(† 12 июня 1492 (?), Мальский Рождественский мон-рь), прп. (пам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря. О святом сообщает «Книга, глаголемая Описание о российских святых»: «Святый преподобный Ануфрий начальник монастыря Рожества Пресвятыя Богородицы иже на Малах Псковский чудотворецъ въ лѣто 7000 июня во 12 день» (РНБ. Q.I.603. Л. 26; Q.I. 382. Л. 19 об.; Ф. 487 (собр. Н. М. Михайловского). Q. 532. Л. 196-196 об., XVIII в.). В нек-рых источниках и лит-ре указывается др. год его преставления - 1592 (Описание о российских святых. С. 54; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 415; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 233 и др.). В списках «Книги, глаголемой...» ошибочно говорится, что мон-рь освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Однако в монастырских клировых ведомостях 1646, 1796-1780 гг. (перечень источников см.: Постников. 2013. № 511, 579-585) и описаниях XIX в. обитель называется и Спасо-Рождественской, и Рождества Христова Мальской (Скоропостижный. 2006. С. 258; Шведов. 2006. С. 253). В популярной лит-ре сообщается, что О. был учеником прп. Евфросина Псковского, но этот факт не подтверждается письменными источниками. Так, в разных редакциях Жития прп. Евфросина, в перечне его учеников, где указаны преподобные Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Серапион, священноиноки братья Игнатий, Харалампий и Памфил, О. не назван (Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. СПб., 2007. С. 164, 255, 280). 12 июня 1901 г. с юж. стороны Рождественского собора был заложен придел во имя О.; строительство завершилось в 1902 г. С почитанием святого связано т. н. Мальское воскресенье, празднуемое в 1-е воскресенье после 29 июня - дня памяти св. апостолов Петра и Павла. В этот день на Псковщине выпал снег, что грозило гибелью новому урожаю, но по молитве О. снег растаял. Традиция праздновать «Мальское воскресенье» существует и в наст. время и собирает множество паломников. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, установленный в 1987 г. В 2000 г. бывш. Мальская пуст. приписана в качестве скита к Псково-Печерскому мон-рю.
Изображения О., вероятно, существовали в кон. XIX - нач. XX в. на территории Псковской епархии. Его писали седобородым старцем в схиме, на голове куколь, правая рука на груди, в левой - четки (напр., 2 иконы - одна в иконостасе, другая выносная - в ц. Рождества Христова, дер. Малы Псковской обл.).
Изображения О. известны в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова): на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ) и на подготовительных эскизах с изображением Псковских чудотворцев (альбом кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание). На иконе «Собор Псковских святых» кон. XX в. (Троицкий собор в Пскове) О. изображен в левой части композиции, облаченным в схиму, с куколем на голове. Его образ (в куколе) также включен в иконографию «Собор святых земли Эстонской», напр. на иконе, созданной в иконописной мастерской МДА Н. В. Масюковой (2005, ц. Нарвской иконы Божией Матери в Нарве, Эстония).