Константин Дмитриевич (3.06.1867, дер. Гумнищи Шуйского у. Владимирской губ.- 23.12.1942, Нуази-ле-Гран, близ Парижа), поэт, переводчик, эссеист, критик. Из дворянской семьи. До 7-го класса учился в гимназии в Шуе, в 1884 г. исключен за сочувствие народническим идеям, в 1886 г. окончил гимназию во Владимире. В 1885 г. в ж. «Живописное обозрение» опубликовал 3 стихотворения. В 1886 г. поступил на юридический фак-т Московского ун-та, в следующем году был исключен за участие в студенческих беспорядках; в 1888 г. возобновил учебу, но вскоре сам ушел по болезни. Активно занимался самообразованием, изучал иностранные языки. В 1887-1889 гг. переводил западноевроп. поэтов (Г. Гейне, А. Мюссе и др.), после путешествия по Скандинавским странам в 1892 г. занимался переводом Г. Ибсена, Г. Брандеса, Б. Бьёрнсона. В 1893-1899 гг. перевел и издал в 7 выпусках сочинения П. Шелли, в 1895 г.- 2 книги Э. По. В 1896-1897 гг. путешествовал по Зап. Европе, увлекся испан. культурой, переводил произведения П. Кальдерона, Лопе де Веги, Тирсо де Молины и др. В 1898-1901 гг. часто бывал в С.-Петербурге, общался с представителями «нового религиозного сознания» (Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус и др.), остался равнодушен к их идеям (стихотворение «Далеким близким»). С 1900 г. примыкал к кружку московских символистов (В. Я. Брюсов, Ю. К. Балтрушайтис, С. А. Поляков и др.), активно сотрудничал с изд-вом «Скорпион» и ж. «Весы». В мае 1901 г. на 2 года лишен права проживать в столичных и университетских городах за публичное чтение антиправительственного стихотворения «Маленький султан». В 1902 г. уехал за границу, жил в основном в Париже, много путешествовал (в 1904 - по Швейцарии и Испании, в нач. 1905 - по Мексике и Калифорнии, юго-зап. части США). В дек. 1905 г. участвовал в революционных событиях в Москве; опасаясь возможного ареста, 31 дек. покинул Россию, с 1906 г. жил во Франции, много путешествовал (посетил Балеарские о-ва (1907) и Египет (1910), в 1912 совершил кругосветное путешествие). В 1913 и 1914 гг. после амнистии политических эмигрантов дважды приезжал в Россию. В июне 1915 г. вернулся на родину, в сент.-дек. совершил турне по стране, выступал с лекциями в Тифлисе и Кутаиси (читал отрывки из перевода на рус. язык поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). В мае 1916 г. путешествовал по Японии. Октябрьскую революцию 1917 г. не принял. В брошюре «Революционер я или нет» (1918) осудил революционные методы борьбы, поскольку «не революцией, а эволюцией жив мир», поэт, по мнению Б., «выше партий». В 1920 г. уехал в командировку за границу, на родину не вернулся, жил во Франции, с кон. 1936 г.- в Нуази-ле-Гран. Во 2-й пол. 20-х гг. совершил поездки в Литву, Польшу, Чехословакию, Югославию, Болгарию. С кон. 30-х гг. страдал психическим заболеванием. Умер в нищете от воспаления легких. Предсмертная исповедь Б., по свидетельству Б. К. Зайцева, произвела на священника большое впечатление силой покаяния. Похоронен на католич. кладбище в Нуази-ле-Гран.
Б. является автором 35 сборников стихотворений, неск. книг прозы (критико-эссеистические произведения, путевые очерки, роман-биография «Под новым серпом» (1923) и др.). Новаторскими с т. зр. художественного метода, основанного на импрессионизме, были сборники Б. «В безбрежности» (1895) и «Тишина» (1898). В них ярко отразилось пантеистическое миросозерцание, характерное для раннего творчества поэта («Моя душа - всебожный храм»). Лучшие стихи этого периода посвящены природе, любви, искусству, жизни и смерти, проблемам добра и зла. Воспевая природу, Б. отвергал цивилизацию, несущую с собой бездуховность. Для поэта человек - часть природы, через нее он приобщен к Вселенной и ее Творцу. Лирике Б. присущ культ мимолетности, в отдельных мгновениях бытия поэт стремился увидеть проявления Мирового и Вечного.
Начиная с кн. «Горящие здания» (1900) в творчестве Б. усилились мотивы, свойственные поэзии декаданса. Он рисует образ художника-творца - стихийного гения, стоящего «по ту сторону добра и зла». Остро чувствуя дисгармоничность мира, противоречия в самом человеке («в душах есть все»), поэт часто акцентирует внимание на темной, демонической стороне жизни. Вместе с тем художник пытается обрести цельность мировоззрения и находит ее в идее космизма - «четверогласия» стихий природы: Огня, Воды, Воздуха, Земли. В сб. «Будем как солнце» (1903) отчетливо слышны ницшеанские мотивы: лирический герой - сильная личность, дикарь-солнцепоклонник, Солнце выступает символом жизни и радости бытия. В «Литургии красоты» (1905) Б. создал гимн красоте, к-рая, по его мнению, имеет божественное происхождение. Ответы на онтологические и экзистенциальные вопросы поэт искал в разных религиях, обращаясь к Библии, Корану, Зенд-Авесте, буддизму, индуизму, теософии, древним космогониям и теогониям («Зовы древности» (1908) и др.). В 1900-х гг. определились характерные черты поэзии Б.: эстетизм, космизм, возвеличивание художника-творца, мифологизация жизни; во 2-й пол. 1900-х гг. появилась национальная тема, основанная на стилизации рус. фольклора, народных поверий и песен («Жар-птица», «Злые чары», «Птицы в воздухе», «Зеленый вертоград»). В поэзии 1910-х гг. преобладали впечатления от путешествий и повторы более ранних мотивов.
В эмиграции Б. с ностальгией обратился к теме России. Стихи сб. «Марево» (1922) наполнены трагическими чувствами одиночества, гнева и отчаяния человека, потерявшего родину. Эти чувства присущи и более поздней лирике Б. Вместе с тем в книгах «Мое - ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» он обращается ко всему лучшему и живому из прошлого России. Творческий путь поэта завершает сб. «Светослужение» (1937), призывающий к служению добру. Символические образы не уходят из поздней поэзии Б., однако структура и стиль стихов заметно упрощаются.
Христ. образы и мотивы присутствуют в лирике Б. всех периодов. Библия сопровождала поэта во всех его путешествиях и скитаниях, особенно его восхищало Евангелие от Иоанна (в ВЗ поэт находил много жестокого). Он часто использовал выдержки из НЗ и богослужебных книг в качестве эпиграфов к стихотворениям. Поэт видел Христа не только распятым, страдающим, но и радостно-созидательным («Три сонета», «Один из итогов»). В стихотворении «Раненый» Б. пишет о Христе как о единственном Избавителе, от к-рого Россия может ждать спасения в постигших ее бедствиях. В сонетах «Нет Бога, кроме Бога» (1924) воспет христ. нравственный идеал, поэт утверждает, что Бог всегда был в его душе («С Богом»), нек-рые стихи написаны как молитва ко Господу («Молитва», «Звезда пустыни» и др.). Однако, исходя из представления о двойственности мира, поэт изображал демиургом и «темного Творца» («Смертью - смерть», поэма «Художник Дьявол», «Пир у Сатаны»), что стало причиной обвинения Б. в кощунстве. Образ сатаны ассоциируется у Б. с царством тьмы, ночи, насилия, разрушения (стихотворение «Война», сб. «Марево»). Диавольское в символической системе лирики Б. неоднозначно, поэт верил, что «у человека больше сходства с Христом, чем с Дьяволом» и что в людях восторжествует христ. начало. Языческо-пантеистическое мироощущение, присущее раннему творчеству Б., в эмигрантский период уступает место правосл., к-рое поэт считает основой жизни рус. человека и России («Уйти туда», «Хочу», «Подвижник Руси»).