Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВДОКИМ
17, С. 115-117 опубликовано: 13 февраля 2013г.


ЕВДОКИМ

(Мещерский Василий Иванович; 1.04.1869, Владимирская губ.- 10.05.1935, Москва), бывш. архиеп. Нижегородский РПЦ, один из руководителей обновленчества. Из семьи псаломщика. В 1894 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 21 июля того же года принял монашество с именем Евдоким. 31 июля рукоположен во диакона, 1 авг.- во иерея. Назначен преподавателем по истории и обличению раскола и по обличительному богословию в Новгородскую ДС. Со 2 окт. 1895 г. инспектор Нижегородской ДС. 16 июля 1898 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов». Работа была посвящена не решению к.-л. богословских вопросов, а описанию биографии ап. Иоанна и представляла собой по существу историко-художественное произведение. 23 дек. 1898 г. назначен инспектором МДА с возложением обязанностей доцента кафедры гомилетики и истории проповедничества. 1 янв. 1899 г. возведен в сан архимандрита. В том же году определен инспектором и экстраординарным профессором МДА. В 1902 г. утвержден штатным ординарным профессором МДА. Получил известность как писатель и публицист, автор исторических и богословских статей, очерков и стихов. Участвовал в полемике о служении иноков миру в академическом ж. «Богословский вестник» в 1902-1903 гг. В ходе дискуссии Е. было указано на «шаткость» его позиции по обсуждаемому вопросу.

9 дек. 1903 г. утвержден ректором МДА. 4 янв. 1904 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, назначен викарием Московской епархии. В 1907 г. стал редактором основанного им ежемесячного ж. «Христианин», рассчитанного, по мысли Е., на более широкий круг читателей, чем издаваемый при МДА «Богословский вестник». С ректорством Е. связывали удаление из академии преподавателей, заподозренных в оппозиционных настроениях. Среди прочих вынуждены были покинуть МДА историки В. О. Ключевский и Н. Ф. Каптерев. Личные качества Е. охарактеризовал хорошо его знавший Новгородский архиеп. Арсений (Стадницкий) в дневниковых записях: «Человек, несомненно, способный; но, по природе своей, лживый и неустойчивый в своих воззрениях. На первых порах он может подкупить своей обходительностью, но при более близком знакомстве лживость его натуры скоро обнаруживается» (ГАРФ. Ф. 550. Д. 518. Л. 25 об.).

1 авг. 1909 г. уволен с поста ректора МДА и назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии. Причинами увольнения стали конфликтные ситуации среди преподавательского состава и учащихся, растрата ректором крупной денежной суммы и крайне низкий авторитет Е. в МДА. Как написал один из профессоров: «Преосвященный Евдоким уехал из Академии без всякого напутствия с ее стороны... его отъезд ни в ком не вызвал иных чувств, кроме облегчения» (Голубцов. С. 208). На скорейшем удалении Е. из Москвы настаивал Московский митр. Владимир (Богоявленский). Не сложились отношения Е. и с Тульским архиеп. Парфением (Левицким), к-рый, как писал архиеп. Арсений (Стадницкий), неоднократно просил убрать от него «невозможного» викария. Продолжить карьеру Е., по отзывам современников, помогло только покровительство обер-прокурора Синода В. К. Саблера.

Евдоким (Мещерский), обновленческий лжемитрополит в бытность архиеп. Алеутским
Евдоким (Мещерский), обновленческий лжемитрополит в бытность архиеп. Алеутским

Евдоким (Мещерский), обновленческий лжемитрополит в бытность архиеп. Алеутским
29 июля 1914 г. Е. был возведен в сан архиепископа и назначен на Алеутскую и Североамериканскую кафедру с местопребыванием в Нью-Йорке. В 1917 г. он вернулся в Россию. Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., был председателем Отдела о соединении Церквей. 18 марта 1918 г. назначен временно управляющим Костромской епархией. В Костроме еженедельно проводил пастырские беседы в кафедральном соборе, читал проповеди о творимом большевиками насилии над верующими. Известил Собор о расстреле большой группы костромских священнослужителей и мирян, в т. ч. священномучеников прот. Иосифа Смирнова, свящ. Владимира Ильинского и диак. Иоанна Касторского. На короткое время подвергался аресту.

21 окт. 1918 г. Е. было поручено временное управление Нижегородской епархией. 18 нояб. он был официально назначен правящим архиереем. Прибыл в Н. Новгород через 3 недели после казни ранее управлявшего епархией Балахнинского еп. сщмч. Лаврентия (Князева, † 6 нояб. 1918). Сразу обратился к председателю Нижегородского губисполкома с предложением о сотрудничестве, обещая «вести церковный корабль по-американски, где... уже давно Церковь отделена от государства». Идя навстречу пожеланиям властей, Е. согласился на офиц. закрытие всех мон-рей вне Н. Новгорода (обители формально были преобразованы в сельхозартели). Организованный архиереем епархиальный совет ставил целью «согласование правил церковных и требований церковной власти с декретами Совнаркома, касающимися Церкви и религиозных общин». В дек. 1919 г. совет принял резолюцию «о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть».

Е. много выступал с проповедями, читал лекции, организовал открытые пастырские курсы и кружок христ. молодежи. Он умел растрогать и расположить к себе людей, но в то же время смущал верующих своим явно немонашеским поведением. Е. высоко оценивал свои успехи в устроении отношений между Церковью и местными гражданскими властями: «Мы переживаем глубокий мир в Нижегородской епархии. Многие говорят, что в прежнее, дореволюционное время так хорошо не жилось в епархии, как живется в настоящее время» (Левитин, Шавров. С. 127). Но многочисленные обращения верующих, в к-рых сообщалось о закрытии храмов, об изгнании священников из своих домов, оставлялись правящим архиереем без внимания.

Е. поддержал политику властей во время кампании по изъятию церковных ценностей. После образования при содействии властей обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) выступил 19 мая 1922 г. с открытым письмом, выражая солидарность с «прогрессивной группой духовенства», и обвинил Патриарха свт. Тихона в «разрушении Церкви». 16 июня заявил о признании ВЦУ канонической законной церковной властью, подписав «Меморандум трех» вместе с вернувшимися вскоре в каноническую Церковь Владимирским митр. Сергием (Страгородским; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Костромским архиеп. Серафимом (Мещеряковым). В обострившемся в авг. 1922 г. среди обновленцев противоборства провозглашенного «митрополитом Московским» главы ВЦУ бывш. еп. Антонина (Грановского) с группой «Живая церковь» занимал осторожную позицию, заявил о создании собственной орг-ции. В окт. вошел в реорганизованное ВЦУ в качестве одного из заместителей Антонина, был возведен в сан «митрополита». 2 нояб. назначен в обновленческую Одесскую и Херсонскую епархию. 31 марта 1923 г. прибыл в Вятку, чтобы убедить управляющего Вятской епархией Яранского еп. Сергия (Корнеева) признать ВЦУ. 13 апр. переведен на Вятскую кафедру, вскоре назначение было отменено.

В мае 1923 г. был участником обновленческого «2-го поместного собора», но прибыл на него уже после принятия основных решений и не подписал документ о низложении и об извержении из сана Патриарха Тихона. После смещения 24 июня Антонина с поста председателя Высшего церковного совета (бывш. ВЦУ) избран на его место. Прибыл в Москву 20 июля, задержавшись с переездом из Одессы по рекомендации начальника 6-го отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова. 8 авг. 1923 г. Высший церковный совет, к-рый возглавлял Е., был переименован в «Священный Синод Российской Православной Церкви», все ранее существовавшие самостоятельные обновленческие группировки упразднялись.

Е. заявлял о желании «примирения» с Патриаршей Церковью, но в действительности предложение обновленцев было инспирированной ОГПУ провокацией, имевшей целью представить участвовавших в переговорах архиереев канонической Церкви как сторонников соглашения с обновленцами на их условиях. На встрече с представителями Патриарха 26 авг. 1923 г. Е. потребовал отречения свт. Тихона, сторонники патриарха отказались от обсуждения этого вопроса. Тем не менее через советские газеты Е. заявил, что близкие соратники Патриарха желают его удаления. Узнав об этих выступлениях Е., свт. Тихон, по свидетельству прот. В. П. Виноградова, сказал: «Так я и предполагал обман: от Евдокима другого и ожидать было нельзя» (Виноградов В. П., прот. О нек-рых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Свят. Патриарха Тихона // ЦИВ. 1998. № 1. С. 12). 29 авг. на собрании правосл. архиереев в московском Донском мон-ре было принято окончательное решение прекратить все переговоры с обновленцами. 15 апр. 1924 г. Патриарх Тихон издал указ о запрещении Е. в священнослужении и предании его церковному суду.

Несмотря на усилия Е. и его поддержку ОГПУ, влияние обновленцев на верующих падало. Поднять их авторитет, по мысли Е., должно было признание обновленческой церкви каноническими правосл. Церквами, в чем обновленцам оказывали содействие советские внешнеполитические органы. Обновленческий синод разослал послания вост. патриархам с предложением установить общение. В мае 1924 г. К-польский Патриарх Григорий VII признал обновленческий синод. Его примеру последовали и др. вост. Патриархи, только Иерусалимский Патриарх поддержал Патриарха Тихона. 10 июня в Москве под председательством Е. открылось «Всероссийское великое предсоборное совещание», в к-ром участвовали представители К-польского и Александрийского Патриархов. Совещание объявило об упразднении в России Патриаршества, возглавляемый Е. обновленческий синод был провозглашен «единственно канонически законным высшим органом управления Российской Церкви». Совещание обратилось к советским властям с подготовленной Е. петицией об изменении законодательства о религ. объединениях. Помимо общих фраз о необходимости уважения религ. прав граждан петиция содержала положения об установлении полного контроля над приходскими советами со стороны обновленческих епархиальных и викариатских управлений.

Кроме председательства в синоде Е. также возглавлял его «иностранный» отдел, преподавал теорию проповеди и греч. язык в обновленческой Московской богословской академии (открыта в дек. 1923), возобновил издание ж. «Христианин» (с июня 1924). 24 авг. 1924 г. Е. был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья», он отбыл для лечения в Гагру. По др. сведениям, был отстранен от руководства Тучковым за излишнюю самостоятельность. И. о. председателя обновленческого синода стал бывш. архиеп. Вениамин (Муратовский), Е. считался «отсутствующим председателем». 19 апр. 1925 г. было официально объявлено об уходе Е. на покой, но он продолжал числиться постоянным членом обновленческого синода до 1934 г. Проживал в пос. Хоста под Сочи, служил в маленькой церкви без диакона и псаломщика. После закрытия церкви занимался подпольной юридической практикой, торговал с лотка. Умер вне общения с правосл. Церковью. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Соч.: Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды: Опыт библ.-ист. исслед. Серг. П., 1898, 1911-19122; Соловки: Страничка из дневника паломника. М., 1899; Новооткрытый рукописный Стоглав. Серг. П., 1899; Два дня в Кронштадте. Серг. П., 1900, 19022; О христианском браке. Серг. П., 1901; Иноки на службе ближним // БВ. 1902. Т. 3. № 11. С. 305-358; № 12. С. 576-635; Пастырь-учитель. Серг. П., 1903; На заре новой церк. жизни. Серг. П., 1905; Царь и Патриарх: К характеристике взаимных отношений // БВ. 1906. № 4. С. 739-767 (отд. отт.: Серг. П., 1906); Святые минуты. Серг. П., 1909; На ниве Божией. Серг. П., 1909-1910. 2 т.; Из истории слова. Серг. П., 1909; Свобода печати. Серг. П., 1912; По церковно-обществ. вопросам: [Собр. тр.]: В 3 т. Серг. П., 1913-1915; Религ. жизнь в Америке. Серг. П., 1915.
Лит.: Евдоким (Мещерский) // ПБЭ. Т. 5. С. 192-193; Польский. Т. 1. С. 149; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 112-117; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 125-127, 130, 280, 326, 337-341, 348-352, 397, 405-431, 463-464, 468-470; Акты свт. Тихона. С. 218, 219, 315, 316, 908; Цыпин. История РЦ. С. 74, 104-106, 112-114; Голубцов С., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 16, 20, 21, 23-28, 41-44, 83-86, 162-168, 182, 188, 205-209; Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева). В Небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999. С. 189-194, 216-218, 229-230, 253-254, 511-512; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 188, 438, 454; 3-я сессия. С. 369-370; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 37; «Обновленческий раскол». С. 80-83, 88, 205-206, 329, 332, 344, 353-358, 393-395, 484, 746-747; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 409-410; Митрофан (Шкурин), игум. РПЦ и советская внешняя политика в 1922-1929 гг.: (По мат-лам Антирелигиозной комиссии) // ВЦИ. 2006. № 1. С. 162-175.
Д. Н. Никитин
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Обновленческое движение и другие расколы Обновленцы Евдоким (Мещерский Василий Иванович; 1869 - 1935), один из руководителей обновленчества
См.также:
АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе
АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий "митр. Костромской"
АНТОНИН (Грановский; 1865-1927), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола
БЕЛКОВ Евгений Христофорович (1882-1930), свящ., деятель обновленчества
БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления»
БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856–1926), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества
БОРИС (Лентовский Владимир Иванович, 1857 - 1923), еп. Пензенский и Саранский
БОРИС (Рукин Борис Андреевич; 1879 - 1931), один из инициаторов григорианского раскола в РПЦ