Димитрий Васильевич (18.10.1818, с. Воскресенское Одоевского у. Тульской губ.- 2.01.1889, Москва), прот., историк и теоретик церковной музыки, палеограф. Сын, внук и правнук священников ц. Обновления храма Воскресения Христова с. Воскресенского. Учился в Тульском уездном уч-ще (с 1827) и Тульской ДС (1834-1839), где изучал помимо специальных предметов философию, историю, физику и математику, греч., лат., франц. и евр. языки. В 1839-1843 гг. учился в КДА, в 1845 г. защитил магистерскую диссертацию по философии. В 1843-1852 гг. преподавал в Вифанской ДС в звании профессора физику, математику и древнеевр. язык. В 1847 г. в Сергиевском посаде обвенчался с дочерью проф. МДА прот. Ф. А. Голубинского Марией (1828-1858), у них родились дочь Анна и сын Михаил (выпускник МДС, псаломщик; помогал отцу в копировании текстов и нот, участвовал в корректорской работе нотного изд-ва семьи Юргенсон (см.: Рахманова. 2010)).
В 1850 г. рукоположен во священника к Николаевской домовой ц. МДС, спустя 2 года был назначен служить в Николаевской ц. у Боровицких ворот Московского Кремля, с 1854 г. и до конца жизни - настоятель ц. св. Георгия на Всполье. В этой церкви Р. совершил венчание П. И. Чайковского и А. И. Милюковой. В 1858 г. был назначен членом Комиссии для рассмотрения и исправления нотных церковных сочинений. В 60-70-х гг. преподавал Закон Божий в Голицынской школе при Московском благотворительном об-ве и в Ломоносовской семинарии при лицее в память цесаревича Николая на Остоженке. В 1866 г. приглашен в качестве законоучителя и преподавателя истории церковного пения в Московскую консерваторию (с 1871 профессор). В 1870 г. возведен в сан протоиерея.
На протяжении мн. лет Р. занимался изучением древнерус. пения на основе рукописных источников, разрабатывая методы их палеографического и музыковедческого анализа. Основные выводы исследований Р., сосредоточенные в монографии «Церковное пение в России…» (1867-1869), позволяют считать его основоположником рус. муз. медиевистики. Судя по архивным материалам, в своих исследованиях Р. опирался на широкий круг источников на различных языках. В своих работах он затронул целый комплекс проблем муз. медиевистики, важнейшими из к-рых являются: ладовая организация древнерус. и визант. песнопений, развитие формы муз. нотации, взаимосвязь письменной традиции и устной практики, происхождение тех или иных форм невменной записи и др. Он также написал многочисленные заметки и эссе по истории и теории визант. муз. наследия, к-рые только частично были отражены в указанном труде; большая их часть, в т. ч. 1-й рус. перевод визант. трактата «Агиополит», не опубликована и хранится в его архиве (РГБ. Ф. 380). В работе «О нотных безлинейных рукописях церковного пения» (1863) Р. впервые сделал вывод о происхождении знаменной нотации от византийской нотации. Курс истории рус. церковного пения, разработанный Р. в результате его научных изысканий, стал 1-м в истории муз. образования России. Прослушавший этот курс З. З. Дуров при поддержке Р. стал 1-м преподавателем истории церковного пения в С.-Петербургской консерватории (с 1883).
Среди неопубликованных работ Р. следует отметить палеографический альбом, посвященный греч. церковнопевческой традиции и включающий 38 примеров из различных рукописей (РГБ. Ф. 380. Карт. 5. Ед. хр. 16. Л. 1-47).
В течение всей жизни Р. собирал древнерус. и греч. певч. книги (в наст. время это собрание хранится в РГБ (Ф. 379)).
Р. рецензировал и корректировал труды, направлявшиеся ему Учебным комитетом при Синоде. Среди этих работ - «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России», составленный Чайковским (1875) (Мещерина. 2017. С. 29).
Активный участник I, III и IV Археологических съездов (1869, 1874, 1877).
Принял участие в изданиях ОЛДрП: подготовил крюковые тексты и написал предисловие к «Кругу церковного древнего знаменного пения» по рукописи старообрядца И. А. Фортова (СПб., 1884-1885), курировал издание «Стихир, положенных на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского» с предисловием архим. Леонида (Кавелина) и нотной расшифровкой Фортова (1886). Смоленский также отмечал заслугу Р. в изобретении нового крюкового шрифта для издания нотных певч. книг (РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 109-110).
Нек-рые рассуждения и отдельные выводы Р. в наст. время переосмыслены (определение путевого распева как неосмогласного, приоритет звукоряда в определении гласовой принадлежности песнопения и невнимание к мелодической формульности и др.), однако большая часть его идей дала импульс к развитию отечественной муз. медиевистики и до наст. времени остается актуальной.
Ю. К. Арнольд характеризовал Р. как «бескорыстного, до самозабвения преданного своему предмету ученого» (цит. по: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 112), Д. Ф. Голубинский писал «о его совершенной нестяжательности, редкой доброте души и постоянной готовности помочь всякому нуждающемуся» (Там же. С. 110), С. В. Смоленский подчеркивал «удивительную честность и положительность в научных работах» Р. (Там же. С. 108), а также его качества как исследователя: «…до какой высокой степени был учен и умен Д. В. Разумовский, как он умел разбираться в исторических данных - умел делать широкие обобщения и осмысливать данные, не имеющие, казалось, никакой связи между собою, а порознь, сами по себе, вполне мелкие» (цит. по: РДМДМ. Т. 6. Кн. 2. С. 400).
Р.- почетный корреспондент имп. Публичной б-ки (1862), действительный член Московского ОЛДП (1863), Музыкального об-ва в К-поле (1863), Об-ва древнерусского искусства (1864) и МАО (1865), Православного миссионерского об-ва (1870), член-корреспондент имп. Русского археологического об-ва (1862) и ОЛДрП (1883), член-сотрудник по отд-нию ученых исследований и изданий ППО (1883), член Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще и хоре (с 1886), почетный член МДА (1887). Был награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. равноап. кн. Владимира 4-й степени, серебряной медалью РАО (за труд «Церковное пение в России»).
Р. имел дружеские и научно-творческие отношения с кн. В. Ф. Одоевским с 1862 г. вплоть до кончины последнего (см.: Скирская. 2016); примечательны их «математические» письма, посвященные вопросам ладовых систем (см.: Переписка В. Ф. Одоевского с Д. В. Разумовским // Князь Владимир Одоевский: Дневник. Переписка. Мат-лы: К 200-летию со дня рождения / Ред.-сост.: М. П. Рахманова. М., 2005. С. 430-453). Поддерживал научно-творческие связи с коллекционером древних рукописей П. И. Севастьяновым; описал собрание снимков с афонских певч. рукописей, сделанных в ходе экспедиции Севастьянова (1859-1860) по просьбе директора Публичной б-ки И. В. Делянова (РНБ. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 53; опубл.: Скирская. 2017. С. 127-159). В 1862-1866 гг. вел переписку с В. В. Стасовым, который поделился с Р. своими материалами по древнерус. певч. искусству и греч. пению (см. его благодарственное письмо Стасову от 12 июня 1866: РМГ. 1895. № 11. С. 645; Шеховцова И. П. По следам Афонской экспедиции Севастьянова // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2017. Вып. 26. С. 121-123). Также переписывался с архим. Антонином (Капустиным), однокурсником Р. по КДА. Архим. Антонин обращался к Р. с различными вопросами, касающимися происхождения и датировки греч. рукописей (см.: Шеховцова И. П. Греческие муз. рукописи в собирательской деятельности архим. Антонина (Капустина) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2014. Вып. 4(16). С. 113-142). Поддерживал идею гармонизации древних распевов в «строгом стиле» Н. М. Потулова. Р. в течение мн. лет оказывал поддержку и давал консультации Арнольду (см.: Записи о взаимоотношениях с Ю. К. Арнольдом (после 1879) // РГБ. Ф. 380. Карт. 4. Ед. хр. 30; Замечания [на исслед. Арнольда по теории визант. музыки] // Там же. Ед. хр. 29; Арнольд Ю. К. Воспоминания. М., 1893. Вып. 3). Многолетнее научное сотрудничество связывало Р. со Смоленским, который стал его преемником на курсе истории церковного пения в консерватории (1889-1901). К Р. за консультациями обращался прот. И. И. Вознесенский в процессе написания работы «О пении в православных церквах греческого Востока с древнейших до новых времен» (1895) (см.: Письма И. И. Вознесенского к Д. В. Разумовскому // РГБ. Ф. 380. Карт. 14. Ед. хр. 44).
В доме Р. бывали такие выдающиеся муз. деятели, как Н. Г. Рубинштейн, С. И. Танеев, Н. Д. Кашкин, В. Н. Кашперов, И. В. Гржимали, Н. А. Губерт, К. К. Альбрехт, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев и др. Чайковский консультировался с Р. при сочинении Всенощной.