Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕРЧАТКИ
55, С. 516-517 опубликовано: 15 марта 2024г. 


ПЕРЧАТКИ

[Лат. chirothecae, manicae], один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора (в наст. время сохр. только при экстраординарной форме совершения мессы, т. е. при использовании Миссала 1962 г.). П. разных типов использовались в быту как в древности (Homer. Od. 24. 230; Xen. Cyrop. VIII 8. 17; Plin. Jun. Ep. III 5. 15), так и в средневековье (Vita Filiberti abbatis. 12 // MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 5. S. 592; Vita Betharii episcopi. 9 // MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 3. S. 617; Acta S. Maimbodi martyris. 7 // ActaSS. Ian. 2. P. 543; Felix. Vita S. Guthlaci. 40; Jonas. Vita Columbani. I 15 // MGH. SS. Script. Rer. Germ. Bd. 37. S. 178; Epp. EpSel. Bd. 3. S. 44; Walahfridi Strabi Carmina. 7 // MGH. AA. Poet. Bd. 2. S. 396; в раннесредневек. источниках для обозначения П. часто применяется протогерм. слово wantuz в латинизированной форме wanti, к-рое перешло в совр. романские языки). Известны П., почитавшиеся как реликвии: напр., в сокровищнице аббатства Сен-Рикье П. мч. Сальвия (Hariulf. Chron. III 12 // Chronique de l'abbaye de Saint-Riquier (Ve siècle - 1104) / Ed. F. Lot. P., 1894. P. 123); в Сен-Бертенском аббатстве со времен аббата Симона II (ок. 1180) П. Девы Марии (Cartulaire de l'abbaye de Saint-Bertin / Ed. B. Guérard. P., 1840. T. 1. P. 359-360); в ц. Сент-Март-де-Тараскон П. еп. Фронтона, в которых, согласно житийной традиции (BHL, N 5508), он чудесным образом вместе с Иисусом Христом совершил погребение прав. Марфы ([Pseudo]-Raban. Maur. De vita S. Mariae Magdalenae. 49 // PL. 112. Col. 1506; Faillon E.-M. Monuments inédits sur l'apostolat de sainte Marie-Madeleine. P., 1848. T. 2. Col. 341) (о др. П., сохранившихся как реликвии, см.: Beaulieu. 1968). В качестве обязательного элемента монашеской одежды в холодное время года П. упоминаются в источниках с кон. VIII в. (CCM. Vol. 1. P. 171), что было закреплено в постановлениях Ахенского Собора 817 г. (Ibid. P. 436, 462, 547; то же в Статутах аббата Адальхарда для мон-ря Корби - Ibid. P. 371). С эпохи Каролингов П. также были частью облачения светских правителей, в т. ч. во время обряда коронации, а в период высокого и позднего средневековья широко использовались в аристократической культуре в разных контекстах (вассалитет, передача собственности, помолвка, суд, дуэль и проч.) (Pastoureau. 2013).

Епископские перчатки. XV в. (собор Успения Девы Марии в Брессаноне, Италия) Из кн.: Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. B., 1907. S. 372
Епископские перчатки. XV в. (собор Успения Девы Марии в Брессаноне, Италия) Из кн.: Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. B., 1907. S. 372

Епископские перчатки. XV в. (собор Успения Девы Марии в Брессаноне, Италия) Из кн.: Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. B., 1907. S. 372
Частью литургического облачения епископов П. становятся только с X в. Manualia (или manicae), упоминаемые среди одежд епископа в сохранившемся под именем свт. Германа, еп. г. Паризии, толковании богослужения галликанского обряда (VIII в.) (German. Ep. 2. 3c // CCCM. 187. P. 362), вероятно, представляли собой не П., а манипул, плат-энхирий или просто расшитые рукава альбы (Bernard Ph. Transitions liturgique en Gaule carolingienne. P., 2008. P. 577-597). В литургических толкованиях IX в. (Амалария Мецского, Валафрида Страбона, Рабана Мавра) П. не упоминаются. Их также нет в перечне облачений папы Римского, согласно OR 8 (2-я пол. IX в.) (Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 321-322).

При этом П. входят в комплект литургических облачений в инвентарях церковного имущества начиная с IX в. (MGH. Leg. Capit. Bd. 1. S. 251; Chronique de l'abbaye de Saint-Riquier (Ve siècle - 1104) / Ed. F. Lot. P., 1894. P. 88; Testamentum Riculfi (915) // PL. 132. Col. 468; Mittelalterliche Schatzverzeichnisse / Hrsg. B. Bischoff. Münch., 1967. Bd. 1. S. 37, 91, 109). В ординарии мессы П. впервые упомянуты в Сакраментарии Ратольда, аббата Корби (Ɨ 986), где приводится молитва на их надевание (Digna manus nostras) (The Sacramentary of Ratoldus / Ed. N. Orchard. L., 2005. P. 238; далее говорится о том, что поверх П. надевается перстень). В Романо-германском Понтификале П. упоминаются в чине епископской ординации нового папы (Pontif. Rom.-Germ. LXIII 20, 25 // Vogel, Elze. PRG. Vol. 1. P. 212, 214), при этом молитва на надевание П. отличается от молитвы в Сакраментарии Ратольда (Inmensam clementiam tuam rogamus; ср.: OR 35B. 20 // Andrieu. Ordines. Vol. 4. P. 105). В XIII в. появляются особые молитвы на освящение П. с окроплением св. водой перед надеванием их при ординации епископа (Durand. Pontif. I 14. 59-60).

Высказывалось предположение о том, что П. изначально вошли в обиход во франкских землях в связи с обрядом помазания рук нового епископа св. миром во время ординации, чтобы сохранить руки неоскверненными и чтобы епископ далее мог касаться необходимой литургической утвари. Однако по источникам проследить такую зависимость невозможно. Более вероятной является гипотеза, согласно к-рой П. подчеркивали высокий статус епископа, в т. ч. в иерархии феодального общества.

Епископ надевал П. при облачении для совершения торжественной мессы и носил их до оффертория, перед к-рым их необходимо было снять для умовения рук, а затем снова надевал для заключительного благословения в конце службы. До тридентской реформы П. можно было носить и при совершении служб оффиция, и во время литургических процессий.

Авторы литургических толкований XII в. настаивали на апостольском происхождении этой детали облачения, считая ее символом чистоты дел в связи с евангельской темой тайного и явного (Мф 5. 16; 6. 1-4) (Honor. August. Gemma animae. I 215 // PL. 172. Col. 609; Sicard. Mitralis. II 5 // CCCM. 228. P. 107; Innocent. III, papa. De sacr. altar. myster. I 57 // PL. 217. Col. 795). Вильгельм Дуранд видел прообраз ношения П. в Быт 27. 16 (Durand. Rationale. III 12. 3-4).

В средние века П. были льняные или шелковые, имели манжеты и украшались кистями, бахромой, жемчугом, драгоценными камнями, колокольчиками, вышивкой (растительный орнамент, роза, крест, надпись: «IHS») и аппликациями (в виде медальонов с изображениями десницы Божией, агнца, святых).

Во 2-й пол. XI в. появляется практика дарования права ношения П. за богослужением аббатам крупных мон-рей (обычно вместе с правом ношения далматики и сандалий или митры). Так, в 1070 г. папа Александр II даровал такую привилегию аббату Сан-Пьетро-ин-Чьель-д'Оро в Павии (Jaffé. RPR. 4679; достоверность более ранних привилегий, данных папами Иоанном XV и Львом IX, сомнительна), а в 1088 г. папа Урбан II наделил правом ношения П. св. Гуго, аббата Клюни (Jaffé. RPR. 5372; впосл. право ношения П. получали даже приоры Клюни). Пятый канон Синода в Пуатье 1100 г. запретил аббатам использовать П. без разрешения папы (Sdralek M. Wolfenbüttler Fragmente. Münster, 1891. P. 137), но с XIII в. вручение П. вошло в состав чина поставления аббата (Pontif. Rom. (XIII c.). XVI 1, 10, 15).

После тридентской реформы цвет П. должен был соответствовать литургическим цветам праздника. При этом П. черного цвета не было, т. к. их ношение на заупокойных службах и в Великую пятницу было запрещено. Согласно предписаниям католич. св. Карла Борромео, П. должны быть вязаными, а их манжеты - украшены золотой каймой (Caroli Borromaei Instructionum fabricae et supellectilis ecclesiasticae libri duo (1577) / Ed. E. van Dreval. P.; Arras, 1855. P. 268). Последним папой Римским, к-рый служил в П., был Иоанн XXIII.

Лит.: Barbier de Montault X. Les Gants pontificaux. Tours, 1877; Fleury Rohault Ch., de. La Messe. P., 1889. Vol. 8. P. 191-197; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. Br., 1907. S. 359-384; Leclercq H. Gants // DACL. 1924. T. 6. Pt. 1. Col. 614-628; Schwineköper B. Der Handschuh im Recht, Amterwesen, Brauch und Volksglauben. B., 1938; Beaulieu M. Les gants liturgiques en France au Moyen Âge // Bull. archéol. du comité des travaux historiques et scientifiques. 1968. Vol. 4. P. 137-153; Müller R. Die Kleidung nach Quellen des frühen Mittelalters: Textilien und Mode von Karl dem Grossen bis Heinrich III. B.; N. Y., 2003; Pastoureau M. Le gant médiéval: Jalons pour l'histoire d'un objet symbolique // Idem. Les signes et les songes: Études sur la symbolique et la sensibilité médiévales. Firenze, 2013. P. 327-342; Diem A. The Stolen Glove: On the Hierarchy and Power of Objects in Columbanian Monasteries // Shaping Stability: The Normation and Formation of Religious Life in the Middle Ages / Ed. K. Pansters, A. Plunkett-Latimer. Turnhout, 2016. P. 51-67.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Богослужебные одежды Римско-католической Церкви Инсигнии, визуальные признаки власти, статуса, должности, официального правления, юрисдикции или принадлежности к организации, существующие в виде особых эмблем или предметов Перчатки, один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора
См.также:
АМИКТ облачение католич. свящ.
ДАЛМАТИКА в античности и средние века - верхняя муж. и жен. одежда, туника из шерсти или шелка с рукавами до запястий; в католич. Церкви - одно из облачений диакона (а также в особых случаях - епископа и священника)
ИНСИГНИИ визуальные признаки власти, статуса, должности, офиц. правления, юрисдикции или принадлежности к орг-ции, существующие в виде особых эмблем или предметов
МИТРА головной убор, элемент богослужебного облачения христ. духовенства на Востоке и на Западе
ПАЛЛИЙ в католич. Церкви одно из богослужебных облачений папы и митрополитов
ПЕРСТЕНЬ одна из инсигний епископа в Римско-католической Церкви