(Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Hеделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Hеделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692).
И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором. 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.).
Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд. подвижничества. Он оставил жену и сыновей в доме у Ивана Дементьева, а сам начал сооружать в горе, западнее пещеры, церковь. Вскоре умерла его супруга, незадолго до кончины принявшая монашеский постриг с именем Васса (Василисса). Иоанн положил ее в могилу, выкопанную в пещере, но наутро гроб прп. Вассы обрели поверх земли. После 2-й неудачной попытки похоронить жену в земле Иоанн сделал нишу в стене пещеры и поставил гроб «наверху земли». После смерти супруги Иоанн принял монашество. В горе была устроена небольшая церковь, И. поставил рядом с пещерой 2 кельи «на столбцах». Затем он отправился в Псков просить священников Троицкого собора освятить пещерную церковь, но те не решились «ради необычнаго места» храма. Успенская ц. была освящена по благословению Новгородского и Псковского архиеп. Феофила 15 авг. 1473 г. При освящении произошло чудо: от иконы Успения Пресв. Богородицы прозрела слепая женщина.
Суровая подвижническая жизнь И. «в трудах и молитвах» стала известна после его кончины. Во всех редакциях «Повести...» рассказывается, что после смерти на теле И. нашли «пансырь кольчатый», такой тесный, что «тело его все яко изваяно сквозе кольца те». Панцирь был помещен над гробом преподобного, но уже в нач. XVI в., после разорения мон-ря немцами, он исчез.
Точная дата кончины И. неизвестна. Согласно «Повести...», он преставился вскоре после освящения Успенской ц. и был погребен в «Богом зданной пещере», с левой стороны. Митр. Евгений (Болховитинов) предполагал, что И. умер ок. 1474 г. (Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262). В трудах митр. Филарета (Гумилевского) и архиеп. Сергия (Спасского) преставление И. отмечено ок. 1480 г. Н. И. Серебрянский предполагал, что И. скончался вскоре после 1473 г. (Серебрянский. 1908. С. 333-334). По мнению Ю. Г. Малкова, датировать преставление И. можно 1474-1480 гг. (Летопись Псково-Печерского мон-ря. 1993. С. 93-94). В 1600 г. по благословению Псковского еп. Геннадия, данному в ответ на просьбу братии и игум. Псково-Печерского мон-ря Иоакима, мощи преподобных И., Марка и Вассы переложили в новые раки вместе со старыми гробами, к-рые так обветшали, что сквозь них были видны кости. После переложения мощей раки Марка и И. поставили на прежнее место, а раку Вассы переставили на правую сторону. В 1642 г. состоялось еще одно переложение мощей И. в новую раку. Ныне св. мощи И. покоятся, как прежде, в «Богом зданной пещере», с левой стороны от входа.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 фев. 2016 г. имя В. включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
И. разрабатывалась в Псково-Печерском монастыре. Из-за местного почитания его имя отсутствует в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. В письменных источниках и лит-ре о мон-рях и церквах Пскова и его уездов сведений об иконах И. не обнаружено. Наиболее ранние известные изображения святого относятся к кон. XVIII - нач. XX в. Все они одного извода (преподобный представлен в полной схиме), различаются только отдельными деталями.
Предположительно первой иконой И. был нагробный образ, поводом для написания к-рого могли послужить события 1642 г.- переложение св. мощей преподобного в новую раку. Однако в переписных книгах Псково-Печерского мон-ря на протяжении XVII в. не упоминается ни одной иконы И. (Переписные книги 1639, 1652, 1655, 1663, 1682 гг.; напр., 1652 г.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253, и др.).
Ростовой образ И., выполненный на рубеже XIX и XX вв. (с поновлениями 2-й пол. XX в.) в реалистической манере, размещен на стене над его ракой в пещерах Псково-Печерского мон-ря. Преподобный написан фронтально (фигура непропорционально коротка), он изображен старцем с аскетическими чертами лица, большими глазами, округлой седой бородой средней величины. На нем темная мантия и схима, на голове куколь, правая рука прижата к груди, в левой - четки; надпись: « ». По иконографии и стилю образ соответствует графическому изображению, опубликованному в 1885 г. архиеп. Черниговским Филаретом (Гумилевским), где И. показан вместе с прп. Марком Псково-Печерским; отличается жест рук И., сложенных на груди (Филарет (Гумилевский). Жития. Март-апр. 2000. С. 232).
На иконе Псково-Печерских чудотворцев кон. XIX в. академического письма в пещерной галерее И. представлен на фоне обители в молении образу благословляющего обеими руками Спасителя. И.- крайний слева, рядом с ним преподобные Васса и Марк, справа - преподобномученики Корнилий и Вассиан, прп. Дорофей. И. изображен в рост, вполоборота вправо, в схимнических одеждах темного цвета, в островерхом, надвинутом низко на лоб куколе, из-под к-рого выбились седые пряди. Святой погружен в молитву: голова склонена, глаза полуприкрыты, сомкнутые возле груди руки обвиты 2 рядами четок. Он худощав, с впалыми щеками, с седой раздвоенной бородой средней длины. Подобный образ И. встречается в группе подвижников XV в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).
Образ И. вводился в композиции «Собор Псковских святых» и «Собор Псково-Печерских чудотворцев». Так, на самой ранней известной иконе (кон. XVIII - нач. XIX в., Псково-Печерский мон-рь) в правой части помещен поясной образ И. вполоборота влево, в молении, в темно-коричневой мантии и синей схиме с округлым куколем, с небольшой седоватой бородой; надпись на нимбе: « ».
В кон. XX - нач. XXI в. разработана новая иконография И. в традиц. иконописной стилистике с использованием образцов кон. XVIII - нач. XX в. Сложился и получил распространение извод, где И. изображен с непокрытой головой и со свитком в руке. Возможно, автором такой иконографической схемы стал архим. Зинон (Теодор), подвизавшийся в Псково-Печерском мон-ре. На созданной им иконе Псково-Печерских преподобных (1996, придел прмч. Корнилия Псково-Печерского ц. свт. Николая Чудотворца в обители) И. представлен прямолично в рост, крайним слева (в ряду с преподобными Вассой, Марком, Дорофеем и прмч. Вассианом), с благословляющей десницей, в левой руке держит свиток. Святой облачен в темно-коричневую мантию и охристо-золотистую рясу, куколь на плечах; лик с тонкими чертами и высоким лбом обрамляют седые волосы; борода сравнительно длинная, сужающаяся книзу. Этот образ отличается от облика И. на сохранившихся иконах кон. XVIII - нач. XX в.
На круглой иконе из иконостаса ц. Псково-Печерских святых на Горке (90-е гг. XX в., мастерская обители) И. показан прямолично по пояс, правой рукой благословляет, в левой держит свиток; аскетический лик обрамлен короткими волосами, голова не покрыта, борода длинная, слегка раздвоенная и узкая на конце; на красном фоне надпись: « ». С такой внешностью И. представлен на совр. иконе 3 избранных Псково-Печерских святых (помимо И. изображены прп. Марк и прмч. Корнилий) с образом благословляющего Иисуса Христа в облачном сегменте. И. написан в центре, в островерхом куколе, с раскрытой у груди правой рукой и с четками в левой.
Среди Псково-Печерских подвижников И. написан на иконе нач. XXI в. из Псково-Печерского мон-ря; в основе иконографии - образ кон. XIX в. из пещерной галереи. Преподобные предстоят образу Успения Пресв. Богородицы на фоне пейзажа с Успенским собором и крепостными башнями мон-ря в их совр. виде. И.- 1-й от центра в левой части, вполоборота вправо, в коричневой мантии, голубом островерхом куколе, охристой рясе; правая рука воздета к груди, левая, с четками на раскрытой ладони, опущена; у святого окладистая, суженная книзу борода с проседью.
Образ И. на иконе «Собор Псково-Печерских святых» (нач. XXI в., Успенский собор) восходит к типу изображения преподобного, где он представлен с непокрытой головой. Вместе с др. Псково-Печерскими подвижниками (крайний справа в нижнем ряду) преподобный предстоит образу Покрова Пресв. Богородицы в небесном сегменте на фоне панорамы мон-ря. И. облачен в красно-коричневую мантию, синюю схиму и зеленовато-голубую рясу, в руках держит свиток. У него удлиненный лик с высоким выпуклым лбом с залысинами и седая борода до середины груди. К подобному изводу тяготеет ряд различных по композиции икон, созданных в кон. XX - нач. XXI в. в монастырской иконописной мастерской для храмов обители. И. обязательно изображается среди Псково-Печерских чудотворцев на фоне монастырских построек и пейзажа, как на иконах из Михаило-Архангельского собора, из Сретенского храма (у раки с мощами прп. Симеона Псково-Печерского; И. слева, с благословляющей десницей и со свитком).
На иконе «Собор Псковских святых» (кон. XX в., Троицкий собор Псковского кремля) И. показан 2-м справа в 3-м ряду, оплечно, с длинной седой бородой; в верхнем регистре композиции - Троицкий собор и псковские чудотворные иконы, в центре - образ «Успение Пресв. Богородицы, с 18 клеймами Ее жития», святыня Псково-Печерской обители. Образ И. представлен еще на 2 иконах этого сюжета с разным расположением святых (1982 и кон. XX в.) из того же собора (И.- в 1-м ряду 2-й слева и во 2-м ряду 3-й слева). Подобное изображение И. встречается и в группе Псковских чудотворцев на большой иконе «Все святые, в земле Российской просиявшие» (нач. XXI в., Михаило-Архангельский собор Псково-Печерского мон-ря), написанной по благословению наместника Псково-Печерской обители архим. Тихона (Секретарёва).
И. включен в состав изображенных на иконе «Собор святых земли Эстонской» (2002, кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Таллине), написанной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Фигуры преподобных И., Вассы и прмч. Корнилия располагаются в левом верхнем ярусе сложной многофигурной композиции на фоне Успенского собора Пюхтицкого мон-ря. И. представлен в центре вполоборота вправо, в островерхом, низко надвинутом куколе, в правой покровенной руке - икона Успения Пресв. Богородицы. Образ святого присутствует и на иконе этого извода, выполненной в иконописной мастерской МДА Н. В. Масюковой (2005, ц. Нарвской иконы Божией Матери в г. Нарва, Эстония): И.- крайний справа в нижнем ряду (рядом с прп. Вассой), с непокрытой головой, в левой руке - свиток. У него тонкие черты лица, короткие волнистые волосы, седая продолговатая борода.
На иллюстрации из книги мон. Таисии (Карцевой) «Русские святые» (СПб., 2000. С. 224) облик И. не соответствует принятому в совр. иконописной практике.