[эфиоп. ], самый знаменитый эфиоп. мон-рь, центр одноименной конгрегации. Расположен в шт. Оромия, приблизительно в 100 км от столицы Аддис-Абебы. Обычный перевод названия Д.-Л.- «гора Ливанская», однако правильнее переводить его как «монастырь (св.) Ливания», одноименный древнему сев. эфиоп. мон-рю в Шимезане, названному так в память его основателя Ливания, одного из «девяти преподобных», принесших в Эфиопию монашество в VI в. Согласно монастырской исторической традиции, Д.-Л. был основан на рубеже XIII и XIV вв. знаменитым эфиоп. св. Такла Хайманотом на горе Асбо, отчего до сер. XV в. назывался Дэбрэ-Асбо. Он стал форпостом монашеской колонизации Юж. Эфиопии и вел миссионерскую деятельность среди язычников. При жизни основателя и при 2-м настоятеле Елисее Д.-Л. представлял собой келлиотскую обитель, где насельники (мужчины и женщины) жили в отдельных пещерах, вырубленных в скале. Когда во главе обители стал Филипп Дэбрэ-Либаносский (XIV в., святой Эфиопской Церкви), он построил новый мон-рь общежительного типа на просторном месте под скалой, ставший основным местом жительства монахов, тогда как прежняя обитель почиталась как гробница основателя. Разделение монахов и монахинь было осуществлено либо Филиппом, либо др. учеником Такла Хайманота, Гонорием Старшим, как об этом повествует его Житие.
В Житии Филиппа (составлено в кон. XIV в.) содержатся сведения о создании адм. системы монашеской конгрегации Д.-Л. в южных областях Эфиопии. С согласия царя Амда Сиона (1314-1344) и митр. Иакова III (ок. 1337-1344) был учрежден институт 12 мамхеров (рукоположенных, т. е. благочинных), во главе которых стоял настоятель мон-ря, «преемник Такла Хайманота». Мамхеры ежегодно собирались в Д.-Л. в день памяти основателя. В 1367 г. настоятель Иезекия торжественно перенес мощи Такла Хайманота в главный монастырь и положил под алтарем храма. В нач. XV в. игум. Феодором была построена новая церковь, освященная во имя Такла Хайманота, принявшая его мощи и ставшая усыпальницей настоятелей.
Отношения молодой растущей конгрегации с царской властью в XIV-XV вв. складывались сложно: эфиоп. цари уважали монахов и охотно благотворили мон-рям, но не желали мириться с независимым поведением отдельных игуменов. Им особенно не нравилось вмешательство последних в гос. дела, в частности протесты против традиц. царского многоженства, к-рое обусловливалось гос. соображениями. Монастырское предание сообщает о связанных с этим гонениях на настоятелей Д.-Л. со стороны царей Амда Сиона и Давида II (1380-1411). Сын Давида, царь Зара Якоб (1434-1468), отправил игум. Андрея в заточение, где тот скончался. Однако после 1445 г. Зара Якобу удалось подчинить настоятелей крупнейших мон-рей Эфиопии и включить их в свое окружение, заставив присутствовать на придворных церемониях. Настоятелем Д.-Л. был назначен ставленник царя Марха Крэстос (впосл. святой Эфиопской Церкви). Именно Зара Якоб официально признал за настоятелем Д.-Л. титул эччеге и окончательно утвердил за ним положение главы привилегированной монашеской конгрегации, отдав ему в подчинение новые церкви и монастыри. С этого времени судьба Д.-Л. и его настоятеля-эччеге была неразрывно связана с судьбой эфиоп. монархии.
В 1532 г., во время мусульм. нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази, Д.-Л. был разграблен и сожжен дотла. Его настоятель эфиоп. св. Энбакон был вынужден скрываться, а настоятель св. Йоханнес (Иоанн) был убит в битве с мусульманами (1559), на которую он сопровождал эфиоп. царя Клавдия. В 20-х - нач. 30-х гг. XVII в. мон-рь переживал тяжелые времена, связанные с неудачной попыткой царя Сисиния ввести в стране католичество в качестве гос. религии. При царе Василиде (1632-1667) волна нашествия язычников-оромо отрезала Д.-Л. и всю историческую обл. Шоа от остальной христ. Эфиопии. Царь решил переместить мон-рь в обл. Дэмбия, где в 1636 г. им была основана столица Гондар. Для этого он перенес табот (выполняющий в эфиоп. храмах функцию антиминса) Д.-Л. в расположенное в 10 км от Гондара мест. Азэзо, недалеко от места, где иезуитский миссионер П. Паэс (1564-1622) ранее основал католич. мон-рь Генете Иясус (Сад Иисуса). Резиденцию для эччеге царь Василид выстроил в столице. На месте прежнего мон-ря в обл. Шоа осталась небольшая обитель, сохранявшая название, но утратившая прежнее значение.
Гондарский период истории Д.-Л. (1636-1866) был омрачен христологическими спорами о соединении и помазании, едва не приведшими к расколу в Эфиопской Церкви (эччеге выступал как сторонник доктрины соединения, установление которой возводилось к Такла Хайманоту). В 1866 г. эфиоп. царь Феодор II сжег Гондар и переселил оттуда большую часть населения, а Иоанн IV (1872-1889) поселил митрополита и эччеге в своей ставке. Между тем в обл. Шоа укрепилась власть местных правителей, возводивших свое происхождение к царской династии и благотворивших старому монстырю Д.-Л., к-рый при них трижды перестраивался и расширялся (в 1812, 1884 и 1908). Когда в 1889 г. на эфиопский престол взошел представитель шоанской династической ветви Менелик II, старый Д.-Л. и его настоятель эччеге вновь приобрели привилегированное положение при дворе и в царской столице Аддис-Абебе. Этот статус упрочился при имп. Хайле Селассие I (1930-1974), к-рый регулярно посещал мон-рь по случаю 3 ежегодных праздников в честь св. Такла Хайманота.
В 1935-1941 гг. Эфиопию оккупировали итал. фашисты. После покушения на Р. Грациани, «вице-короля Итальянской Восточной Африки» (19 февр. 1937), они устроили массовую резню не только в Аддис-Абебе, но и в Д.-Л., понимая, что последний служит идеологическим оплотом эфиоп. монархии. Погром мон-ря состоялся 21 мая, когда в обители было множество паломников. В этот день расстреляли 297 монахов и 23 «подозреваемых соучастника», т. е. простых верующих; более 100 диаконов и семинаристов были высланы в Дэбрэ-Берхан и расстреляны позднее; неск. сот монахов отправлены в концентрационные лагеря; подверглись захвату сокровища Д.-Л. (в наст. время хранятся в Ватиканских музеях).
После освобождения Эфиопии и получения Эфиопской Церковью автокефалии в 1959 г. ее 1-м Патриархом был избран эччеге Габра Гийоргис (см. ст. Баслейос). С этого времени настоятель Д.-Л. теряет прежний авторитет и становится одним из рядовых членов Свящ. Синода Эфиопской Церкви, а титул «эччеге престола св. Такла Хайманота» принадлежит Патриарху Эфиопской Церкви.
После революции и свержения имп. Хайле Селассие I (1974) христианство в Эфиопии было лишено статуса единственной гос. религии, начались преследования церковных иерархов. Однако революционные власти не тронули Д.-Л. В 1986 г. там проживало более 240 монахов и еще больше послушников.
В наст. время в монастыре ок. 700 монахов, а в поселке при обители - до 4 тыс. паломников. При мон-ре действуют небольшая жен. монашеская община, члены которой ухаживают за больными и престарелыми насельниками, и 5 духовных школ (до основания богословского колледжа Св. Троицы в Аддис-Абебе (1947) Д.-Л. был единственным местом в Эфиопии, где преподавали полный курс церковных наук). Д.-Л. также является крупным туристическим центром. Главный храм, построенный имп. Менеликом II, к сер. XX в. пришел в аварийное состояние из-за оползания почвы. В 1960-1962 гг. по приказу имп. Хайле Селассие I над гробницей Такла Хайманота была воздвигнута новая просторная купольная церковь в формах совр. архитектуры. Над главным (зап.) входом размещены мозаичные панно с изображениями архангелов Михаила и Гавриила и помазания на царство Йэкуно-Амлака св. Такла Хайманотом. Интерьер храма украшают многочисленные витражи. В одном из храмов Д.-Л., по преданию, хранится частица Честного Креста. Недалеко от монастыря находится пещера, где подвизался Такла Хайманот; в ней бьет источник, почитаемый как чудотворный.