Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЛАРИОН
22, С. 137-140 опубликовано: 5 сентября 2012г.


Содержание

ИЛАРИОН

(Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 8.04.1805, с. Ключи Новохопёрского у. Воронежской губ.- 18.09.1873, Оптина пуст.), прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. Из семьи крепостных, впосл. отпущенных на волю и ставших купцами. Основатель фамилии, предок И., служил пономарем в церкви с. Макарова Новохопёрского у. Воронежской губ.

Прп. Иларион (Пономарёв). Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.)
Прп. Иларион (Пономарёв). Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.)

Прп. Иларион (Пономарёв). Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.)

С детства Родион учился семейному ремеслу портного. Обладал кротким и спокойным нравом, из-за чего мать еще с раннего возраста предрекала ему монашество. В 1818 и 1822 гг. был с семьей на богомолье в Киеве. В 1820 г. Пономарёвы переехали в Новохопёрск, с 1825 г. Родион для совершенствования в портняжном мастерстве жил в Москве. По его возвращении домой в кон. 1829 г. семья переселилась в Саратов, где открыла портняжную мастерскую. Пономарёв внимательно следил за нравственностью рабочих своей артели, обучил их церковному пению и письму, запретил во время работы празднословие и непристойные разговоры. Любил читать и хорошо знал святоотеческую лит-ру. Живя в Саратове, пользовался духовными советами старца Семена Климовича. По благословению Саратовского еп. Иакова (Вечеркова) стал членом саратовского правосл. братства, благодаря деятельности к-рого в городе в Православие перешло значительное число старообрядцев, а секта скопцов прекратила существование. В этот период Пономарёв дважды привлекался к суду, обвинялся в принадлежности к скопцам, на 4 года был лишен права выезда из города, после чего был оправдан. Пономарёву дважды предлагали вступить в брак: 1-й брак не состоялся в связи с внезапной кончиной невесты, 2-й - из-за отказа жениха.

В 1838 г. паломничал по России, выбирая себе обитель для жительства. Посетил Саров, Суздаль, Ростов, Белозерск, Тихвин, Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь и др. Особое внимание обращал на то, имелись ли в обители опытные старцы. По совету иеромонахов Илариона (Здобина) и прп. Филарета (Пуляшкина) побывал в Оптиной пуст., где сблизился со старцами прп. иеросхим. Львом (Наголкиным) и прп. иером. Макарием (Ивановым). По завершении всех дел в Саратове 13 марта 1839 г. Пономарёв поступил послушником в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. Исповедовался прп. Макарию, на откровение помыслов ежедневно ходил к прп. Льву, испытал влияние игум. Варлаама (Давыдова). В братство определен 26 февр. 1843 г., пострижен в рясофор по указу от 28 авг. того же года. Когда прп. Макарий 1 дек. 1839 г. стал начальником Иоанно-Предтеченского скита, он избрал Пономарёва своим келейником. Тот исполнял послушание более 20 лет, в это время завершилось формирование его духовного облика. Проходил также др. послушания: садовое, трапезное, занимался лечением братии. 13 авг. 1849 г. был пострижен в монашество. 10 февр. 1853 г. рукоположен во диакона, 21 апр. 1857 г.- во иерея.

Прп. Макарий († 1860) оставил после себя 2 старцев-преемников: прп. иеросхим. Амвросия (Гренкова) и И. При жизни прп. Макарий предлагал своим духовным детям обращаться к тому из них, к кому имеют больше доверия. В числе перешедших под рук. И. была супруга И. В. Киреевского Н. П. Киреевская, а также насельницы белёвского в честь Воздвижения Креста Господня, севского во имя Св. Троицы, великолукского в честь Вознесения Господня, тульского в честь Успения Пресв. Богородицы, Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рей, каширской во имя вмч. Никиты жен. общины (впосл. мон-рь) и др. На молитвенную память И. получил от прп. Макария мантию, присланную из Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря в знак признательности за издание переводов схиархим. прп. Паисия (Величковского), параман с частицей мощей, Иверскую икону Божией Матери, а также неск. книг. Преемственность старческого служения И. отмечали мн. духовные дети: наставления прп. Макария, его жизнь и деятельность являлись образцом для него. И. исповедовался прп. Амвросию.

Прп. Иларион Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ризница Оптиной пуст.)
Прп. Иларион Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ризница Оптиной пуст.)

Прп. Иларион Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ризница Оптиной пуст.)

8 апр. 1863 г. И. назначен скитоначальником и общим духовником. Под его руководством в скитской ц. св. Иоанна Предтечи была осуществлена задуманная прп. Макарием замена 2 нижних венцов, укреплен фундамент, устроен в память старца придел прп. Макария Египетского (освящен 7 сент. 1864 - в день кончины оптинского старца). В 60-х гг. XIX в. И. предлагали войти в состав Алтайской духовной миссии, занять должность настоятеля в Мещовском мон-ре Калужской епархии, а также в одном из мон-рей Таврической епархии, но он уклонился от этого.

И. старался поддерживать порядки, утвержденные прп. Макарием. Пять раз в году, во время всех многодневных постов, в скиту совершалась подробная исповедь для всех относившихся к И. насельников. В остальное время (преимущественно после вечерней трапезы) свободно принимал братию для откровения помыслов. Также принимал многочисленных паломников: мужчин - в личной приемной келье, а женщин - в т. н. хибарке. Приходили к старцу и страдающие нервными и душевными болезнями. Свои беседы и исповеди И. строил так, чтобы уяснить причину душевного недуга, вопросами пробудить воспоминание о нераскаянном грехе, по невниманию человека обратившемся в порочный навык, вызвать сокрушение о грехах. И. был убежден, что полное искреннее покаяние есть лучшее лекарство от душевных болезней, т. к. их причинами часто бывают непримиримая вражда, семейные разногласия и тяжкие нераскаянные грехи. На нек-рых налагал епитимию, включавшую чтение покаянного канона и др. молитв, а также поклоны, раздачу милостыни и самое главное - прощение обид. По воспоминаниям мон. Порфирия (Севрюгина), «старец говорил большею частию не от себя, а приводил слова и примеры из Свящ. Писания или отеческих или припоминал, что в подобных случаях говаривал, советовал или приказывал батюшка о. Макарий. Слова наставлений старца о. Илариона были кратки, ясны, просты и имели силу убедительности, потому что сам первый исполнял то, что советовал братии, и сам уже опытно побывал в различных случаях, о которых приходилось наставлять...» (Житие. 1993. С. 175). Игумения великолукского Вознесенского мон-ря Палладия (Юревич) называла И. великим старцем, к-рый «всецелым своим самопожертвованием на спасение ближних, своим собственным примером учил... духовных чад своих» (Там же. С. 236-237).

Исцеление бесноватой прп. Иларионом Оптинским. Роспись кивория над ракой прп. Илариона Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери. 2000 г. Мастер мон. Мария (Левистан)
Исцеление бесноватой прп. Иларионом Оптинским. Роспись кивория над ракой прп. Илариона Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери. 2000 г. Мастер мон. Мария (Левистан)

Исцеление бесноватой прп. Иларионом Оптинским. Роспись кивория над ракой прп. Илариона Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери. 2000 г. Мастер мон. Мария (Левистан)

Со мн. духовными детьми И. вел переписку. Его письмоводителями были иеродиак. Антоний (Глушков) в 1860-1866 гг. и мон. Порфирий (Севрюгин) в 1866-1873 гг. Согласно записной книге И., с кон. 1860 по сент. 1873 г. он отправил 4442 письма. Во мн. письмах передавал адресатам поклон от прп. Амвросия, что свидетельствует о единодушии 2 старцев. Благотворное действие молитв и советов И. ощущали мн. корреспонденты: «Часто бывало так, что напишешь старцу свою скорбь и немощь, и письмо еще не дойдет, а уже на душе просветлеет, захочется исправить себя, оставить грех. Мне случалось не раз после беседы с ним испытывать на душе такое спокойствие, такой рай, что решительно забываешь все земное» (Там же. С. 263). Нек-рые из учеников присылали И. подробные дневники своей внутренней жизни, на которые он давал обстоятельные ответы. О правилах ведения такого дневника старец писал казначее Спасо-Влахернского мон-ря мон. Леониде (Фризель): «Дневник также продолжай писать, как пишешь, пока без сокращений, а со временем, когда поопытнее будешь, можно, если пожелаешь покороче писать, в дневнике подчеркивать те места, которые более тебе нужны, чтобы они и мне лучше были видны» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 63. Ед. хр. 29. Л. 19). В кон. XIX в. в Оптиной пуст. предполагалось издание писем И. мон. Леониде, но оно не осуществилось. Подборка его писем была опубликована в 1998 г.

4 марта 1872 г., в субботу 1-й седмицы Великого поста, И. отслужил последнюю литургию. 9 марта того же года пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. С 17 авг. 1873 г. и до самой смерти ежедневно причащался Св. Таин. Был болен водянкой, с 22 авг. 1873 г. не мог ложиться в постель и самостоятельно двигаться, мог сидеть только в кресле. Скончался в полном сознании и памяти. Погребен за алтарем Введенского собора Оптиной пуст. в особом склепе.

В скиту И. ежегодно поминали 18 сент. (в день кончины) и 21 окт. (в день прп. Илариона Великого). В память старца его близкий ученик иером. Флавиан (Маленков) первоначально собирался устроить придел во имя прп. Илариона Великого при скитской ц. св. Иоанна Предтечи, однако позднее за юж. стеной мон-ря была построена больница, а при ней - храм прп. Илариона Великого (освящен 28 июля 1876, вновь освящен в 1991). В 1897 г. было опубликовано жизнеописание И., составленное его учеником. Некоторые приписывают авторство текста схиархим. Агапиту (Беловидову), что не подтверждается источниками. 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей оптинских старцев, в т. ч. И. Мощи почивают в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст., ежедневно перед ними служатся молебны и читается акафист.

В Оптиной пустыни подвизались близкие родственники И. Его отец Н. Ф. Пономарёв жил в Иоанно-Предтеченском скиту в 1842-1849 гг., перед смертью принял постриг с именем Нифонт. Брат С. Н. Пономарёв жил в мон-ре в 1863-1881 гг., принял постриг с именем Сергий, перед смертью пострижен в схиму. Племянник С. С. Пономарёв жил в монастыре в 1876-1889 гг., скончался рясофорным монахом.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 47-48; К. 49. Ед. хр. 2, 6, 9; К. 63. Ед. хр. 23-33; К. 64. Ед. хр. 1-27.
Соч.: [Леонид (Кавелин), иером., запись со слов И.] Рассказ очевидца о действиях преосв. Иакова по обращению раскольников Саратовской губ. с 1832 по 1839 г. // Домашняя беседа. 1861. Вып. 38. С. 723-733; Вып. 40. С. 759-768; Вып. 41. С. 775-781; Вып. 42. С. 799-805; Вып. 43. С. 823-832; Вып. 44. С. 843-850 (переизд.: СПб., 1862); Письма прп. оптинского старца Илариона / Оптина пуст. [Козельск], 1998; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления / Оптина пуст. [Козельск], 1998. С. 191-201; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев: В 2 т. / Оптина пуст. [Козельск], 2000. Т. 1. С. 670-671.
Лит.: Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; то же под назв.: Житие прп. иеросхим. Илариона Оптинского / Оптина пуст. [Козельск], 1993р; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления / Оптина пуст. [Козельск], 1998. С. 164-191; Оптинский патерик / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 85-95; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 1.
В. В. Каширина

Иконография

Прп. Иларион Оптинский. Фрагмент нагробной иконы. 1997 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст.)
Прп. Иларион Оптинский. Фрагмент нагробной иконы. 1997 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст.)

Прп. Иларион Оптинский. Фрагмент нагробной иконы. 1997 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст.)

Иконы И., созданные после его канонизации иконописцами Оптиной пуст., опираются на фотографии преподобного 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., в основном на одну из них: фронтальное изображение сидящего И. в мантии и клобуке, с книгой и четками в левой руке (архив Оптиной пуст., см.: Оптина Пустынь: [Буклет]. Оптина пуст., 1997. С. 18). На др. снимке он показан сидящим вполоборота вправо, с наперсным крестом, с книгой в левой и четками в правой руке (ЦАК МДА; арх. Оптиной пуст.- с подписью на обороте). Подобная ростовая фотография хранится в архиве ж. «Глаголы жизни». На снимке из частного собрания в Козельске И. запечатлен фронтально в рост, в мантии, с четками в руках. В 50-60-х гг. XX в. мон. Мария (Добромыслова) выполнила пером изображения оптинских старцев (в т. ч. И.). Известны совр. графические портреты святого на основе его фотографий (Оптина пуст.).

На иконах И. обычно представлен в монашеском облачении (рясе, мантии, парамане) и в клобуке (в алтарях - с непокрытой головой), иногда в епитрахили, с наперсным крестом, с благословляющей десницей и со свитком или с посохом в левой руке. Особенностями его внешнего облика являются округлая седая борода и полнота оттого, что в последние годы И. болел водянкой. Первая единоличная ростовая икона И. создана Е. Л. Котляр в 1996 г. (пядница, находится в ризнице Оптиной пуст.). Образ ее же письма (1997) на раке И. во Владимирском храме Оптиной пуст.- прямоличное ростовое изображение преподобного в схиме, с наперсным крестом, с благословляющей десницей и четками в левой руке. Существуют также поясные и оплечные варианты иконографии святого (1997, П. Г. Бусолаев).

В монументальной живописи образ И. (преимущественно в рост) встречается на современных фресках в Оптиной пуст.: в алтарях Владимирского храма (2005) и ц. прп. Илариона Великого (2007, полуфигура) - работы иером. Илариона (Ермолаева), в Казанском соборе - письма мон. Марии (Левистан) (2004, И. вместе с преподобными Амвросием и Иосифом Оптинскими). Худож. Ю. Н. Захаров написал фигуры И. на св. вратах Оптиной пуст. (2006, техника альсекко) и Иоанно-Предтеченского скита (2001). Над ракой святого помещена композиция «Исцеление бесноватой преподобным Иларионом Оптинским». И. представлен в храме возле аналоя с Евангелием и крестом, склонившись, благословляет исцеленную (2000, работа мон. Марии (Левистан)). Поясной образ известен также в современной росписи ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пуст.).

Изображения И. включены в одну из композиций «Собор Оптинских старцев», наиболее ранняя из к-рых была создана в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Введенский собор Оптиной пуст.). Др. иконы написаны игум. Ипатием (Хвостенко) в 1997 г. для Казанского собора, Т. А. Мушкетовой в 1996 г. для Владимирской ц. мон-ря и ок. 2006 г. для ц. Собора св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни. Как правило, И. изображается за прп. Макарием Оптинским во 2-м (или в 3-м) ряду правой группы. Несколько икон этого сюжета выполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. (И. В. Кобранова, Н. В. Радаева и др.), а также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова). Образ И. (без клобука) имеется также на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, которая была создана к общецерковной канонизации старцев Оптиной пуст. на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ.

Игум. Филипп (Перцев)
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Иеросхимонахи Русской Православной Церкви Собор преподобных Оптинских старцев (11 октября) Монашество Оптиной пустыни Иларион (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхимонах, преподобный (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
См.также:
ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим.
ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых)
АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)
АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ († 1452), игум., прп. (пам. 12 окт. и в Соборе Вологодских святых)
АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)
АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев )
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
АНТИПА ВАЛААМСКИЙ (1816-1882), иеросхим., прп., (пам. 10 янв.)
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)