Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«МОГИЛЁВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
46, С. 188-190 опубликовано: 30 октября 2021г.


«МОГИЛЁВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

Офиц. издание Могилёвской епархии, начавшее выходить в июле 1883 г. по инициативе Могилёвского и Мстиславского еп. Виталия (Гречулевича). Как и мн. др. епархиальные издания, «М. е. в.» разделялись на офиц. и неофиц. части с раздельными годовыми пагинациями. Особенностью журнала был разнобой в нумерации частей: напр., в 1888 г. № 1, 2/3, 4, 5, 6/7, 8 офиц. части соответствовали № 1/3, 4/5, 6/8 неофициальной части, а № 33-36 содержали только офиц. часть. По замыслу редакции, офиц. часть являлась «органом епархиального начальства», неофициальная - «органом местного духовенства» (От редакции // Могилёвские ЕВ. 1883. № 8. С. 170-172). С начала издания по 1904 г. журнал выходил 3 раза в месяц, в 1905-1917 гг.- 2 раза в месяц, издание неофиц. части прекратилось на № 6 (15 марта), офиц. части - на № 20 (15 дек.) за 1917 г.

Первые 20 лет журнал издавался силами Могилёвской ДС, редакторами офиц. и неофиц. частей были в 1883-1890 гг. преподаватель Д. И. Тихомиров (во время его отсутствия должность исполняли преподаватели И. И. Лукин, смотритель Могилёвского ДУ Е. И. Никольский (впосл. митр. Крутицкий Евсевий), И. П. Трусковский), в 1890-1902 гг. И. К. Пятницкий (должность исполняли также Ф. А. Жудро, Н. И. Шелепин, Лукин). С 1903 г. в семинарии редактировалась только неофиц. часть, редакторами были в 1903-1912 гг. Пятницкий, в 1912-1917 гг. А. Малевич. Редактирование официальной части с 1903 г. было передано в консисторию, ее редакторами были секретари консистории: в 1903-1908 гг.- В. В. Добровольский, в 1908-1917 гг. П. Н. Сахаров (в 1908 и 1911 неск. номеров редактировал временно исполнявший обязанности секретаря В. И. Огородников). С 15 апр. по 15 нояб. 1917 г. вместо неофициальной части «М. е. в.» выходил 2-недельный религиозно-нравственный ж. «Воскресение», всего выпустили 13 номеров, редакторами были председатель Богоявленского братства еп. (впосл. архиеп. Пермский) Варлаам (Ряшенцев), Малевич, Д. И. Довгялло.

В соответствии с программой издания, утвержденной Синодом, в офиц. части помещались: Высочайшие указы и повеления по духовному ведомству; указы и распоряжения Синода и местного епархиального начальства; известия о высочайших наградах и изъявления благословения и благодарности от Синода и епархиального начальства; сообщения о переменах в личном составе местных учреждений духовного ведомства; журналы епархиальных и окружных съездов духовенства; извлечения из годичных отчетов о деятельности консистории, духовной семинарии, духовных уч-щ и церковноприходских школ; разрядные списки духовной семинарии и духовных уч-щ; объявления о вакансиях, времени созыва епархиальных съездов и темах заседаний, постройках и подрядах по духовному ведомству, пожертвованиях и т. п. (1883. № 6. Ч. офиц. С. 48-50). В офиц. части также печатались определения Сената и др. гос. учреждений, касавшиеся духовного ведомства; циркуляры министра народного просвещения, относившиеся к церковноприходским школам; журналы общих собраний, годовые отчеты и именные списки членов Могилёвского Богоявленского братства; извлечения из журналов учебного комитета при Синоде; маршруты обозрения архиереями церквей епархии и маршруты крестных ходов; журналы собрания правления духовной семинарии; отчеты епархиального училищного совета; учебные программы, сообщения о наложенных взысканиях; финансовые отчеты и ведомости и др. Вскоре после начала выхода «Церковных ведомостей» (1888), «получаемых каждым причтом», публикация в «М. е. в.» «общих распоряжений высших правительственных инстанций… за некоторыми исключениями» была признана излишней (От редакции // 1893. № 22. С. 385-387).

В неофиц. части в соответствии с заявленной программой помещались нравственно-назидательные и церковно-практические (богослужебные, календарные, канонические, о случаях из пастырской практики, посвященные обличению сектантства, раскола и безверия) статьи и заметки, материалы о церковноприходских школах, отклики на события политической и общественной жизни, большинство которых перепечатывались из столичных и церковных и светских журналов др. епархий, проповеди и поучения, церковно-исторические и краеведческие материалы. Практически в каждом номере появлялась одна или неск. авторских публикаций (статей, выступлений, бесед), много мелких заметок, обыкновенно объединенных в рубрики: в 80-90-х гг. XIX в.- «По вопросам пастырской практики», «Народное образование», «Летопись текущих событий», «Иноепархиальные распоряжения», «Библиография», «Извещения», «Смесь», «Гигиенические заметки»; в последующие годы - «Церковно-школьная жизнь», «Летопись епархиальной жизни», «Церковноприходские летописи», «Хроника архиерейских служений», а также объявления, таблицы банковских билетов и др.

Проповеди, поучения и речи, опубликованные в «М. е. в.», были произнесены правящими архиереями, ректорами семинарии: архим. Сергием (Соколовым), архим. Тихоном (Морошкиным), архим. св. Митрофаном (Краснопольским), прот. Николаем Зефировым, местными священниками Иоанном Туторским и Павлом Квятковским, а также преподавателем С. Д. Городцовым (впосл. митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей), значительная их часть посвящена событиям епархиальной жизни.

Среди оригинальных богословских и церковно-публицистических статей можно отметить «Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры» еп. Сергия (Спасского) (1886. № 27-36), его же агиографические труды (1890. № 22. С. 223-232; № 23/24. С. 253-263), «Пастырь-проповедник по св. Иоанну Златоусту» Городцова (1891. № 30/31. С. 343-372).

Среди церковно-исторических статей интересен «Очерк истории Киевской митрополии в период времени отдельного ее существования от митрополии Московской» Пятницкого (1890. № 33. С. 499-506; № 34/35. С. 529-544; № 36. С. 567-575; 1891. № 1/2. С. 6-18; № 3. С. 45-51; № 4/5. С. 59-64; № 6. С. 69-74; № 7. С. 83-90; № 8. С. 97-102).

Непреходящее значение для изучения церковной и общей истории Могилёвской епархии и Белоруссии имеют многочисленные статьи и публикации документов краеведческого характера, как общие, напр., «Из истории Православия и братской школы в Могилёве» архим. Сергия (Соколова) (1885. № 1. С. 8-12; № 3. С. 47-58; № 4. С. 73-84; № 5. С. 110-118; № 6. С. 133-138), «Борьба за Православие в Могилёвском крае в период сиротства могилёвской паствы (1596-1632)» А. А. Скворцова (1885. № 11. С. 251-260; № 15/16. С. 345-353; № 17. С. 379-388), «История Могилёвского Богоявленского братства» иеродиак. Василия (Жудро) (1889. № 29. С. 451-456; № 30/31. С. 468-476; № 34/35. С. 533-549; 1890. № 1/2. С. 1-15; № 3/4. С. 33-41; № 5. С. 55-59; № 10/11. С. 69-77; № 12/15. С. 85-101; № 16. С. 119-131; № 17/18. С. 135-146; № 19. С. 174-179), так и множество частных, среди которых надо отметить серию исторических статей И. М. Петропавловского: «Феодосий Василевич, еп. Могилёвский» (1887. № 32-35), «Исторические сведения о состоянии Православия в Могилёвской епархии после смерти еп. Могилёвского Феодосия Василевича (с 1678 по 1699 г.)» (1888. № 1/3. С. 1-11; № 11. С. 83-93), «Серапион Полховский, еп. Могилёвский» (1888. № 16/17. С. 167-176), «Сильвестр II, кн. Святополк-Четвертинский, еп. Могилёвский, и состояние при нем Православной Церкви в Могилёвской епархии» (1889. № 1/6. С. 4-10; № 7. С. 23-30; № 8. С. 45-50; № 9. С. 65-72; № 10. С. 85-96; № 11/12. С. 115-126; № 13. С. 145-151; № 14/15. С. 165-170; 1890. № 23/24. С. 263-270; № 25. С. 292-298; № 29/30. С. 391-396; № 31/32. С. 459-464).

На документах из местных архивов и воспоминаниях священнослужителей основана публикация «Архипастыри Могилёвские, с краткими биографическими о каждом из них сведениями» Тихомирова (1887. № 23. С. 376-393), а также биографии Могилёвских архиереев: свт. Георгия (Конисского) (Мат-лы для биографии архиеп. Георгия Конисского // 1902. № 1/2. С. 11-22); Афанасия (Волховского) (Афанасий Вольховский, еп. Могилёвский и Полоцкий // 1902. № 5. С. 79-90; № 6. С. 101-115; № 7. С. 121-125), Илариона (Кондратковского) (Иларион Кондратковский, еп. Могилёвский и Полоцкий // 1902. № 3. С. 37-47); Анастасия (Братановского-Романенко) (1885. № 31. С. 745-758; 1887. № 28/29. С. 471-481); Анатолия (Мартыновского) (Анатолий (Мартыновский), архиеп. Могилевский // 1889. № 26/27. С. 395-409; № 28. С. 431-439); Евсевия (Орлинского) (1883. № 9, 10, 15, 16); Виталия (Гречулевича) (1885. № 15/16. С. 331-336).

Источниковедческий характер имеют статьи, посвященные учебным заведениям епархии: «Столетие существования Могилёвской Духовной семинарии» Тихомирова (1885. № 28/29. С. 651-661), «Материалы для истории Могилёвской ДС 1780-1800 гг.» (1901. № 34. С. 481-490), «Учителя Могилевской Духовной семинарии: Биогр. мат-лы для времени 1765-1808 гг.» (1903. № 30. С. 433-436; 1904. № 1/2. С. 16-30; № 3. С. 38-43; № 4. С. 57-65; № 5. С. 78-86; № 6. С. 95-101; № 7. С. 115-119), «К истории уездных и приходских училищ Могилёвской епархии до 1810 г.» (1909. № 10. С. 373-377; № 11. С. 399-406) П. С. Горючко, «Исторический очерк Могилёвского женского духовного училища» Скворцова (1884. № 20, 21), «Очерки из истории Мстиславского уездного духовного училища» С. С. Уклонского (1887. № 5/6, 8, 10); мон-рям и святыням: «Тупичевский монастырь» П. Полубинского (1884. № 16. С. 316-321), «Охорский Преображенский монастырь» В. Сабинина (1889. № 21. С. 309-314), «Чонско-Макарьев единоверческий монастырь» [аноним.] (1889. № 22/23. С. 327-332), «Тупичевский монастырь» Пятницкого (1889. № 14/15. С. 170-184; № 16. С. 232-239), «Оршанские мужские монастыри - Покровский 3-классный и приписной к нему Богоявленский Кутеинский» архим. Платона (1889. № 19/20. С. 291-297; № 24. С. 357-361), «Оршанский Кутеенский женский монастырь» Л. М. Ржевусского (1889. № 32. С. 496-502), «К истории Спасского монастыря в Могилёве» (1891. № 1/2. С. 18-23), «Спасский монастырь в Могилёве» (1891. № 27. С. 291-299; № 28/29. С. 303-306), «Архиерейский дом в Могилёве» (1891. № 32. С. 381-385; № 33. С. 397-403; № 34. С. 419-425; № 36. С. 469-473; 1892. № 1, 8) и «Иоиль Труцевич, первый игумен Кутеинских монастырей» (1891. № 8. С. 102-106; № 9. С. 119-134; № 10/11. С. 148-153), «Белыничская чудотворная икона Божией Матери» (1883. № 13. С. 255-259) и «Белыничский монастырь и чудотворная в нем икона» (1885. № 33. С. 803-807), «Сведения о Тупичевской чудотворной иконе Божией Матери» архим. Иоанникия (1885. № 18/19. С. 404-411), «Чудотворная икона Божией Матери в Могилёвском Братском монастыре» иеродиак. Василия (Жудро) (1892. № 8. С. 115-117).

Во многих случаях из-за утраты в последующие годы оригиналов приобрели значение первоисточника опубликованные в «М. е. в.» церковно-исторические документы: составленный в 1747 г. еп. Иеронимом (Волчанским) «Реестр монастырей и церквей Греко-Российской веры, в разные времена на унию насильно отнятых» (1889. № 14/15. С. 184-195), «Материалы по истории Могилёвской епархии» (1890. № 20/21. С. 200-212; № 25. С. 306-311; № 29/30. С. 434-439; № 31/32. С. 474-480; 1891. № 20. С. 220-223; № 28/29. С. 322-327), собранные Горючко «Материалы для истории церквей Могилёвской епархии кон. XVIII и нач. XIX ст.» (1902. № 12/13. С. 176-182; № 14), «Материалы для истории воссоединения униатов в Белоруссии 1780-1795 гг.» (1903. № 1/2. С. 8-15) и «Документы к истории Могилёвской Духовной семинарии 1758-1810 гг.» (1907. № 20-24).

Картину местной религиозной жизни дополняют этнографические статьи: «Суеверия простого народа и борьба с ним пастырей» свящ. С. Бекаревича (1884. № 1. С. 1-10), «О суевериях и предрассудках в современной народной жизни» В. Саульского (1887. № 24-27), а также «корреспонденции с мест».

В качестве приложений к «М. е. в.» были изданы дидактические и методические материалы для народных и церковноприходских школ; отчеты о состоянии и деятельности Об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Могилёвской ДС (1905-1914), Могилёвского правосл. Богоявленского братства (1905-1914), учебных заведений епархии, Миссионерского об-ва; журналы, постановления съездов и собраний духовенства и др.

В 1924-1927 гг. в Могилёве издавался обновленческий «Белорусский православный вестник». Офиц. епархиальное издание было возобновлено в 1990 г. в виде рубрики «Известия по Могилёвской епархии» на страницах еженедельной областной газ. «Могилёвские ведомости» (№ 1-9), с 1991 г. выходят «Духовно-просветительное и информационное издание Могилёвской епархии», первоначально в виде газеты, с 2002 г. в виде журнала.

Лит.: Андреев. Христианская периодика. № 106, 412; Чистяков П. А., свящ. Церковно-краевед. проблематика епарх. ведомостей, издававшихся в Беларуси во 2-й пол. XIX и нач. XX ст.: Канд. дис. / Минская ДС. Жировичи, 2004. Ркп.; Опиок Т. В. «Могилёвские ЕВ» о событиях 1905 г. в России // Веснiк Магiлеўскага дзяржаўнага ўн-та. 2005. № 2/3(21). С. 13-18; она же. «Могилёвские епархиальные ведомости» о событиях русско-японской войны 1904-1905 гг. // Романовские чт.: Сб. тр. междунар. науч. конф. Могилёв, 2005. С. 91-94; Шимолин В. И. У истоков белорус. печати: Епарх. ведомости 2-й пол. XIX - нач. XX в. Мн., 2010.
Прот. Александр Троицкий
Ключевые слова:
Журналы церковные Периодические издания Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Епархиальные ведомости, местные официальные церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. «Могилёвские Епархиальные Ведомости», официальное издание Могилёвской епархии (выходит с июля 1883 г.)
См.также:
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г.
«ВЕСТНИК ВОЕННОГО И МОРСКОГО ДУХОВЕНСТВА» до 1910 «Вестник военного духовенства»
ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
«ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника
«ВОЛЫНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный указом Святейшего Синода 16 дек. 1866 г.
«ВЯТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, был разрешен к изданию Синодом 17 июля 1862 г.
«ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ» ежемесячный журнал, издававшийся в Берлине Германской епархией Московской Патриархии в 1952-1954 гг. на рус. языке
«ГРОДНЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, учрежденный указом Святейшего Синода от 2 дек. 1900 г.
«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ» журнал, издававшийся в 1860-1911 и 1915-1917 гг. в Москве, в 1912-1914 гг. в Сергиевском Посаде