[наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (23/24.02. 1872/73, Таганрог - 25.05.1964, Москва), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. Обучался в Ростове-на-Дону в уездном уч-ще, где солировал в хоре. Был замечен Е. С. Азеевым, набиравшим мальчиков на юге России для Придворной певческой капеллы. В 1884-1888 гг. З. часто исполнял соло, являясь малолетним певчим капеллы, обучался в инструментальном классе капеллы у проф. П. А. Краснокутского (скрипка), М. А.
Балакирева (симфонические формы), А. К. Лядова (контрапункт). Получил аттестат инструментального класса капеллы. В 1897-1900 гг. по классу композиции обучался у Н. А. Римского-Корсакова в С.-Петербургской консерватории, окончил ее со званием свободного художника. В дальнейшем повышал уровень композиторского мастерства в Москве, посещая «среды» С. И. Танеева.Широкую известность как сочинитель З. получил с кон. 10-х гг. XX в. Им создано более 350 произведений: 3 оперы, балет, ряд симфонических произведений, инструментальные квартеты, произведения для духового оркестра и оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли, струнные квартеты, фортепианные произведения, вокально-симфонические произведения, хоры для смешанных и однородных голосов, вокальные ансамбли, романсы, песни (более 100 названий), обработки русских, белорусских, украинских народных песен.
Сочинения З. неоднократно премировались на конкурсах: им. А. Г. Рубинштейна (1900), С.-Петербургского об-ва камерной музыки (1901), им. М. И. Глинки (1902), Московского товарищества камерной музыки, им. С. И. Танеева (1916). Заслуженный артист РСФСР (1932), народный артист БССР (1949), народный артист СССР (1963). В 1950 г. был удостоен Гос. премии СССР.
Параллельно с творчеством З. активно занимался педагогической деятельностью. С 1897 г. в Придворной певческой капелле вел класс скрипки, работал на регентских курсах. В 1905 г. под Киевом руководил любительским хором сахарного завода. Преподавал музыкально-теоретические предметы и сочинение в ряде учебных заведений: муз. училище в Ростове-на-Дону (1906-1908), Московской консерватории (1909-1918), Донской консерватории (1918-1919), Кубанской консерватории (1919-1924), Одесском музыкально-драматическом ин-те (1924-1926), Киевском музыкально-драматическом ин-те им. Н. В. Лысенко (1926-1930), Свердловском муз. техникуме им. П. И. Чайковского (1930-1933); в Белорусской консерватории был зав. теоретико-композиторской кафедрой (1933-1941).
З. написано 3 духовно-муз. сочинения: Херувимская песнь, «Милость мира» и «Отче наш», последнее с посвящением Ивановскому рабочему хору. Они принадлежат к концертному стилю духовной музыки, с широким использованием полифонических приемов (подголоски, имитации, стретты) и усложненным гармоническим языком (обилие альтерированных аккордов, диссонантность). Давая в целом благоприятные отзывы, критика усматривала в духовных сочинениях З. черты подражательности: в интонационном строе Херувимской песни - влияние М. И. Глинки, в песнопении «Милость мира» - П. И. Чайковского, в использовании нонаккордов - Дж. Сарти, в «Отче наш» - заимствование «угловатостей» современника З., композитора С. В. Панченко (ХРД. 1913. № 2. С. 40).
Как бывш. воспитанник Придворной певческой капеллы З. оставил воспоминания о ее управляющем Балакиреве, добившемся строительства нового здания капеллы, отдельного помещения для регентских курсов, сплотившем лучшие педагогические силы и по-отечески заботившемся об учениках; о Римском-Корсакове, создавшем оркестр профессионального уровня, редактировавшем новое издание «Обихода церковного пения», где впервые в гармонизацию старинных мелодий вводились плагальные обороты вместо автентических; о Лядове, усиленно занимавшемся с учениками, а также об А. К. Глазунове, о В. В. Стасове, о М. М. Иванове, о Н. Ф. Соловьёве и др.; о свойственных хору капеллы высоком качестве певч. мастерства и стилистических особенностях исполнения.
Научный труд З. «Фуга: Руководство к практическому изучению» является первым в этом жанре и единственным на рус. языке с полным описанием особенностей фуги. Работа до сих пор не утратила значения для педагогической практики.
Как общественный деятель З. в дореволюционное время совместно с С. Н. Василенко и Ю. С. Сахновским проводил в Москве «Исторические концерты» симфонической музыки для рабочих Прохоровской и Цинделевской мануфактур, писал музыку для народного театра суконной фабрики Попова; в советский период был членом жюри Всесоюзных конкурсов: 2-го музыкантов-исполнителей (1935), пианистов (1937), дирижеров (1938).