Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИТРА
45, С. 421-423 опубликовано: 10 августа 2021г.


МИТРА

Митра. 1715 г. (Музей Бенаки, Афины)
Митра. 1715 г. (Музей Бенаки, Афины)

Митра. 1715 г. (Музей Бенаки, Афины)

[Греч. μίτρα; лат. mitra], головной убор, элемент богослужебного облачения христ. духовенства на Востоке и на Западе. Несмотря на сходство названия, М. в греч. и лат. традициях имеют принципиально отличную форму и разное происхождение.

Наименование

В античную эпоху М. назывались головная повязка, прежде всего женская, изготовлявшаяся из шерсти, а также фригийский колпак и некоторые головные уборы вост. народов (Isid. Hisp. Etymol. XIX 31. 1, 4-6; Pauly, Wissowa. 1932. R. 1. Bd. 15. Hbd. 30. Sp. 2217-2220).

Поскольку в греческих (Исх 29. 6; 36. 35) и латинских (Исх 29. 9; 39. 26; Лев 8. 13; Сир 45. 14) переводах ВЗ М. упоминается среди священных облачений, в средние века это стало основанием для использования термина по отношению к головным уборам епископов (см., напр.: Honor. August. Gemma anim. I 214 // PL. 172. Col. 609).

В православной традиции

М. у архиереев впервые упоминается в XV в., но получает распространение только в XVI-XVII вв. Еще в XII в. Феодор Вальсамон обращал внимание на то, что только Александрийский патриарх служит с покрытой головой (PG. 138. Col. 1021, 1048). В XV в. свт. Симеон Солунский отмечал, что в его время уже мн. архиереи так служили (PG. 155. Col. 716-717). В ответ на вопрос Гавриила Пентапольского, почему Римский папа и Александрийский патриарх служат в М., свт. Симеон, хотя и приводил историческое и символическое обоснования этого обычая, тем не менее уточнял, что М. для архиерея служит Евангелие, к-рое возлагается на его главу при хиротонии (PG. 155. Col. 871-873), а значит, лучше служить как прежде, с непокрытой головой. После падения К-поля у греч. патриархов появляются митры-венцы (короны), наподобие короны визант. императора. Согласно наблюдениям старца Арсения (Суханова), еще в нач. XVII в. они были исключительно патриаршими инсигниями (ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3(21). С. 73, 82, 263), но постепенно распространились и среди митрополитов, к-рые имели право носить их только в пределах своей епархии. В настоящее время в большинстве Поместных Православных Церквей принято, что при совершении богослужения Предстоятелем Поместной Церкви (за исключением архиепископа Афинского) в М. служит только он, а все сослужащие архиереи меняют М. на клобук (в М. все архиереи служат только при совершении епископской хиротонии).

На Руси в XVI в. появляются М. в виде шапки с меховой опушкой, вероятно напоминающие великокняжеские головные уборы (Дмитриевский. 1903). Они появились независимо от греч. или лат. традиции сначала как внебогослужебные облачения или уборы для совершения служб вне храмов, крестных ходов и т. п., что было связано с климатическими условиями. Е. Е. Голубинский полагал, что изначально это были просто скуфьи на твердой подкладке, чтобы не складывать их, а ставить, когда необходимо снять с головы во время богослужения (Голубинский. История РЦ. Т. 1. 2-я пол. C. 230-236).

М. по греч. образцу появились на Руси после 1653 г. Московский Собор 1674 г. попытался ввести четкие правила использования М. Право ношения креста на М. было закреплено только за патриархом (с 1686 крест на М. разрешен для митрополита Киевского). Золоченые М. могли носить только митрополиты, а прочим архиереям полагались серебряные. Согласно Архиерейскому Чиновнику, при надевании М. во время облачения архиерей произносит молитву        (Чиновник. 1982. Кн. 1. С. 55).

После 1988 г. все архиерейские М. в РПЦ увенчаны крестами в отличие от М., к-рыми награждаются архимандриты и протоиереи. Эти различия существуют только в практике РПЦ. В РПЦЗ кресты на М. появились только после «Акта о каноническом общении» (2007) и воссоединения с РПЦ МП.

М. у архимандритов и протоиереев

М. у архимандритов и протоиереев известны только в рус. традиции. Первым в 1561 г. «шапку» при возведении в сан архимандрита получил игумен Троице-Сергиевой лавры Елевферий (впосл. епископ Суздальский и Тарусский - ПСРЛ. Т. 13. С. 331), что затем стало нормой для Русской Церкви. По постановлению Московского Собора 1674 г. помимо митрополитов «шапку златокованую» могли носить еще 3 игумена - Троице-Сергиевой лавры, Рождественского мон-ря во Владимире и Чудова мон-ря в Москве, а остальные архимандриты - «шапки среброкованые». Наименование М. шапкой сохраняется до сих пор в Архиерейском Чиновнике в чине на произведение в сан архимандрита. Из чина епископской хиротонии упоминание «шапки святительской», к-рая надевается после омофора, было исключено, поскольку во епископа рукополагались преимущественно архимандриты, и так уже имевшие М.

В 1705 г. указом царя Петра I М. стала принадлежностью сана архимандрита. В 1786 г. М. впервые была дарована прот. Иоанну Памфилову, поскольку он был духовником имп. Екатерины II и членом Синода. В 1797 г. имп. Павел I включил М. в число наград для белого духовенства (несмотря на протесты со стороны нек-рых архиереев). Имп. указы 1859 и 1884 гг. закрепили право награждения М. непосредственно за императором. Однако до XX в. митрофорных протоиереев было мало.

Согласно «Положению о наградах», принятому Архиерейским Собором РПЦ в 2013 г., М. возлагается одновременно с возведением в сан архимандрита, а награждение протоиереев М. производится указом патриарха не ранее чем через 5 лет после награждения крестом с украшениями (для монашествующих - через 7 лет).

В латинской традиции

В латинской традиции М. появились во 2-й пол. IX в. в подражание папскому головному убору (camelaucum; известен с нач. VIII в.- LP. Vol. 1. P. 390), к-рый папы носили вне богослужения (впосл. он принял форму папской тиары). Изначально этот элемент епископского костюма назывался cidaris, corona, infula или cophia (cucufa). Употребление термина «митра» по отношению к литургическому головному убору фиксируется в сер. XI в. В 1049 г. папа Лев IX своей буллой даровал привилегию ношения рим. М. (romana mitra) Эберхарду, архиеп. Трирскому, как примасу Бельгийской Галлии (Jaffé. RPR. T. 1. P. 530. N 4158; Urkundenbuch... Coblenz und Trier / Hrsg. H. Beyer. Coblenz, 1860. Bd. 1. S. 383-385. N 329). В 1051-1052 гг. такое же право было даровано кардиналам-пресвитерам диоцезов Безансон и Бамберг (Jaffé. RPR. T. 1. P. 540. N 4249; P. 543. N 4283), а в 1063 г.- аббату мон-ря св. Августина в Кентербери (Ibid. P. 573. N 4541).

Митра. 1611 г. (Сокровищница мон-ря Эчмиадзин, Армения)
Митра. 1611 г. (Сокровищница мон-ря Эчмиадзин, Армения)

Митра. 1611 г. (Сокровищница мон-ря Эчмиадзин, Армения)

К XII в. М. стала повсеместно использоваться в католич. Церкви в составе чина епископской ординации (Pontif. Rom. (XII c.). Vol. 1. P. 152). Наряду с духовными лицами (епископами, аббатами, кардиналами) в XI-XV вв. М. папа Римский награждал светских правителей в знак особых отношений с апостольским престолом, а также они использовались в чинах светской коронации (подробнее см.: Schramm. 1954).

Классическая лат. М. (simplex - простая) имеет коническую или зубчатую форму, обшита шелком белого цвета, нижний край тульи (in circulo), а также конический верх или зубчатый выступ (in titulo) перпендикулярно по отношению к нижнему краю декорированы лентой или вышитым узором, сзади к М. крепятся 2 свисающие ленты (fasciae, vittae, penduli, fanones, infulae), концы которых могут украшать бахрома или кисти. «Рога» (cornua) зубчатых М. изначально выступали слева и справа, но в течение XII в. М. «повернули» и сделали «рога» спереди и сзади. Постепенно М. увеличивались в высоту, а верхняя часть тульи расширялась, приобретая более треугольную форму. С XIII в. известны М. auriphrygiata (расшитая золотом) и pretiosa (украшенная жемчугом, драгоценными камнями), которые использовались во время процессий и для богослужений в периоды Адвента, Великого поста и великих праздников, тогда как простые М. надевали во время преподания благословения, при совершении погребальных чинов и др. сакраменталий, в Великую пятницу, а также в присутствии папы Римского. Использование 3 видов М. в зависимости от года церковного и типа службы было зафиксировано в тридентских литургических книгах. В XVII в. получили широкое распространение т. н. итал. М.- стрельчатой формы, непропорционально большие и тяжелые, но изощренно украшенные.

М. не подчиняется общим правилам о литургических цветах. Правила ношения М. описаны в Понтификале и Церемониале. М. обязательны при совершении таинственных священнодействий (при освящении воды и во время погружения крещаемого в таинстве Крещения, во время помазания при Конфирмации, во время возложения рук при Ординации и проч.), но запрещено их надевать при произнесении молитв мессы и оффиция, их также снимают во время чтения Евангелия. Если во время богослужения епископу необходимо было снять М., ее принимал специально назначенный министрант, носящий вимпу (лат. vimpa) - наплечную накидку с карманами, чтобы держать М., не прикасаясь к ней голыми руками.

После II Ватиканского Собора различие между М. auriphrygiata и pretiosa исчезло, остались только простая и украшенная М. Согласно Апостольскому посланию «Pontificalia insignia» папы Павла VI (21 июня 1968), право ношения М. перестало быть привилегией и зависело только от сана или должности того или иного духовного лица. В совр. Римско-католической Церкви (РКЦ) М. носят все епископы и кардиналы, папские легаты, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию над территориями, отделенными от диоцеза, все аббаты в мон-рях своего ордена или конгрегации, а также апостольские администраторы, префекты и викарии.

Лат. М. сохранились и в церквах, отделившихся от РКЦ. У англикан М. вышла из употребления после Реформации, однако ее использование было восстановлено в результате Оксфордского движения. М. сохраняется также в нек-рых церквах лютеран. традиции.

У нехалкидонитов

У нехалкидонитов встречаются М. как греческого, так и латинского типа. Так, патриарх Коптской Церкви издревле носит М., как и правосл. Александрийский патриарх, что, возможно, указывает на общий источник происхождения Церквей. В отличие от М. др. копт. архиереев она может иметь коническую форму, близкую к форме папской тиары. В копт. традиции ее появление относят либо ко времени председательства свт. Кирилла Александрийского на III Вселенском Соборе, либо к особому дару визант. императора, полученному копт. патриархом в X в., но достоверно существование патриаршей М. прослеживается только с XII в. (Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. Vol. 2. P. 200-217). По мере распространения на Востоке уний с Римом М. лат. типа появляются у предстоятелей и епископов сир. Церквей (раньше других - у маронитов). Традиция ношения М. у яковитов, видимо, была неустойчивой, но в целом близка к коптской. В Ассирийской Церкви Востока используются М., по типу близкие к греческим. Чаще всего в сир. Церквах М. можно увидеть на архиереях при совершении ими хиротоний.

По крайней мере с кон. XII - нач. XIII в. латинская форма М. появляется у армянских епископов, вступивших в унию с Римом (PL. 213. Col. 535; 214. Col. 1013), хотя долгое время М. остается привилегией арм. патриархов и католикосов, окончательно закрепившись как элемент богослужебного облачения епископов в XV в. (Muyldermans J. Le costume liturgique arménien // Le Muséon. 1926. Vol. 39. P. 253-324). В XVIII в. в Армянской Церкви появляются М. греч. типа, увенчанные крестом, но их носят только пресвитеры и протодиаконы.

Лит.: Rohault de Fleury Ch. La Messe. P., 1889. Vol. 8. P. 111-135; Дмитриевский А. А. Митра: Ист.-археол. очерк // РукСП. 1903. № 11. С. 297-310; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident u. Orient. Freiburg i. Br., 1907; Klauser Th. Der Ursprung der bischöflichen Insignien und Ehrenrechte. Krefeld, 19532; Schramm P. E. Die geistliche und die weltliche Mitra // Idem. Herrschaftszeichen und Staatssymbolik. Stuttg., 1954. Tl. 1. S. 51-98; Salmon P. Étude sur les insignes du pontife dans le rit romain. R., 1955; Vollmann B. K. Mitra: Eine Ergänzung zum «Novum Glossarium» // ALMA (G). 1973. Vol. 39. P. 39-54; Sirch B. Der Ursprung der bischöflichen Mitra und päpstlichen Tiara. St. Ottilien, 1975. (Kirchengeschichtliche Quellen u. Studien; 8); Piltz E. Kamelaukion et mitra: Insignes byzantins impériaux et ecclésiastiques. Stockholm, 1977.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Богослужебные одежды Римско-католической Церкви Богослужебные одежды Русской Православной Церкви Митра, головной убор, элемент богослужебного облачения христ. духовенства на Востоке и на Западе
См.также:
АМИКТ облачение католич. свящ.
ДАЛМАТИКА в античности и средние века - верхняя муж. и жен. одежда, туника из шерсти или шелка с рукавами до запястий; в католич. Церкви - одно из облачений диакона (а также в особых случаях - епископа и священника)
ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб
НАБЕДРЕННИК в РПЦ наградной элемент богослужебного облачения священников, представляет собой матерчатый плат прямоугольной формы, украшенный изображением креста, крепится за 2 угла к длинной ленте, накинутой через плечо, и носится на правом бедре (если же надета палица, то на левом)
ОРАРЬ в правосл. традиции богослужебное облачение
ПАЛИЦА в правосл. Церкви один из элементов богослужебного облачения епископа; правом ношения П. в качестве привилегии также могут наделяться лица в пресвитерском сане (архимандриты, протоиереи, игумены)