1-е явление прп. Сергия И. произошло 1 нояб. 1608 г. (Авраамий (Палицын) ошибочно записал его неск. раз под разными датами). Согласно «Сказанию...», в воскресенье, после утреннего богослужения, И. вернулся в свою келью и «в забытии сна бысть». Пономарю явился прп. Сергий и приказал сообщить «воеводам и ратным людем: се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали». После этого И. видел «святаго ходяща по граду и по службам, кропяща святою водою монастырская строениа» (Сказание. 1955. С. 142-143). В ночь с воскресенья на понедельник интервенты предприняли ночной штурм монастырской крепости, который для них окончился неудачей.
2-е явление прп. Сергия И. произошло в ночь с 15 на 16 февр. 1609 г. (Тюменцев. 2007. С. 38; в «Сказании...» чудо датировано неверно). Согласно «Сказанию...», в эти тяжелые дни «великий чюдотворец Сергий» вновь явился для утешения монашеской братии и защитников обители. Святой сообщил И.: «Рцы братии и всем страждущим во осаде: почто унывают и ропщут на держащего скипетр, аз неотступно молю Христа Бога моего. А о людех не скорбите, людей к вам царь Василий пришлет» (Сказание. 1955. С. 170). После этого из Москвы на помощь осажденным прорвался отряд атамана Сухана Останкова (60 казаков) и Никифора Есипова (20 троицких слуг). Автор «Сказания...» не только неверно датировал явление прп. Сергия И., но и преувеличил число казаков Останкова, к-рые смогли попасть в обитель: в бою с осаждавшими погибли неск. казаков и все троицкие слуги из отряда Есипова.
Весной 1609 г. И. явился прп. Никон, к-рый сказал пономарю, чтобы тот сообщил «болящим людем: се падет снег во сию нощь, и хотящеи исцеление получити да трутся тем новопадшим снегом. Рцы же всем людем, яко Никон сказа се» (Сказание. 1955. С. 171). После того как снег выпал, И. рассказал о явлении прп. Никона раненым защитникам Троице-Сергиева мон-ря. Многие из них последовали его совету и вскоре выздоровели.
В 3-й раз прп. Сергий явился И. через неск. дней после сильного натиска интервентов 31 июля 1609 г. Согласно «Сказанию...», в этот раз прп. Сергий сообщил И. о том, что он ночью послал в Москву 3 учеников: преподобных Михея, Варфоломея и Наума, «и воры и Литва видяшя их». И. поведал о новом явлении прп. Сергия воеводам (кн. Г. Б. Роще Долгорукому и А. И. Голохвастову) и защитникам обители. Во время боевых действий рус. воины «взяшя языка нарочита шляхтича», подтвердившего во время пыток, что накануне на польско-литов. лагерь из обители напали 3 неведомых им старца, к-рых они не смогли поймать. По словам Авраамия (Палицына), троицких старцев видели «на Москве, пришедших со множеством хлебов печеных на возилех на Троицкое подворие в Богоявленской монастырь; и невидими бышя» (Сказание. 1955. С. 182, 184-186).
Скупые сведения о жизни И. в Троице-Сергиевом монастыре после окончания осады сохранились в Житии прп. Дионисия (Зобниновского), к-рое было составлено Симоном (Азарьиным), согласно О. А. Белобровой, в 1648-1654 гг. Агиограф, не называя И. по имени, отмечает, что в первое время настоятельства св. Дионисия, по сложившейся традиции, утром, до начала богослужения, в келью к настоятелю приходил пономарь (И.), к-рый приносил огонь в фонаре и просил у архимандрита благословение. Прп. Дионисий благословлял пономаря и приказывал ему благовестить в колокол. В то время когда И. звонил, прп. Дионисий успевал сделать 300 поклонов. Придя в церковь, прп. Дионисий читал 50-й псалом и дожидался прихода монахов. После того как братия собралась, пономарь начинал «к полунощнице в доску бить», св. Дионисий благословлял священника начинать богослужение. И. был погребен в Троице-Сергиевом монастыре.
Местное почитание И. началось во 2-й трети XVII в. в связи с распространением списков «Сказания...» Авраамия (Палицына). И. отмечен в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Преп. Илиарх, чином пономар, иж свидетелствуется в Осадной книге» (РГБ. Ф. 173/I. МДА. № 201. Л. 333). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и Н. П. Барсукова, в кон. XIX в. в Троице-Сергиевой лавре И. почитался местно. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено было 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
И. не разработана. Образ И., выполненный в живописной светотеневой манере, известен только по росписи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре (1842(?), поновление - 1871, 1947). Полуфигура святого вполоборота вправо, в монашеской мантии и епитрахили, помещена на сев. стене в верхнем регистре в ряду изображений учеников прп. Сергия Радонежского. У И. длинные, немного вьющиеся волосы, разделенные на прямой пробор, и окладистая седая борода до середины груди; на правой, прижатой к груди руке - четки, левая поднята в молении; подпись: « ». Возможно, И. представлен на нек-рых житийных иконах прп. Сергия Радонежского в клеймах, иллюстрирующих события осады Троице-Сергиева монастыря отрядами польско-литов. интервентов в 1608-1610 гг.