Семен Викторович (1867, Суджанский у. Курской губ.- 10.06.1937, Ленинград), рус. композитор, дирижер, педагог, просветитель. Представитель с.-петербургской ветви Нового направления в рус. духовной музыке. Детские годы П. провел за границей, после смерти отца вернулся с матерью в Россию. Окончил гимназию. Начал изучать теорию музыки с П. С. Штейнбергом, в 1884 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, но не окончил ее. Впосл. брал уроки композиции у А. К. Лядова. С 1892 г. занимался педагогической деятельностью: преподавал музыкально-теоретические предметы в муз. школе К. И. Даннемана и Н. М. Кривошеина и на муз. курсах Б. В. Поллака. Имел много частных учеников. Из переписки П. с В. В. Бесселем следует, что в 1896 г. он участвовал как корректор в подготовке 1-го издания партитуры оперы П. И. Чайковского «Опричник». В 1894-1899 гг. заведовал муз. частью в народной аудитории В. Н. фон Дервиз, где устраивал общедоступные хоровые концерты для рабочих, сопровождая их вступительным словом, и муз. вечера, читал лекции. 27 апр. 1899 г. состоялся 1-й общедоступный симфонический концерт при участии хора и оркестра аудитории под упр. П. В 1901 г. он организовал 2 симфонических концерта в зале Дворянского собрания в С.-Петербурге, в к-рых П. дирижировал сочинениями В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера, А. Брукнера, К. Сен-Санса и Р. Штрауса. В сер. 90-х гг. XIX в. литератор П. В. Засодимский рекомендовал его как «всесторонне образованного» человека, хорошего музыканта и композитора, примыкающего к Могучей кучке. В 1899-1900, 1901-1904 гг. и во 2-й пол. 1900-х гг. жил за границей (Берлин, Вена, Цюрих, Женева), где занимался композицией, посещал концерты, общался с музыкантами, пропагандировал рус. музыку.
В 90-х гг. XIX в. П. познакомился с А. А. Блоком через его тетку М. А. Бекетову, которая пела в хоре у П., посещала его концерты и брала у него уроки композиции (жена Блока Л. Д. Блок также брала уроки у П.). В 1903 г. П. первым написал неск. вокальных сочинений на стихи Блока. Противоречивый психологический портрет П. можно составить по его письмам Блоку (1900-1912), дневникам и записным книжкам поэта, воспоминаниям Бекетовой, А. Белого. По свидетельству Бекетовой, П. оказал «несомненное влияние» на молодого Блока.
С 1911 г. был учителем пения в гимназии и реальном училище Г. К. Штемберга (там же преподавал свящ. М. А. Лисицын (впосл. протоиерей)), в том же году открыл собственные курсы теории композиции в С.-Петербурге. В 1912 г. начал преподавать на хоровых курсах В. В. Певцовой. По заказу П. М. Киреева П. редактировал сб. «Кондаки на акафистах, припевы и концерты двунадесятым праздникам», в к-рый включил и свои припевы на акафисте Покрову Пресв. Богородицы (Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. СПб., 1913. Вып. 6; репринт: М., 1999). В 1913-1914 гг. должен был стать главным редактором планировавшегося к изданию альманаха о церковном творчестве «Стародавнему и нашему» (затем переименованному в «Вечную песнь»), приглашал к сотрудничеству прот. М. Лисицына, Г. Н. Тимофеева, А. Т. Гречанинова, С. М. Ляпунова, Н. Ф. Финдейзена, Н. С. Голованова.
В 1921-1924 гг. жил в Смоленске и преподавал теорию музыки в муз. школе. В 1-й пол. 30-х гг. XX в., возможно, преподавал в ленинградском муз. техникуме. В последнем письме М. Ф. Гнесину в февр. 1937 г. он писал о своей болезни (РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. № 612). Умер в Ленинграде. Похоронен на Волковом лютеранском кладбище.
П. принадлежат 76 опусов муз. сочинений: камерно-инструментальные и вокальные миниатюры (23 опуса фортепианной музыки, всего 102 произведения, 9 опусов романсов на стихи К. Д. Бальмонта, Блока, В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба и др., преимущественно рус. поэтов, всего 28 произведений) и хоровая музыка, как светская (6 опусов, 28 произведений), так и гл. обр. духовная (30 опусов, изд. с 1902 по 1916). В духовно-муз. наследии П. большое значение имеют крупные циклические сочинения, среди которых - 4 Литургии св. Иоанна Златоуста, 2 Всенощных бдения, а также Песнопения к чину выноса креста, Панихида, Пение на венчании. П. создавал как свободные сочинения, так и многоголосные обработки церковных распевов (преимущественно киевского).
Большая подборка духовных сочинений П. была напечатана изд-вом П. И. Юргенсона. В 1902 г. в ж. «Музыка и пение» (издатель П. К. Селиверстов) опубликован проект под названием «Народный обиход годичного церковного пения для 3-голосного и 4-голосного хоров, составленного по напевам придворному, знаменному, киевскому, греческому и другим, сочинения и переложения С. В. Панченко», предполагалось издать 13 вып., вышло только 3 (Литургии op. 20, 21, Молебны op. 29 (обнаружены 2 из объявленных 5)).
Стиль духовной музыки П. рассмотрен во мн. работах прот. М. Лисицына, одной из первых была «Церковь и музыка» (1902), а самой значительной - «О новом направлении в русской церковной музыке» (1909), где это направление было обосновано как синтез всех предыдущих этапов развития рус. богослужебного пения. Сочинения П. представляли самый радикальный вид синтеза: церковных распевов и «вагнеризма», под к-рым понимались расширение возможностей мажорно-минорной системы, свобода модулирования в отдаленные тональности. В большинстве случаев подобное сочетание неубедительно, приводит к эклектичности композиции. Но прот. М. Лисицын находил такой синтез органическим и прочным, напр., в Херувимской (Oр. 24), где «при первом взгляде трудно сказать, где кончается руссицизм и где начинается вагнерианство» (О новом направлении. С. 20), хотя отмечал, что «Яко да царя» написано в рус. стиле, а все предыдущие разделы, в особенности «и Животворящей»,- в совр. зап. стиле «с большой дозой вагнеризма». Во мн. сочинениях П. встречаются разделы, основанные на длительном тональном «блуждании», эллиптических последованиях (напр., в «Великом славословии» (Oр. 25)), применяются резкие гармонические и стилистические модуляции (напр., в «Хвалите имя Господне» из ор. 45). Сам П. также высказывал идеи включения в «систему европейского мышления» формы «русской манеры выражения», к-рая пока еще далека от «системы абсолютных формул, с помощью которых возможно было бы выразить всякую общечеловеческую мысль, идею, общечеловеческое представление, настроение» (Предисл. // Op. 26-27: Литургия св. Иоанна Златоуста. М., 1912. С. 2-3). Опора на синтез рус. и зап. стилей сближает музыку П. с творчеством композиторов рус. зарубежья Н. Н. Черепнина, А. Г. Чеснокова.
Не все современники разделяли идеи подобного синтеза, не раз появлялись заметки с осуждением «резких гармоний, странного и угловатого соединения аккордов» в Панихиде (Oр. 47) (ХРД. 1909. № 1. С. 31), Пении на венчании (Oр. 68) (Там же. 1914. № 3. С. 30). Не нашел отклика и др. тип синтеза, связанный с введением в церковное пение цитат из народных песен, намеренно противоречащих смыслу текста, напр. «Эй, ухнем» (начальный мотив в Херувимской, почти весь напев в «Хвалите имя Господне» в Литургии (Oр. 21), хотя свящ. М. Лисицын использовал в характеристике этого опуса выражения «чрезвычайно ново», «небывало оригинально» и т. п.).
Принцип синтеза хоровой фактуры и оркестрового, симфонического мышления, нашедший отражение в партитурах композиторов Нового направления (напр., Гречанинова), можно встретить и в произведениях П. В крупных сочинениях он нередко прибегает к многочисленным divisi с целью достижения яркого звукоизобразительного эффекта, напр. в Херувимской (Oр. 24), где в разд. «Трисвятую песнь припевающе» дважды имитируется колокольный звон. Нек-рые опусы П., напротив, предназначены для малых хоров и опираются на трехголосие, типичное для обиходного пения (Oр. 19, 20, 21).