[Груз. ნაკიფარი], ц. во имя вмч. Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположена в одноименном селе (муниципалитет Местиа, груз. историческая пров. Земо-Сванети (В. Сванети)) в общине Ипрари, на плато (высота 1510 м) над р. Ингури. Памятник груз. церковной средневек. архитектуры (Х в.) и живописи (1130, худож. Тевдоре).
Ансамбль Н. составляет небольшая колокольня (к северо-востоку от церкви), возле храма находятся кладбище и неск. жилых домов. Церковь зального типа возведена горизонтальными рядами из квадров травертина желтоватого цвета. План прямоугольной формы, на вост. стороне с круглой в плане апсидой. С 3 сторон (кроме восточной) церковь имела пристройки, сохранились южная и западная, северная дошла фрагментарно. Входы расположены в южных и западных пристройках, через к-рые можно попасть в главное пространство церкви. Окна прорезаны в центральной части апсиды, на юж. и зап. стенах, в вост. стене юж. пристройки и юж. стене зап. пристройки. Свод полуцилиндрической формы. Подпружная арка вместо пилястр опирается на подвесные консоли, что позволяет воспринимать зал церкви как единое нерасчлененное пространство. Алтарь возвышается на одну ступень и отделен от зала каменным иконостасом. В апсиде 2 ниши. Весь периметр главного пространства интерьера опоясывает каменная скамья.
В отличие от небольших и простых в основной своей массе церквей Земо-Сванети, Н. сравнительно больше по размерам (6,24×3,83 м) и отличается оригинальным художественным решением фасадов, украшенных рельефными изображениями животных (окно зап. фасада: обобщенные фигуры птиц с изображением креста в центре) и живописью. На вост. фасаде Н. представлена рельефная 3-арочная композиция, которая создана пилястрами, подвешенными на консолях. Две крайние арки одинаковые, средняя - узкая. В средней арке, над окном алтаря, помещено изображение головы оленя, над ним - поясное изображение Христа Эммануила с крещатым нимбом. В левой арке внизу - горельефное изображение головы быка, наверху - плоская фигура льва. В правой арке внизу представлена голова овна, наверху - головы серны и медведя (Паташури. 2009. С. 51).
Колокольня представляет собой квадратное в плане строение, открытое с 4 сторон полукруглыми арками, расположенными в верхней части корпуса колокольни. Выстроена из хорошо тесанного камня и покрыта штукатуркой (местами штукатурка утрачена, хорошо видна кладка).
Роспись церкви принадлежит царскому худож. Тевдоре, его имя сохранилось в 2-строчной фресковой надписи, выполненной асомтаврули на архитраве алтарной преграды: «Именем Божьим расписан и украшен храм сей святого Георгия в возвеличение и моление душ всех азнауров этого ущелья. Святой Георгий великомученик, помилуй и возвеличь. Аминь. Расписан и [украшен храм сей] в короникон... [рукою] Тевдоре царского художника». Роспись датируется 1130 г. на основании прочтения надписи Ш. Амиранашвили в 1938 г.; в 1948 г., во время экспедиции Ин-та искусств Грузии, это место было уже повреждено и дата больше не читалась (Аладашвили и др. 1983. С. 32).
От более древней живописи (иконостас расписан сразу после завершения строительства церкви, не позднее Х в.) сохранились фрагменты на антаблементе иконостаса между 2 центральными столбами. Под осыпавшимся слоем росписи Тевдоре читаются изображения, выполненные на белом фоне красной краской: лук и стрела и поверх - ряд связанных кругов и маленьких арок. Мотив стрелы и лука связан с местными традициями - военным ритуалом, охотой. Их размещение на иконостасе церкви указывает на то, что данные элементы с просвещением местных жителей приобрели в христианстве новый смысл. Аналогичные орнаментальные мотивы встречаются и в образцах народного творчества - резьбе по дереву и чеканке. Упрощенный рисунок, графическая манера выполнения и звучный колорит создают ясное представление о раннем этапе живописи в Сванети (Там же. С. 12).
Роспись остальной части церкви также принадлежит Тевдоре. В росписи интерьера доминирует композиция в конхе. Представленная здесь сцена объединяет изображения «Деисус» и «Спас в Силах» («Христос во Славе»), в нее также включены элементы композиций «Видения пророков» и «Страшный Суд». Монументальную фигуру благословляющего Христа, восседающего на богато убранном троне, фланкируют полноростовые фигуры Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. Позади них расположены архангелы в имп. одеяниях и чин ангелов. Слева от Христа находится изображение тетраморфа, справа - шестикрылого серафима, под ним - престолов в виде огненных колес. Подобное сочетание композиций в росписи конхи встречается позже в программе росписи конх церквей Земо-Сванети. Предположительно данная версия алтарной композиции принадлежит Тевдоре, что говорит не только о его творческой состоятельности живописца, но и о глубоких познаниях в области богословия (Алибегашвили. 1983. С. 89).
На стенах апсид, по обе стороны окна, представлены 6 фигур: 2 святителей, изображенных анфас, фланкируют фигуры 2 евангелистов и 2 апостолов, обращенных к центру. Изображения сопровождают надписи (не все сохр.): слева представлен свт. Василий Великий, далее - ап. Матфей, затем, очевидно, ап. Павел, потом - ап. Петр, ап. Иоанн и свт. Николай Мирликийский. На иконостасе, под 2-строчной надписью, изображены погрудные фигуры 4 святых. У левой сохранилась подпись: «Св. Димитрий». Справа, по всей видимости, находилась фигура мч. Кириака. Оставшиеся две - фигуры столпников. Роспись церкви на стенах и конхе поделена на 2 регистра. Верхний регистр росписи занимает свод и часть стены, нижний - плоскость на стенах, начиная с 1,23 м от уровня пола. На своде помещены 4 евангельские сцены (с юга на север): «Рождество Христово», «Распятие Господне», «Крещение Господне» и «Сошествие во ад» (Там же. С. 79).
На зап. стене представлены сцены мученичества вмч. Георгия: «Сокрушение идолов» (верхний регистр) и «Колесование вмч. Георгия» (нижний). Цикл в нижнем регистре юж. стены представлен последовательно, без разделительных линий, сценами: «Мучение в известковой яме», «Мучение скребницами», «Усекновение главы вмч. Георгия». К востоку от окна у иконостаса изображен первомч. архидиак. Стефан в белом стихаре и с кадильницей и дарохранительницей в руках. Нижний регистр сев. стены занимает монументальная симметричная композиция св. воинов-всадников: они обращены лицом друг к другу, вмч. Георгий прощает имп. Диоклетиана, вмч. Феодор Стратилат - змия.
Ведущее место в колорите росписи Н. занимают градации коричневого цвета (от красного до светло-розового), серого и охры. Серый использован в качестве фона, а в комбинации с коричневым - на одежде. Зеленый разных оттенков был применен для изображения земли и одежды, коричневым и охрой показаны горки, детали трона и одеяния. Как по общему решению (принципу распределения сцен, структуре композиций, монументальности), так и по цветовой гамме роспись Н. близка к др. работам Тевдоре - росписи церкви Ипрари во имя св. Архангелов (1096) и церкви Лагурка во имя святых Кирика и Иулитты (1112). Пластичность фигур наряду с энергичным рисунком повышает ее изобразительность. Характерная для Тевдоре манера «лепки» лиц четкими мазками белил усиливает экспрессию ликов. Орнамент росписи Н. подчиняется ее композиционной структуре и находится в полном соответствии с архитектурой внутреннего пространства. Орнаментальные линии выделяют регистры и подчеркивают ритм распределения композиций на стенах и своде (Там же. С. 84-86).
Роспись иконостаса и живопись вост. фасада церкви выполнены в один и тот же период. Это самый ранний образец фасадной сюжетной живописи в Сванети (Аладашвили и др. 1983. С. 12). Внешняя роспись Н. сохранилась фрагментарно - в виде прориси и отдельных цветовых пятен. В боковых арках вост. фасада находились живописные изображения святых. На фронтоне была представлена живописная композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов». Живопись отличается звучным колоритом: чередованием золотистой охры, красно-коричневатого, серого и изумрудно-зеленого тонов, по стилистическим признакам она тесно связана с груз. искусством IX-X вв. (Там же. С. 13).
В Н. хранились живописные и чеканные иконы (большая часть хранится в Сванети этнографии и истории музее): «Апостол Павел» (X в., серебро, позолота, 15×5 см), «Великомученик Георгий с Деисусом» (XI в., дерево, позолоченное серебро; в нижней части иконы изображен вмч. Георгий, поражающий имп. Диоклетиана, в верхней - 3-частная композиция Деисуса), «Богоматерь с Младенцем и святая Варвара» (XI-XII вв., дерево, темпера, 55×45,5 см), «Великомученик Георгий» (XI-XII вв., дерево, позолоченное серебро, 56×43 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII в., холст, темпера, 56×43 см), «Великомученик Георгий» (XII-XIII вв., дерево, темпера, 80×59 см), «Спас Вседержитель» (XII в., дерево, серебро, 50×44 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII-XIII вв., дерево, холст, темпера, 104×25 см); «Три святых воина» (вмч. Георгий, вмч. Димитрий и неизв. святой; XIII в., дерево, холст, левкас, темпера, 124×74,5 см). В церкви хранится икона вмч. Георгия, поражающего Диоклетиана (XI в., дерево, серебро, 50×41 см) (Бурчуладзе. 2016. С. 36, 78, 146, 150, 152, 157, 160, 165, 166, 180-181).