[Груз. ლაგურკა] (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Памятник груз. средневек. живописи. Церковь особо почитается в Сванети. Расположена на вершине высокой горы над р. Ингури, на противоположном берегу от села. Престольный праздник - квирикоба - отмечается в день памяти святых мучеников 15(28) июля (подробнее см.: «Народные обычаи, связанные с церковным календарем» в ст. Грузинская Православная Церковь). В Л. хранятся богатая коллекция средневек. чеканных и живописных икон, церковные украшения. Особенно почитается т. н. икона семьи Шалиани - чудотворный образ «Распятие Господне» XII в. с частицами Животворящего Креста Господня визант. письма, украшенный злато-серебряной чеканкой с эмалью и полудрагоценными камнями.
Небольшая по размерам церковь (внутреннее пространство 5´ 2,70 м) выстроена из плит желтоватого водяного туфа (ширими). Принадлежит к обычному в В. Сванети зальному типу. С юга примыкает притвор, с запада пристроена 2-ярусная колокольня. Внутреннее пространство перекрыто коробовым сводом, апсида выделена подпружной аркой. По продольным стенам развернуты 2 пары пристенных арок, опирающихся на пилястры, на зап. стене - одна пара. Глубокая апсида отделена от остального пространства церкви алтарной преградой, датируемой тем же временем, что и церковь. Перед ней, в середине храма, на высоком каменном постаменте установлен обычный для церквей Сванети большой предалтарный крест, обитый чеканными золочеными пластинами с изображениями. В здании 3 входа: с запада, севера и юга; пространство освещено 2 окнами (в алтаре и на зап. стене).
Роспись в интерьере была осуществлена в 1111 г. Тевдоре, придворным художником царя Грузии св. Давида IV Строителя (1089-1125). Живописец создал 3 фресковых ансамбля в Сванети: в церкви Ипрари во имя св. Архангелов (Тарнгзел) (1096), в Л. и в церкви Накипари во имя вмч. Георгия (Джграг) (1130). Все росписи сохранили имя художника и точные даты их создания - редкий случай в истории груз. средневек. живописи.
На зап. стене над дверным проемом помещена 3-строчная надпись, выполненная асомтаврули белой краской (сохр. не полностью): «Именем Божиим расписана и украшена святая сия церковь в возвеличение и в моление азнауров этого ущелья и всех, которые строили. Святой Квирике, прославь и помилуй. [Расписана] в годы от сотворения мира 6716 в короникон…» Имя художника сейчас не читается, но композиция росписи, характер изображений, манера исполнения не оставляют сомнения в авторстве Тевдоре. На пилястре подпружной арки юж. стены помещена 10-строчная надпись, выполненная черной краской: «Храм сей святого Квирике, когда землетрясением был разрушен я, сын Антония, Георгий вновь украсил. Кто не забудет (меня), того помилует Бог». Упомянутые лица по историческим источникам неизвестны, но надпись разъясняет причину поновления в XVII в. отдельных частей первоначальной росписи Тевдоре: художник стремился освежить изображения, полностью сохранив иконографическую схему росписи.
Отбор изображенных в Л. святых продиктован местными традициями: в Сванети особенно почитаются великомученики Георгий, Феодор, мученики Кирик (груз. Квирике) и Иулитта (груз. Ивлита). В конхе апсиды помещена композиция Деисус, в своде - евангельские сцены, по стенам - изображения конных воинов и патронов церкви. Деисус представлен 3 крупными полуфигурами; фигура Христа, фланкированная фигурами Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, выделена бóльшим размером; текст из Евангелия: «Я - свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Ин 8. 12). Роспись на стене апсиды занимала 2 регистра: в верхнем были изображены 4 полуфигуры апостолов и евангелистов, в нижнем - полуфигуры святителей.
Роспись на стенах церкви располагалась в 2 регистра и начиналась, как и в алтаре, высоко от пола (110 см). Внизу она замыкалась орнаментальной полосой, проложенной по всем 3 стенам церкви на одном уровне. В своде, разделенном аркой и проходящей вдоль по центру орнаментальной полосой, расположены 4 евангельские сцены: «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Распятие Господне» и «Сошествие во ад». Юж. стена отведена под 2 вписанные в пристенные арки житийные сцены патронов церкви, мучеников Кирика и Иулитты, в пристенных арках сев. стены изображены фигуры великомучеников Георгия и Феодора на конях. Зап. стена украшена 4 фигурами, симметрично стоящими по сторонам окна и двери: мучеников Кирика и Иулитты и великомучениц Варвары и Екатерины. В верхней части алтарной преграды помещены погрудные изображения св. архидиак. Стефана и мч. Кирика, мучениц Иулитты и Христины.
В композиции росписи большую роль играют орнаментальные мотивы. Строго продуманное распределение элементов, проложенных по архитектурным деталям (аркам и пилястрам), а также в окнах и дверных проемах, подчеркивает деление архитектурного пространства и органично вводит роспись в интерьер церкви.
В росписи Л. присутствуют характерные лики святых, знакомые по росписи Ипрари. Их типические особенности, присущие сванам, отличают их в сравнении с др. сванскими средневек. росписями.
Сохранившиеся в росписи Л. фигуры, как и в Ипрари, написаны в характерной для Тевдоре линейной манере. Четыре евангельские сцены выбраны художником в соответствии с основными принципами храмовой декорации, сложившимися под влиянием визант. искусства. Напротив композиции «Рождество Христово» (юж. склон свода) представлено «Крещение Господне» (сев. склон), в 2 зап. отрезках свода помещены сцены «Распятие Господне» и «Сошествие во ад». Экспрессивная выразительность крупных фигур способствует как композиционному, так и смысловому объединению.
В еще большей степени те же художественные приемы проявились в житийных сценах, сопоставленных с важнейшими евангельскими событиями: над аркой с композицией, изображающей гибель св. Кирика, на своде размещено «Рождество Христово», над казнью мц. Иулитты - «Распятие Господне». Художник отобразил 2 эпизода мученичества святых - это смерть маленького мч. Кирика и усекновение главы его матери, мц. Иулитты. В др. сохранившихся памятниках груз. средневек. искусства житийные сцены этих святых не встречаются. В правой части композиции «Смерть Кирика» изображен царь, сидящий на троне (над его фигурой помещена надпись «Безбожник Кар...»). Вытянутой рукой он указывает на мертвого мч. Кирика и склонившуюся над ним мц. Иулитту. Над святыми помещена фигура ангела с мученическим венцом в руке. Две пояснительные надписи вписаны в композицию, в раскрытии содержания сцены они играют большую роль. Одна читается как: «Святая Ивлита благодарит Христа, Который завершил мученичество святого Квирике, сына». В другой указана дата кончины мч. Кирика и разъясняется причина его гибели: «...этот безбожник царь сбросил с трона...» (последние 3 строки не читаются). Композиция «Усекновение главы мц. Иулитты» помещена рядом с первой сценой: святая изображена опустившейся на колени и молящейся Богу, готовая принять мученическую смерть. В лаконичной надписи на стене рядом с ее фигурой сообщается дата кончины мц. Иулитты. По мнению Г. Н. Чубинашвили, Тевдоре пользовался неизвестной на данный момент версией Мученичества святых, текст которой был известен в Грузии до X в. (Чубинашвили. 1944. С. 98-99).
В Л. сохранились 3 изображения мч. Кирика (на алтарной преграде сильно записано поздним художником), в основном они передают один и тот же тип лика: подчеркнуто округлое лицо ребенка с большими глазами, коротким носом и маленькими пухлыми губами, сзади локоны, на лбу челка. Изображение святого на зап. стене в росписи почти в точности повторяет его изображение на одной из чеканных икон (XI в.), хранящихся в Л. (всего в Л. сохранилось 8 чеканных икон с изображением св. Кирика). По мнению Чубинашвили, Тевдоре использовал эту икону в качестве образца для росписи (Он же. С. 300). Мц. Иулитта изображена на зап. стене, в одной руке она держит крест, другая прижата к груди. В отличие от иконных образов здесь подчеркнуто ее эмоциональное состояние.
Согласно обычной для сванских росписей иконографии, на северной стене в арках изображены конные фигуры великомучеников Георгия, пронзающего лежащего рим. имп. Диоклетиана, и Феодора, попирающего змея.
Фрески Л. благодаря индивидуальной манере Тевдоре являются одним из наиболее ранних примеров, отражающих признаки зарождавшейся в груз. изобразительном искусстве тенденции изображения человеческих чувств, получившей распространение в XII в.