(1733, Псковская пров. Новгородской губ.- 27.05.1824, Псково-Печерский мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых), иеросхим. Основным источником немногочисленных сведений о Л. стало его жизнеописание, составленное настоятелем обители архим. Аполлосом (Беляевым; впосл. архиепископ Вятский и Слободской) со слов прот. Иоанна Флоринского, а также «престарелых служителей монастыря» Федота Федотова, Григория и Николая Дорофеевых и Василия Константинова и членов семьи помещика А. С. Ковалевского (Аполлос (Беляев). 1862).
Род. в семье дьячка Филиппа. Сестра Л. девица Анастасия также была строгой подвижницей. До принятия пострига Л. служил священником в г. Опочке Псковской губ. После кончины жены поступил в Псково-Печерский мон-рь, в 1785 г. был пострижен в монашество, нес послушание казначея, в 1800 г. принял схиму.
Каждый вечер до полуночи молился в Успенской соборной ц., заперев за собой двери изнутри; к утреннему богослужению являлся первый и ежедневно служил раннюю литургию. Носил власяницу и железные вериги, сначала в 17, а потом ок. 27 фунтов. В течение всей Страстной седмицы ничего не ел, лишь в Великий четверг вкушал просфору с водой. В пещерную келью подвижника не проникал дневной свет, т. к. окно было «застроено палатками» для продажи свечей. Спал на дощатой кровати, покрытой рогожей, под голову клал камень. В келье хранил гроб, в к-ром после кончины и был положен.
С постом и молитвой Л. соединял и труд - шил ризы, а вырученные деньги вместе с пожертвованиями от различных лиц раздавал нищим и посетителям, приходившим за благословением и наставлением. Устроил в обители небольшую богадельню на 12 чел. На средства Л. были изготовлены сребропозлащенные «венцы с цатами» на монастырские иконы Сорока мучеников, вмц. Варвары, вмц. Параскевы Пятницы, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, различные украшения на иконы Божией Матери «Скорбящая» и «Живоносный Источник».
По преданию, в янв. 1808 г. в течение ок. 3 суток Л. «был совершенно мертв». Братия положила его во гроб, готовилась к погребению. В монастыре хранится плита, приготовленная для его надгробия, с надписью: «Жизнь свою скончал в 1808 году месяца генваря 1-го дня». Но Л. ожил и после этого чудесного события усилил аскетические подвиги.
Стяжал дар прозорливости. С богомольцами и посетителями, почитавшими Л. как старца, разговаривал кратко, часто напоминал: «Люта смерть грешника» (Пс 33, ст. 22). Некий молодой приказчик, приехав в мон-рь, попросил Л. отслужить молебен перед чудотворной Печерской иконой Божией Матери. Старец исполнил его просьбу. Когда посетитель в благодарность за молебен пожертвовал значительную сумму (5 р. ассигнациями), Л. строго сказал: «Клади все, что у тебя есть», прикровенно обличив его в краже у своего хозяина 300 р. Приказчик смутился, упал в ноги Л., раскаялся в грехах, но с недоумением спросил: «С чем же я, батюшка, пойду домой?» «С хлебом монастырским дойдешь до дому безопасно, а с деньгами не дойти». Раскаявшийся отдал все деньги, к-рые Л. положил в церкви отдельно от монастырских сумм. Получив от старца благословение и взяв хлеб, приказчик отправился в путь. В овраге близ оз. Утцы (ныне Утицкое) на него напали 2 разбойника, потребовали отдать деньги, но, обыскав, ничего не нашли и отпустили. Дома молодой человек признался хозяину-купцу в краже денег и беседе с дивным старцем. Набожный купец решил сам с семейством посетить Печерскую обитель для беседы с Л., после чего не только не принял похищенных у него и возвращенных денег, но и пожертвовал еще ок. 300 р. Также Л. предсказал скорую кончину благотворителя монастыря помещика А. С. Ковалевского.
Современникам Л. запомнился согбенным старцем маленького роста, с бледным лицом «воскового цвета - походил на мертвеца». При этом обнаруживал телесную крепость. Так, в окт. 1812 г. именно Л. вдвоем с настоятелем архим. Венедиктом (Постниковым; † 1835) вынес чудотворную монастырскую икону Успения Божией Матери из Печерской обители для перенесения во Псков с целью совершения молебнов об избавлении от нашествия франц. армии. Спустя нек-рое время настоятель устал, но Л. «нисколько не чувствовал тяжести и удивил всех очевидцев» (Аполлос (Беляев). 1862. С. 384).
29 мая 1822 г. Псково-Печерский мон-рь посетил имп. Александр I Павлович, путешествовавший из Пскова в Ригу. Узнав от архим. Венедикта (Постникова) о подвижнической жизни и прозорливости Л., государь отправился к нему в келью. Согласно изложению архим. Аполлоса, Л. предупредил: «Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле». Прощались старец и царь с земными поклонами друг другу.
После кончины у Л. нашли 10 р. ассигнациями с надписью: «На угощение братии». Погребен при большом стечении верующих рядом с кельей - у входа в монастырские пещеры. Над гробом хранятся вериги преподобного и медная вызолоченная доска с литыми изображениями херувимов, изготовленная в 1835 г. на средства состоятельных почитателей старца. На доске написано: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-тилетняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения».
Имя Л. включено в Собор Псковских святых, празднование к-рому установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 г., и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г.