Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РАЗУМОВСКИЙ
59, С. 240-242 опубликовано: 5 февраля 2025г. 


РАЗУМОВСКИЙ

Димитрий Васильевич (18.10.1818, с. Воскресенское Одоевского у. Тульской губ.- 2.01.1889, Москва), прот., историк и теоретик церковной музыки, палеограф. Сын, внук и правнук священников ц. Обновления храма Воскресения Христова с. Воскресенского. Учился в Тульском уездном уч-ще (с 1827) и Тульской ДС (1834-1839), где изучал помимо специальных предметов философию, историю, физику и математику, греч., лат., франц. и евр. языки. В 1839-1843 гг. учился в КДА, в 1845 г. защитил магистерскую диссертацию по философии. В 1843-1852 гг. преподавал в Вифанской ДС в звании профессора физику, математику и древнеевр. язык. В 1847 г. в Сергиевском посаде обвенчался с дочерью проф. МДА прот. Ф. А. Голубинского Марией (1828-1858), у них родились дочь Анна и сын Михаил (выпускник МДС, псаломщик; помогал отцу в копировании текстов и нот, участвовал в корректорской работе нотного изд-ва семьи Юргенсон (см.: Рахманова. 2010)).

В 1850 г. рукоположен во священника к Николаевской домовой ц. МДС, спустя 2 года был назначен служить в Николаевской ц. у Боровицких ворот Московского Кремля, с 1854 г. и до конца жизни - настоятель ц. св. Георгия на Всполье. В этой церкви Р. совершил венчание П. И. Чайковского и А. И. Милюковой. В 1858 г. был назначен членом Комиссии для рассмотрения и исправления нотных церковных сочинений. В 60-70-х гг. преподавал Закон Божий в Голицынской школе при Московском благотворительном об-ве и в Ломоносовской семинарии при лицее в память цесаревича Николая на Остоженке. В 1866 г. приглашен в качестве законоучителя и преподавателя истории церковного пения в Московскую консерваторию (с 1871 профессор). В 1870 г. возведен в сан протоиерея.

На протяжении мн. лет Р. занимался изучением древнерус. пения на основе рукописных источников, разрабатывая методы их палеографического и музыковедческого анализа. Основные выводы исследований Р., сосредоточенные в монографии «Церковное пение в России…» (1867-1869), позволяют считать его основоположником рус. муз. медиевистики. Судя по архивным материалам, в своих исследованиях Р. опирался на широкий круг источников на различных языках. В своих работах он затронул целый комплекс проблем муз. медиевистики, важнейшими из к-рых являются: ладовая организация древнерус. и визант. песнопений, развитие формы муз. нотации, взаимосвязь письменной традиции и устной практики, происхождение тех или иных форм невменной записи и др. Он также написал многочисленные заметки и эссе по истории и теории визант. муз. наследия, к-рые только частично были отражены в указанном труде; большая их часть, в т. ч. 1-й рус. перевод визант. трактата «Агиополит», не опубликована и хранится в его архиве (РГБ. Ф. 380). В работе «О нотных безлинейных рукописях церковного пения» (1863) Р. впервые сделал вывод о происхождении знаменной нотации от византийской нотации. Курс истории рус. церковного пения, разработанный Р. в результате его научных изысканий, стал 1-м в истории муз. образования России. Прослушавший этот курс З. З. Дуров при поддержке Р. стал 1-м преподавателем истории церковного пения в С.-Петербургской консерватории (с 1883).

Среди неопубликованных работ Р. следует отметить палеографический альбом, посвященный греч. церковнопевческой традиции и включающий 38 примеров из различных рукописей (РГБ. Ф. 380. Карт. 5. Ед. хр. 16. Л. 1-47).

В течение всей жизни Р. собирал древнерус. и греч. певч. книги (в наст. время это собрание хранится в РГБ (Ф. 379)).

Р. рецензировал и корректировал труды, направлявшиеся ему Учебным комитетом при Синоде. Среди этих работ - «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России», составленный Чайковским (1875) (Мещерина. 2017. С. 29).

Активный участник I, III и IV Археологических съездов (1869, 1874, 1877).

Принял участие в изданиях ОЛДрП: подготовил крюковые тексты и написал предисловие к «Кругу церковного древнего знаменного пения» по рукописи старообрядца И. А. Фортова (СПб., 1884-1885), курировал издание «Стихир, положенных на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского» с предисловием архим. Леонида (Кавелина) и нотной расшифровкой Фортова (1886). Смоленский также отмечал заслугу Р. в изобретении нового крюкового шрифта для издания нотных певч. книг (РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 109-110).

Нек-рые рассуждения и отдельные выводы Р. в наст. время переосмыслены (определение путевого распева как неосмогласного, приоритет звукоряда в определении гласовой принадлежности песнопения и невнимание к мелодической формульности и др.), однако большая часть его идей дала импульс к развитию отечественной муз. медиевистики и до наст. времени остается актуальной.

Ю. К. Арнольд характеризовал Р. как «бескорыстного, до самозабвения преданного своему предмету ученого» (цит. по: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 112), Д. Ф. Голубинский писал «о его совершенной нестяжательности, редкой доброте души и постоянной готовности помочь всякому нуждающемуся» (Там же. С. 110), С. В. Смоленский подчеркивал «удивительную честность и положительность в научных работах» Р. (Там же. С. 108), а также его качества как исследователя: «…до какой высокой степени был учен и умен Д. В. Разумовский, как он умел разбираться в исторических данных - умел делать широкие обобщения и осмысливать данные, не имеющие, казалось, никакой связи между собою, а порознь, сами по себе, вполне мелкие» (цит. по: РДМДМ. Т. 6. Кн. 2. С. 400).

Р.- почетный корреспондент имп. Публичной б-ки (1862), действительный член Московского ОЛДП (1863), Музыкального об-ва в К-поле (1863), Об-ва древнерусского искусства (1864) и МАО (1865), Православного миссионерского об-ва (1870), член-корреспондент имп. Русского археологического об-ва (1862) и ОЛДрП (1883), член-сотрудник по отд-нию ученых исследований и изданий ППО (1883), член Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще и хоре (с 1886), почетный член МДА (1887). Был награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. равноап. кн. Владимира 4-й степени, серебряной медалью РАО (за труд «Церковное пение в России»).

Р. имел дружеские и научно-творческие отношения с кн. В. Ф. Одоевским с 1862 г. вплоть до кончины последнего (см.: Скирская. 2016); примечательны их «математические» письма, посвященные вопросам ладовых систем (см.: Переписка В. Ф. Одоевского с Д. В. Разумовским // Князь Владимир Одоевский: Дневник. Переписка. Мат-лы: К 200-летию со дня рождения / Ред.-сост.: М. П. Рахманова. М., 2005. С. 430-453). Поддерживал научно-творческие связи с коллекционером древних рукописей П. И. Севастьяновым; описал собрание снимков с афонских певч. рукописей, сделанных в ходе экспедиции Севастьянова (1859-1860) по просьбе директора Публичной б-ки И. В. Делянова (РНБ. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 53; опубл.: Скирская. 2017. С. 127-159). В 1862-1866 гг. вел переписку с В. В. Стасовым, который поделился с Р. своими материалами по древнерус. певч. искусству и греч. пению (см. его благодарственное письмо Стасову от 12 июня 1866: РМГ. 1895. № 11. С. 645; Шеховцова И. П. По следам Афонской экспедиции Севастьянова // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2017. Вып. 26. С. 121-123). Также переписывался с архим. Антонином (Капустиным), однокурсником Р. по КДА. Архим. Антонин обращался к Р. с различными вопросами, касающимися происхождения и датировки греч. рукописей (см.: Шеховцова И. П. Греческие муз. рукописи в собирательской деятельности архим. Антонина (Капустина) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2014. Вып. 4(16). С. 113-142). Поддерживал идею гармонизации древних распевов в «строгом стиле» Н. М. Потулова. Р. в течение мн. лет оказывал поддержку и давал консультации Арнольду (см.: Записи о взаимоотношениях с Ю. К. Арнольдом (после 1879) // РГБ. Ф. 380. Карт. 4. Ед. хр. 30; Замечания [на исслед. Арнольда по теории визант. музыки] // Там же. Ед. хр. 29; Арнольд Ю. К. Воспоминания. М., 1893. Вып. 3). Многолетнее научное сотрудничество связывало Р. со Смоленским, который стал его преемником на курсе истории церковного пения в консерватории (1889-1901). К Р. за консультациями обращался прот. И. И. Вознесенский в процессе написания работы «О пении в православных церквах греческого Востока с древнейших до новых времен» (1895) (см.: Письма И. И. Вознесенского к Д. В. Разумовскому // РГБ. Ф. 380. Карт. 14. Ед. хр. 44).

В доме Р. бывали такие выдающиеся муз. деятели, как Н. Г. Рубинштейн, С. И. Танеев, Н. Д. Кашкин, В. Н. Кашперов, И. В. Гржимали, Н. А. Губерт, К. К. Альбрехт, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев и др. Чайковский консультировался с Р. при сочинении Всенощной.

Соч.: О нотных безлинейных рукописях церк. знаменного пения. М., 1863. (ЧОЛДП; 1); Бычков А. Ф. Отрывки Евангелия XI в. [с публ. мат-лов исслед. Д. В. Разумовского] // ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 1. Стб. 29-37; Мат-лы для археол. словаря // Древности: Тр. МАО. М., 1867. Т. 1. Вып. 2. С. 15-16, 18, 20-35; 1870. Т. 2. С. 6-16; 1874. Т. 4. С. 13, 15-17, 30; Об основных началах богослужебного пения Правосл. Грекорос. Церкви // СбОДИ на 1866. Отд. 1. М., 1867. С. 107-124 (отд. изд.: М., 1866); Патриаршие певчие диаки и поддиаки // Древности: Археол. вестн. М., 1867. Т. 1. С. 241-253 (отд. отт.: М., 1868); Церковное пение в России: (Опыт ист.-техн. изложения): Из уроков, чит. в Консерватории при Моск. муз. об-ве. М., 1867-1869. 3 вып. (гл. 1-7 переизд. с коммент. И. Е. Лозовой: Муз. академия. 1998. № 1, 2; 1999. № 1, 3, 4); Музыкальная деятельность кн. В. Ф. Одоевского // В память о кн. В. Ф. Одоевском: Заседание ОЛРС 13 апр. 1869 г. М., 1869. С. 33-42; То же // РДМДМ. 2000. Т. 3. С. 46-49; Обозрение растений, упоминаемых в Свящ. Писании. М., 1871, 20122; Церковнорусское пение. Народное мирское пение и собственно музыка: Ист. заметка о мирском пении рус. народа // Тр. I Археол. съезда в Москве в 1869. М., 1871. Т. 2. С. 444-473; Какое значение имеет гармония Потулова для пения нашей православной церкви? // Тр. III Археол. съезда в России в 1874. К., 1878. Т. 2. Прил. С. 161-164; Государевы певчие диаки. М., 1881; О знаменном распеве // Круг церк. древнего знаменного пения: В 6 ч. СПб., 1884. [Т. 1]. С. I-XXIII (2-я паг.). (ОЛДрП; 83); Разбор рукоп. соч. З. Дурова «Опыт истории музыки в России» // Отчет о присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1885; Богослужебное пение Правосл. Грекороссийской Церкви: Теория и практика церк. пения. М., 1886; Патриаршие певчие диаки и поддиаки. Государевы певчие диаки. М., 1895; Письма к В. В. Стасову // РМГ. 1909. № 1. Стб. 1-6.
Лит.: Ларош Г. А. Русская муз. лит-ра (Краткий отзыв на «Церковное пение в России» Разумовского) // РВ. 1869. Т. 83. Сент.-окт. С. 774-783; Д. С[оловьев]. Прот. Д. Разумовский // ЦВед. 1889. № 5; Финдейзен Н. Ф. Прот. Д. В. Разумовский: (Очерк его деятельности) // Разумовский Д. В., прот. Патриаршие певчие диаки и поддиаки. Государевы певчие диаки. М., 1895. С. 5-18; он же. Новые мат-лы для биографии прот. Д. В. Разумовского // РМГ. 1896. № 12. Стб. 1571-1578; Биографический словарь членов Имп. московского археологического об-ва. М., 1915; Грановский Б. Б. Д. В. Разумовский: Кр. очерк жизни и деятельности: Мат-лы архива // Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского: Описания / Ред.: И. М. Кудрявцев. М., 1960. С. 23-35; Мерцалова О. Д. Д. В. Разумовский в письмах о церк. пении в России // Гимнология. М., 2000. Вып. 1. Кн. 1. C. 26-29; она же. Проблемы рус. церк.-певч. искусства XIX в. в переписке Д. В. Разумовского // Музыка в совр. мире: Наука, педагогика, исполнительство: Тезисы II Междунар. науч.-практ. конф., 27 янв. 2006. Тамбов, 2006. С. 55; Смоляков Б. Г. Вопросы совр. науч. изучения древнепевч. терминологии и их отражение в трудах Д. В. Разумовского // Гимнология. 2000. Вып. 1. Кн. 1. C. 30-39; Шлихтина Ю. Р. Мат-лы по визант.-рус. муз.-теоретич. связям из архива Д. В. Разумовского // Там же. C. 19-25; Velimirovic M. Father Razumovsky and Byzantine Chant // Там же. C. 13-18; Смоленский С. В., Голубинский Д. Ф., Арнольд Ю. К. Восп. о прот. Д. В. Разумовском // РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 108-115; Рахманова М. П. Димитрий Разумовский: священник и ученый // РДМДМ. 2010. Т. 6. Кн. 2. С. 377-392; Скирская Т. В. Прот. Д. В. Разумовский и кн. В. Ф. Одоевский: Науч. контакты // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2016. Вып. 3(23). С. 151-158; она же. У истоков рус. муз. византологии // Там же. 2017. Вып. 25. С. 123-160; Мещерина Е. Г. Научная деятельность прот. Д. В. Разумовского в области богослужебного пения Правосл. Церкви // Вестн. Акад. хорового искусства. М., 2017. № 8. С. 15-37; Шеховцова И. П. Из истории моск. собраний греч. певч. рукописей: Коллекция Д. В. Разумовского // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2015. Вып. 2(18). С. 31-47; она же. Из истории отеч. муз. византинистики: Д. В. Разумовский (1818-1889) // Гимнология. 2017. Вып. 7. С. 9-30; она же. Малоизвестные страницы биографии прот. Д. Разумовского: (К 200-летию со дня рождения ученого) // Культура и искусство. 2018. № 12. С. 1-28; она же. Об одной неизв. работе о. Димитрия Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2018. Вып. 29. С. 92-111.
И. В. Старикова
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Музыковеды российские Палеографы Разумовский Димитрий Васильевич (1818 - 1889), протоиерей, историк и теоретик церковной музыки, палеограф
См.также:
БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (1784 или 1785 – 1848), прот., д-р богословия, славист
МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог
МОШИН Владимир Алексеевич (1894-1987), прот., филогог-славист, византинист, археограф, палеограф
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Антонин Викторович (1870-1929), исследователь рус. церковной музыки, палеограф, педагог, музыкально-общественный деятель
АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 - 1860), протоиерей
АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки
АВРААМИЙ БЕЛОКОПЫТОВСКИЙ (Щёголев Андрей Семенович; 1829 - 1902), прот.
АГГЕЕВ Константин Маркович (1896-1921), прот.