паисий Хиландарский (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), болгарский иеромонах, просветитель, преподобный (пам. 19 июня и в Соборе Афонских преподобных)
См.также:
ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.)
КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых)
АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)
ГАВРИИЛ АФОНСКИЙ (1849-1901), архим., настоятель Ильинского скита на Афоне, прп. (пам. 9 июля и в Соборе преподобных отец русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (ХI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля)
ГЕННАДИЙ (XV в.), прп., Ватопедский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 17 нояб.)
ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)
ГЕРАСИМ († XIV в.), прп. Эвбейский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 7 дек.)
ГРИГОРИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XIV в.), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 6 апр.)
ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель
ДАМИАН († 1280 или 1281), прп. Эсфигменский (пам. греч. 23 февр.)
ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ (823/4 - 898), столпник и аскет, прп. (пам. 15 окт., пам. греч. 14, 15 окт.)