Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РАЗУМНИК
59, С. 240 опубликовано: 5 февраля 2025г. 


РАЗУМНИК

[Синесий, греч. Συνετóς, лат. Synesius] († 270-275), мч. Римский (пам. 12 дек.; пам. греч. 12 дек., 22 февр.). Основным источником сведений о святом служит синаксарное сказание, входящее в состав Синаксаря К-польской ц. (сер. Х в.). Согласно этому сказанию, Р. был чтецом при папе Римском св. Сиксте II. Однажды, в царствование имп. Аврелиана (270-275), святой увидел царя приносящим жертвы идолам и сам притворно обещал поклониться истуканам вместе с ним, но вместо этого посмеялся над языческой верой. По др. версии сказания, Р. просто насмехался над обрядами идолопоклонников, о чем было донесено Аврелиану, к-рый приказал пытать его за это.

Император приказал сечь святого, так что вся земля вокруг была залита кровью. После этого Р. был брошен в темницу, а наутро его пытали на раскаленной железной жаровне. Во время страданий мученик слышал глас Божий, укрепляющий и утешающий его; после этого хлынул ливень, к-рый погасил огонь и остудил жаровню. Тогда мучители выкопали яму глубиной в 10 локтей, на дне которой были острые колья. Р. сбросили туда, но полученные им многочисленные раны немедленно зажили. После этого святой притворно согласился принести жертву идолам и был на 12 дней в одиночестве заперт в рим. Пантеоне. За это время мученик, исполненный силы и ревности свыше, сбросил всех истуканов с постаментов и свалил их грудой в углу храма. Золотую же статую Юпитера он раздробил на мелкие части и раздал их нищим, тайно покинув храм через ворота, к-рые ангелы раскрыли перед ним. По прошествии 12 дней император в сопровождении сенаторов пришел в Пантеон, чтобы проверить, принес ли Р. жертвы. Увидев, что сделано со статуями, Аврелиан приказал подвесить Р. вниз головой и пытать железными когтями. Мученик легко переносил боль, даже когда палачи рвали его тело на части. Наконец он был усечен мечом.

Как указал И. Делеэ, синаксарное сказание о Р. имеет легендарный характер (MartRom. Comment. P. 579). Не вполне понятно, почему о Р. сообщается, что он был чтецом при св. Сиксте († 258), в то время как сам он пострадал при имп. Аврелиане. Возможно, составитель повествования был плохо знаком с хронологией царствования императоров и со сроками понтификата пап того периода.

Кард. Цезарь Бароний отождествил Р. с мч. Синесием, мощи к-рого почивают в мон-ре Райхенау. В греч. традиции это отождествление не было воспринято, но оно встречается в рус. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 503). В действительности, что также отметил Делеэ, речь идет о разных лицах (MartRom. Comment. P. 579). Мученик, мощи к-рого в 829/30 г. были перенесены в мон-рь Райхенау, носил имя Генесий (только в одном источнике он именуется Сенесием; см.: Miracula S. Marci // MGH. SS. Scr. Vol. 4. P. 450), и его останки первоначально находились в Иерусалиме. Впосл. они были перенесены в Венецию и лишь оттуда - в Алеманнию, о чем говорит отдельное сказание (MGH. SS. Scr. Vol. 15. Pars 1. P. 169-172). Перенесение его мощей совпало по времени с перенесением в Райхенау мощей св. ап. Марка (см. также в Хронике Германа из Райхенау (Hermannus Augiensis. Chronicon. Аn. 830 // MGH. SS. Scr. Vol. 5. P. 103)). Т. о., ни о каком тождестве этого святого с легендарной фигурой, к-рой является Р., говорить не приходится.

Память Р. совершалась 12 дек., согласно Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 303-304). Также под 22 февр. указана память одноименного святого (Ibid. Col. 484); архиеп. Сергий (Спасский) и бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) сомневаются в возможности отождествить его с Р. (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 439; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 382). Память мученика с кратким сказанием приводится под 12 дек. и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.; PG. 117. Col. 203-204). Февральской памяти этот источник не включает. Оба дня памяти указываются прп. Никодимом Святогорцем (см.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 295-296.; Τ. 3. Σ. 304).

Синаксарное чтение о Р. вошло под 12 дек. в состав слав. нестишного Пролога, переведенного с греческого в кон. XI - нач. XII в. (изд.: Славяно-русский пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 460-463); под 22 февр. также указывается память «мученика Синета» (Там же. С. 788); т. о. в славяно-рус. стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в., вошла только февральская память Р. (как «мученика Синета») (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 6. С. 56). Сказание о мученичестве Р. приводится в ВМЧ свт. Макария под 12 дек. (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 235 [1-я паг.]); без сказания его память указана и под 22 февр. (как «мученика Синета») (Там же. Стб. 492 [1-я паг.]).

«Книга Житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, содержит только декабрьскую память Р. Под 12 дек. его память входит и в совр. месяцеслов РПЦ.

В лат. традиции литургическое почитание Р. впервые устанавливается в Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.), к-рый перенес память святого из греч. синаксарей (MartRom. P. 578). Совр. редакция Римского Мартиролога память Р. не включает.

Ист.: BHL, N 3314; ЖСв. Дек. С. 380-384; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 2 . Л. 94 об.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 382; Т. 3. С. 503; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 439; Caraffa F. Sineto // BiblSS. Vol. 11. Col. 1215.
П. А. Пашков
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Разумник [Синесий] († 270-275), мученик Римский (пам. 12 дек.; пам. греч. 12 дек., 22 февр.)
См.также:
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня)
АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
АНФИСА (V в.), мц. Римская (пам. 8 дек.)
АНФИСА НОВАЯ мц. (пам. 27 авг.)