(Онофрий, Ануфрей), еп. Черниговский (1143 - до 1159). После кончины в 1142 г. еп. Черниговского Пантелеимона, в 1143 г. О. стал 5-м Черниговским архиереем; хиротонию, вероятнее всего, возглавил в Киеве митр. свт. Михаил I (II), хотя напрямую в летописном известии об этом не говорится (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 313). Сведений о его греч. происхождении не имеется, вполне вероятно, что он был «русином».
Летом 1146 г. О. привел черниговских князей Изяслава и Владимира Давидовичей к крестному целованию на верность новому киевскому князю мч. Игорю (Георгию) Ольговичу. При этом епископ сказал священникам, что «аще кто сего крестного целованиа съступит (нарушит.- М. П.), а проклять будеть Господьскима 12 празникома» (Там же. Стб. 324-325). В этом О. безусловно следовал миротворческой политике митр. Михаила. Тем не менее в скором времени князья Давидовичи нарушили крестное целование, что привело к вокняжению в Киеве 13 авг. соперника кн. Игоря Ольговича кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича, а после очередной их измены (уже новому киевскому князю) - к гибели принявшего постриг кн. мч. Игоря Ольговича († 19 сент. 1147) от рук киевлян.
О. сыграл важную роль в созванном по инициативе кн. Изяслава Мстиславича в Киеве церковном Соборе, поставившем 27 июля 1147 г. на митрополию без последующего утверждения в К-поле митр. Климента (Клима Смолятича). Отвечая на канонические возражения епископа Новгородского свт. Нифонта и епископа Смоленского Мануила, епископ Черниговский привел в качестве обоснования то обстоятельство, что поставление у патриарха вполне могут заменить хранящиеся в Десятинной ц. мощи (глава) сщмч. Климента, еп. Римского, вывезенные после Крещения Руси из Корсуни (Херсонеса). Это предложение было принято большинством епископов: «Достоит ны поставити, а глава у нас есть святаго Климента, якоже ставять греци рукою св. Ивана; и тако сгадавше епископы, поставиша (Климента.- М. П.) митрополитом» (Там же. Стб. 341).
В научной лит-ре неоднократно указывалось на спорность аргументации, предложенной Собору епископом Черниговским. Отмечалось, что канонов, к-рые предусматривали бы поставление митрополита (а не просто епископа) сошедшимися епископами, не существует; трактовка редактора-составителя Никоновской летописи, составленной при Московской митрополичьей кафедре в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в., что О. указывал на 1-е правило святых апостолов и 4-е правило I Вселенского Собора в Никее, отсылает к практике обоснования автокефалии Русской Церкви после 1448 г. (Соколов. 1913. С. 70-73; Успенский. 1998. С. 43-47; Назаренко. 2013. С. 102-103; ср., однако: Карпов. 2016. С. 346).
Кроме того, на самом деле при поставлении К-польских патриархов использовалась рука св. патриарха Германа, а не десница св. Иоанна Предтечи, применявшаяся при коронации императоров (Успенский. 1998. С. 263-267), и благословение мощами вовсе не было обязательным при совершении хиротонии. Как отметил А. В. Назаренко, мощи свт. Климента при поставлении на митрополию Клима Смолятича «должны были освятить и тем оправдать в глазах русских людей процедуру, которая устанавливала радикальную церковную новизну», для чего не подходили мощи рус. святых князей Бориса и Глеба и доставленный на Русь ранее, при блгв. кн. Владимире (Василии) Всеволодовиче Мономахе, перст св. Иоанна Предтечи, поскольку он был привезен из К-поля; мощи же свт. Климента, «которые оказались на Руси не по милости Царьграда, мощи святого, римско-херсонское происхождение которого способно было... вызвать в Константинополе разве что настороженность,- такая святыня подходила для замысла Изяслава Мстиславича как нельзя лучше» (Назаренко. 2013. С. 114-115).
Неизвестно, как долго О. занимал Черниговскую кафедру. В 1159 г. местным епископом был уже Антоний Грек (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349); вполне вероятно, что О., как и некоторые др. епископы, был смещен с кафедры прибывшим на Русь не ранее весны 1156 г. митр. Киевским Константином I (летописный рассказ о кончине этого митрополита-грека в Чернигове заставляет предполагать его близкие и доверительные отношения с еп. Антонием; это может объясняться тем, что последний был ставленником митр. Константина). Впрочем, в позднейшем летописании XVI в. в перечне Черниговских епископов между О. и Антонием указан некий Феотекн, не упоминаемый в более ранних источниках (Там же. Т. 9. С. XII); происхождение этого сведения и степень его достоверности неизвестны (см. также: Карпов. 2016. С. 435).