Борис Михайлович (26.04.1894, пос. Васильево-Ханжоновский Таганрогского окр. обл. Войска Донского - 6.08.1975, Фрипорт, шт. Нью-Йорк, США), регент, духовный композитор. Род. в семье священника (по др. данным - инспектора ДУ) Донской епархии. Вырос в слободе Аграфеновка Таганрогского окр. Получил разностороннее домашнее муз. воспитание, с 14 лет управлял церковным хором в приходе отца. Окончил Новочеркасское ДУ (1909), затем обучался в Ростовском реальном уч-ще коллегии преподавателей. В последние 2 года учебы дирижировал ученическим оркестром, сочинял для него пьесы.
В 1914 г. поступил в Московскую консерваторию (класс трубы), выбыл во 2-м полугодии 1914/15 уч. г. Находясь в Москве, Л. испытал большое влияние музыкантов круга Синодального училища церковного пения и Синодального хора, приобщился к Новому направлению в рус. духовной музыке, считал своими учителями М. М. Ипполитова-Иванова и А. Д. Кастальского, сам пел в церковных хорах.
В окт. 1916 г. Л. был призван в армию и на правах вольноопределяющегося вступил в 65-й пехотный запасной полк, откуда по болезни выбыл в февр. 1917 г. 17 апр. 1919 г. вступил канониром в 3-й батальон артиллерийской бригады Добровольческой армии, затем служил в Марковской артиллерийской бригаде (в управлении 2-го дивизиона), с 9 мая 1919 по 1 нояб. 1920 г. участвовал во всех ее походах. В качестве разведчика был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. 23 авг. 1920 г. произведен в чин подпоручика. В составе Первого армейского корпуса (начальник - ген. А. П. Кутепов) находился в военном лагере близ Галлиполи (ныне Гелиболу, Турция). По нек-рым данным, руководил там одним из церковных хоров.
В 1921 г. Л. вместе с русскими военными частями выехал в Болгарию: в Софии управлял хором Свято-Александро-Невского собора (Болгарская Православная Церковь), был помощником хормейстера в Софийском оперном театре. До 9 марта 1926 г. Л. пел в Хоре донских казаков под упр. С. А. Жарова. Переехав в том же году в Париж, возглавил «галлиполийский хор», к-рый пел на службах в ц. прп. Сергия Радонежского при Об-ве галлиполийцев, а также на концертах. Возможно, в 30-х гг. XX в. Л. нек-рое время управлял хором ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Париже.
В 1937 г. Л. переехал в Берлин, стал регентом Хора донских казаков им. атамана А. М. Каледина. В 1939 г. пел там с казачьим хором в русско-укр. ресторане. Основав Хор черноморских казаков, в 1940-1941 гг. концертировал с ним в Германии и др. странах. После начала войны Германии с СССР этот хор был упразднен, и Л. возглавил хор Свято-Владимирской ц. (РПЦЗ) в Берлине. В 1942 г. там была отслужена воссозданная архим. Филиппом (И. А. Гарднером) литургия ап. Иакова, музыку для к-рой написал Л. Он же 14 июня 1942 г. управлял хором на поставлении архим. Филиппа во епископа Потсдамского.
В 1942-1943 гг. Л. в приказном порядке был привлечен к записи пластинок, выпускавшихся фирмами «Полидор» и «Граммофон» по заказу «Винеты» (подразделения Восточного отдела Рейхсминистерства народного просвещения и пропаганды). Муж. казачьим и смешанным хорами под упр. Л. были исполнены рус., укр., казачьи песни, правосл. церковные песнопения, отрывки из рус. опер, советские песни, танцевальная музыка и др. Нек-рые записи осуществлялись совместно с «Капеллой Романова» (оркестром балалаек). В числе записанных церковных произведений была «Песнь Богородицы» Л.
По окончании войны Л. возглавил хор Воскресенского кафедрального собора (РПЦ МП) в Берлине, основав концертировавший в Германии смешанный Русский кафедральный хор. В 1948 г. Л. вместе с семьей переехал в Мюнхен, в амер. оккупационную зону, где воссоздал Хор черноморских казаков, с к-рым с большим успехом выступал в Германии и сканд. странах. В репертуар хора входила русская духовная музыка (Д. С. Бортнянского, Г. Ф. Львовского, А. Д. Шереметева, С. В. Панченко и др.), а также рус. народные, казачьи, популярные городские песни («Эй, ухнем», «Стенька Разин» и т. п.), в т. ч. в обработке Л.
Переехав в 1951 г. в США, Л. некоторое время управлял хором в Свято-Сергиевской ц. «Толстовской фермы» и затем в Свято-Серафимовском приходе Нью-Йорка. В 1952 г. Л. получил место регента в кафедральном соборе иконы Божией Матери «Знамение» Синода РПЦЗ в Нью-Йорке, прослужив там 23 года. С 1953 по 1968 г. Л. преподавал богослужебное пение и руководил хором в Свято-Владимирской ДС (шт. Нью-Йорк); нек-рое время управлял смешанным молодежным Русским камерным хором и Русским муж. хором «Капелла».
Особенно значимой была работа Л. с хором Синода РПЦЗ. Под его руководством этот хор превратился в один из лучших певческих коллективов русского зарубежья. В репертуаре нью-йоркского Синодального хора, к-рый, как было принято считать в РПЦЗ, вел свое преемство от московского Синодального хора, присутствовали образцы знаменного распева, композиции Кастальского, С. В. Рахманинова, Ипполитова-Иванова, А. Т. Гречанинова, А. Г. Чеснокова и П. Г. Чеснокова, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Н. И. Компанейского и др. О вышедшей в 1965 г. пластинке этого хора Гарднер писал: «Старым москвичам эта пластинка напомнит московские хоры времен расцвета московской церковно-музыкальной традиции перед самой 1-й мировой войной и характерный стиль московского репертуара» (Старый москвич. Новая пластинка нью-йоркского хора Рус. Синодальной Церкви // Рус. мысль. П., 1965. № 2315, 1 июня). В репертуар была включена и духовная музыка композиторов-эмигрантов (Гарднера, И. А. Колчина, митр. Филарета (Вознесенского), Н. Д. Набокова, А. Свана, самого Л.).
Бóльшая часть композиторского наследия Л. (186 произведений) опубликована в типографии св. Иова Почаевского в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк). Как автор духовной музыки Л. исповедовал главные принципы Нового направления: полное или частичное сохранение аутентичных церковных распевов, обработка распевов и свободное творчество в их стиле. Л. стремился, чтобы его музыка соответствовала исполнительским возможностям зачастую небольших по составу любительских заграничных русских хоров. Композиции Л. составили неотъемлемую часть богослужебного репертуара храмов РПЦЗ; в последнее десятилетие они получили распространение и в России.
Л. оставил о себе память как музыкант высокой культуры и профессионального уровня, его музыка и дирижерские интерпретации отличались «богослужебной стильностью» (термин Гарднера), художественностью и вкусом. Деятельность Л. имела большое значение для сохранения и продолжения рус. хоровой традиции, для воспитания православной молодежи. Последователем Л. стал его сын, А. Б. Ледковский (1944-2004), к-рый после смерти отца до 20 янв. 2002 г. управлял хором Синода РПЦЗ. Он также гастролировал с этим хором в разных городах США, записал несколько дисков. Кроме того, А. Ледковский управлял хором Русского хорового об-ва в Нью-Йорке, молодежным Русским камерным хором и мужским хором «Каппелла»; он одним из первых создал интернет-сайт с нотами рус. церковных песнопений (www.rocm.org), к-рый в наст. время ведет его дочь Е. А. Ледковская.