[эфиоп. ], один из древних эфиоп. мон-рей. Расположен на небольшом острове оз. Хайк. По преданию, был основан в Х в., при последнем царе Аксумского царства Дельнаоде там была заложена церковь во имя Бога Отца, а впосл. еще одна - во имя св. первомч. Стефана, по имени к-рого и остров и мон-рь получили название Эстифанос. Обитель была широко известна в XIII в., в настоятельство знаменитого эфиоп. св. Иясус Моа, к-рый пришел в Д.-Х.-Э. ок. 1248 г. и начал подготовку монахов к осуществлению христианизации юга страны и распространения там монашества: его пострижениками считаются основатели мн. мон-рей в областях Шоа и Амхара. Позднейшая агиографическая традиция (XV в.) приписывает Иясус Моа помощь в приходе к власти в Эфиопии династии Соломонидов (1270), за что ему и всем последующим настоятелям Д.-Х.-Э. была пожалована придворная должность аккабе-саата (букв.- блюститель часов). Эта должность получила в XV в. столь важное гос. значение, что аккабе-саат должен был находиться при дворе постоянно, и для управления мон-рем надо было выбирать еще одного игумена. Обитель пользовалась царским благоволением и превратилась в крупный центр богословской учености и книжности; в ней появилась обширная б-ка. Из-за привилегированного положения Д.-Х.-Э. иногда служил местом заточения для гос. преступников из числа высокопоставленных лиц. Во время мусульм. нашествия на Эфиопию под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази, в 1535 г., мон-рь был разграблен, а аккабе-саат Нагада Иясус убит.
Впосл. мон-рь заново отстроился, восстановил богословскую школу и б-ку, но прежнего политического значения уже не имел. Роль аккабе-саата при царском дворе стала уменьшаться еще до мусульм. нашествия, постепенно уступая место влиянию эччеге, настоятеля обители Дэбрэ-Либанос, ставшей в XVII в. главным мон-рем эфиоп. царства. Резиденция эччеге переместилась в новую столицу - Гондар, а Д.-Х.-Э. превратился в отдаленный озерный мон-рь, известный древностью и памятью о св. Иясус Моа.
В наст. время в Д.-Х.-Э. по-прежнему богатая б-ка, особое место в которой занимают Евангелия Иясус Моа и настоятеля мон-ря в 1-й пол. XIV в. Крэстос Тасфана, относящиеся к числу старейших эфиоп. рукописей, а также уникальные памятники агиографии. С рукописей б-ки Д.-Х.-Э. трудами эфиоп. ученых сделаны микрофильмы в рамках большой программы Ethiopian Manuscript Microfilm Library (EMML).