[лат. Durandus] Вильгельм, Старший (1230/31, Пюимисон, близ Безье, Лангедок - 1.11.1296, Рим), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда. Учился в Лионе, был регулярным каноником в Маглоне. В 1255 г. отправился для изучения права в Болонью, где, будучи учеником Бернарда Пармского († 1266), получил степень д-ра. Преподавал каноническое право в Модене. Папа Климент IV пожаловал ему титулярный каноникат в Бове и Шартре. В 1262 г. Д. стал папским капелланом и субдиаконом в Римской курии, затем занимал пост auditor generalis causarum palatii (одного из судей, к-рые рассматривали апелляции тех, кто обращались к Римскому престолу). Присутствовал на конклаве 1268 г. и был секретарем на II Лионском Соборе (см. ст. Лионские Соборы) (1274), предположительно участвовал в выработке его постановлений. Папа Николай III отправил Д. в качестве легата в Болонью. В 1278 г. он был назначен ректором и генеральным капитаном (rector et capitaneus generalis) Патримония св. Петра в Тоскане, а в 1279 г. стал деканом в Шартре.
В 1281 г., как генеральному викарию Романьи, а затем в 1283 г., как ректору и комиту (comes) Болоньи, Урбино и Анконской марки, Д. пришлось вмешаться в борьбу гвельфов и гибеллинов в Романье. Он успешно подавил восстание Ги де Монтефельтро, разрушил крепость-оплот мятежников Кастель-делле-Рипе и в 1284 г. основал на ее месте Кастельдуранте (совр. Урбания).
В 1285 г. кафедральный капитул Манда избрал его епископом (кафедра пустовала с 1278). Рукоположен во епископа осенью 1286 г., но не занимал кафедру до 1291 г. (еп-ством управлял его племянник Вильгельм Дуранд Младший). В 1295 г. папа Римский Бонифаций VIII хотел сделать Д. архиепископом Равенны, но тот отказался и в сент. того же года был назначен ректором Романьи и Анконской марки, где вновь вспыхнуло восстание гибеллинов. Пробыл на посту недолго, скончался в нояб. 1296 г. Сведения о принадлежности Д. к доминиканцам или каноникам-августинцам не находят достаточного подтверждения.
Главным трудом Д. по канонистике является «Speculum iudiciale» (Судебное зерцало) - пространный трактат энциклопедического характера с изложением всей системы канонического права, благодаря к-рому Д. получил прозвище Speculator. Особый упор в трактате был сделан на процессуальное право; Д. обобщил наработки легистов и канонистов XII-XIII вв. в этой области и свой опыт практической работы судьи, в частности снабдив 4-ю ч. трактата сборником судебных формул папской курии. 1-я редакция появилась в 1276 г., 2-я - в 1289-1291 гг. (добавлен «Speculum legatorum» - Зерцало легатов). «Speculum iudiciale» стал основным пособием по процессуальному праву в XIV-XVII вв. и уже в Новое время выдержал более 50 изданий (до 1678).
Др. его сочинение по праву - «Repertorium, sive Breviarium iuris canonici» (Реперторий, или Бревиарий канонического права) - содержит изложение Декреталий Григория IX по титулам и глоссы на постановления Григория X (иначе «Constitutiones Novissimae», представляющие собой постановления II Лионского Собора). Д. приписывается также комментарий на Декреталии Николая III.
Д. создал синодальные статуты для своего еп-ства, известные под названием «Instructiones et constitutiones» (составлены до 1292). Статуты состоят из 2 частей: в 1-й («Instructiones») даются наставления клирикам относительно их обязанностей, прежде всего совершения таинств (в основном речь идет о Евхаристии и Покаянии), во 2-й («Constitutiones») обобщены декреталии, различные провинциальные статуты Юж. Франции и статуты Церкви еп-ства Манд, дополняющие наставления 1-й ч. Д. приписывается также пособие для диоцезного клира - «Ordinarium Ecclesiae Mimatensis» (Ординарий Мандской Церкви).
Не меньшую известность получил труд Д. по литургике «Rationale divinorum officiorum» (Учебник божественных служб) - трактат энциклопедического характера с изложением системы ius liturgicum. Это наиболее полное из всех толкований, к-рое по значению для средневек. литургики не уступает «Сентенциям» Петра Ломбардского для средневек. теологии и по сути подводит итог традиции аллегорического толкования литургии на Западе.
«Rationale...» сохранился в 139 рукописях. Он является одной из первых небиблейских книг, изданных типографским способом (в Майнце в 1459; всего известно ок. 111 старопечатных изданий, из к-рых 44 - инкунабулы). Трактат Д. был настолько популярен, что в 1495 г. в кружке свт. Геннадия Новгородского был сделан перевод 8-й кн. на славянский язык (единственный сохранившийся список - РНБ. Погод. № 1121, 30-е гг. XVII в.). Научных изданий «Rationale...» всего 2 - 1859 г. («критическое» издание) и 1995-2000 гг. (по 8 лучшим рукописям).
Выявлено 2 редакции памятника: 1-я редакция завершена ок. 1291 г., когда Д. находился в Манде, а 2-я, расширенная,- во время его пребывания в Италии в 1291-1296 гг.
«Rationale...» состоит из 8 книг: в 1-й речь идет о Церкви, об устройстве храма, алтаря, об иконах, о колоколах, об усыпальнице, освящении храма, алтаря и церковной утвари, о таинствах Церкви, во 2-й - о клириках и об ординациях, в 3-й - об облачениях, в 4-й - о чине мессы, в 5-й - о службах суточного круга (оффиции), в 6-й - о церковном годе, в 7-й - о памятях святых и заупокойных службах, в 8-й - о календаре.
Среди упоминаемых Д. источников его труда - сочинения Сикарда Кремонского († 1215), папы Иннокентия III († 1216), Вильгельма Осерского († 1231), Гильберта из Турне († 1270). Он также использовал толкования мессы Гонория Августодунского († ок. 1156), Иоанна Белета († после 1165), Препозитина Кремонского († ок. 1210), Псевдо-Гуго Сен-Викторского (сер. XII в.), Гуго Сен-Шерского († 1263).
Д. применил в толковании молитв и обрядов учение о 4 смыслах Свящ. Писания (изложено в Предисловии (Prohemium)). Чаще всего он толкует отдельные элементы мессы как воспоминания о земном служении Христа. Труд Д. является важным источником по литургической практике XIII в. Так, Д. пишет о более частом причащении, чем можно было бы ожидать в средние века, хотя указывает, что нормативным становится причащаться трижды в год; в отличие от католич. традиции следующих веков Д. рассматривает оффиций как молитву Церкви, а не как частное дело клириков.
«Rationale...» является в нек-ром смысле расширенным приложением к Понтификалу, отредактированному и изданному Д. в 1293-1295 гг. Д. стремился восстановить древние традиции богослужения, сохранив при этом в качестве основы Понтификал Римской курии. Тем не менее он постоянно ссылается на местные традиции, в т. ч. его еп-ства, и говорит об их ценности. По сути это 1-й Понтификал в строгом смысле слова, поскольку Д. исключил из него все чины, совершаемые пресвитерами. Хотя в заглавии говорится, что книга предназначена только для кафедры Манда (ad usum ecclesiae Mimatensis), присутствие в ней чинов ординации папы и коронации императора указывает на возможность более широкого применения. Понтификал Д. использовался наряду с Понтификалом Римской курии как в Риме, так и в Авиньоне, в 1485 г. стал основой при подготовке первопечатного рим. Понтификала. Кроме того, перу Д. принадлежит «Liber benedictionum» (сб. епископских молитв-благословений), который в рукописной традиции часто включался в состав Понтификала.