П. Х. считается основоположником болг. национального возрождения и первым болг. историографом Нового времени. По его собственным словам, составлением «Истории...» он занялся по причине отсутствия у болгар исторических сочинений («снедаше мя ревность и жалость о роде своем болгарском, зашто не имеют истории»), за что их укоряли представители др. правосл. народов («да не будете другими народами и языками унижены и укоряемы»). «История...» открывается главой «Польза от истории», заимствованной из рус. издания «Деяний церковных» кардинала Цезаря Барония (1719). За ней следует оригинальное «Предословие к желающим читать и послушать написанное в историйце сей», в к-ром автор призывает болгар «знать свой род и язык» и отказаться от преклонения перед греч. культурой и образованием. Третью часть труда составляет «Собрание историческое о народе болгарстем», основанное на аналогичной главе русского издания кн. Мавро Орбини «Королевство славян» (1722). П. Х. пришлось не только править малопонятный язык перевода, но и дополнять сокращенное по сравнению с итальянским оригиналом изложение болгарской истории материалом из славянских переводов византийских хроник, полемизируя с их авторами и выделяя деяния и победы болгар. Обращаясь к церковной истории, автор назвал изначальным центром Болгарской патриархии Тырново и приписал вымышленному Тырновскому патриарху святому Иоанну роль инициатора восстания братьев Асеней против Византии, а преемником Иоанна и современником царя Иоанна Аcеня II (1218-1241) назвал свт. Феофилакта Болгарского, к-рый якобы «очистил от ересей» и обратил в Православие население Валахии, изначально приверженное «римскому исповеданию». Также он включил в свой труд сведения из Житий болг. святых (Иоанна Рильского, Илариона Могленского, Параскевы (Петки) Тырновской), а для 4-й части, в которой упоминаются серб. короли, использовал хранившиеся в Хиландаре серб. исторические сочинения, Жития серб. святых и проч. В 5-й части представлен очерк истории Болгарии от междоусобиц 70-х гг. XIII в. до завоевания османами в 1396 г., существенно дополняющий сведения Орбини. В 6-ю главу он включил список болг. государей (7 «королей» и 33 царя), поместив в 7-й главе краткие описания деяний 13 наиболее известных из них. Особое значение для церковной истории Болгарии имеет 8-я глава - «О учителях Словенских», посвященная миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия и Болгарской Православной Церкви: при ее составлении П. Х. использовал Жития слав. просветителей из Четьих-Миней свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского. П. Х. неоднократно подчеркивал, что болгары приняли христианство раньше др. слав. народов, в т. ч. «русиянского и московского». По его мнению, первым крестился в Охриде в 703 г. «болгарский краль святой Тривелиа», но после перенесения царского престола в Тырново болгары лишились благочестия и были повторно крещены в 845 г. «Иоанном Михаилом, праотцом всех царей болгарских». П. Х. завершает главу обвинениями в адрес «патриархов цареградских», к-рые «при помощи турок и насилия» подчинили себе Тырновскую патриархию и наносят болгарам «великую обиду и насилие». «Историю...» завершают комментированный перечень 54 имен болг. святых и послесловие - в нем автор сообщает нек-рые сведения о себе и повторяет напутствия болгарам. «История...» П. Х. почти 100 лет оставалась для болгар главным источником знаний об их истории и помогала укреплять национальное самосознание. Она сыграла существенную роль в последующей борьбе за обособление Болгарской Православной Церкви от К-польской Патриархии (см. в ст. Болгарская Православная Церковь).
П. Х. был канонизирован Болгарской Православной Церковью в 1962 г. в лике преподобных, его память празднуется 19 июня. В его честь освящены храмы в Софии и Стара-Загоре, его имя носит Пловдивский ун-т.