[санскр. - ветер, воздух], в ведической и индуистской мифологии божество ветра. Образ В. восходит к единой индоевроп. мифологии; его ближайшая параллель - Вайю - бог ветра в авест. традиции. В гимнах Ригведы В. прославляется как самостоятельно значимое божество (РВ I 34; IV 48) или как спутник (колесничий) Индры (РВ I 35; IV 46-47 и др.); изображается в виде юноши, мчащегося на колеснице, запряженной красными (булаными) конями, тем самым подчеркивается его скорость и стремительность, благодаря к-рым В. раньше др. богов снимает пробу ритуального жертвенного напитка - сомы.
В. иногда отождествляется с Ватой (ветром) - др. богом ветра, менее важным и не имеющим антропоморфного облика. Потомками В. считаются маруты - грозные божества бури (РВ I 134. 4). Его постоянные имена-эпитеты: Павана (Очищающий), Гандха-ваха (Приносящий ароматы), Сатата-га (Постоянно движущийся).
В эпосе и лит-ре пуран В. участвует в ряде мифологических сюжетов: в Махабхарате он выступает в роли отца Бхимы, одного из братьев Пандавов, к-рому передает по наследству силу и быстроту; в Рамаяне он влюбляется в дочерей Кушанабхи, но, будучи отвергнут ими, проклинает и превращает в горбуний; там же он называется отцом Ханумана. Бхагавата-пурана повествует о том, как В. создал о-в Шри-Ланку, сорвав и бросив в океан вершину горы Меру.
Впосл. религиозно-мифологическая значимость В. падает: он превращается в одного из локапал, божеств-защитников сторон света, и становится покровителем сев.-зап. стороны.
В. сочетает в себе как благостные, так и губительные черты, отождествляясь с живительным дыханием (праной), с одной стороны, с ураганом и штормовым ветром - с др. В. отведена немаловажная роль в эсхатологии: согласно Махабхарате, В. явится как сокрушительный ураган в конце мирового периода (кальпы).