[cанскр. - нить, прядь, свойство], одно из основополагающих понятий инд. философии, в частности философии санкхьи, концентрирующее в себе своеобразие ее онтологии и нашедшее отражение во мн. мифологических, космологических и этических концепциях индуизма.
Э. Сенар, а впосл. и Дж. Ларсон видели истоки концепции трех Г. санкхьи уже в «Чхандогья-упанишаде», где различаются 3 образа: красный, белый и черный - огня, солнца, луны и молнии (VI 4. 1-4), но их аргументация основывалась на соответствии указанных 3 цветов символам трех Г. в более поздних текстах (ср. Шветашватара-упанишада. V 2). Неубедительна и попытка выведения данной концепции санкхьи из ведийской лит-ры на том основании, что в ней употребляется само словосочетание «три Гуны» (Атхарваведа. Х 2. 31, 8. 43).
В древнейших версиях эпической санкхьи Г. называются и способности восприятия (индрии), и их объекты. Г., к-рые здесь можно интерпретировать как «реалии» индивидуального существования (и к-рые больше всего напоминают буддийские дхармы), обусловливают 3 рода ментальных состояний: саттву - радость, «приятность», наслаждение, счастье, спокойствие ума; раджас - неудовлетворенность, расстройство, печаль, алчность, беспокойство; тамас - неразличение истины, ослепление, небрежность, сонливость, инертность (Махабхарата. XII 212. 10-15, 24-31; 267. 13-15, 25-27). В др. списке начал индивида в Г. включаются также 3 способности познания и сами состояния, притом указывается, что Г. связаны с телом и «погибают» вместе с ним (XII 267. 18, 22, 29). В более поздней доклассической санкхье («Бхагавадгита» и т. д.) Г. уже соотносятся с Первоматерией мира (Пракрити) и производными от нее космическими «сутями» (таттвами) и противопоставляются духовному началу (Атману, Пуруше). Его задача - освободиться от обусловливаемых Г. состояний сознания, с к-рыми он себя ошибочно отождествляет.
В базовом тексте санкхьи как философской системы - «Санкхья-карике» Ишваракришны (IV-V вв.) - Г. саттва, раджас и тамас проявляются в 3 основных эмоциональных состояниях - радости, страдании и безразличии. На онтологическом срезе им соответствуют начала «освещения», «активности» и «препятствия». На уровне их внутренних бытийных взаимоотношений они непрерывно подавляют друг друга и в то же время опираются друг на друга, порождают друг друга и «спариваются» друг с другом (Ст. 12). Если в предклассической санкхье Г. считались свойствами Пракрити, то теперь их онтологический статус заметно повышается: они оказываются ноуменами, существующими в 2 модусах - проявленных начал бытия (вьякта) и их непроявленного первоначала (авьякта), к-рый и идентичен самой Пракрити. Г. определяют все родовые характеристики проявленного и непроявленного - «отсутствие различения», объектность, всеобщность, бессознательность и «производительность», оппозицию к-рым составляют характеристики Пуруши (Ст. 14). Взаимоотношения трех Г. направляют эманацию начал мира из Первоматерии. Так, преобладание саттвы обусловливает «проявление» мирового интеллекта (буддхи). Различными «пропорциями» в комбинации трех Г. Ишваракришна объясняет различие познавательных, перцептивных и моторных способностей индивида, их функций и объектов (Ст. 27, 36), множественность психоментальных диспозиций индивидов (Ст. 46) и качество их буд. воплощений: преобладание в сознании саттвы обеспечивает рождение среди богов и демонов, раджаса - среди людей, тамаса - среди животных и растений (Ст. 54). Комментаторы «Санкхья-карики» иллюстрируют «пронизанность» Г. всего существования примером женщины, к-рая вызывает у разных людей одно из 3 состояний - удовольствие, неприязнь или безразличие. Из санкхьи концепция Г. не только была заимствована близкородственной системой йоги, но и перешла в космологии различных школ веданты.
Учение о Г. определило трактовку модели тримурти (3 верховных божества как космологические функции Абсолюта): Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма - раджаса, Шива - тамаса. Прообраз этой идентификации присутствует уже в «Майтри-упанишаде» (V 2).
Повлияло оно также и на «онтологию нравственности» в индуизме. По «Бхагавадгите», аскетические подвиги совершаются бескорыстно, когда в сознании йогина преобладает саттва; совершаемые из тщеславия, они указывают на действие раджаса, совершаемые мучительно или со злым умыслом - на преобладание тамаса (XVII 17-22). Через Г. в «Бхагавадгите» параметризуется и вся человеческая активность: любое действие, совершаемое ради долга и непричастное неприязни,- «саттвично», направляемое «самостью» и желанием - «раджасично», предпринимаемое в заблуждении, вредное или убыточное - «тамасично»; 3 типам гунных действий соответствуют и 3 типа самих деятелей (XVIII 23-28). Утверждение Ишваракришны, что преобладание в сознании индивида саттвы означает его направленность на совершение долга, а тамаса - на противоположное (Ст. 23), свидетельствует о допущении предопределенности поступков человека исходя из преобладания в его сознании не зависящих от него, «объективных» факторов. Подобное представление соответствовало нравственному релятивизму и явному снижению ответственности человека за свои поступки.
Эти особенности концепции Г. позволяют с пониманием отнестись к тем параллелям с 3 классами людей в гностицизме («духовные», «душевные» и «плотские» - в зависимости от преобладания в их сознании «объективных» факторов), к-рые предлагались в религиеведческой компаративистике XIX в., начиная с Ф. К. Баура.