(Белорусского Экзархата РПЦ), учреждена в 1632 г. как Мстиславская, Оршанская и Могилёвская, с 1650 г. Витебская, Мстиславская, Оршанская и Могилёвская, с 1672 г. Могилёвская, Оршанская, Мстиславская и Белорусская, с 1772 г. Могилёвская, Оршанская и Мстиславская, с 1795 г. Могилёвская и Полоцкая, с 1797 г. Белорусская и Могилёвская, с 1803 г. Могилёвская и Витебская, с 1833 г. М. и М. е., с ок. 1920 г. Могилёвская и Гомельская, в ок. 1922-1935, 1942-1944 гг. и с 1989 г. М. и М. е. Территория епархии включает Белыничский, Горецкий, Дрибинский, Климовичский, Костюковичский, Краснопольский, Кричевский, Круглянский, Могилёвский, Мстиславский, Славгородский, Хотимский, Чаусский, Чериковский, Шкловский районы Могилёвской обл. (Белоруссия). Кафедральный город - Могилёв. Кафедральные соборы - в честь Преображения Господня в Могилёве, во имя св. кн. Александра Невского в Мстиславле. Правящий архиерей - еп. Софроний (Ющук; с 7 окт. 2002). Епархия разделена на 6 благочиний: Горецкое, Климовичское, Могилёвское, Мстиславское, Чаусское, Шкловское. В 2017 г. в епархии имелось 80 приходов, мужской и женский мон-ри. В клире епархии состояли 77 священников и 7 диаконов. При ЕУ работают отделы: по сотрудничеству с Вооруженными силами и МВД, по сотрудничеству с исправительными учреждениями, по делам молодежи, по сотрудничеству с учреждениями образования, миссионерского служения и катехизации, по социальной деятельности, а также Центр защиты материнства и семейных ценностей, комиссия по канонизации святых.
На сейме 1632 г., избравшем королевича Владислава (см. владислав IV Ваза) кандидатом на польский престол, обсуждались вопросы урегулирования положения православных в речи посполитой и были разработаны «Пункты успокоения», в которых за православными был признан ряд прав. Документ был обнародован 1 нояб. 1632 г. «Пункты успокоения» и несколько других соглашений, принятых в 1632-1633 гг., предусматривали создание на территории Литовского великого княжества (ВКЛ) правосл. Мстиславской, Оршанской и Могилёвской епархии вместо захваченной униатами Полоцкой кафедры. Юрисдикция Мстиславского епископа распространялась на православных, живших на территории униат. Полоцкого архиепископства: в Полоцком, Витебском и Мстиславском воеводствах
12 нояб. 1632 г. епископом Мстиславско-Оршанско-Могилёвским на совещании правосл. духовенства и мирян был избран Иосиф (Бобрикович), бывш. настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь). 15 нояб. 1632 г. король выдал ему документ, подтверждавший его избрание. Не позднее 12 окт. 1633 г. епископ прибыл в Могилёв. Резиденция православного архиерея должна была находиться в могилёвском Спасо-Преображенском мон-ре, переведенном в унию. В «Пунктах успокоения» мон-рь предписывалось вернуть православным, но из-за противодействия униатов это постановление было отменено, и обитель позднее вновь была закреплена за униатами.
В соответствии с «Пунктами успокоения» правосл. епархии в 1633 г. были возвращены 4 церкви в Могилёве (Успенская, Троицкая, Воскресенская и Вознесенская), 2 церкви в Орше, по 1 храму в Дисне и в Полоцке, Троицкая и Спасская церкви в Мстиславле. Универсалами короля от 3 и 19 марта 1633 г. могилёвскому Богоявленскому братству было подтверждено разрешение на строительство братской церкви (начато в 1620 по благословению Иерусалимского патриарха Феофана IV) и на существование при ней могилёвского Братского в честь Богоявления монастыря со школой и типографией. За униатами была сохранена крупнейшая церковь Могилёва - Крестовоздвиженская. В ответ горожане запечатали храм и не допускали в него униатов. В 1634 г. кор. Владислав IV передал Крестовоздвиженскую ц. православным «для служения и жительства при ней епископа Могилёвского». При еп. Иосифе в Могилёве открылось несколько православных храмов: ок. 1633 г. была освящена Петропавловская ц. в предместье Луполово, в следующем году восстановлена кладбищенская Космо-Дамиановская ц. В 1633-1634 гг. архиерей предпринял попытки вернуть занятые униатами храмы в Полоцке. Борьба между униатами и православными в Могилёвской епархии стала особенно острой при еп. Сильвестре (Косове), противостоявшем Полоцкому униат. архиеп. Антонию (Селяве). В 1637 г. еп. Сильвестр созвал съезд духовенства, в 1646 г. основал могилёвский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь. Власти запретили еп. Сильвестру посещать Полоцк и Витебск, где православным с 1635 г. запрещалось иметь храмы; жители этих городов выступали против униатского архиерея.
12 янв. 1650 г. кор. Ян II Казимир, выполняя условия Зборовского договора с казаками (10 авг. 1649), издал универсал, по к-рому была возобновлена правосл. Могилёвская кафедра, не замещавшаяся с 1647 г. Под резиденцию архиерея был передан Спасо-Преображенский мон-рь в Могилёве, к-рый стал кафедральным. Епархия в универсале названа Могилёвской и Витебской, в ее состав королевские комиссары должны были передать половину приходов Полоцко-Витебской униат. епархии. Согласно грамоте Киевского митр. Сильвестра (Косова) от 1 июля 1650 г., Иосиф (Кононович-Горбацкий) получил титул «епископ Витебский, Мстиславский, Оршанский и Могилёвский, экзарший наместник» Киевского митрополита на литовских и белорусских землях. В ходе русско-польской войны, когда русские войска заняли Полоцк (1654-1667), была восстановлена православная Полоцкая кафедра. В июне 1657 г. в Москве во епископа Полоцкого и Витебского был хиротонисан Каллист (Дорофеевич-Риторайский). Его власть распространялась на все земли ВКЛ, занятые русскими войсками, в т. ч. на земли Могилёвской епархии. 4 мая 1661 г. на Мстиславскую епархию в Москве был хиротонисан Мефодий (Филимонович). В ответ на это кор. Ян II Казимир 3 авг. 1661 г. дал привилей на ту же кафедру Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому).
В 1663 г. митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил Феодосия (Василевича), архим. слуцкого, митрополичьим наместником в ВКЛ, т. е. в Могилёвской епархии. В 1670 г. Феодосий предложил папскому нунцию проект условий, на к-рых православные согласились бы подчиниться папе. Феодосий управлял белорус. землями до смерти в 1678 г., получив в 1672 г. королевский привилей на Белорусскую кафедру как «епископ Мстиславский, Оршанский, и Могилёвский, и всеи Белой Руси», 20 апр. того же года он был хиротонисан во епископа; в 1676 г. привилей подтвердил кор. Ян Собеский. Преемник Феодосия на посту слуцкого архимандрита Феофан (Креховецкий) был назначен Киевским митр. Антонием (Винницким) митрополичьим наместником в ВКЛ. В 1680 г. православные избрали во епископа Могилёвского Климента (Тризну), но он отказался принести присягу папе и не получил привилея на кафедру.
В 1686 г. между Россией и Польшей был заключен договор о вечном мире, по которому, в частности, епархия Могилёвская (Белорусская) с мон-рями Виленским, Минским, Полоцким, Оршанским и др. объявлялась неприкосновенной. Однако в 1689 г. кор. Ян Собеский дал привилей на Могилёвскую кафедру тайному униату Гедеону (Одорскому). Паства потребовала, чтобы Гедеон отправился для хиротонии к Киевскому митрополиту, в Киеве Гедеон перешел в Православие и остался в городе. В документах 1687 и 1690 гг. как наместник Белорусской епархии упоминается слуцкий архим. Серапион (Полховский). Он получил привилей от короля в 1697 г. и 30 авг. 1698 г. был хиротонисан в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра). В 1699 г. по настоянию Полоцкого униатского архиепископа король объявил привилей недействительным, чтобы не способствовать распространению «схизмы».
С 1712 г. Могилёвский епископ оставался единственным правосл. архиереем в Речи Посполитой. Могилёвская епархия сильно пострадала в годы Северной войны. 28 нояб. 1720 г. по настоянию царя Петра I кор. Август II выдал жалованную грамоту в защиту правосл. епархии в Речи Посполитой, правосл. мон-рей и церквей в ВКЛ. В этой грамоте упоминаются и защищаются властями следующие православные мон-ри: кафедральные мстиславский Троицкий и могилёвский Спасский, оршанский Кутеинский в честь Богоявления с принадлежащими ему монастырями, могилёвский Братский в честь Богоявления, Марков витебский во имя Святой Троицы с принадлежащими ему церквами, Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Мстиславский Тупичевский Свято-Духов, Мстиславский Онуфриевский при Натопе, Охорский (Вохорский) Преображенский, Селецкий, Шкловский, Горецкий, Гриевский, Терешковский, а также женские мон-ри: Кутеинский оршанский, Борколабовский в честь Вознесения Господня, Мазоловский Преображенский, Шкловский, Костюковский.
В 40-50-х гг. XVIII в. гонения на православных в Речи Посполитой усилились. Значительно сократилось количество православных приходов, бо́льшая часть из них перешла в униатство. Могилёвская кафедра оскудела, неск. лет ее имениями владели униаты. В 1735-1754 гг. униаты захватили более 200 храмов, в основном сельских. В этих условиях Могилёвские архиереи Иосиф (Волчанский) и Иероним (Волчанский) просили помощи России. В 1754-1755 гг. властями Речи Посполитой была предпринята попытка ликвидировать правосл. епархию. Однако благодаря активным действиям Могилёвского еп. св. Георгия (Конисского; с 1783 архиепископ) удалось предотвратить эту опасность. В окт. 1755 г. владыка прибыл в Могилёв. К тому времени в епархии оставалось 130 приходов. В 1757 г. архиерей основал епархиальную типографию, открыл при могилёвском Спасском мон-ре школу, в 1759 г.- семинарию. Школы появились в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Рогачёве и др. Для пополнения состава духовенства епископ ходатайствовал перед Синодом о разрешении рукополагать рус. подданных укр. происхождения или выходцев из пограничной Смоленской пров., ходатайство было удовлетворено в 1758 г. При еп. Георгии был освящен кафедральный Преображенский собор в Спасо-Преображенском мон-ре (1762), были сооружены здания консистории и ДС, ряд храмов.
Свт. Георгий неоднократно обращался за помощью в Синод и российскую Коллегию иностранных дел, к имп. Екатерине II Алексеевне. В 1763 г. еп. Георгий от имени всех православных Польши подал челобитную императрице. 27 июля 1765 г. произнес речь перед кор. Станиславом Августом Понятовским о тяжелом положении православных и всех некатоликов-«диссидентов» в Польше, позже подал королю «Мемориал об обидах православным». Архиерей собирал древние королевские грамоты, составил реестр храмов, отобранных у православных; на базе этих материалов издал кн. «Права и вольности исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве» (Варшава, 1767; на польском яз.). Еп. Георгий участвовал в создании в марте 1767 г. Слуцкой конфедерации - объединения неримо-католической шляхты с целью защиты неримо-католиков. Результатом появления Слуцкой конфедерации явилось равенство в правах униатов, православных и протестантов с римо-католиками, утвержденное в февр. 1768 г. сеймом Речи Посполитой («Вечный трактат»).
После 1-го раздела Польско-Литовского гос-ва (1772) и вхождения Могилёва в состав Российской империи Могилёвская епархия в 1774 г. была причислена ко 2-му классу и определена в границах следующих провинций Белоруссии: Могилёвской, Мстиславской, Оршанской и Рогачёвской (совр. Витебская, Гомельская и Могилёвская области). С 1780 г. шло воссоединение с Православием белорус. униат. приходов. Рескриптом имп. Екатерины II от 2 июля 1780 г. наместнику Белоруссии З. Г. Чернышёву было предписано в случае вакансии священнического места в униатском приходе спрашивать прихожан, не желают ли они иметь православного священника, и, если они изъявляли согласие, предоставлять местным правосл. архиереям принимать такие приходы в заведование. 7 июля 1781 г. еп. Георгий сообщил в Синод, что к православной Церкви в 1780-1781 гг. присоединились 66 церквей с ктиторами, 35 священников и 54 дьячка, более 85 тыс. мирян. В 1782 г. присоединилось 17 церквей, в 1783 г.- 12 приходов. В 1784-1794 гг. присоединение униатов не происходило.
В 1795 г., после 3-го раздела Польши, сев. белорус. области - Витебскую, Полоцкую и Двинскую, к-рые в 1772 г. были отнесены к Псковской епархии,- присоединили к Могилёвской епархии. В 1795 г. Могилёвская и Белорусская кафедра в связи с учреждением на белорус. землях Минской епархии была переименована в Могилёвскую и Полоцкую, территория Борисовского у. отошла Минской епархии. Дело воссоединения белорусских униатов получило новый импульс: в 1795 г. к Православию присоединилось 105 церквей и 34 священника, 120 тыс. мирян.
В 1833 г. была восстановлена Полоцкая и Витебская епархия, объединившая приходы Витебской губ., территория Могилёвской епархии уменьшилась вдвое и стала соответствовать границам Могилёвской губ. В 1839 г. шло воссоединение белорус. униатов с правосл. Церковью, летом этого года в Православие перешел базилианский (см. Василиане) Пустынский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь.
Важную роль в истории Могилёвской епархии сыграл архиеп. Анатолий (Мартыновский; 1844-1860), из семьи бывш. униат. священника. В 1844 г. в Могилёвской епархии имелось 526 церквей, из них в удовлетворительном состоянии было 337. Архиеп. Анатолий инициировал восстановление храмов и монастырских построек, учредил ряд церковноприходских школ, выделил средства на открытие при Буйничском мон-ре приюта для девиц духовного звания. Впоследствии приют был преобразован в жен. училище Духовного ведомства. Много усилий для поднятия уровня церковного просвещения приложил еп. Виталий (Гречулевич, 1882-1885). К нач. 80-х гг. XIX в. в Могилёвской епархии действовали ок. 100 церковных школ, ко времени смерти архиерея их число достигло 841. К 1893 г. в епархии насчитывалось 1360 церковноприходских школ, 6 двухклассных церковно-учительских школ, в 1896 г.- 295 церковноприходских школ и 1843 школы грамоты.
В 1883 г. началось издание «Могилёвских епархиальных ведомостей». В том же году было восстановлено могилёвское Богоявленское братство, основной целью которого стала миссионерско-просветительская деятельность. Для укрепления братства много сделал еп. Мисаил (Крылов), назначенный в Могилёв в авг. 1896 г. В Гомеле и Мстиславле открылись отд-ния братства. В Могилёве началось строительство братской церкви-школы. Еп. Сергий (Спасский) ввел общее пение в церквах, при храмах стали вести описи церковного имущества по форме, данной Синодом в 1856 г. С именем еп. Сергия связано открытие приюта для вдов и сирот духовного звания. По инициативе еп. Евгения (Шерешилова) в Могилёве был создан центральный книжный склад с отделениями в уездах. Епископ выделял средства на издание книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, на устройство церковнопевческой школы для подготовки регентов для церковных школ. В 1897 г. в Могилёве открылось епархиальное хранилище древностей (с 1904 - церковноархеологический музей). Такой же музей был создан в Мстиславле. В 1910 г. в Могилёве 3 дня находились мощи прп. Евфросинии Полоцкой, возвращавшиеся в Полоцк из Киево-Печерской лавры.
В 1907 г. было учреждено Гомельское викариатство Могилёвской епархии. В 1911 г. в епархии, разделенной на 40 благочиннических округов, насчитывалось 828 храмов, в т. ч. 7 соборов, 11 церквей при мужских и 15 при женских мон-рях, 549 приходских церквей, 15 церквей при казенных и богоугодных учреждениях, 94 на кладбищах, 46 молитвенных домов. Действовали 12 монастырей (6 мужских и 6 женских). В клире епархии состояли 38 протоиереев, 540 священников, 93 диакона, 533 псаломщика. Работали 533 церковные б-ки, 2 больницы при монастырях, 5 при церквах, 3 богадельни при мон-рях. Действовали Могилёвская ДС и Мстиславское ДУ.
В годы первой мировой войны в Могилёве с 8 авг. 1915 по 25 февр. 1918 г. находилась ставка Верховного главнокомандующего. 23 авг. 1915 г. в город прибыл имп. св. Николай II Александрович, вместе с отцом постоянно жил цесаревич св. Алексий Николаевич. Император не пропускал ни одного правосл. богослужения, от дома губернатора, где жил самодержец, до церкви была специально проложена асфальтовая дорожка. После отречения от престола Николай Александрович вернулся в Могилёв, уехал из города 8 марта 1917 г.
13-19 мая 1917 г. в Могилёве состоялся епархиальный съезд духовенства и мирян, принявший по сути обновленческую программу. Съезд высказался за упразднение Гомельского вик-ства. В июне 1918 г. Могилёвский и Мстиславский архиеп. Константин (Булычёв) пытался утвердить Гомельского еп. Варлаама (Ряшенцева) как полусамостоятельного викария Могилёвской епархии.
В условиях, когда Гомельский у. в марте 1918 г. вошел в зону нем. оккупации и был включен в состав Полесской губ. Украинской Народной Республики, власти последней, а также митр. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) неоднократно выступали за присоединение Гомельского викариатства к Киевской митрополии. Выполняя их просьбу, 23 авг. 1918 г. патриарх свт. Тихон и Высший Церковный Совет дали согласие на передачу приходов Гомельского у. в состав Киевской митрополии, под управление проживавшего в Киеве еп. Кременецкого и викария Волынской епархии Дионисия (Валединского). 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор под председательством митр. Киевского и Галицкого Антония принял решение о создании Полесского духовного правления с центром в Гомеле. Главой правления был назначен еп. Дионисий, а его заместителем стал еп. Гомельский Варлаам (Ряшенцев). Однако в янв. 1919 г. указом патриарха еп. Дионисий был уволен с этой должности в условиях перехода Гомельского у. под власть большевиков, приходы Гомельщины были возвращены из подчинения Киевской митрополии в юрисдикцию архиеп. Могилёвского Константина. В апр. 1919 г. была создана Гомельская губ. в составе РСФСР, после чего Гомельское вик-ство Могилёвской епархии было упразднено, епархия переименована в Могилёвско-Гомельскую. Еп. Варлаам (Ряшенцев) стал епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии (см. Мстиславское викариатство).
Могилёвская епархия сильно пострадала в ходе революций и гражданской войны. В 1-й пол. 20-х гг. XX в. были убиты многие священники (в Могилёвском у. погиб 61 священнослужитель), подверглись разграблению церкви и мон-ри, были закрыты и уничтожены храмы, осуществлялись репрессии против активных верующих.
После ареста в мае 1922 г. патриарха св. Тихона в епархии усилился обновленческий раскол (см. Обновленчество), к к-рому присоединился и Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв). Он принес покаяние, но в дек. 1925 г. вновь присоединился к раскольникам, на этот раз последовав за приверженцами Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского). 27 июля 1922 г. в Могилёве состоялось 1-е собрание обновленческого духовенства, на нем к расколу присоединился Мстиславский еп. Варлаам (Ряшенцев), с июня 1922 г. управлявший Могилёвской епархией. 4 сент. 1922 г. еп. Варлаам был назначен на обновленческую Могилёвскую кафедру. 17-19 мая 1923 г. в Могилёве обновленцы провели 1-й Белорусский областной церковный собор, на к-ром попытались объединить свои силы в борьбе с духовенством, сохранившим верность патриарху. Эта попытка не удалась. Возведенный на этом соборе в сан митрополита архиеп. Серафим (Мещеряков) в сент. 1924 г. оставил обновленчество и был принят патриархом Тихоном в общение с канонической Церковью. В Могилёве «тихоновцы» и обновленцы имели свои епархиальные управления.
Преодолению раскола в Могилёвской епархии активно способствовал гомельский благочинный прот. сщмч. Павел Левашов. В 1923-1924 гг. по благословению патриарха он принимал покаяние от обновленческих священников и присоединял их к правосл. Церкви. В частности, благодаря ему 27 мая 1924 г. в РПЦ вернулось большинство клириков обновленческой Гомельской епархии (существовала с 1923). По их просьбе между 27 мая и 17 июня 1924 г. была образована самостоятельная Гомельская епархия патриаршей Церкви, отделенная от Могилёвской епархии. С 17 июня 1924 г. новообразованной епархией управлял вернувшийся из раскола Псковский и Порховский еп. Варлаам (Ряшенцев). 22 марта 1925 г. во епископа Гомельского был хиротонисан Тихон (Шарапов). В марте 1934 г. он был назначен на Череповецкую кафедру. В 1934-1935 гг. Гомельской епархией управлял еп. Серафим (Кокотов). После его ареста кафедра в Гомеле оставалась вакантной, приходы снова вошли в Могилёвскую епархию. Занявший Могилёвскую кафедру в апр. 1929 г. еп. Феодосий (Ващинский) выступил твердым противником белорус. автокефалии, провозглашенной в 1927 г. (см. в статьях: Беларусь, Минская епархия).
Наибольшее количество храмов епархии было изъято в пользу Советского государства в 1929-1930 гг. 3 янв. 1930 г. власти приняли решение о снятии всех колоколов с церквей в Могилёве. Весной 1929 г. в Могилёве у верующих была отнята Воскресенская ц., затем закрыли Иосифовский собор, Спасскую, Трехсвятительскую, Троицкую, Воскресенскую церкви. В сер. 30-х гг. был закрыт Николаевский собор. В 1935 г. оставались действующими 2 правосл. храма. В 1933 г. были арестованы еп. Феодосий и бывш. обновленческий Могилёвский «архиепископ» Досифей (Степанов). В том же году Могилёвскую православную епархию возглавил архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин). В 1935 г. в результате переговоров между архиеп. Павлином и Бобруйским еп. Филаретом (Раменским) была упразднена белорусская автокефалия. В том же году архиеп. Павлин был арестован, в 1937 г. расстрелян.
К 1937 г. в Могилёвской правосл. епархии не осталось ни одного действующего храма и мон-ря. В 1939 г. на территории епархии были закрыты последние обновленческие храмы: кладбищенский Софийский в Бобруйске и Преображенский в Гомеле. За исключением 2 катакомбных церквей (в Могилёвской и Гомельской областях) в Вост. Белоруссии с лета 1939 до лета 1941 г. не было действующих храмов.
Первым действующим приходом в области после начала нем. оккупации стал Петропавловский храм на могилёвском предместье Луполово. В нем служили настоятель свящ. Михаил Агеев и иером. Иоанникий (Панькевич), к-рый в 1937-1941 гг. тайно окормлял в Могилёве катакомбную правосл. общину. В Могилёве не позднее окт. 1941 г. было образовано Временное церковное управление для Могилёвской епархии, к-рое назначало на приходы священников. Его возглавил прот. Константин Радзивинович, ставший 26 окт. 1941 г. настоятелем Трехсвятительского собора в Могилёве. Не позднее нояб. 1941 г. благодаря усилиям прот. Николая Бекаревича возобновил свою деятельность Борисоглебский собор в Могилёве. Наряду с Петропавловской (в Луполово), Борисоглебской и Трехсвятительской церквами в период нем. оккупации в Могилёве были возрождены еще 2 правосл. храма: Никольский (закрыт в 1945) и Иоанно-Богословский на Мышаковском (Машековском) кладбище, а также часовня на Успенском кладбище, освященная после войны как приходский храм во имя Всех святых.
Решением Всебелорусского Собора от 3 марта 1942 г. была восстановлена М. и М. е., ее возглавил Филофей (Нарко), возведенный в сан архиепископа и занявший должность заместителя митрополита всея Беларуси (позднее глава самопровозглашенной Белорусской автокефальной православной Церкви). В оккупационный период в границах Могилёвской обл. были открыты 45 церквей. Приходы Бобруйской и Полесской областей сначала окормлял Мозырский епископ Автономной УПЦ Николай (Автономов). После его отстранения общины перешли в ведение хиротонисанного 24 окт. 1943 г. архиереями Белорусской автокефальной Церкви еп. Мозырского и Гомельского Григория (Боришкевича), в 1944 г.- под управление еп. Смоленского и Брянского Стефана (Севбо).
В документе Совета по делам Русской Православной Церкви от 29 апр. 1944 г. Василий (Ратмиров) упоминается как «архиепископ Калининский, Смоленский и Могилёвский». Возможно, это было связано с тем, что в февр. 1944 г. были освобождены от фашистов вост. районы Могилёвской обл. (Быховский, Рогачёвский), Могилёв был освобождён 28 июня 1944 г. 4 сент. 1944 г. было принято решение о перемещении архиеп. Василия (Ратмирова) на Минско-Могилёвскую кафедру «с поручением ему и других епархий Белоруссии, не имеющих своего епископа». М. и М. е. прекратила существование.
Далеко не все клирики, рукоположенные или вернувшиеся к церковному служению в оккупационный период, смогли получить регистрацию в послевоенный период. В 1944 г. к 45 действующим храмам добавились 2, в 1945 и 1947 гг.- еще по одному (в 1947 по ходатайству архиеп. Василия зарегистрирован приход в Кричеве, настоятель которого свящ. Иосиф Янович с 1945 добивался регистрации). Трем общинам в тот же период было отказано в регистрации, их храмы были закрыты (в 1947 закрыты храмы в селах Беседовичи Хотимского р-на, Куликово Мстиславского р-на).
В условиях антирелиг. кампании 1948-1953 гг. упразднение церквей и снятие с регистрации священнослужителей стали систематическими. В 1948 г. были закрыты храмы в селах Браково Могилёвского р-на и Селецкое Костюковичского р-на. В 1949 г. упразднен бывший монастырский храм с чудотворной иконой Божией Матери в с. Борколабово Быховского р-на, закрыты церкви в пос. Мошенаки Могилёвского р-на и в с. Самотеевичи Костюковичского р-на. В 1950 г. прекратилось богослужение в церквах в селах Барсуки Шкловского р-на, Веремейки Чериковского р-на, Гладково Чаусского р-на и Прусино Костюковичского р-на. Число действующих храмов уменьшилось с 49 до 40. В Бобруйской обл. в 1948-1951 гг. число приходов уменьшилось с 43 до 35. Увеличение числа приходов Могилёвщины произошло в 1951 г., когда уполномоченным были взяты на учет в качестве отдельных приходских общин 2 кладбищенских храма в Могилёве, ранее бывших приписными. К 1952 г. в Могилёвской обл. на регистрации состояли 42 общины РПЦ, служили 43 священника, 2 диакона, 10 псаломщиков. В 1954 г. в связи с присоединением к Могилёвской обл. части Бобруйской обл. с Бобруйском число приходов возросло до 55, в клире состояли 62 священника и 2 диакона.
В 1946 г. был уволен настоятель Трехсвятительского собора в Могилёве прот. Алексий Трусевич, в прошлом один из лидеров обновленчества, в 1948 г. был уволен благочинный Климовичского окр. Николай Василевский. Под руководством этих клириков в 1947 г. имела место попытка зарегистрировать через республиканского уполномоченного Совета по делам РПЦ в Минске независимую Белорусскую обновленческую епархию с центром в Могилёве. Архиеп. Василий (Ратмиров) лишил Трусевича сана. Благочинным Минского ЕУ по Могилёвской обл. в 1946-1948 гг. являлся прот. Константин Радзивинович, в 1948 г. секретарем Минского ЕУ по Могилёвской обл. и «надобластным благочинным» (должность введена архиеп. Василием для координации работы районных благочинных) стал настоятель Борисоглебского собора в Могилёве прот. Косма Раина, активный участник партизанского движения, служивший в период оккупации в Кобрине. В Климовичах Могилёвской обл. нелегально служил обновленческий свящ. Петр Макаров, в 1948 г. областной уполномоченный под угрозой ареста запретил ему совершать богослужения.
Власти боролись с незарегистрированными катакомбными общинами. В 1949 г. был закрыт нелегальный молитвенный дом на месте бывшего мон-ря в пос. Белыничи, к-рый организовал запрещенный в служении архим. Марк (Седляр). В 1951 г. власти разогнали подпольный женский скит с молитвенным домом в Черикове во главе с мон. Евфросинией (Безгеневич), где совершались богослужения мирянским чином. В пос. Краснополье служил самозваный свящ. Макутенко, открывший храм в период оккупации. Макутенко организовал и возглавил церковную «двадцатку» и просил власти зарегистрировать его общину, обращался к Минскому архиеп. Питириму (Свиридову) с просьбой о рукоположении, но получил отказ. В 1952 г. власти разгромили общину. В 1959 г. уполномоченный по Могилёвской обл. Я. Дроздов сообщил о деятельности в регионе бродячего проповедника, заштатного свящ. Григория Секача из Черниговской обл., в 1958 г. снятого с регистрации и запрещенного в служении (НАРБ. Ф. 951. Оп. 4. Д. 17. Л. 90). В Могилёвскую обл. движение его последователей пришло из Гомельской обл. Часть приверженцев назывались шерстинцами (фёдоровцами - по имени прот. Феодора Рафановича), другие - секачёвцами. Тайные общины существовали в Быховском, Краснопольском, Славгородском районах.
В 1958-1964 гг. число православных приходов в Могилёвской обл. уменьшилось с 55 до 23. Прекратилось богослужение в наиболее посещаемых храмах: в Трехсвятительском соборе и храме Всех святых на кладбище в Могилёве (последний был снесен), в Никольском соборе в Бобруйске, в 1964 г. сгорел кладбищенский храм св. Софии в Бобруйске. Единственным действующим храмом в Могилёве остался Борисоглебский собор. В Бобруйске во временном молитвенном помещении располагался Николо-Софийский храм. 17 июля 1968 г. упразднили общину в с. Пацева Слобода Кировского р-на. Число православных приходов в Могилёвской обл. уменьшилось до 22 и не менялось до 1988 г.
28 авг. 1984 г. Совет по делам религий дал разрешение на расширение здания Николо-Софийского храма в Бобруйске, что было первым подобным решением в практике уполномоченных Совета в Белоруссии. За 3 года храм был перестроен и освящен в 1988 г. митр. Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым) как соборный.
Первым приходом, возобновленным в регионе после начала перестройки, стала община в Славгороде, зарегистрированная 29 дек. 1988 г.; инициатива открытия прихода исходила от мирян без участия духовенства. 14 апр. следующего года было решено вернуть Церкви Александро-Невский храм в Мстиславле. 30 мая 1989 г. была зарегистрирована 2-я община в Могилёве, получившая от властей здание Трехсвятительского собора. В 1989 г. Церкви были возвращены храмы в с. Телуша Бобруйского р-на, в поселках Краснополье и Глуск, в Кричеве, в Чаусах, в с. Любоничи Кировского р-на, в дер. Ничипоровичи Шкловского р-на. В 1990 г. была зарегистрирована община в пос. Белыничи.
6 июля 1989 г. М. и М. е. была восстановлена в границах Могилёвской обл., епархию возглавил архиеп. Максим (Кроха; † 27 февр. 2002). При нем были восстановлены органы епархиального управления, учреждены новые благочиннические округа, открыты и освящены многие храмы, возрождены Свято-Никольский жен. мон-рь, братства и сестричества, возобновлено издание «Могилёвских ЕВ».
В 1992-1993 гг. в епархии прошли торжества прославления свт. Георгия (Конисского). В связи с 275-летием со дня рождения архиерея власти Могилёва в 1992 г. установили на доме архиепископа мемориальную доску, в городе появился Архиерейский Вал Конисского. В 1997 г. в епархии действовали 52 церкви.
Постановлением Синода Белорусской Православной Церкви от 4 июня 2002 г. на Могилёвскую кафедру был назначен еп. Софроний (Ющук). В 2004 г. из М. и М. е. была выделена Бобруйская епархия. В 2015 г. завершилось строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора в Могилёве - крупнейшего храма в епархии. Созданы братство в Могилёве, 7 сестричеств. Издаются «Могилёвские ЕВ» и «Вестник Мстиславского благочиния».
Первым духовно-учебным заведением края была братская школа в Могилёве, закрытая польскими властями не ранее 1711 г. О том, что в Могилёвской епархии церковные школы отсутствуют, писал в Синод в 1752 г. еп. Иероним (Волчанский).
Создание первой в Могилёве ДС относится к 1758-1759 гг. Указом имп. Елизаветы Петровны от 25 янв. 1758 г. в соответствии с просьбой еп. Георгия (Конисского) были выделены 400 р. на содержание буд. семинарии. Семинария при могилёвском Спасо-Преображенском муж. мон-ре открылась в 1759 г. Первым учителем в ней был С. Винчевский (упом. в 1759-1760). Устраивая семинарию, архиеп. Георгий встретил препятствия: с одной стороны, сопротивление католиков и униатов, с другой - нежелание правосл. духовенства отдавать детей учиться. В одном из указов Могилёвской консистории предписывались штрафы духовенству и даже запрет в служении за непредставление детей в семинарию. В 1788 г. архиеп. Георгий пожертвовал в семинарскую б-ку ок. 100 книг.
С 1789 г. при ДС существовало «главное народное училище», открытое в соответствии с указом имп. Екатерины II от 3 нояб. 1788 г. об организации в Белоруссии народных уч-щ. Низшие, или малые, народные уч-ща в 1791 г. открылись при правосл. храмах в Орше, Копысе, Мстиславле, Черикове и Чаусах, в 1799 г. начали работу училища в Велиже и Невеле. Из-за отсутствия светских учителей в народных училищах преподавали священники или миряне из выпускников Могилёвской ДС.
С 1798 г. во главе семинарии стояли ректоры. Первым ректором стал игум. Иоасаф (Дранник; 1798-1805), бывш. эконом и преподаватель Киево-Могилянской академии, в 1798-1805 гг. он был также настоятелем могилёвского Братского училищного мон-ря и благочинным мон-рей Белорусско-Могилёвской епархии. В нач. XIX в. открылись первые в крае приходские уч-ща (при священнических домах): в мест. Баболуцк (1805), в с. Хотимск (в 1806), в 1809 г. в ходе духовно-училищной реформы они были упразднены. 16 дек. того же года Синод прислал в Могилёвскую семинарию указ об открытии 4 уездных и 15 приходских уч-щ. В янв. 1810 г. открылось 5 уездных (в Могилёве, Орше, Гомеле, Мстиславле и Витебске) и 16 приходских уч-щ (при Николаевском храме в Могилёве, в Гомеле, Белице, Черикове, Быхове, Чаусах, Мстиславле, Чечерске, Дубровно, Климовичах; в деревнях Уть, Любавичи; в пос. Копысь; в Витебской губ.: в Невеле, Себеже и Баболуцке).
Ректорами Могилёвской ДС являлись буд. епископы: Венедикт (Григорович; 1814-1821), свт. Мелетий (Леонтович; 1821-1823, 1824), Арсений (Москвин; 1825-1827; впосл. митрополит Киевский и Галицкий), Павел (Доброхотов; 1859-1863), Михаил (Темнорусов; 1895-1897) и др.
Среди выпускников Могилёвской ДС - И. И. Носович (1812), составивший 1-й словарь белорус. языка, издавший собрания народных песен и пословиц. Выпускником 1814 г. являлся историк и археограф свящ. Иоанн Григорович (см. в ст. Григоровичи). В 10-х гг. ХХ в. семинарию окончили белорус. писатели А. Мрый, В. А. Шашалевич, М. Зарецкий и мн. др. деятели культуры.
Могилёвской ДС до 1917 г. подчинялись Могилёвское, Мстиславское (открыто при мстиславском Николаевском муж. мон-ре в 1832), Гомельское (открыто в 1865) и Оршанское (при оршанском Покровском мон-ре, в 1839 преобразовано из униатского) духовные уч-ща, Могилёвское епархиальное жен. уч-ще Духовного ведомства (открыто в 1863).
В кон. XIX в. выросло число церковных школ. В 1883 г. насчитывалось 898 церковноприходских школ, в 1889 г.- 1110 церковных школ (298 церковноприходских школ и 812 школ грамоты). Впосл. большинство школ грамоты закрылись вслед. увеличения числа церковноприходских школ. К 1914 г. в епархии имелись 23 школы грамоты, 981 одноклассная церковноприходская школа, 27 двухклассных школ и 9 второклассных школ, т. е. всего действовали 1040 церковных школ.
Наиболее почитаемыми святынями в епархии являются происходящая из могилёвского Братского мон-ря чудотворная Могилёво-Братская икона Божией Матери (находится в Трехсвятительском соборе в Могилёве), иконы Божией Матери Балыкинская (хранилась до 1917 в Мазоловском жен. мон-ре), Тупичевская (из Тупичевского Свято-Духова мон-ря), Белыничская (из Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря). Известность получила также Шкловская икона Божией Матери «Утоли моя печали», списки с к-рой прославились чудесами не только на белорус. землях, но и в Москве.
Издревле на Могилёвщине чтятся св. источники, самые знаменитые - в Полыковичах (пригород Могилёва) и «Синий колодец» («Голубая криница») в урочище Клины Славгородского р-на, объявленные памятниками природы республиканского значения. «Голубая криница» почитается как место крещения племени радимичей на рубеже X и XI вв. При «Голубой кринице» в Клинах имеется часовня во имя св. мучеников Маккавеев, в ней 13-14 авг. совершаются богослужения. С нач. XXI в. в день престольного праздника «Голубую криницу» ежегодно посещает до 30 тыс. паломников из Белоруссии, из России и с Украины. Паломничество в Клины всегда было самым массовым в Белоруссии и никогда не прекращалось.
В 50-х гг. XX в. наибольшее число паломников власти фиксировали кроме «Голубой криницы» у Ильинской криницы в Быховском р-не, у Петропавловского источника в урочище Брязгун Чериковского р-на, близ дер. Лыково Могилёвского р-на, у св. колодца в с. Будине Чаусского р-на, у лесного оз. Хотомье близ с. Шепелевичи на границе Белыничского и Круглянского р-нов, в селах Горы и Мхиничи Краснопольского р-на. Власти в кон. десятилетия объявили о ликвидации большинства мест паломничества, многие источники были засыпаны. В нач. 60-х гг. уполномоченный Совета по делам религий выявил новые места паломничества: Троицкий источник в с. Сусловка Дрибинского р-на, источник в пос. Холмы Могилёвского р-на, св. места в пос. Печерск (в черте Могилёва), в с. Княжицы Могилёвского р-на. Почти все они были ликвидированы властями. С 90-х гг. XX в. традиция паломничеств в М. и М. е. возрождается. Местами паломничества являются источники в Полыковичах, в урочище Брязгун и близ дер. Езёры Чериковского р-на, близ деревень Ст. Дедин Климовичского р-на и Студенец Костюковичского р-на, в селах Мхиничи и Выдренка Краснопольского р-на, в с. Сусловка Дрибинского р-на, дер. Хотомье, в лесу близ пос. Восход и дер. Лыково Могилёвского р-на и мн. др.
В июне 1922 г. в Могилёве на учредительном собрании избрали представителей от епархии в Москву на съезд комитета «Живая церковь» (могилёвский прот. Михаил Плещинский, миряне С. Иванцов и Аксючиц). В сент. под председательством Гомельского еп. Варлаама (Ряшенцева) прошел учредительный съезд обновленческой Могилёвской епархии, было образовано епархиальное управление (ЕУ), в состав которого вошли протоиереи Плещинский, Евстафий Вишневецкий и Николай Зефиров, миряне Иванцов и А. Трусевич. После покаяния в участии в расколе, принесенного еп. Варлаамом патриарху Тихону в 1923 г., «епископом» избрали иером. могилёвского Братского мон-ря Софрония (Иванцова), которому вернули имя до пострига - Сергий. Благочинным разослали циркуляр о необходимости созыва окружных съездов духовенства, на которых священники должны были примкнуть к «Живой церкви», в противном случае они могли потерять приходы (НИАБ. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 516. Л. 39). В раскол были вовлечены 216 церквей Могилёвской епархии в Могилёвском, Быховском, Горецком, Оршанском, Мстиславском и Чаусском уездах (Там же. Д. 3. Л. 140).
Минский митр. Мелхиседек (Паевский), признав раскольническое Высшее церковное управление (ВЦУ), противился распространению обновленчества в своей епархии. После его ареста для насаждения раскола в Минской епархии в Минск был направлен Сергий Иванцов. В сер. мая 1923 г. обновленческую Могилёвскую епархию возглавил «епископ» Феодор (Бекаревич). Проводя в жизнь нововведения Московского обновленческого собора 1923 г. о новом календарном стиле и столкнувшись с противостоянием верующих, он вернулся в родной г. Чаусы.
17 мая 1924 г. был созван обл. собор обновленцев. Слабые позиции раскола в Минске стали причиной проведения собора в Могилёве. Получил приглашение и митр. Мелхиседек, которому пообещали руководство всей раскольнической Белорусской церковью, но он не приехал. На соборе председательствовал «Костромской митрополит» Серафим (Мещеряков). Присутствовали 42 делегата от Минской, Витебской, Могилёвской, Смоленской и Гомельской епархий. В работе участвовали архиереи-обновленцы: «Смоленский архиепископ» Алексий (Дьяконов), «епископы» Стародубский Николай (Судзиловский), Велижско-Высочанский Михаил (Свидерский), Витебско-Полоцкий Гавриил (Свидерский), Могилёвский Феодор (Бекаревич), а также настоятель могилёвского Братского мон-ря Александр (Щербаков). Собор постановил: «Белорусский областной собор объединяет все епархии, входящие в состав Белоруссии, в особую церковную область с Белорусским синодом, сохраняя полную каноническую и административную связь с Российским синодом» (Послание Белорусского областного собора ко всем церквам Белоруссии 18 мая 1924 г. // Белорусский православный вестник. 1924. № 1/2. С. 3). Председателем Белорусского синода и управляющим Могилёвской епархией стал Серафим (Мещеряков). Менее чем через полмесяца он уехал в Москву, где после встречи с патриархом Тихоном принес покаяние.
На кафедру в Могилёв был приглашен «Таганрогский архиепископ» Владимир (Кириллов), прибывший в епархию 8 окт. 1924 г. «Гибкий» подход «митрополита» Владимира в вопросе о распространении обновленчества стал причиной его конфликта с секретарем Белорусского синода Трусевичем, который настаивал на бескомпромиссных действиях. В марте 1925 г. настоятель кафедрального собора прот. И. Мигай вместе с церковным советом провел собрание, на к-ром было принято решение о возвращении прихода в Патриаршую Церковь. «Митрополиту» Владимиру предъявили требование о переходе в «тихоновскую» Церковь.
После 2-го Московского обновленческого собора в 1925 г. в Могилёве был созван 2-й Белорусский собор, на к-ром уполномоченный из Москвы представил «Смоленского архиепископа» Алексия (Дьяконова) в качестве белорус. епископа. Последний своими «деспотическими действиями произвел тяжелое впечатление на духовенство и некоторые благочинные прямо на соборе подали заявление об уходе из раскола» (Там же. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 516. Л. 41). В янв. 1926 г. Владимир (Кириллов) переехал в Минск. На Могилёвскую кафедру получил приглашение «Изюмский архиепископ» Иосиф (Кречетович), прибывший в июне 1926 г. в Могилёв.
К янв. 1928 г. на территории Могилёвской епархии действовали 50 обновленческих приходов, 120 «тихоновских», о юрисдикционной принадлежности еще 30 приходов нет сведений. Ощутимый удар по обновленчеству был нанесен в результате закрытия ряда мон-рей, поддерживавших раскол, напр. Буйничского мон-ря (ок. 1925). Настоятель Белыничской обители Николай (Судзиловский) в 1923 г. был рукоположен на обновленческую Стародубскую и Гомельскую кафедру. В кон. 1925 г. он вернулся в мон-рь, в сер. 1926 г. ездил в Москву и там после встречи с архиеп. Константином (Булычёвым) примкнул к григорианскому расколу. В марте 1927 г. насельники Белыничской обители, в т. ч. 10 иеромонахов, присоединились к григорианскому расколу и направили в Белорусский синод заявление о том, что «монастырь не считает себя в церковном общении с обновленческим синодом» (Там же. Д. 225. Л. 19). Их примеру последовали приходы в Могилёве: Петропавловский, Троицкий, Воскресенский, Борисоглебский. В «тихоновскую» Церковь вернулись Чериковское, Быховское благочиния и часть Чаусского (Там же. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 516. Л. 40 об.).
Обновленческий раскол поддержала в 1923 г. братия могилёвской Братской обители. В мон-ре Богоявленская ц. принадлежала «тихоновцам», ц. ап. Иоанна Богослова была обновленческой. В 1928 г. мон-рь и обе церкви были закрыты. Здание Богоявленского храма стало филиалом Центрального архива Октябрьской революции, в ц. ап. Иоанна Богослова разместился секретный архив. В первые дни Великой Отечественной войны оба здания с их содержимым сгорели. После закрытия Братского мон-ря в Могилёве в 1928 г. организовался подпольный мон-рь. Инициаторами его образования стали игум. Митрофан (Туров), иеромонахи Тихон (Савченко) и Арсений (Томашёв). Со временем к ним присоединились архим. Белыничского мон-ря Марк (Сидляр), иеромонахи Иларион (Подопригорье) и Иринарх (Жабыко) из Киева. В окт. 1936 г. мон-рь был ликвидирован, монахов приговорили к различным срокам заключения.
Для укрепления положения обновленцев в Белоруссии в мае 1926 г. было принято решение открыть новые епархии: Велижско-Высочанскую, Полоцкую, Оршанскую, Рогачёвскую, Мозырскую, Мстиславскую и Слуцкое вик-ство.
После появления в марте 1926 г. на Минской кафедре «архиепископа» Даниила Громовенко был поднят вопрос о переводе Белорусского синода из Могилёва в Минск. Противником этого стал «Могилёвский митрополит» Иосиф. В результате борьбы между обновленческими «архиереями» Даниил покинул Минск и занял Смоленскую кафедру, но не переставал жаловаться на Иосифа в Москву. В июне 1928 г. Российский обновленческий синод предложил Иосифу занять Симферопольскую кафедру. Белорусское синодальное управление было переведено в Минск, председателем синода был назначен Даниил Громовенко, получивший сан «митрополита».
После перевода синода в Минск раскол на территории Могилёвской епархии стал затухать, о «замирании по епархии обновленческого движения, которое в недалеком будущем грозит полным крахом» свидетельствовали местные обновленческие лидеры (Там же. Д. 448. Л. 42). 26 июля 1929 г. в Могилёв был назначен «Полоцкий архиепископ» Сергий (Добромыслов).
Активно боролся с обновленчеством и сторонниками белорус. автокефалии канонический Могилёвский еп. Феодосий (Ващинский), занявший кафедру в нач. 1929 г. В результате его деятельности в 1930 г. в Могилёвской епархии обновленцам принадлежали 12 приходов, 11 общин перешло в юрисдикцию еп. Феодосия.
К 1932 г. в Могилёве обновленцам принадлежала только кладбищенская церковь, являвшаяся кафедральной. Помимо «архиепископа» Сергия там служили 2 священника и диакон. В обновленческой Могилёвской епархии насчитывалось 15 священников. Видя укрепление «тихоновского» епископа и бездеятельность «архиепископа» Сергия, Белорусский синод принял решение о перемещении в Могилёв «Оршанского архиепископа» Досифея (Степанова), прибывшего в Могилёв 17 сент. 1932 г.
В дек. 1932 г. состоялась встреча «архиепископа» Досифея с еп. Феодосием (Ващинским), в результате к-рой обновленец решил вернуться в каноническую Церковь. Оба епископа поехали в Москву, где были приняты Заместителем Патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским). В разговоре с ним Досифей сказал, что перешел в обновленчество под давлением ГПУ. Было решено принять его в общение с Церковью в сане архимандрита и направить на служение во Владимир. Тогда же обсуждался вопрос о массовом переходе обновленческого духовенства Могилёвской епархии под омофор митр. Сергия (Страгородского). Еп. Феодосий справедливо полагал, что если обновленческое духовенство узнает о присоединении к Церкви «архиепископа» Досифея, то за ним последуют и другие. После возвращения в Могилёв Досифей написал в обновленческий синод об исключении его «из списка белорусских епископов». 28 февр. 1933 г. Феодосий (Ващинский) и Досифей (Степанов) были арестованы. «За антигосударственную деятельность в группировке с тихоновским епископом» коллегия ГПУ приговорила Досифея к 8 годам лагерей (Там же. Д. 553. Л. 25). Дело Досифея было пересмотрено, и наказание заменили 5 годами ссылки в Северный край. В ссылке 5 апр. 1937 г. он был снова арестован и в авг. того же года расстрелян.
Распоряжением обновленческого синода Могилёвская кафедра присоединилась к Минской. До назначения нового епископа временно управлять делами были назначены прот. кладбищенской кафедральной церкви Сергий Словецкий и настоятель Княжицкой церкви Алексий Тернов.
В нач. окт. 1933 г. в Могилёв прибыл «епископ» Николай (Строганов). К этому времени в городе действовала обновленческая кладбищенская церковь, в ней служили 2 протоиерея - настоятель Михаил Волков и Сергий Словецкий, а также протодиак. Феодор Репков. О сложной атмосфере в общине свидетельствует письмо прихожан в Белорусский синод: «Наш трехчленный причт никогда не делает торжественных богослужений и даже в самые великие праздники, как, напр., Пасха, Вознесение и Троица. Весьма заметно, что причт живет между собой в открытой вражде, которая выделяется во время богослужений. Это весьма многих оттолкнуло от нашей церкви в тихоновщину» (Там же. Д. 572. Л. 17). В обновленческой епархии насчитывалось 10 действующих храмов, их число уменьшалось вслед. действий против раскола канонического Могилёвского архиеп. сщмч. Павлина (Крошечкина). В отчете синоду говорилось: «Архиеп. Павлин, тихоновец, назначает на приходы своих кандидатов, которых власти до сих пор ни одного не зарегистрировали. Ввиду тяжелого положения обновленчества в епархии, когда силы тают, число приходов быстро сокращается и тем за счет обновленчества увеличивается и усиливается тихоновщина» (Там же. Л. 53). В окт. 1933 г. власти отказали в регистрации обновленческому «архиерею», и 24 окт. он уехал в Чаусы в качестве настоятеля приходского храма, вскоре переехал на Украину. Белорусский синод так описал ситуацию с вакантной Могилёвской кафедрой: «Некоторые обновленческие работники епархии высказывались за то, чтобы епископ был поставлен из среды духовенства. Мы не разделяем такого взгляда. Подходящие кандидаты Белоруссии семейные, это лишит епископа возможности держаться на этом месте, так как потребуются большие средства для содержания семьи. К тому же начинающий епископ для Могилёвской кафедры будет слаб и не оправдает наших требований» (Там же. Д. 583. Л. 3). Было принято решение не замещать кафедру и оставить ее в подчинении Белорусскому синоду.
В кон. окт. 1933 г. в пределы Могилёвской епархии с Урала прибыл обновленческий «архиепископ» Феодор (Турбин) и попросил предоставить ему место настоятеля в одном из обновленческих приходов. Не дождавшись ответа, Турбин начал служить в с. Крюки Белыничского р-на. О своем настоятельстве он писал в ЕУ: «Крюковский приход состоит из 9 деревень. Более года в храме не было службы, и народ отвык от церкви. За богослужением, кроме двух женщин, ни одного человека. Вообще, народа в церкви полтора десятка человек. Никаких панихид и молебнов в церкви или в домах не бывает. Доходность - не только жить семейному невозможно, одному не прожить. Нет ни бульбы, ни молока. Приходится жить чуть ли не хищническим путем: ходить по хатам и просить, чтобы покормили» (Там же. Д. 497. Л. 108). Турбин переехал в с. Мошенаки, заменив в качестве настоятеля прихода свящ. Владимира Рыжкова, который вернулся в каноническую Церковь. Поскольку местные власти отказались регистрировать «тихоновский» приход, свящ. Владимир вынужден был уехать. Белорусский синод отправил директиву в Могилёвское ЕУ: «Не иметь никаких дел с Турбиным, как с незаконно принятым в епархию» (Там же. Д. 572. Л. 52).
Вскоре немногочисленные обновленческие приходы на территории Могилёвской епархии вернулись в каноническую Церковь и, разделив судьбу всех правосл. церквей Могилёвщины, со временем были закрыты.
На белорус. земли старообрядцы стали переселяться в 60-х гг. XVII в. из Поморья и Новгорода. После Большого Московского Собора 1666-1667 гг., положившего начало активной борьбе со старообрядчеством, поповцы расселились под Хальчем (Ветка, Тарасовка, Марьино, Косицкая, Романова слобода, Попсуевка, Дубовый Лог, Вылев, Жгунская Буда, Крупец, Городня), Гомелем (Спасова слобода, Мильча, Красное, Костюковичи), Лоевом, Холмечем и в др. местах. В 1690 г. старообрядцы получили офиц. признание в Речи Посполитой, после чего усилился их приток на белорус. земли. Центром поповцев стала Ветка, вокруг к-рой образовалось более 20 старообрядческих слобод, ко 2-й четв. XVIII в. число жителей ветковских поселений достигло 40 тыс. чел. Там же возник и ряд поселений поморцев. В 1735 и 1764 гг. российские войска осуществили «выгонки» Ветки, во время к-рых было насильственно выселено более 20 тыс. старообрядцев.
В 1775 г. в урочище Чонки (ныне дер. Чёнки близ Гомеля) Белицкого (с 1852 Гомельского) у. старообрядческий игум. Феофилакт основал Чонский Успенский мон-рь. К кон. XVIII в. он стал центром единоверия, указом Синода от 8 мая 1797 г. был причислен к Екатеринославской (с 21 дек. 1797 Новороссийской) епархии.
В нач. XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Могилёвской губ. на Ветке и в городах Могилёв, Гомель, Рогачёв, Орша, Сенно, Чаусы, Добруш. В пределах Могилёвской епархии действовали старообрядческие мон-ри: Лаврентиевский, Ветковский, Абрамовский, Макариевский, скиты возле дер. Огородня-Гомельская и близ селения Чистые Лужи, женский мон-рь в Спасовой слободе, Боровицкий Анфимов скит в урочище Боровица на р. Сож, Филатов скит близ Гомеля, Крупецкий Викентиев скит близ слободы Крупец (ныне дер. Нов. Крупец Добрушского р-на). При имп. Николае I Павловиче почти все старообрядческие мон-ри были закрыты или преобразованы в единоверческие. В 1839 г. упразднен Макариевский мон-рь, в 1844 г.- Лаврентьевский, в 1845 г.- Чонский, в 1850 г.- Клёнкский Пахомиевский (близ дер. Клёнки Гомельского у.), Никольский скит и Спасо-слободской. Макариевский мон-рь был восстановлен в 1844 г. как единоверческий, Чонский мон-рь был приписан к нему.
К 1847 г. в Могилёвской губ. жили 14 678 старообрядцев: 14 349 поповцев, 329 беспоповцев. Поповцы проживали в уездах: Белицком - 12 013 чел., Сенненском - 813, Рогачёвском - 386, Могилёвском - 127, Оршанском - 80 чел. В Рогачёвском у. жили 318 беспоповцев, в Могилёвском у.- 11 беспоповцев. На территории губернии действовали до 28 старообрядческих часовен, 4 мон-ря: мужские - Пахомиевский и Никольский, женские - на Ветке и в Спасовой слободе.
В 1853 г. в Могилёвской губ. находилось 5 старообрядческих церквей с престолами и 18 беспрестольных молитвенных зданий. Они были расположены в Гомельском у.: в Спасовой слободе, Жгунской Буде, Нов. Мильче, Косицкой, Тарасовке, Романовой слободе, Попсуевке, Леонтьеве, Дубовом Логе, Марьине, при Никольском и Пахомиевском мон-рях и в г. Белица; в Рогачёвском у.: в слободе Турск и в деревнях Голодная и Покаты, а также в деревнях Плиса Сенненского у. и Гронова Чериковского у. Численность проживавших в Могилёвской губ. старообрядцев в 1859 г. составляла 15 255 чел., в 1862 г.-17 396, в 1882 г.- 16 753 чел. (из них в Гомельском у. 12 457 чел.).
На проживавших в Могилёвской губ. старообрядцев были распространены «Правила об устройстве единоверцев и старообрядцев, водворенных на владельческих землях в губерниях северо-западных и белорусских» от 22 мая 1876 г., согласно к-рым арендуемые старообрядцами земельные участки, где они поселились до 17 июня 1863 г., передавались им в постоянную бессрочную аренду с возможностью выкупа. На основании высочайше утвержденного мнения Государственного совета «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» от 3 мая 1883 г. старообрядцам стали выдавать паспорта, им разрешалось заниматься торговлей и промыслами, вступать в иконописные цехи, занимать общественные должности, проводить молитвенные собрания, совершать богослужения в частных домах и особых зданиях. Старообрядцы также могли ремонтировать и перестраивать принадлежавшие им часовни и с особого разрешения министра внутренних дел распечатывать свои молитвенные здания. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г. численность «старообрядцев и уклоняющихся от православия» в Могилёвской губ. составляла 23 349 чел., больше всего их проживало в Гомельском у.- 14 964 чел. В губернии имелось 23 старообрядческих молитвенных дома.
После издания имп. указов «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905) и «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов» (17 окт. 1906) число старообрядцев в Могилёвской губ. резко возросло и составило в 1910 г. 44 726 чел. (в 1905 - 29 304 чел., в 1914 - 37 854 чел.).
На Всероссийских съездах старообрядцев присутствовали делегаты из Могилёвской губ. На 1-м съезде, прошедшем в Н. Новгороде 15-19 мая 1908 г., в совет Всероссийского старообрядческого братства от Гомеля были избраны С. Т. Дрыбинцев и М. А. Савостьянов. На 2-м съезде (10-15 мая 1909) от Могилёвской губ. присутствовали 3 представителя, С. Т. Дрыбинцев был избран одним из товарищей председателя съезда. На 3-м (12-15 мая 1910) и 4-м (20-23 мая 1912, Вольск) съездах С. Т. Дрыбинцев вновь избирался членом совета Всероссийского старообрядческого братства. На 5-м съезде (16-18 июля 1918, Москва) в совет Всероссийского старообрядческого союза всех согласий от Могилёвской губ. избрали В. С. Дрыбинцева.
В Гомеле к 1917 г. действующими были каменный Преображенский храм Белокриницкой иерархии, деревянные Ильинский храм неокружников (см. в ст. «Окружное послание») и Покровско-Димитриевский храм беглопоповцев, приписанный к Ветковскому приходу. Как и раньше, наибольшее число старообрядцев проживало вокруг мест. Ветка, ставшего в советский период центром района. В 1929 г. в новоучрежденном Гомельском окр. наиболее крупными старообрядческими общинами являлись: Косицкая (434 чел.), Попсуевская (342 чел.), община Леонтьевского молитвенного дома (521 чел.).
В 30-х гг. XX в. все старообрядческие церкви и скиты в регионе были закрыты. В авг. 1934 г. Совнарком Белорусской ССР принял постановление об использовании церковных зданий в качестве зернохранилищ, амбаров и складских помещений. Согласно этому постановлению, в 1934 г. были закрыты молитвенные дома поморцев в пос. Ветка и в деревнях Ветковского р-на: Дубовый Лог (ныне Добрушского р-на), Косицкая, Попсуевка, Тарасовка, Леонтьево, Борьба, а также Паричского р-на: Заречье (ныне Светлогорского р-на) и Ново-Александровка (ныне Чаусского р-на), а также основанный в 1840 г. храм белокриницкого согласия в дер. Нов. Мильча, который был переоборудован под клуб (разрушен в 1937). Не позднее 1937 г. в Гомеле была разрушена белокриницкая моленная на ул. Фрунзе, 9 (бывш. Свечная ул.), на ее месте построили теплоэлектростанцию. В Гомеле также упразднили Ильинский и Преображенский старообрядческие храмы. В 1939 г. закрыли храм в дер. Огородня-Гомельская Добрушского р-на.
В период нем. оккупации в исторических пределах Могилёвской епархии возобновили свою деятельность не менее 20 старообрядческих общин.
В Гомельской обл. возродились Ильинский приход в Гомеле, Покровский приход в пос. Новобелица (ныне в черте Гомеля), храмы в с. Жгунская Буда и в дер. Огородня-Слобода (ныне Огородня-Кузьминичская) Добрушского р-на. Все они в 1946-1947 гг. получили регистрацию. Беспоповцы в период оккупации открыли молитвенные дома в селах Марьино Добрушского р-на, Огородня-Гомельская, Нов. Крупец (на месте Крупецкого Викентиевского скита), Попсуевка, Тарасовка и Леонтьево Ветковского р-на (последнее село - на месте Никольского скита) и ряд других, менее значительных. В с. Гусаровка Рогачёвского р-на возродилась община федосеевцев. Уполномоченный фиксировал наличие в Гомельской обл. ряда групп беглопоповцев. В 1957 г., по данным уполномоченного, в Гомельской обл. существовали 15 общин староверов: 3 зарегистрированных (1 белокриницкого согласия и 2 беспоповцев) и 12 незарегистрированных (3 общины белокриницкого согласия и 9 общин беспоповцев).
В Бобруйской обл. в оккупационный период возродились общины в Бобруйске и в ближайших к нему сельских районах: Кировском (ныне Могилёвской обл.) и Паричском (ныне Светлогорский р-н Гомельской обл.). В Кировском р-не не закрывался храм поморцев в с. Капустине. В селах Скриплица и Подлещенка общины поморцев в 1946 г. получили отказ в регистрации и действовали нелегально. В Паричском р-не в 1946 г. получили регистрацию общины поморцев в с. Александровка и дер. Заречье. Обе общины были закрыты в 60-х гг. XX в. В течение неск. десятилетий нелегально действовали общины в селах Дражня, Солотино и Малимоны.
В наст. время центром старообрядчества в регионе является Бобруйск, где существуют 3 крупные общины поморцев. Непрерывно действующей оставалась Старо-Форштадтская Покрово-Никольская община. Никольская Назаровская община, имевшая храм на кладбище в пос. Назаровка (в черте города), была упразднена в 1947 г., 4 апр. 1990 г. приход был восстановлен, ему вернули Никольский храм. Казанско-Богородичная община была закрыта в 1949 г., в 1997 г. она вновь получила регистрацию, в том же году был построен новый храм. Не закрывались общины в селах Богушевка и Турковская Слобода Бобруйского р-на. Общины в деревнях Углы и Барановичи-3 (ныне Барановичи) того же района были закрыты из-за малочисленности соответственно в 1974 и в 1986 гг. Часть старообрядческих деревень на юге Гомельской обл. была отселена вслед. аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
К 2010 г. в Могилёвской обл. на регистрации состояли 6 общин старообрядцев, из них 3 - в Бобруйске, 2 - в Бобруйском р-не, 1 - в Кировском р-не. В 2011 г. была зарегистрирована старообрядческая община во имя Всемилостивого Спаса в Могилёве.
Центрами единоверия в Могилёвской губ. являлись муж. мон-ри Белицкого (Гомельского) у.: Чонский Успенский, Макариевский и Чонско-Макариевский, а также Ильинская и Косицкая единоверческие церкви в Гомеле.
В 1795 г. группа старообрядцев ветковских скитов обратилась к Могилёвскому и Витебскому еп. Афанасию (Волховскому) с просьбой о присоединении к правосл. Церкви. Среди них были инок Лаврентиевского мон-ря Авксентий, духовник Лаврентиевского, Чонского, Спасо-Слободского мужских и Спасо-Слободского женского мон-рей иером. Давыд и инок Константин. 8 мая 1797 г. Синод дал указ еп. Афанасию причислить эти мон-ри, а также нек-рых жителей г. Белица к Екатеринославской епархии с условием, что в них будут совершаться единоверческие богослужения по старопечатным книгам на основании указа 1784 г.
Фактически к правосл. Церкви присоединились только Чонский Успенский мон-рь и 5 семей старообрядцев в Белице. Движение возглавил настоятель Чонского мон-ря иером. Сергий (Юршев). 10 марта 1799 г. Чонский мон-рь перешел в непосредственное подчинение Могилёвскому епископу, в 1800 г. император пожаловал обители более 110 дес. земли. По указу Могилёвской консистории от 8 мая 1822 г. Чонский монастырь был приведен в «полное соединение с православной Церковью», там перестали совершать богослужения по старопечатным книгам. По решению Синода от 28 сент. 1828 г. Чонский мон-рь был снова утвержден как единоверческий вслед. отказа большинства иноков и прихожан переходить на «новый обряд».
В 1839 г. был закрыт Макариевский Добрушский старообрядческий мон-рь в 25 верстах от Гомеля (существовал близ совр. пос. Рассвет Добрушского р-на). Не позднее 1844 г. он был возобновлен как единоверческий. Чонский мон-рь, упраздненный 4 авг. 1845 г., был приписан к Макариевскому. В 1844-1845 гг. при поддержке братии Малиноостровского единоверческого скита предпринималась попытка преобразовать опечатанный в 1839 г. Лаврентиевский старообрядческий мон-рь (существовал в лесном урочище Лаврентьева Дача близ совр. с. Прибор Гомельского р-на) в единоверческую обитель. После неоднократных отказов со стороны насельников принять единоверие Лаврентиевский скит в мае 1845 г. был окончательно упразднен, храм разобран, имущество распределено между единоверческими приходом в с. Добрянка (ныне Поддобрянка Гомельского р-на) и Добрушским Макариевским мон-рем. В 1849 г. была открыта единоверческая часовня в слободе Огородня-Гомельская, в 1869 г. ее прихожане вновь примкнули к старообрядцам.
8 дек. 1850 г. были упразднены старообрядческие Клёнкский Пахомиевский муж. мон-рь и приписной к нему Никольский муж. скит (существовал между дер. Тарасовка совр. Ветковского р-на и дер. Леонтьево совр. Добрушского р-на). В 1852 г. Синод отклонил предложение Могилёвского архиеп. Анатолия преобразовать закрытые мон-ри в скиты или отд-ния Макариевского мон-ря. В 1850 г. был упразднен старообрядческий Спасо-слободской женский мон-рь в Гомеле. 29 июня 1852 г. находившаяся при нем Ильинская ц. была освящена как единоверческая, церковная утварь поступила из Макариевского мон-ря. В 1854 г. к Ильинской ц. приписали 2 церкви в слободе Нов. Крупец, с 1846 г. действовавшие как единоверческие.
Попытка создать в 1852 г. единоверческий приход на Ветке оказалась безуспешной. Не удалось утвердить единоверие и в таких старообрядческих поселениях, как Дубовый Лог, Жгунская Буда, Тарасовка, Попсуевка, Нов. Мильча, Леонтьева слобода, Косицкая слобода.
10 июля 1876 г. Макариевский Добрушский единоверческий мон-рь был перенесен в урочище Чонки, вновь отстроен в 2 верстах от упраздненного в 1845 г. Чонского Успенского мон-ря и получил офиц. название Чонско-Макариевский Успенский единоверческий мон-рь; изменение местоположения было продиктовано экономическими соображениями: в Чонках была более удобная земля для ведения сельского хозяйства. В 1877 г. при мон-ре была основана Богоявленская ц., в 1887-1889 гг.- храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Штат мон-ря состоял из настоятеля, 5 иеромонахов, 2 иеродиаконов, монаха и 4 послушников. В соответствии с указом Синода от 23 дек. 1899 г. Чонско-Макариевский единоверческий муж. мон-рь 3-го класса был преобразован в православный жен. мон-рь 2-го класса (неединоверческий). В 1913 г. к Чонско-Макариевскому мон-рю был причислен находившийся в запустении бывш. Макариевский единоверческий мон-рь.
В июле 1912 г. был учрежден 1-й единоверческий приход на Ветке - ц. во имя вмч. Никиты в Косицкой слободе. Косицкий приход действовал на средства могилёвского Богоявленского братства.
Число последователей единоверия в Могилёвской губ. было невелико: в 1859 г.- 108 чел., в 1889 г.- 67, в 1895 г.- 96, в 1905 г.- 321, в 1910 г.- 6149, в 1914 г.- 2487 чел.
Могилёв исторически являлся одним из центров Римско-католической Церкви в Российской империи (см. Могилёвское католическое архиепископство). В настоящее время в Могилёвской обл. зарегистрированы 23 общины Римско-католической Церкви и община греко-католиков.
Иосиф (Бобрикович; 1632-1635), Сильвестр (Косов; 1635-1647), Игнатий (Оксенович-Старушич; 1650), Иосиф (Кононович-Горбатский; 1650-1653), Иоаким (Диаконович; 1655-1657), Полоцкий еп. Каллист (Дорофеевич-Риторайский; 1657-1661), Мефодий (Филимонович; 1661-1669), Иосиф (Нелюбович-Тукальский; 1661-1663), Феодосий (Василевич; 1672-1678), Серапион (Полховский; 30 авг. 1698-1699), Сильвестр (Святополк-Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло; 1730-1732), Иосиф (Волчанский; 1735-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754), свт. Георгий (Конисский; 1755-1795, с 1783 архиепископ), Афанасий (Волховский; 1795-1797), Иларион (Кондратовский; 1797), Анастасий (Братановский-Романенко; 1797-1805, с 1801 архиепископ), Варлаам (Шишацкий; 1805-1813, с 1808 архиепископ), Ириней (Фальковский; 1812-1813, в. у.), Даниил (Натток-Михайловский; 1813-1821, с 1816 архиепископ), архиеп. Иоасаф (Сретенский; 1821-1827), Павел (Павлов-Морев; 1827-1831), Гавриил (Городков; 1831-1837, с 1834 архиепископ), архиеп. Смарагд (Крыжановский; 1837-1840), Исидор (Никольский; 1840-1844, с 1841 архиепископ), Анатолий (Мартыновский; 1844-1860, с 1853 архиепископ), архиеп. Евсевий (Орлинский; 1860-1882), Виталий (Гречулевич; 1882-1885), Сергий (Спасский; 1885-1892), Ириней (Орда; 1892-1893), Евгений (Шерешилов; 1893-1896), Мисаил (Крылов; 1896-1904), Стефан (Архангельский; 1904-1911), Константин (Булычёв; 1911 - июнь 1922, с 1915 архиепископ), Мстиславский еп. Варлаам (Ряшенцев; июнь-июль 1922, в. у.); Нифонт (Фомин; 1922-1924), Никон (Дегтяренко; 1924-1927), Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 1927-1928), Феодосий Ващинский (1929, 1933), архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 1933-1935), Александр (Раевский; 1936), сщмч. Иоасаф (Жевахов; 1936), архиеп. Филофей (Нарко; 1942-1944), архиеп. Максим (Кроха; 1989-2002), Софроний (Ющук; с 7 окт. 2002).
Успенский Пустынский (мужской, в урочище Пустынки близ Мстиславля, основан в XIV в., с 1605 в унии, с 1839 православный, в 1925 упразднен, возрожден в 2003), Николаевский (женский, в Могилёве, учрежден в сер. 30-х гг. XVII в., с 1719 мужской, упразднен в 1754, возрожден в 1991 как женский).
мстиславский Николаевский (мужской, в Мстиславле, известен с 1506, упразднен в 1877), могилёвский в честь Преображения Господня (мужской, в Могилёве, известен со 2-й пол. XVI в., перешел к униатам в 1618, с 1649 православный, закрыт в 1918), Мстиславский Онуфриевский при Натопе (мужской, на погосте Онуфрево (ныне с. Селец Мстиславского р-на), известен с XVI в., в 1730 занят униатами, с 1839 православный, упразднен в 20-х гг. XX в.), могилёвский Братский Богоявленский (мужской, в Могилёве, основан в 1619-1620, упразднен в 1928), Буйничский Свято-Духов (женский, в совр. с. Буйничи Могилёвского р-на, основан в 1633 как мужской, в 1798 приписан к могилёвскому Братскому мон-рю, в 1835 преобразован в женский, упразднен ок. 1925), Мстиславский Тупичевский Свято-Духов (мужской, в совр. урочище Тупичевщина близ Мстиславля, основан в 1641, в 1842-1877 приписан к мстиславскому Николаевскому мон-рю, в 1877 упразднен, в 1886 возобновлен как женский, приписной к Мазоловскому жен. мон-рю, с 1903 самостоятельный, упразднен в 1918), Мазоловский (Мазаловский) (женский, в современной дер. Мазолово Мстиславского р-на, основан в 1665 как Преображенский, в 1727 (или в 1743) захвачен униатами, с 1788 православный, в 1832 главный храм освящен в честь Вознесения Господня, мон-рь упразднен в 1925), Охорский (Вохорский) Преображенский (мужской, в совр. дер. Охорь Чериковского р-на, известен с 1669, с 1842 приписной к могилёвскому Братскому мон-рю, с 1911 самостоятельный, упразднен ок. 1917), шкловский Воскресенский (мужской, в Шклове, основан в 1702, упразднен в 1846), шкловский Успенский (женский, в Шклове, известен с 1720, упразднен в 1795), Белыничский в честь Рождества Пресвятой Богородицы (мужской, в мест. Белыничи (ныне поселок Могилёвской обл.), основан в 1877, в 1927 присоединился к григорианскому расколу, вскоре был закрыт).
Борколабовский Вознесенский (женский, в совр. с. Борколабове Быховского р-на, основан в 1626, в 1835 приписан к Буйничскому мон-рю, в 1901 возобновлен как самостоятельный, закрыт в 1918), Добрушский Макариевский Никольский единоверческий (мужской, близ совр. пос. Рассвет Добрушского р-на, основан в 1844, в 1875 преобразован в скит, упразднен в 1907), Чонский Успенский единоверческий (мужской, на берегу р. Сож, существовал в 1844-1876), Чонский Успенский (женский, близ совр. дер. Чёнки Гомельского р-на, открыт в 1876 как мужской рядом с бывш. единоверческим мон-рем, в 1899 преобразован в женский, закрыт после 1917), Неклюдовская Борисоглебская пуст. (мужская, в совр. с. Неклюдове Толочинского р-на Витебской обл., основана в 1885, закрыта после 1917), Добрушский Макариевский Никольский единоверческий скит (женский, основан в 1913 в подчинении Чонского мон-ря, закрыт в 20-х гг. XX в.).