Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЯПУНОВ
42, С. 206-207 опубликовано: 15 октября 2020г.


ЛЯПУНОВ

С. М. Ляпунов. Фотография. 1923 г. (?)
С. М. Ляпунов. Фотография. 1923 г. (?)

С. М. Ляпунов. Фотография. 1923 г. (?)
Сергей Михайлович (18.11.1859, Ярославль - 8.11.1924, Париж), рус. композитор, пианист, педагог. Род. в дворянской семье, принадлежащей к известному роду Ляпуновых, ведущему начало от кн. Константина Ярославича, младшего брата вел. кн. Александра Невского. Предки Л. состояли на гражданской и военной службе, в их числе были и лица духовного сословия. В XIX и XX вв. среди Ляпуновых было неск. академиков, в т. ч. родные братья Л.- математик А. М. Ляпунов и лингвист Б. М. Ляпунов. Их отец, М. В. Ляпунов (1820-1868), астроном, заведовавший обсерваторией при Казанском ун-те, был назначен директором Демидовского лицея и уч-щ Ярославской губ. Мать Л., С. А. Шипилова (1824-1879), хорошо владела фортепиано и стала для Л. 1-й учительницей музыки. Правосл. мировоззрение с детства было основополагающим для буд. композитора. Церковные песнопения он впервые услышал в детстве в лицейской церкви.

После смерти отца семья переехала в Н. Новгород, где Л. окончил гимназию, занимался у В. Ю. Виллуана в муз. классах при Русском музыкальном об-ве, посещал хоровые концерты, знакомясь с духовно-муз. сочинениями рус. композиторов.

В 1878-1883 гг. Л. учился в Московской консерватории, к-рую окончил с малой золотой медалью и со званием свободного художника по классам фортепианной игры и свободного сочинения. В консерватории сложились его представления о русском церковнопевч. искусстве: в 1879-1880 гг. он посещал курс истории церковного пения профессора-прот. Д. В. Разумовского, одного из самых авторитетных исследователей древнерус. певч. традиции. В 1882 г. Л. написал муз. произведение «56-й псалом» для 4 солистов, смешанного хора и оркестра. Эта учебная работа не внесена им в списки сочинений и не издана.

По окончании учебы Л. переехал в С.-Петербург, где вскоре сблизился с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым и др. композиторами. В 1893 г. отправился в фольклорную экспедицию по Русскому Северу. Среди записанного им в экспедиции - 8 духовных стихов и колокольные звоны.

Иером. Сергий (Ляпунов). Фотография. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в.
Иером. Сергий (Ляпунов). Фотография. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в.

Иером. Сергий (Ляпунов). Фотография. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в.

В 1894 г. по рекомендации Балакирева Л. занял пост помощника управляющего Придворной певческой капеллой, сменив Римского-Корсакова. В его ведении находились регентские и инструментальные классы, б-ка и нотный склад. В отсутствие управляющего капеллой Л. занимался духовно-муз. цензурой. Работа в капелле стала для Л. важным и любимым делом, к-рому он отдал 8 лет жизни, считая основной задачей в области хорового искусства продолжение начинаний его предшественников. Много времени он уделял развитию регентского класса, на правительственном уровне решал вопросы его финансирования и предоставления прав выпускникам, изыскивал помещения для занятий. Под рук. Л. был издан церковнопевч. Обиход для правосл. эстонцев. В числе произведений, допущенных композитором к печати и разрешенных к употреблению в богослужении,- 6 духовно-муз. переложений и сочинений Балакирева. Л. служил в капелле при 4 управляющих: Балакиреве, К. П. Бражникове, А. С. Аренском и С. В. Смоленском. В 1902 г. он вынужден был выйти в отставку, т. к. его мнение по мн. вопросам не совпадало с замыслами новых руководителей.

В 1908 г. Л. был избран директором Бесплатной музыкальной школы. В 1910-1923 гг. профессор С.-Петербургской консерватории.

В творческом наследии Л. преобладают симфонические и фортепианные сочинения, а также романсы для голоса и фортепиано. До 1915 г. он не сочинял духовной музыки, но мотивы церковных песнопений присутствовали в некоторых его инструментальных сочинениях (этюд «Трезвон», 4 пьесы для фортепиано «Святки»). В 1915 г. он написал «Шесть духовно-музыкальных сочинений и переложений для смешанного хора» (Ор. 62): 2 Херувимские, «Достойно есть», «Отче наш», «Свете тихий» и «Хвалите Господа с небес». В 1916 г. Л. сочинил «140-й псалом» для сопрано в сопровождении органа и арфы, в 1923 г. написал его 2-ю редакцию, ставшую последним сочинением, созданным композитором в России.

15 мая 1919 г. Л. был избран старостой консерваторской церкви. Он занялся организацией пения на богослужении, разработал курс истории древнерус. церковной музыки. В 1921 г. консерватория учредила класс изучения древнерус. музыки по памятникам духовно-муз. творчества, целью к-рого было пробудить интерес молодых композиторов к церковной музыке и способствовать созданию сочинений на основе древних распевов. Однако начавшиеся в эти годы гонения на Церковь на мн. десятилетия сделали почти невозможными изучение церковной музыки и создание новых ее образцов.

В нач. 20-х гг. XX в. Л. начал работу над Литургией, успев написать лишь Великую и Малую ектении и 2 первых антифона (не изданы, автограф хранится в фонде Л. в ОР РНБ). В 1921 г. он стал зав. Народной хоровой академией (бывш. Придворная певческая капелла), а в 1922 г. на его место был назначен М. Г. Климов. В февр. того же года Л. оказал сопротивление представителям власти, пришедшим в церковь консерватории для изъятия ценностей. Церковь была опечатана, службы запрещены. Л. привлекли к уголовной ответственности в рамках «Петроградского дела церковников». Во время заседаний ревтрибунала, проходивших в Большом зале Петроградской филармонии, Л. сочинил песнопение «Богородице Дево, радуйся». По окончании процесса 10 подсудимых, в т. ч. митр. Петроградского и Ладожского Вениамина (Казанского), приговорили к расстрелу, многих лишили свободы. Л. был приговорен к лишению свободы на 6 месяцев условно. Сочинения Л. более не издавали и не исполняли, материальные условия его жизни стали совершенно невыносимыми.

14 сент. 1923 г. Л. уехал за границу, чтобы сольными концертами зарабатывать средства к существованию своей многочисленной семьи. Здоровье композитора было подорвано, и через год с небольшим в Париже он скоропостижно скончался. Имеющиеся в архиве Л. однострочные записи духовных произведений и выписки из церковных нотных книг позволяют предположить наличие больших творческих замыслов в области церковной музыки, к-рые не осуществились. Младший из сыновей композитора Борис в 1928 г. принял монашеский постриг с именем Сергий, в том же году был рукоположен во иерея, служил в Троицкой ц. Лаврской киновии в Ленинграде; в 1932 г. арестован и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, 9 марта 1936 г. скончался от чахотки в Темниковском лагере в Мордовии.

Арх.: РНБ. Ф. 451 (Ляпунов С. М.). № 416: Докл. зап. о положении регентского класса при Придворной певч. капелле. 1897-1898. Автограф; № 417: Регентский класс при Придворной певч. капелле: Докл. зап. 1890-е гг. Автограф; № 426: Докл. зап. по поводу участия начальника Придворной певч. капеллы в Комитете по вопр. духовно-муз. цензуры и о назначении нотной суммы. 1901. Автограф; № 372: Гармоническая и контрапунктическая разработка памятников древнерус. духовно-муз. творчества: Программа курса. 1921. Маш.; № 526: Письма (5) С. В. Смоленскому. 1901-1902. Ркп.; № 691: Письма С. В. Смоленского (10) С. М. Ляпунову. Петергоф, 1901-1902. Ркп.; Ф. 1141. № 72; Ляпунова А. С. Наброски монографии о С. М. Ляпунове. Автограф; № 76: она же. Наброски, содерж. сведения о работе С. М. Ляпунова в Придворной певч. капелле. Автограф.
Лит.: Миллер В. Р. «Сочинено во время заседания ревтрибунала»: (С. М. Ляпунов. «Богородице Дево, радуйся») // Из истории муз. культуры: Сб. ст. СПб., 1999. С. 130-137. (Рукоп. памятники; 5); он же. О русском церк.-певч. искусстве: Влияние С. М. Ляпунова на развитие духовной музыки // Ораниенбаум: Страницы истории. СПб., 2008. С. 273-296; он же. С. М. Ляпунов как правосл. муз. деятель // Культура и история: Мат-лы межвуз. науч. конференций «Культура и история» (2004-2007). СПб., 2009. С. 378-402; он же. С. М. Ляпунов и «Дело о церкви» // Памяти А. С. Ляпуновой: Сб. стат. и мат-лов. СПб., 2012. С. 64-91. (Петерб. муз. архив; 9); он же. Сергей Ляпунов // Русское правосл. церк. пение в XX в.: Советский период. Книга 1: 1920-1930-е годы. Часть 1. М., 2015. С. 302-320. (РДМДМ; 9); Сергей Ляпунов. Духовные сочинения и Псалом для голоса, арфы и органа, ор. 64 / Публ.: В. Р. Миллер (в печати).
В. Р. Миллер
Ключевые слова:
Композиторы русские Ляпунов Сергей Михайлович (1859 - 1924), русский композитор, пианист, педагог Сергий (Ляпунов Борис Сергевич; † 1936), иеромонах
См.также:
АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
АНЦЕВ Михаил Васильевич (1865-1945), композитор и педагог