[греч. Εὐδόκιμος] (807 или 809, Каппадокия - 840 или 842, там же?), прав. (пам. 31 июля). Сохранилось 2 версии Жития Е., обе носят риторический характер и сообщают мало исторических деталей и конкретных сведений о жизни и деятельности Е. Одна версия (BHG, N 607; PG. 115. Col. 487-498), составленная прп. Симеоном Метафрастом, была широко известна и сохранилась во множестве списков. Др. версия Жития (BHG, N 606), анонимная, была написана к-польским автором. По мнению Х. М. Лопарёва, эта версия первична и принадлежит либо Игнатию Диакону или к.-л. из его окружения (Лопарев. 1897. С. 355-356), либо Никите Давиду Пафлагону (Лопарев. 1908. С. 163-164, 192). Как позже доказал И. Делеэ (Delehayé H. Constantini Acropolitae, hagiographi byzantini, Epistularum manipulus // AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 270-271), она не является первоначальным вариантом Жития и написана Константином Акрополитом, упростившим метафрастовский вариант. Ни в одной версии Жития Е. не встречается упоминаний об иконоборчестве, хотя описываемые события разворачивались в разгар иконоборческой эпохи. Сокращенное Житие Е. входит в Императорский Минологий 1034-1041 гг. (BHG, N 607e) и в Синаксарь К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 857).
Родители Е.- Василий и Евдокия - принадлежали к знатным родам и отличались благочестием. Согласно гипотезе Лопарёва, Е. носил фамилию Мегас, унаследованную от отца (Лопарев. 1908. С. 154-155). Они были влиятельными людьми при дворе императора. В юности Е. получил неплохое образование. Почти все свободное время Е. проводил в церквах и отличался целомудрием, оставаясь до смерти девственником. Е. был известен своим человеколюбием и милосердием, пользовался уважением у властей. На воинскую службу он поступил при имп. дворе в К-поле, возможно в 837-838 гг. Затем предположительно был поставлен имп. Феофилом (829-842) стратопедархом в областях Харсиан и Каппадокия. Однако в агиографических текстах Е. носит титул кандидата (низкий офицерский чин), что не соответствует предложенной ему императором важной должности. Будучи стратопедархом, Е. сражался и одержал ряд побед. Умер Е. в возрасте 33 лет вдали от родителей, горюя, что их нет рядом. На смертном одре Е. изъявил желание быть похороненным в парадном воинском одеянии, что и было исполнено (по др. сведениям, он был ошибочно погребен в одежде, к-рая была на нем перед смертью).
Известны 7 посмертных чудес, совершенных Е.: 5 из них произошли на месте его кончины и погребения, 2 - во время перенесения мощей Е. в К-поль, вероятно еще в М. Азии. Чудо 1 повествует о некоем сумасшедшем Илии, к-рый, по словам очевидца, получил исцеление у гроба Е. В Чуде 2 вдова помазала своему ребенку парализованные руки маслом из лампады над гробницей Е., и ребенок исцелился. Др. женщина помазала лампадным маслом парализованные ноги своего сына, и тот также стал здоров (Чудо 3). В Чуде 4 речь идет о бесноватой, к-рая бросалась в воду и изнемогала до полусмерти, пока не исцелилась у гроба Е. Др. больная выздоровела, приложив к телу смоченную слезами землю с могилы Е. (Чудо 5). Эта весть разнеслась повсюду, и целительную землю стали рассылать по окрестным районам. Родители Е., прослышав о совершающихся чудесах, захотели, чтобы тело сына было захоронено в К-поле. Василий, будучи занят на гос. службе, не смог приехать на могилу Е., Евдокия же добралась до места и, распорядившись поднять могильный камень, нашла тело сына нетленным и сохранившим полную гибкость членов, хотя оно пробыло в земле полтора года. Местные жители препятствовали желанию матери увезти тело Е. в К-поль, и той пришлось договориться с мон. Иосифом (возможно, одно лицо с прп. Иосифом Песнописцем († 886)) о тайной переправке мощей. Ночью Иосиф сумел вывезти тело Е. Дорогой ему встретилась одержимая бесом женщина, к-рая была исцелена у гроба Е. (Чудо 6). Затем, когда мощи проносили мимо Мантинейского мон-ря (расположенного, вероятно, на границе Галатии и Вифинии), одна монахиня подошла ко гробу и получила исцеление от болезни (Чудо 7). Во 2-й пол. IX-X в. мощи Е. пользовались большим почитанием, были нередки случаи исцеления.
В кон. 40-х гг. IX в. в К-поле был построен храм Пресв. Богородицы, где были положены мощи Е. В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) говорится о местонахождении этого храма в к-польском р-не Эксакионий, хотя на этот счет существует 2 мнения (см.: Лопарев. 1908. С. 190). К кон. XII в. на месте храма был уже мон-рь, по сведению XIV в.- женский. Имеется также свидетельство патриарха Матфея I, датируемое июнем 1400 г., о винограднике, принадлежавшем ц. во имя Е. и находившемся внутри городских стен, рядом с храмом. Почитание Е. не прекращалось на протяжении всего существования Византийской империи, о чем сохранился ряд свидетельств (см.: Лопарев. 1908. С. 195).
Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 354) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Е. не указана. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 477) предписывает совершать в день памяти Е. службу с «Аллилуия», упоминая посвященные Е. цикл стихир и канон 2-го гласа. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 173), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, содержит под 31 июля отпустительный тропарь Е. 4-го гласа: ᾿Εκ γῆς ὁ καλέσας σε̇ ( ) - и указание читать на утрене Житие святого. Различные редакции Иерусалимского устава (в т. ч. и совр.) обычно содержат память Е. под 31 июля и приводят устав соединения вседневной службы Е. и предпразднства Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня.
В совр. богослужебных книгах последование Е. включает отпустительный тропарь 4-го гласа (тот же, что и в Мессинском Типиконе), кондак 2-го гласа: (в совр. греч. Минее отсутствует, однако в первопечатном греч. уставе (Венеция, 1545) имеется кондак Е. на подобен: ῾Η παρθένος σήμερον̇ ( ), нач.: ῾Η σεπτή σου (Честная твоя)); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом: ῾Υμνῶ μάκαρ σοῦ τοὺς πανευσεβεῖς τρόπους. ῾Ο ᾿Ιωσήφ (Воспеваю, блаженне, твои всечестные деяния. Иосиф), ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε̇ ( ), нач.: ῾Υψηλὸν τὸν βίον ἐσχηκώς ( ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее - 1-го, в слав.- 8-го гласа); славники на «Господи, воззвах» (в греч. Минее - 2-го, в слав.- 1-го гласа) и на стиховне утрени (только в слав. Минее); седален; светилен (в греч. и слав. Минеях различается).
Ранние изображения Е. встречаются в Минологиях, перед текстом его Жития. Он представлен темноволосым, с короткой заостренной бородой, в воинском облачении, с копьем и щитом в Минологии 1063 г. (ГИМ. Греч. № 9. Л. 125 об.), в Житиях святых XI в. (Alexandr. Patr. 35(303). Fol. 92v; б-ка Тюбингенского ун-та. Ms. gr. Fol. 17), в Житиях святых и Беседах на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 112v, XII в.). В греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 122 об.) Е. изображен с темными взлохмаченными волосами, в хитоне и застегнутом на груди плаще, с крестом в правой руке. В хитоне и плаще, с крестом в руке, Е. представлен в росписи храмов и в иконописи: в ц. праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница, Сербия (1314); на зап. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, Греция (1527), мастер Феофан Критский; в наосе кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552), иконописец Джорджи (ученик Феофана Критского); предположительно в церкви в Мецово, Греция (XVII в.).
Единичны иконописные изображения Е., представленного, как правило, среди избранных святых: на иконе «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми», мастерская Андреаса Рицоса (?), 2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; на иконе «Пять избранных святых: Иоанн Предтеча с Авраамием, Аверкием, Евдокимом и Варварой» (посл. четв. XIX в., Россия, частное собр.) в окладе 1884 г.