(Медведев Андрей Гаврилович; 6.10.1792, с. Лысково Макарьевского у. Нижегородского наместничества - 12.05.1877, ТСЛ), прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых ), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры (с 1831). Род. в семье вольноотпущенного крестьянина графини Е. И. Головиной, служившего поваром у кн. Е. А. Грузинского в с. Лыскове. Отец умер, когда Андрею было 4 года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христ. воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове, впосл. кн. Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 г., из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению, А. Г. Медведев получил офиц. разрешение на врачебную практику. Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской жен. общины (см. Арзамасский во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-рь) игум. Олимпиады (Стригалёвой) решил принять монашество. По указанию явившегося ему во сне прп. Андрея Критского, его небесного покровителя, 27 июля 1818 г. А. Г. Медведев стал послушником в Саровской пуст. Пробыв ок. 1,5 года в Сарове, вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пуст. 27 июня 1822 г. принял монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. 20 июля 1822 г. еп. Нижегородским Моисеем (Близнецовым-Платоновым) рукоположен во иеродиакона, а 22 июля - во иеромонаха. Игум. Олимпиада оставалась духовной наставницей А. до своей кончины в 1828 г.
9 июля 1826 г. еп. Нижегородским Мефодием (Орловым-Соколовым) А. был определен строителем Высокогорской пуст. и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь вскоре стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, к-рые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом. При вступлении А. в должность строителя пустыни в ней было 20 чел. братии, при переходе его в ТСЛ - 90 чел. В сент. 1826 г. еп. Нижегородский Афанасий (Протопопов) возложил на А. набедренник, в 1829 г.- палицу. А. неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с прп. Серафимом Саровским.
23 февр. 1831 г. скончался наместник ТСЛ архим. Афанасий (Фёдоров). За 2 месяца до его кончины прп. Серафим предсказал назначение А. наместником ТСЛ, и, действительно, 26 февр. митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) предложил А. стать наместником лавры. 10 марта 1831 г. А. прибыл в Москву, 15 марта был возведен в сан архимандрита в ц. прп. Сергия Радонежского на Троицком Сухаревском подворье в Москве и 19 марта приехал в ТСЛ.
При А. в лавре был основан Гефсиманский муж. скит (освящен 28 сент. 1844), из «холодных» храмов стали отапливаемыми Троицкий собор, Никоновская, Духовская, Смоленская церкви, была построена Варваринская ц. и капитально отремонтирована крепостная стена. В 1832 г. из братских келий в Донском (Варваринском) корпусе была организована странноприимная муж. больница, за стенами лавры - жен. больница и богадельня. В 1838 г. на месте сгоревшей гостиницы был создан дом призрения, где разместились богадельня, больница и домовая ц. В Угловой (Пятницкой) башне организовано уч-ще и приют для сирот на 100 чел., к-рые жили и учились на полном содержании мон-ря, еще 100 учеников приходили учиться и обедать; организовано питание для странников. В 1861 г. уч-ще и приют были переведены в дом призрения, мальчики-сироты обучались ремеслам, из способных к пению был организован хор. А. устроил в лавре иконописную мастерскую, школу иконописания (1839), литографическую мастерскую (1844). Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. В 1871-1873 гг. по проекту архит. И. А. Малышева, штатного служителя лавры, было построено новое тюремное здание, более половины суммы на строительство пожертвовали духовные дети А. На средства лавры в тюрьме была устроена ц. в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», богослужения в к-рой совершали монахи ТСЛ; лавра помогала в обеспечении заключенных продовольствием. А. покровительствовал также частным лицам, назначая из средств, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся.
А. проявлял большую заботу о духовной жизни иноков. Помня заповедь прп. Серафима: «Будь не отцом, а матерью братии», следовал наставлению преподобного: не бранить за порок, но исправлять его. А. был духовником многих мирян; торжественностью совершаемых им богослужений и даром слова он снискал любовь и уважение богомольцев. А. собирал переводы аскетических сочинений прп. Паисия Величковского, помогал оптинским монахам в издании книг (см. Оптина пуст.), с большим вниманием относился к лаврским старцам. Своими трудами на благо лавры и духовной мудростью А. расположил к себе митр. Филарета, к-рый избрал его духовным отцом и нередко посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. С одобрения митр. Филарета были напечатаны отдельной брошюрой «Монастырские письма», в к-рых А. описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного. После кончины прп. Серафима А. взял на себя заботы о Дивеевской общине (см. Дивеевский Серафимов мон-рь). Благодаря совместным трудам А. и митр. Филарета в 1841 г. было напечатано составленное архим. Сергием первое «Житие преподобного Серафима».
За неустанные труды на благо обители А. был награжден орденами Анны св. 2-й степени (18 апр. 1836) и Владимира св. равноап. кн. 3-й (1 июня 1849) и 2-й степени (3 марта 1863). 8 апр. 1852 г. А. был избран членом-корреспондентом имп. Русского археологического об-ва. 4 сент. 1856 г. в ознаменование 25-летия служения А. в ТСЛ Святейший Синод наградил А. правом ношения панагии. 18 сент. 1856 г. в память войны 1853-1856 гг. А. был награжден бронзовым наперсным крестом на владимирской ленте, а 20 сент.- крестом, пожалованным императрицей Марией Александровной в память пребывания имп. четы в лавре. 7 авг. 1859 г. указом Синода А. была присвоена степень первоклассного архимандрита.
В 1872 г. А. просил у митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) увольнения от должности по старости, но тот отклонил просьбу. В 1873 г. у А. был легкий инсульт, после к-рого он сильно ослабел и оставался прикованным к постели. Свт. Иннокентий благословил устроить домовую церковь при кельях архимандрита, где А. изредка совершал литургию. Управление лаврой было передано духовному собору, к А. обращались за советом лишь в наиболее важных делах. В 1876 г., после начала войны с Турцией, А. при мощах прп. Сергия Радонежского благословил вел. кн. Николая Николаевича, командовавшего рус. войсками, а в янв. 1877 г., собрав последние силы, приветствовал имп. Александра II и августейшую семью.
А. скончался, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами Елеосвящения и Причащения. Отпевание А. совершили еп. Иоанн (Митропольский) и еп. Можайский, вик. Московской епархии Игнатий (Рождественский) в сослужении более 60 священнослужителей при огромном стечении народа. А. был погребен с вост. стороны Духовского собора ТСЛ, почитание А. особо выразилось в обязательном и усердном поминовении его в ТСЛ на всех заупокойных ектениях. А. прославлен как местночтимый святой 16 окт. 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, к-рый сам возглавил торжество прославления. Ко времени прославления останки А. были обретены и помещены в Духовском соборе. Преподобному составлены тропарь, кондак и молитва.
Сохранилось неск. живописных и графических прижизненных портретов А. На портрете 1858 г. (ГИМ) он представлен по пояс, сидящим возле стола, в рясе и клобуке, с панагией, наперсным крестом, орденами св. Владимира и св. Анны на груди. Аналогичный по иконографии и стилистическим особенностям портрет сер. XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ), вероятно, написан тем же художником. На небольшом поясном изображении кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. (РГБ) из собрания Оптиной пуст. (по-видимому, работа оптинского живописца) у А. изображены 2 наперсных креста, орден св. Владимира 2-й степени, в руке четки. Наиболее точно внешний облик А. воспроизводят эстампы: литография 1862 г. (ГИМ), выполненная в мастерской И. Корелина по рисунку Шемиота (для изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1862. Вып. 3), и тонолитография 1863 г. (ГИМ).
Уникальным памятником является митра 1871 г. (ЦАК МДА), очевидно изготовленная ко дню празднования 40-летия служения А. в должности наместника ТСЛ на основе ветхой митры, принадлежавшей свт. Филарету (Дроздову); на живописных дробницах воспроизведены образы небесных покровителей А. в миру и монашестве, а также святых, в дни памяти к-рых происходили важные события жизни преподобного.