(† сер. XIV в., Троице-Сергиев монастырь), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Радонежский, игумен, старец. Первый настоятель Троицкого мон-ря на Маковце, основанного прп. Сергием Радонежским (Троице-Сергиева лавра). Основные биографические сведения о нем сохранились в различных редакциях Жития прп. Сергия, составленных прп. Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом. В источнике ничего определенно не говорится о происхождении и месте игуменства М.
По мнению прот. А. В. Горского, М. «был только случайный представитель начальствования, которым смиренный Сергий хотел оградить себя от необходимости начальствовать» (Горский. 1882. С. 63). Е. Е. Голубинский полагал, что М. был одним из игуменов-старцев, живших при мирских приходских церквах (Голубинский. 2012. С. 14). Это мнение разделяет и Н. С. Борисов, полагающий, что М.- «духовник самого Сергия, а потом и всей маковецкой общины», «был иеромонахом, живущим в миру, у приходской церкви» (Борисов. 2001. С. 59).
Наиболее аргументированной представляется т. зр. тех исследователей, к-рые предполагают, что М. происходил из Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря на р. Паже, с к-рым у родственников прп. Сергия были давние связи (Никон (Рождественский), архим. 1904. С. 41; Бурейченко. 1960. С. 19; Клосс. 1998. Т. 1. С. 30; Назаров В. Д. «Великий светильник» // Сахаров А. Н., Назаров В. Д., Боханов А. Н. Подвижники России: Ист. очерки. М., 20063. С. 97; Аверьянов. 2006. С. 65-66; Miller. 2010. P. 17-19). Попытку оспорить ее предпринял В. А. Кучкин, к-рый первоначально также полагал, что М., «вероятно, настоятель Хотьковского монастыря» (Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 78). На основании сведений, содержащихся в актах сер. XV - нач. XVI в., исследователь заметил, что в 40-50-х гг. XV в. «храм Покрова в Хотькове возглавлял священник («поп»), а не игумен». Поэтому, по мнению Кучкина, «очевидно, в Хотькове стояла церковь, а не монастырь Покрова. «Манастырь» ружной грамоты 1506 г., скорее всего, бытовое название богадельных изб вокруг церкви Покрова в Хотькове, где находили приют престарелые и увечные. Такой «манастырь» стал формироваться не ранее 2-й пол. XV в. (в упомянутой грамоте 40-50-х годов XV в. намека на его существование еще нет)» (Он же. Антиклоссицизм // ДРВМ. 2002. № 2(8). С. 123). При этом исследователь не принимает в расчет того, что после разорений населенных пунктов Радонежской волости в период «Литовщины» 1372 г. и Едигеевой рати 1408 г., а также череды эпидемий и голода в Московском великом княжестве между 1406 и 1427 гг. (вслед за тем последовала ликвидация Радонежского удела в 1426/27) небогатая Хотьковская обитель могла запустеть, фактически превратившись на определенное время в приходской храм. В посл. трети XIV - 1-й четв. XV в. практическая ценность в полном восстановлении Хотьковской обители была невелика, т. к. всего в 9 верстах от нее находился более авторитетный и интенсивно расширявшийся Троицкий на Маковце мон-рь. Т. о., вопрос о существовании в XIV в. Хотькова мон-ря и возможности игуменства в нем М. вряд ли стоит считать закрытым.
Прп. Епифаний Премудрый отметил, что Варфоломей в начале правления вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого призвал к себе в «пустынку» «некоего старца духовна, чином священничьскым украшена, прозвитерьскою благодатию почтена, саном игумена суща Митрофана». В то время Варфоломею уже было 23 года, т. е., если считать годом рождения прп. Сергия 1322-й, речь может идти о событиях 1345 г. По его просьбе «с смиренометанием» М. совершил постриг Варфоломея в Троицкой ц., при этом игумен нарек его в честь мч. Сергия, память которого праздновалась в тот день (т. е. 7 окт.). После пострижения прп. Сергия М. «купно тогда сверши и божественную литургию». При этом в Троицкой ц., как стало позднее известно прп. Епифанию от «неложных» свидетелей, случилось чудо: «...яко егда Сергий причащься святых таин, тогда абие внезаапу исплънися вся церкви она благоуханиа: не токмо в церкви, но и окрест церкви обоняша воню благовонну», «и вси видевшее и очютивше и прославиша Бога, иже сице прославляющаго Своа угодникы». Прп. Сергий стал первым монахом, к-рый был «в той церкви и в той пустыни пострижен». Согласно Житию, после пострижения прп. Сергий 7 дней в посте и молитве провел в Троицкой ц., «ничто же въкушаа разве точию просфиру», к-рую получал из рук М. (Клосс. 1998. Т. 1. С. 309-311).
Затем прп. Сергий вышел из Троицкой ц., а М. остался на нек-рое время жить «в той пустынке». Здесь игумен «научяа и вразумляа новопостриженаго своего иноческому житию и тръпению». Прожив с прп. Сергием «время доволно», М. собрался вернуться домой, но инок умолил его остаться в мон-ре еще на какое-то время (ПСРЛ. Т. 11. С. 132).
Провожая М., прп. Сергий обещал ему оставаться «в пустыни». Он просил игумена: «...благослови мя убо смиреннаго и помолися о моем уединении, купно же и поучи мене, како жити ми единому в пустыни, како молитися Богу, како без вреда пребыти, како противитися врагу и гръдым его мыслем», т. к. «есмь новоукый, и новопосьтриженый и новоначалный инок», к-рый должен «съвъспрашатися» с М. В ответ игумен ободрил прп. Сергия, сказав, что тот полностью готов к монашеской жизни.
После 2-го обращения прп. Сергия к М. за благословением игумен ответил ему цитатой из св. ап. Павла. Удостоверившись в твердости намерений молодого инока, М. побеседовал с ним «мало нечто от духовных». Затем игумен решил уйти, но прп. Сергий «поклонися ему до земли» и снова просил молиться за него. После 3-го обращения к нему прп. Сергия М. вновь дал ему советы, а затем, «створив молитву», благословил прп. Сергия и вернулся домой («отъиде от него, изыде, отнуду же и прииде»). При этом, как отмечает прп. Епифаний Премудрый, М. оставил инока «в пустыни единого безмлъствовати и единьствовати», и тот «с коликым трудом духовным и с многым попечением начинаше начало еже житии наедине» (Клосс. 1998. Т. 1. С. 311-312).
Из этого рассказа выясняется, что свидетели пострижения прп. Сергия приходили в Троицкую ц. вместе с М., а затем вернулись в свои дома. Т. о., можно предполагать, что М. был местным игуменом-старцем, хорошо знакомым жителям Радонежской волости, у к-рых он пользовался заслуженным авторитетом. Им вполне мог быть и выходец из Хотьковского мон-ря.
Спустя неск. лет, когда вокруг прп. Сергия собралась братия, началось общее богослужение в Троицкой ц. Прп. Епифаний Премудрый отмечает, что с этой целью «на обедню» монахи призывали «некоего чюжаго, попа суща саном или игумена сътарца, и того приимаше и повелеваше ему творити святую литургию» (Там же. С. 320). Согласно обоснованному предположению исследователей, этим приходящим игуменом был М. (Никон (Рождественский), архим. 1904. С. 63; Kovalevsky. P. 80; Бурейченко. 1960. С. 33; Борисов. 2001. С. 59-60). Через нек-рое время этот священник окончательно поселился в Троицком мон-ре. Будучи наиболее опытным из 12 монашествующих, М. среди них почитался как старший. Став игуменом обители, он прожил в ней всего год. М. тяжело заболел и, «неколико время поболев», скончался (Клосс. 1988. Т. 1. С. 322).
Прп. Сергий с благодарностью вспоминал М., «печяловашеся зело», и молился «дабы Бог дал игумена, месту тому наставника, отца же и правителя», «просящу игумена и истиннаго строителя месту тому» (Там же. Т. 1. С. 322). По-видимому, в этих характеристиках раскрывается та роль, к-рую М. играл в Троицком мон-ре. Еще во 2-й пол. XIV - 1-й четв. XV в. значение игумена в духовном становлении прп. Сергия и его роль в организации («строении») Троицкой обители были хорошо известны его современникам. Все это было зафиксировано в Житии ее основателя.
Однако позднее значение М. в становлении Троицкого мон-ря постепенно было заслонено значением более масштабной личности прп. Сергия. Поэтому не случайно, что во 2-й трети XV в. Пахомий Серб, создатель новых редакций Жития прп. Сергия, сильно сократил первоначальный рассказ прп. Епифания о пострижении М. и опустил в тексте имя последнего. В 1-й Пахомиевой редакции Жития (по Б. М. Клоссу) говорится о «некоем священноиноке», к-рый постриг прп. Сергия, когда ему было уже не 23, а «яко 20 лет», в 3-й Пахомиевой редакции (по Клоссу) - о безымянном старце. Кроме того, агиограф полностью изъял рассказ о пребывании М. в Троицком мон-ре в последний год его жизни (Клосс. 1998. Т. 1. С. 348-349, 383-384). С помощью такого целенаправленного редактирования текста Пахомий добился того, что именно прп. Сергий стал считаться 1-м игуменом Троицкого на Маковце мон-ря. Поэтому не удивительно, что с посл. четв. XV в. М. не упоминается ни в одном из известных списков игуменов Троице-Сергиева мон-ря (Брюсова В. Г. Списки игуменов Троице-Сергиева мон-ря 1-й пол. XVI в. // АЕ за 1969 г. М., 1971. С. 292-295).
Во 2-й пол. XIV-XX в. в Троице-Сергиевом мон-ре местное почитание и поминание М. было основано на сведениях о нем как об игумене, постригшем в иноки прп. Сергия, а также как о его духовном наставнике и одном из первых насельников в обители. Однако память о М. и его почитание не имели постоянного характера. Рассказ о М. был включен в 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. в Никоновскую летопись, но отсутствует в «Книге Степенной» царского родословия кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.
По крайней мере с нач. XVII в. в синодике патриаршего московского Новинского в честь Введения Пресв. Богородицы на Пресне муж. мон-ря, в статье «Род Сергия, чюдотворца Радонежскаго» поминали «Игумена Митрофана» (РГБ ОР. Ф. 173/IV. Собрание «прочие» библиотеки МДА. № 96. Л. 42 об.). В 1716 г. с рукописи синодика 1646 г. был сделан новый список (Там же. Л. 1-1 об.). Источником этой оригинальной записи стал один из списков Жития прп. Сергия в редакции прп. Епифания (ни в одной др. редакции помянника рода прп. Сергия Радонежского имя М. не встречается (Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219)). Поминание 1-го духовного наставника троицкого игумена носило исключительно местный характер. По-видимому, напрямую оно не было связано с Троице-Сергиевым мон-рем. В пользу этого свидетельствует факт, что имя М. не попало ни в синодик иером. Троице-Сергиева мон-ря Мартиниана в 1645-1649 гг. (РГБ. Ф. 178. № 9255. Л. 19-19 об.), ни в «Месяцеслов» троицкого келаря Симона (Азарьина) в сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. № 201), ни в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых» в кон. XVII в., ни в «Книгу, обдержащую в себе собрание всех российских святых чудотворцов…», принадлежавшую П. И. Савваитову, где были списки святых «Града Радонежа и монастыря», в нач. XVIII в. (Описание о российских святых. С. 76-83; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. IV. № 8).
В 1854 г. в очередной раз была обновлена роспись Троицкой ц. (Горский. С. 18). До 1874 г. о М. вспомнили при создании надписи за правым столбом в юго-зап. углу этого собора. В ней было отмечено, что Варфоломей пострижен «игуменом Митрофаном в 1337 году, на 23 году от рождения» (Бурейченко. 1958. С. 5).
В 1981 г. имя М. было включено в Собор Радонежских святых по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева), празднование Собору установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).