Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЛАЗУНОВ
11, С. 548-549 опубликовано: 17 марта 2011г.


ГЛАЗУНОВ

Александр Константинович (29.07.1865, С.-Петербург - 21.03.1936, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа), рус. композитор, дирижер и педагог. Из семьи крупнейших книгоиздателей и книготорговцев Глазуновых (фирма основана в 1782, к 1903 выпустила ок. 900 изданий, в т. ч. исторических, педагогических, научных трудов).

Занимаясь с детства музыкой, Г. не обучался ни в каком специальном учебном заведении; «консерваторией» стали для него частные уроки Н. А. Римского-Корсакова. Феноменальные способности Г. позволили ему успешно дебютировать с масштабным сочинением - Первой симфонией - уже в 16 лет; неск. годами позже, при содействии муз. мецената купца М. П. Беляева, Г. начал выступать как дирижер не только в С.-Петербурге, но и за границей. С 1899 г. профессор С.-Петербургской консерватории, после 1905 г. и до отъезда за рубеж в 1928 г. ее первый выборный ректор.

А. К. Глазунов. Фотография. Нач. ХХ в.
А. К. Глазунов. Фотография. Нач. ХХ в.

А. К. Глазунов. Фотография. Нач. ХХ в.
Основные жанры творчества Г.- инструментальные, прежде всего симфонические (8 симфоний, сюиты, увертюры, поэмы, фантазии и проч.); Г. также автор 3 балетов («Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года»): они с успехом ставились в имп. театрах, но по сути тоже имеют самостоятельную симфоническую форму. Обладая уникальной муз. памятью, Г. вместе с Римским-Корсаковым завершил после смерти А. П. Бородина оставшуюся незаконченной оперу «Князь Игорь» (3-е действие), записал на слух ее увертюру, а также и 1-ю часть незавершенной Третьей симфонии Бородина. О степени общественного признания искусства Г. в России свидетельствует тот факт, что именно ему была заказана Коронационная кантата на восшествие на престол имп. Николая II (1895; кантату к коронации имп. Александра III сочинил П. И. Чайковский); Г. создал также кантатные произведения к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, к открытию 1-й Государственной думы, к 50-летию С.-Петербургской консерватории и проч.

Творчество Глазунова сначала развивалось в русле т. н. петербургской школы («Могучая кучка» и ее продолжение - Беляевский кружок); в ранних произведениях Г. очень близок своим наставникам - М. А. Балакиреву, Римскому-Корсакову и особенно Бородину, с к-рым его сближали тяготение к эпическим, монументальным рус. образам, к уравновешенной стройной форме. В дальнейшем муз. стиль Глазунова неск. изменился под воздействием искусства Чайковского, оперного творчества Р. Вагнера и программного симфонизма Ф. Листа. В целом же музыка Г. (почти все основные его произведения созданы до 1905-1906) являет собой, с одной стороны, вершину поздней рус. классики (в т. ч. по исключительному техническому мастерству), с др.- в наибольшей мере воплощает дух той особой эпохи, к-рую образует царствование Александра III.

Воспитанный в приверженной традициям рус. семье, человек религ., Г. не обращался к церковнопевч. жанрам до последних лет жизни, хотя в нек-рых темах его симфонических произведений можно услышать отголоски правосл. песнопений. Только в 1935 г., находясь в Париже, Г. сделал по просьбе хора Сергиевского подворья переложения светильна Пасхи «Плотию уснув» 3-го гласа греч. распева и стихир Пасхи знаменных (вероятно, эти произведения являются последней работой композитора). Тогда же они были опубликованы в «Сборнике церковных песнопений» (изд. Православного Богословского ин-та в Париже) под редакцией Н. Н. Черепнина (в сборник вошли переложения Черепнина, А. Т. Гречанинова, Балакирева и П. Г. Чеснокова). Переложения Г. многократно исполнялись хором подворья под упр. регента И. К. Денисова в концертных программах в храмах правосл. и иных христ. конфессий во время поездок хора по разным странам Европы с целью сбора средств для Богословского ин-та. По отзыву участника поездок Л. А. Зандера, оба хора Г. имели очень большой успех у слушателей; в частности, стихиры Пасхи он характеризует как «подлинный синтез церковной традиции и личного музыкального творчества» (Песнь Господня. П., 1981. С. 38-39). До последних лет эти переложения входили в репертуар, в т. ч. богослужебный, церковных хоров русского зарубежья. Работы Г. отличаются безупречным полифоническим стилем (в характере ранней западноевроп. полифонии), в них точно выдержаны форма и ритм распевов, а также чистая диатоника.

Еще одно обращение Г. к религ. теме связано со светским жанром музыки к драматическому спектаклю. По просьбе известного поэта вел. кн. Константина Константиновича (К. Р.) Г. в 1913 г. написал музыку к его духовной драме «Царь Иудейский» (для «домашнего представления» на сцене Эрмитажного театра в основном силами офицеров-любителей, с вел. князем в роли Иосифа Аримафейского и с участием придворного оркестра под упр. Г. И. Варлиха). Поскольку было ясно, что драма, в к-рой действие происходит в Иерусалиме и по указанию автора «обнимает неделю от торжественного входа в этот город Христа Спасителя до дня Воскресения Христова», не может быть представлена на открытой для публики сцене, то композитор сразу писал музыку как симфоническую поэму с участием хора для концертного исполнения. Главные фигуры в тексте драмы не появляются на сцене, и евангельские события показаны через их переживания разными персонажами, как историческими, так и вымышленными, а музыка Г. обращена собственно к событиям Свящ. истории. Она состоит из 10 частей, в числе к-рых 3 с хором: 1-я часть - «Осанна», 2-я часть - «Песнь учеников Иисусовых» (хор a cappella) и финал - «Песнь псалмопевцев» («Хвалите Господа с небес»). Кульминацией поэмы являются большие симфонические 6-я и 7-я части: «Суд над Христом» и «Шествие на Голгофу».

Хотя в музыке «Царя Иудейского» нет никаких цитат из правосл. певч. обихода, а хоры учеников и псалмопевцев написаны в соответствии с неким обобщенным представлением о раннехрист. пении (так же как, напр., в опере «Сервилия» Римского-Корсакова, где действие происходит в Риме в I в. по Р. Х.), тем не менее поэма в целом отражает глубокое личное религ. переживание, для к-рого Г. одним из первых в рус. музыке,- почти одновременно с С. И. Танеевым, работавшим над духовной кантатой «По прочтении псалма» (1915),- сумел найти убедительную художественную форму.

В 1972 г. прах Г. перенесен в С.-Петербург.

Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.]. Глазунов: Опыт характеристики. Л., 1924; Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. М., 1958; А. К. Глазунов: Исслед. Мат-лы. Публикации. Письма: В 2 т. Л., 1959-1960; Ганина М. А. А. Глазунов: Жизнь и творчество. Л., 1961; Крюков А. Н. А. К. Глазунов. М., 1984; Мифы и миры Александра Глазунова: Сб. ст. СПб., 2002.
М. П. Рахманова
Ключевые слова:
Глазунов Александр Константинович (1865 - 1936), русский композитор, дирижер и педагог Композиторы русские
См.также:
АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог