[санскр. - дуалистическая веданта], 3-е по значимости направление веданты, оппонирующее как адвайта-веданте, так и вишишта-адвайте, но выросшее, как и последнее, из стремления адаптировать ведантийское философское наследие к потребностям религ. движения бхакти. Д.-В. составляет мировоззренческое ядро бхактистского течения брахма-сампрадая. Д.-В. строилась как радикальная оппозиция адвайте. Брахман Д.-В.- не чистое «анонимное» мировое сознание, но божество Вишну, созидатель, хранитель и разрушитель мира, ответственный за всяческое владычество, познание, закабаление и «освобождение», и вместе с тем образцовый семьянин - супруг богини Лакшми и отец демиурга Брахмы и «спасителя» Ваю.
В противоположность адвайте, трактовавшей вслед. своей установки на чистый монизм любые типы отношений как иллюзорные, Д.-В. именно на отношениях (к-рые, по определению, означают признание различности членов отношений) строит свою онтологию, и потому понятие отношений является основным в ее философии. Базовых отношений 5: между Божеством и индивидуальными душами; между Божеством и материей; между душами и материей; между отдельными душами; между отдельными составляющими материи. При этом Бог мыслится как независимая сущность (сватантра), души и мир - как зависимые от него (паратантра). Плюралистическая концепция универсума, основанная на реальности отношений, объясняет заимствования в Д.-В. из «релятивной онтологии» вайшешики. Ее шестеричную категориальную систему (субстанции, атрибуты, движения, универсалии, партикулярии, присущность), Д.-В. восполняет «квалифицируемым», «целым» и взятыми из мимансы «потенцией» и «сходством». Из санкхьи Д.-В. заимствует аргументы в пользу множественности духовного начала, Атмана, учение о гунах и эманацию «эонов» из первоматерии-Пракрити. При всем отличии от Божества душа является его отражением. Подлинное знание об этом достигается соответствующим изучением сакральных текстов, после чего адепт созревает для пламенного служения Божеству, к-рое отвечает ему дарами, соразмерными возможностям реципиента. Поскольку Бог познается через изучение сакральных текстов, нельзя считать, что его природа является непознаваемой,- сомнение может вызвать только полнота его познания. В соответствии с общими вишнуитскими представлениями Д.-В. настаивает на том, что Бог, будучи невоспринимаемым и невообразимым сам по себе, проявляет себя в различных формах (вьюхах) и воплощениях (аватарах), а его супруга совечна ему и совездесуща и персонифицирует его созидающую энергию, к-рая есть результат его всеохватывающего совершенства. Сознательные души распределяются на 3 класса: вечно свободные (как Лакшми), освобождающие себя от сансары (каковы боги и люди, мудрецы-риши и предки) и «связанные» (баддха), притом среди последних также различаются в свою очередь способные быть избранными для «освобождения» и обреченные на пребывание в сансаре во все времена. «Освобождение» мыслится не как адвайтистское слияние с Божеством, но как вечное сопребывание с Вишну в его «обители». При этом все существа делятся на 3 класса: предназначенные для «освобождения», для адов (прежде всего демоны и последователи Шанкары) и для пребывания в сансаре, и это фаталистическое учение логично следует из полной ответственности Божества за все, что происходит с ними.
Основателем Д.-В. был Мадхва (1281-1360), к-рому в общей сложности приписывается ок. 40 сочинений. Достоверно известно, что он написал 10 религиозно-философских трактатов, основным из к-рых считается «Анувьякхьяна», а также множество комментариев: к «Брахма-сутрам» («Сутрабхашья»), к «Махабхарате» в целом и к «Бхагавадгите» в частности, к тем основным упанишадам, к-рые истолковывал Шанкара, и др. индуистским текстам (наиболее известно его истолкование «Бхагавата-пураны»).
Труды Мадхвы комментировались Джаятиртхой (XIV в.), составившим свой трактат «Ньяя-судха» (Нектар дискурса), и Вьясатиртхой (XVI в.). Они «достроили» основной корпус текстов Д.-В., продолжая полемизировать с адвайтистами. В целом последователи Д.-В. были одними из самых плодовитых авторов позднесредневек. индуистской литературы. Специфическая «неуживчивость» Мадхвы нашла продолжение в его общине, к-рая разделилась на множество подсект, споривших преимущественно по «юрисдикционным» вопросам.