Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
32, С. 417-424 опубликовано: 23 марта 2018г.


КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

субъект Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа. Территория - 95 732 кв. км. Центр - г. Кемерово (до 1918 с. Щеглово, до 1932 г. Щегловск). Область расположена на юго-востоке Зап. Сибири, занимает отроги Алтая, граничит на севере с Томской обл., на северо-востоке - с Красноярским краем, на востоке - с Хакасией, на юге - с Республикой Алтай, на западе - с Алтайским краем, на северо-западе - с Новосибирской обл. В недрах обнаружены разнообразные полезные ископаемые: каменные и бурые угли, железные и полиметаллические руды, золото, фосфориты и др. На территории области расположены заповедник Кузнецкий Алатау и Шорский национальный парк. Население - 2 750 829 чел. (2012). Национальный состав: русские - ок. 92%, татары - ок. 1,7%, украинцы - ок. 1,3%, немцы - ок. 1%, представители др. национальностей (шорцы, чуваши, белорусы, армяне, азербайджанцы и др.) - ок. 2%.

История

Освоение природных богатств Кузнецкой земли началось в XVII в., в начале столетия были основаны Томск (1604) и Кузнецкий острог (1617-1618). В 1698 г. царь Петр I Алексеевич, узнав о найденных у р. Золотой Китат серебряных рудах, дал предписание томскому воеводе «содействовать... рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии». Вскоре были открыты серебряные руды Салаира, железные руды в Горной Шории, золото в Кузнецком Алатау. В 1721 г. рудознатец М. Волков обнаружил на берегу р. Томь «горелую гору» и стал первооткрывателем кузнецких углей. Первым интерес к разработке кузнецкого угля проявил уральский промышленник А. Н. Демидов. В 1747 г. Колыванско-Воскресенские заводы Демидова с прилегающими к ним недрами перешли в собственность имп. семьи, с этого времени большая часть Кузбасса, вошедшая в Алтайский горный округ, находилась в ведении Кабинета Ее (Его) Имп. Величества. Промышленное освоение Кузнецкой земли началось в кон. XVIII в., появились предприятия: Томский железоделательный, Гавриловский и Гурьевский сереброплавильные заводы, Сухаринский и Салаирский горные рудники. В 1891-1916 гг. была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, что способствовало дальнейшему развитию в Кузбассе добычи и промышленному использованию железных руд, цветных металлов, каменного угля и древесины.

После Октябрьской революции Кузбасс стал частью Западно-Сибирского края, затем Новосибирской обл. В плане ГОЭЛРО (1920) важное место отводилось созданию урало-кузбасского индустриального комплекса. В 1921-1926 гг. ряд предприятий Кузбасса был передан советским правительством в эксплуатацию Автономной индустриальной колонии Кузбасс (АИК) во главе с голл. инженером С. Ю. Рутгерсом, для работы на предприятиях региона АИК пригласила выходцев из США, Голландии, Канады, Франции и др. стран. В Кузбассе развивались угольная промышленность, энергетика, были заложены основы металлургической и химической отраслей, вокруг строившихся промышленных объектов образовались рабочие поселки, быстро получавшие статус городов. В 1941 г. в Кузбасс из оккупированных районов СССР было эвакуировано оборудование 71 предприятия, большинство из которых здесь остались, в результате мощности Кузбасса были увеличены вдвое. В годы Великой Отечественной войны регион стал главным поставщиком угля и металла; из стали, выплавленной кузнецкими металлургами, было изготовлено 50 тыс. танков и 45 тыс. самолетов.

26 янв. 1943 г. для увеличения добычи угля, выпуска металлов и военной продукции на предприятиях Кузбасса Президиум Верховного Совета СССР принял решение о выделении региона из Новосибирской обл. и о создании К. о. В новую область вошло 17,5% территории Новосибирской обл., 42% населения, 9 из 12 городов обл. подчинения, 17 из 20 рабочих поселков, 23 из 75 районов. Во 2-й пол. XX в. Кузбасс стал наиболее густонаселенным районом Зап. Сибири, в последние годы входит в число самых динамично развивающихся российских регионов. В наст. время в К. о. 20 городов, 19 сельских районов, 23 поселка городского типа, 167 сельсоветов. Самые крупные города - Новокузнецк (563,5 тыс. чел.) и Кемерово (521,2 тыс. чел.) (на 2012).

Религия

90% населения К. о. считают себя православными. К окт. 2012 г. на территории К. о. было зарегистрировано 309 религ. групп: 172 орг-ции РПЦ (составляют Кузбасскую митрополию, включающую 3 епархии), 2 старообрядческие общины, 9 католических приходов, из них 2 униатских, 1 община Армянской Апостольской Церкви, 1 община Евангелическо-лютеранской церкви, 16 групп евангельских христиан-баптистов, 4 - евангельских христиан (см. в ст. Баптисты), 17 организаций христиан веры евангельской-пятидесятников, 27 - христиан веры евангельской (см. Пятидесятники), 1 - евангельских христиан в духе апостолов (см. Пятидесятники), 11 групп адвентистов, 14 групп Иеговы свидетелей, по 1 общине мормонов и Новоапостольской церкви, 22 мусульм. организации, 4 иудаистские, 2 буддистские общины, 4 группы новых религ. движений. На территории области имеется ок. 150 незарегистрированных религиозных групп, а также более 50 организаций, относящихся к деструктивным религ. объединениям.

Православие

Спасо-Преображенский собор в г. Кузнецке. 1622–1792 гг. Фотография. 2008 г.
Спасо-Преображенский собор в г. Кузнецке. 1622–1792 гг. Фотография. 2008 г.

Спасо-Преображенский собор в г. Кузнецке. 1622–1792 гг. Фотография. 2008 г.
на территорию К. о. было принесено рус. переселенцами, первоначально осваивавшими земли по берегам р. Томь. Первым православным храмом на Кузнецкой земле стала Преображенская ц. в Кузнецком остроге, сооруженная в 1622 г. Местные храмы входили в учрежденную в 1620 г. Сибирскую и Тобольскую епархию (см. Тобольская и Тюменская епархия). К кон. XVII в. на территории Кузбасса имелись приходы: Преображенский в Сосновском остроге (1657), Одигитриевский в Кузнецке (1676), в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Пачинском (Пача) (ранее 1682), Вознесенский в с. Верхотомском, Флоролаврский в с. Зеледееве (Заледееве), Никольский в с. Кулакове. К кон. XVIII в. к ним добавились храмы: Христорождественский в с. Подгороднем, Московских чудотворцев в с. Иткаринском (Иткара) (до 1734), Ильинский в с. Ильинском (Красноярском) (до 1734), Никольский в с. Кийском (совр. Мариинск), Никольский в с. Усть-Сосново (Усть-Сосновское) (1742), Никольский в с. Бачатском (Бачат) (до 1763), Прокопьевский в с. Монастырском (ныне г. Прокопьевск) (1763), Никольский в с. Мунгатском (Мунгат) (1763), Спасский в с. Ишимском (Ишим) (до 1773), Духосошественский при Томском заводе (1775). В 1805 г. был освящен Михаило-Архангельский храм в с. Берикульском. В нач. XIX в. приходы Кузбасса относились к 3 духовным правлениям Сибирской епархии: Томскому, Барнаульскому и Кузнецкому. В связи с началом освоения Мариинской тайги (рубеж XVIII и XIX вв.) создавались поселения на востоке Томской губ., к сер. XIX в. было открыто 7 новых приходов.

В 1834 г. была учреждена Томская кафедра (см. Томская и Асиновская епархия), приходы на Кузнецкой земле перешли в ее юрисдикцию, церковная жизнь в регионе оживилась. Особенно активно новые храмы освящались на территории Кузбасса в 50-х гг. XIX в. (открыто 28 приходов), к концу столетия к ним добавились еще 48 общин, в 1900-1917 гг. было создано 57 приходов. К 1917 г. на территории Кузбасса действовало ок. 200 храмов. Указом Святейшего Синода от 3 мая 1916 г. в пос. Кучумовском Мариинского у. (близ совр. с. Елыкаева Кемеровского р-на) была учреждена Алексеевская жен. монашеская община.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в Кузнецке. 1775–1780 гг., разобрана в 1929 г. Фотография. Нач. ХХ в.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в Кузнецке. 1775–1780 гг., разобрана в 1929 г. Фотография. Нач. ХХ в.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в Кузнецке. 1775–1780 гг., разобрана в 1929 г. Фотография. Нач. ХХ в.

В годы гражданской войны и установления советской власти положение Русской Православной Церкви в Сибири коренным образом изменилось. Вслед. того что в условиях гражданской войны связь сибир. и уральских епархий с высшим церковным управлением в Москве была прервана, на сибир. соборном церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. в Томске было сформировано Высшее временное церковное управление Сибири (ВВЦУ Сибири), к к-рому перешла власть над церковными структурами на территории, находившейся в ведении правительства адмирала А. В. Колчака (в т. ч. в Кузбассе). ВВЦУ Сибири было ликвидировано в нач. 1920 г., когда после разгрома войск Колчака была восстановлена связь сибир. епархий с патриархом Московским и всея России.

В 1919 г. по Кузбассу прокатилась первая волна террора против духовенства, связанная с деятельностью отрядов под рук. Г. Ф. Лубкова, П. К. Рогова и др. (сожжены храмы в Кузнецке, селах Аило-Кузедеевском, Сары-Чумыш; убиты священнослужители в Кузнецке, селах Аило-Кузедеевском, Атаманове, Белогородском, Берёзовском, Ишимском, Кольчугине, Красный Яр, Морозове, Николаеве, Старопестереве, Междугорном). В нач. апр. 1920 г., т. е. через 3 месяца после восстановления в губернии советской власти, Томский губревком разослал телеграммы в Мариинск, Кузнецк, Каинск, Щегловск, Тайгу и Колывань с требованием срочно предоставить сведения о наличии в этих городах храмов, их вместимости, фактической посещаемости прихожанами и возможном отношении местного населения к «утилизации церквей на общеполезные нужды».

В 20-х гг. XX в. на территории К. о. получили распространение обновленческий (см. Обновленчество) и григорианский расколы. Начиная с 1922 г. в Кузбассе действовали обновленческие «епископы»: Кузнецкие (Николай Наганов, Василий Лысенко, Михаил Николаев), Щегловские (Василий Виноградов, Иоанн Завадовский, Николай Наганов, Владимир Сычёв), Мариинский (Иоанн Ильин).

Успенская церковь Свято-Успенского мон-ря в с. Елыкаеве. 2008 г. Фотография. 2008 г.
Успенская церковь Свято-Успенского мон-ря в с. Елыкаеве. 2008 г. Фотография. 2008 г.

Успенская церковь Свято-Успенского мон-ря в с. Елыкаеве. 2008 г. Фотография. 2008 г.

В 1928 г. был выслан в Сибирь правосл. еп. сщмч. Герман (Коккель), он был назначен епископом Кузнецким, викарием Томской епархии, временно управлял Томской кафедрой; в нояб. 1930 г. еп. Герман переехал в Омск, вступил в управление Омской епархией.

Революционные события не остановили процесс создания новых приходов в Кузбассе. В 1918-1920 гг. были освящены храмы в деревнях Артыште, Большеямной, Ивановской, Казанковой, Камышенской, Ново-Покровской (Новопокровке), Поломошной, а также в Мариинске, на Кемеровском руднике, на ст. Юрга. В 20-х гг. XX в. были зарегистрированы приходы в селах Баим, Барановка, Березово, Большой Антибес, в деревнях Боровской, Варюхиной, Верх-Чумышской, Вознесенке, Городок, Елыкаевой (Бородиной), Жирновой (Жерново), Заимке Колмогоровой, Знаменке, Иверке, Малый Антибес, Н. Почитанке, Подъельники, Поморцевой, Приметкиной, Прокопьево, Райской, Салтыковой, Салтымаковой, Соломиной, Старочервово, Сыромолотной, Тенгулинской, Тыхте, Усть-Барандат, Усть-Чебуле, Худяшевой (Худяшово), Шарап, Шевели, Шишино, Яя-Борик. В 30-х гг. XX в., скорее всего, появились приходы в деревнях Кайле, Лучшевой, Чусовитиной. Не всегда можно указать, в какой юрисдикции состояли общины, созданные в 20-30-х гг. XX в.

С нач. 30-х гг. XX в. осуществлялось массовое закрытие храмов, священнослужители подвергались преследованиям. По неполным данным, в Кузбассе в 1937 г. по статье 58-й УК РСФСР было арестовано 2708 чел., из них 2488 осуждены. По отношению к выявленным «врагам народа», к к-рым было отнесено духовенство, массово применялась высшая мера наказания; в Кемерове расстрельная зона располагалась в районе с. Ягунова на окраине города. Последние церкви на территории К. о. в городах Анжеро-Судженске, Ленинске-Кузнецком, с. Морозове были закрыты в 1939 г.

Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в г. Топки. 2006 г. Фотография. 2008 г.
Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в г. Топки. 2006 г. Фотография. 2008 г.

Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в г. Топки. 2006 г. Фотография. 2008 г.

После окончания Великой Отечественной войны на территории К. о. возобновилась церковная жизнь. В 1945-1947 гг. в области было зарегистрировано 15 правосл. приходов, располагавших 5 храмами (Пантелеимоновская ц. в с. Кузедееве, Покровская ц. в Ленинске-Кузнецком, Ильинская ц. в г. Тайга, Вознесенская ц. в с. Верхотомском Кемеровского р-на, Петропавловская ц. в с. Афонине) и 10 молитвенными домами (по 2 молитвенных здания появились в Кемерове и в Сталинске (совр. Новокузнецк), по 1 - в Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Гурьевске, Белово, Осинниках, Топках). Открывшиеся приходы составили Кемеровское благочиние Новосибирской епархии (см. Новосибирская и Бердская епархия). В 1946 г. после многолетнего перерыва в Кемерове на праздник Богоявления прошел крестный ход, в котором приняло участие более 3 тыс. чел. Крестные ходы были совершены и в других приходах Кузбасса. Из 24 клириков, зарегистрированных в Кузбассе к 1 окт. 1948 г., 13 чел. прежде были репрессированы, трое репатриированы из Австрии и Сев. Италии, только двое священнослужителей официально не подвергались репрессиям. В 1945 г. православные общины в Кузбассе перечислили в Фонд обороны страны 95 тыс. р., в помощь инвалидам Отечественной войны и детям фронтовиков - 10 тыс. р. Далеко не все заявления верующих об открытии храмов были удовлетворены, в 1948 или нач. 1949 г. власти закрыли Троицкий молитвенный дом в Гурьевске.

В кон. 50-х гг. XX в. начался новый этап гонений на Церковь (см. в ст. Хрущёв Н. С.). В дек. 1960 г. была ликвидирована одна из самых крупных правосл. общин в К. о.- приход Знаменской ц. в Кемерове: в авг. 1959 г. облисполком принял решение о сносе молитвенного здания, пока прихожане пытались оспорить это решение и добиться выделения др. участка под строительство храма, община была снята с регистрации. В 1960 г. была закрыта Вознесенская ц. в с. Верхотомском, годом раньше получившая ссуду от епархиального управления, приход был упразднен как «мало поддерживающийся верующими». Была закрыта Покровская ц. в Ленинске-Кузнецком (1961).

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в пос. Мундыбаш. 1995 г. Фотография. 2008 г.
Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в пос. Мундыбаш. 1995 г. Фотография. 2008 г.

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в пос. Мундыбаш. 1995 г. Фотография. 2008 г.

В 1972-1990 гг. Новосибирской и Барнаульской епархией управлял Гедеон (Докукин; с 1977 архиепископ, с 1987 митрополит). В эти годы на территории К. о. ни один храм не был закрыт, мн. церковные здания были реконструированы, построены новые церкви. Владыка Гедеон столкнулся с такими проблемами, как снижение числа верующих, недостаток храмов и кадров, отсутствие у большинства священнослужителей богословского образования. К 1 янв. 1973 г. на территории Кемеровского благочиния действовало 11 храмов (в городах Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Белово, Киселёвск, Топки, Осинники, Прокопьевск, Тайга, в пос. Кузедеево). В 70-х гг. XX в. в Кузбассе возобновилось церковное строительство. В 1974-1976 гг. молитвенный дом в г. Белово был перестроен в деревянную церковь, в 1975-1976 гг. взамен молитвенного дома в Новокузнецке была построена ц. во имя арх. Михаила, в 1977 г. освящен новый храм в Топках. В 1979 г., объявленном «годом ребенка», в Кузбассе были сооружены крестильные храмы: в честь св. Иоанна Предтечи при Михайло-Архангельской ц. в Новокузнецке, в честь Крещения Господня в Прокопьевске. К 1981 г. в Кузбассе насчитывалось 12 церквей и 3 крестильных храма. В 70-х гг. XX в. в Кемеровском благочинии увеличивалось число священно- и церковнослужителей. К 1 янв. 1973 г. здесь служил 31 чел. (из них 20 священников, 5 диаконов), к 1976 г. в 11 православных общинах К. о. служили 34 чел. (из них 23 священника, 6 диаконов). Активизация жизни Кемеровского благочиния в 70-х гг. XX в. во многом была заслугой прот. Алексия Курлюты, который 30 июля 1966 г. был назначен настоятелем Никольского храма в Кемерове и кемеровским благочинным. Прот. Алексию в 1970 г. удалось получить разрешение на реконструкцию Никольского храма, что стало толчком к возобновлению церковного строительства в Кузбассе. В 1971 г., по офиц. сведениям, в К. о. число прихожан, постоянно посещавших храмы, составляло 7,5-8 тыс. чел. (из них 65% женщины, 25% мужчины старшего и преклонного возраста, 10% молодых людей). Несмотря на то что в 1956-1971 гг. число верующих в К. о. сократилось почти в 3 раза, в 70-х гг. XX в. партийные и гос. органы отмечали рост посещений храмов, числа крещений и венчаний, повышение приходских доходов, активизацию ремонта церковных зданий. По офиц. данным, во 2-й пол. 70-х гг. XX в. число крещений в регионе увеличилось на 16%.

1980-й стал годом активного церковного строительства в Кемеровском благочинии. В Мариинске была создана Никольская община, были освящены новопостроенная кирпичная Пантелеимоновская ц. в пос. Кузедеево и новый крестильный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы при Никольском соборе прихода в Кемерове. В 1981-1982 гг. после строительства и реконструкции были освящены храмы в городах Прокопьевск, Мариинск, Новокузнецк и Кемерово. В 80-х гг. XX в. верующие в К. о. с разрешения местных органов власти покупали дома для устройства в них молитвенных помещений, в 1981-1982 гг. молитвенные дома были освящены в Яшкино, Ленинске-Кузнецком, Гурьевске, Салаире и Промышленной. В 1986 г. были зарегистрированы 2 правосл. общины: в Ленинске-Кузнецком и Темиртау. К 1989 г. в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси (1988) открылись приходы в городах Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Юрга, Салаир, Кемерово, в поселках Темиртау, Мундыбаш, Итатский, Промышленная. В 1989 г. в Кемеровском благочинии действовала 21 община. В 1987 г. статус собора получил Никольский храм в Кемерове, поступило разрешение на возведение в городе Знаменского собора, строительство к-рого было начато в 1989 г. Процесс передачи храмов в Кузбассе был ускорен в ходе подготовки приезда патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Новосибирскую епархию в 1991 г. В сложный 1989 год - время шахтерских забастовок - митр. Гедеон предпринял длительную поездку по региону, призывая шахтеров к пониманию трудностей, к-рые переживала страна. В 1987 г. на территории К. о. появилась одна из первых в Сибири в постсоветский период монашеских общин - жен. община Покрова Пресв. Богородицы и прп. Серафима Саровского в Ленинске-Кузнецком; в 1989 г. первые сестры приняли монашеский постриг, в 1992 г. был официально учрежден мон-рь.

Церковь во имя Св. Троицы в г. Кемерове. 2005 г. Фотография. 2008 г.
Церковь во имя Св. Троицы в г. Кемерове. 2005 г. Фотография. 2008 г.

Церковь во имя Св. Троицы в г. Кемерове. 2005 г. Фотография. 2008 г.

К 1 янв. 1981 г. в 12 церквах Кемеровского благочиния служили 45 чел. (25 священников, 6 диаконов, 3 регента, 11 псаломщиков), в 1989 г. в 21 храме служили 63 церковно- и священнослужителя. Несмотря на небольшой рост числа священнослужителей в 80-х гг., в епархии не хватало кадров.

8 июня 1990 г. Поместный Собор РПЦ вынес постановление о выделении из Новосибирской епархии приходов в Красноярском крае и К. о. и об образовании из них Красноярской епархии, 20 июля епископом Красноярским и Енисейским был назначен Антоний (Черемисов). В том же году территория Кузбасса была поделена на 3 благочиния: Кемеровское, Новокузнецкое, Беловское, к июню 1993 г. в Кузбассе было уже 5 благочиний: Кемеровское, Новокузнецкое, Беловское, Киселёвское, Кольчугинское. В первые месяцы пребывания на кафедре еп. Антоний объехал епархию, в дек. 1990 г. посетил приходы в Белове, Анжеро-Судженске, Кемерове, Красноселке, Мариинске, Прокопьевске, Тайге, Топках, Верх-Чебуле, где совершил богослужения и встретился с представителями местных органов власти. В 90-х гг. XX в. на территории Кузбасса учреждались новые общины и возводились храмы. Красноярская епархия объединяла на время своего создания 32 прихода, из них 19 - в Кемеровском благочинии. В кон. 1990 г. в Кузбассе было уже 39 общин, в 1991 г.- 47 приходов, окормляемых 59 пастырями, в 1992 г.- более 50 общин и 1 жен. мон-рь (в Ленинске-Кузнецком), в 1993 г.- 62 прихода и 2 монастыря с 80 священниками и 9 диаконами. В 1993 г. в К. о. крестилось ок. 40 тыс. чел.

11 июня 1993 г. из Красноярской епархии была выделена в адм. границах К. о. Кемеровская и Новокузнецкая епархия (см. Кемеровская и Прокопьевская епархия). 26 июля 2012 г. была образована Кузбасская митрополия, в к-рую вошли 3 самостоятельные епархии: Кемеровская и Прокопьевская, Мариинская и Юргинская, Новокузнецкая и Таштагольская. Главой митрополии стал бывш. Кемеровский и Новокузнецкий еп. Аристарх (Смирнов; 1 авг. 2012 возведен в сан митрополита).

Н. Г. Губанова, Е. Ю. Кобяков

Старообрядчество

С нач. 80-х гг. XVII в. старообрядцы, преимущественно беспоповцы - выходцы из Поморья, активно переселялись в Сибирь, в т. ч. на территорию К. о. Они селились в Верх-Чулымской тайге, на границе с к-рой находились преимущественно старообрядческие деревни Рубино и Прокопьево, в Салаирской тайге, в таежных районах Горной Шории. В 1682 и 1685 гг. в дер. Поломошной (совр. Яшкинский р-н) были совершены 2 самосожжения, погибли 133 и 40 чел., позднее последовала череда самосожжений старообрядцев в различных поселках. Несколько «гарей» на территории Кузбасса произошло в 1756 г.- в деревне Мальцевой сожгли себя ок. 200 чел., в дер. Мамуровой погибли 175 чел. «Гари» 1756 г., ставшие причиной издания имп. Екатериной II Алексеевной указа в 1765 г. «о недопущении сибирских жителей до самосожжения», стали последними самосожжениями на территории Кузбасса. В нач. XVIII в. в регионе увеличилось число старообрядцев - выходцев из Европейской России (в первую очередь из Нижегородской губ.), они селились в районах первоначального земледельческого освоения (Томско-Кузнецкий регион). С этим потоком связывается именование сибир. старообрядцев кержаками - по названию старообрядческого центра Керженец (совр. Нижегородская обл.). С кон. XVIII в. старообрядцев ссылали в Зап. Сибирь семьями и приписывали к кузнецким заводам.

На территории К. о. по численности лидировали беспоповцы. К сер. XIX в. в регионе были представлены следующие беспоповские согласия: поморцы, разделявшиеся на законобрачных поморцев, полубрачных даниловцев и небрачных федосеевцев и филипповцев; странники, состоявшие из статейников и противостатейников, денежников и безденежников; Спасово согласие, основная часть к-рого принадлежала к «нетовщине глухой», меньшая - к «нетовщине поющей»; близкие к Спасову согласию самокресты (самокрещенцы), рябиновцы (впервые отмечены в регионе в 60-х гг. XIX в.), восточники (дырники). В кон. XIX в. были зафиксированы единичные средники, в Чулымской тайге - т. н. тюменское согласие, в нач. ХХ в. возникло титовское согласие (см. Титовцы).

Большую роль среди беспоповцев в регионе играли странники. Первые бегуны (безденежники) появились в 1836 г. в Верх-Чулымской тайге (здесь сформировался томский центр согласия) под влиянием выходцев из Пермской губ. Андреяна и Силуана. В 1855 г. здесь же были отмечены первые наставники странников-статейников (иерархистов). В нач. XX в. высылке «на прожительство под смирение в Томскую пустыню» подлежали бегуны, виновные в грехе чаепития. Было многочисленным Спасово согласие: по оценке томского миссионерского братства свт. Димитрия Ростовского, в кон. XIX в. до 1/3 старообрядцев в Кузнецком округе принадлежали к «глухой нетовщине».

Среди поповцев преобладали старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, в основном это были окружники; противоокружники делились на «иовцев» и «раздорствующих». Число беглопоповцев по объективным причинам постоянно сокращалось. Промежуточное положение между поповскими и беспоповскими согласиями занимали сформировавшиеся в Сибири в сер. XIX в. сообщества часовенных и стариковцев (см. в ст. Часовенное согласие).

В ходе миссионерской поездки в 1897-1898 гг. было зафиксировано, что в 48 селениях Кузнецкого округа жили 3327 старообрядцев, из них ок. 1/3 являлись переселенцами из разных губерний, по преимуществу Вятской, Тобольской, Уфимской и Пермской. Эти сведения не являются исчерпывающими.

В 1930-1931 гг. в бывш. Томской губ. в результате коллективизации усилилась внутренняя миграция, что стало причиной коренной ломки жизненного уклада старообрядцев. Часть старообрядцев была раскулачена и выслана в Нарымский край, часть переселилась из деревень в города, в т. ч. в Сталинск, где в это время развернулось крупное строительство. Нек-рые старообрядцы ушли в глухую тайгу.

В нач. 2013 г. в К. о. действовали 2 зарегистрированные общины старообрядцев: приход Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) в честь иконы Божией Матери «Всем скорбящим Радость» в Новокузнецке и приход в честь Собора арх. Михаила Русской древлеправославной церкви (беглопоповцы) в пос. Урск Гурьевского р-на. 7 окт. 2012 г. архиереи Белокриницкой иерархии Московский и всея Руси митр. Корнилий и Новосибирский и всея Сибири еп. Силуян освятили в Новокузнецке 1-й на территории Кузбасса старообрядческий храм в честь иконы Божией Матери «Всем скорбящим Радость». В труднодоступных районах области (в основном на юге) существуют незарегистрированные общины беспоповцев.

Е. А. Агеева, Е. А. Кулешова

Римско-католическая Церковь

В Сибири католики появились в кон. XVII в., много поляков было выслано сюда после восстаний в Польше в 1830, 1863-1864 гг. Переселенцы-католики приезжали в регион в кон. XIX - нач. XX в. в связи со строительством Транссибирской магистрали и аграрной реформой П. А. Столыпина.

В XIX - нач. XX в. в Кузбассе действовало несколько католич. приходов: в Мариинске, в селах Бороковка (совр. Тяжинский р-н), в г. Тайга. К кон. XIX в. в Мариинске в составе многочисленной колонии ссыльных поляков были и католические священники, имевшие разрешение совершать богослужение и требы. 29 сент. 1905 г. в Мариинске был освящен приходской храм во имя Антония Падуанского, в городе имелось католическое кладбище. На рубеже ХIХ и ХХ вв. переселенцами-католиками - поляками, латышами и латгальцами, имевшими в этих местах крестьянские хозяйства, было основано с. Бороковка. 18 янв. 1906 г. в селе освятили католич. ц. во имя арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. В 1914 г. число прихожан Бороковского прихода Томского деканата достигало 10 тыс. чел. В течение почти 30 лет село было центром религ. жизни переселенцев-католиков.

В результате политики советской власти католич. Церковь в Кузбассе прекратила деятельность. Постановлением президиума Сибкрайисполкома от 17 нояб. 1931 г. костел в Мариинске был окончательно ликвидирован, впосл. здание было разобрано. Перед Великой Отечественной войной было демонтировано здание костела в Бороковке, материал перевезли в районный центр Тяжинский, где из него построили дом культуры. К 1937 г. были арестованы все католич. священники и члены двадцаток на территории Кузбасса.

После присоединения к СССР Зап. Украины и Прибалтики начались массовые ссылки в Сибирь населения этих земель, число католиков в Сибири, в т. ч. в Кузбассе, на рубеже 30-х и 40-х гг. XX в. возросло в десятки раз. В 1958 г. в Сибири появилась первая община редемптористов. С Украины в Прокопьевск приехал иеромонах-униат Василий Рутка, начавший подпольное служение среди ссыльных украинцев-шахтеров. Он посещал католиков и в др. городах и поселках Кузбасса - в Ленинске-Кузнецком и Полысаеве, где жили ссыльные немцы. 19 авг. 1995 г. в Прокопьевске была освящена церковь редемптористов. На освящение прибыл генеральный настоятель Конгрегации Святейшего Искупителя Хуан Мануэль Лассо де ла Вега; в результате его визита было принято решение создать в Кузбассе международную общину редемптористов, к-рая взяла бы на себя окормление католиков в К. о. В 1996 г. новая община Конгрегации появилась в Кемерове, со временем были созданы общины в Юрге, Таштаголе, Анжеро-Судженске и в др. городах и поселках области, где проживали потомки ссыльных поляков и немцев. Редемптористы в России и Казахстане объединены в регион св. Герарда, к-рый входит в Варшавскую провинцию Конгрегации, неск. редемптористов в К. о., принадлежащих к визант. обряду, относятся к униат. Львовской провинции Конгрегации.

В 2000-х гг. в К. о. открывались католич. храмы: 3 нояб. 2007 г. в пос. Яшкино освящена часовня в честь Св. Семейства, 14 окт. того же года в Новокузнецке освящен костел. Самый большой католич. храм Кузбасса - в честь Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии расположен в Кемерове, освящен 27 сент. 2009 г. Католики составляют 1% населения Кузбасса, католицизм здесь исповедуют белорусы, литовцы, латыши, немцы, поляки и украинцы.

Протестантские церкви, деноминации и секты

В 30-х гг. XX в. и во время Великой Отечественной войны на Алтай и в Кузбасс, как и в др. регионы Зап. Сибири, было сослано большое число представителей протестант. конфессий.

Лютеране. На Кузнецкой земле лютеранство исповедовали немцы, находившиеся на спецпоселении, в основном в шахтерских городах. В 40-х гг. XX в. в Осинниках имелась группа лютеран в составе 25-30 чел., иногда посещавшая богослужение зарегистрированной общины баптистов. В нояб. 1947 г. осинниковские лютеране обратились к уполномоченному Совета по делам религ. культов в К. о. с ходатайством об открытии молитвенного дома и получили отказ. В нач. 2013 г. в К. о. существовали 2 зарегистрированные лютеранские общины: в Анжеро-Судженске и Кемерове (создана в кон. 2012).

Баптисты . Деятельность баптистов в Кузбассе оживилась на рубеже 30-х и 40-х гг. XX в. В 1946-1947 гг. Совет по делам религ. культов удовлетворил ходатайство о регистрации 5 объединений евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в К. о. (в Кемерове, Осинниках, Ленинске-Кузнецком, Сталинске, пос. Байдаевка). В 50-х гг. в Кузбассе действовало значительное количество незарегистрированных общин ЕХБ, наиболее крупные находились в городах Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Киселёвск, Юрга, Топки, Белово и в пос. Мундыбаш Таштагольского р-на; из этих общин позднее были зарегистрированы организации в Анжеро-Судженске, Прокопьевске и Мундыбаше. В 1946-1947 гг. численность наиболее крупных общин ЕХБ в Кузбассе составляла: в Кемерове - 215 чел., в Сталинске - 247 чел., в Ленинске-Кузнецком - 298 чел. В течение последующих лет количество баптистов в К. о. увеличивалось.

Общины пятидесятников в К. о. многочисленны, расположены практически во всех крупных населенных пунктах. Пятидесятничество было принесено в Сибирь в послевоенное время переселенцами из Зап. Украины. Второй этап распространения движения пришелся на 90-е гг. XX в.: в эти годы в регионе появились неопятидесятники, «апостольские» общины и др. подобные группы.

В авг. 1947 г. в Анжеро-Судженске прошел нелегальный съезд адвентистов седьмого дня, на к-рый собрались представители из разных городов Кузбасса; съезд провели 2 «пророка», приехавшие из Новосибирска и с Украины. В Кемерове и в Сталинске в общины адвентистов и пятидесятников помимо спецпереселенцев входили реэмигранты из Китая. В наст. время общины адвентистов в К. о. подчиняются Центрально-сибирской миссии Церкви христиан-адвентистов седьмого дня.

Свидетели Иеговы . После принятия в марте 1951 г. закрытого постановления Совета Министров СССР «О выселении активных участников антисоветской нелегальной секты иеговистов и членов их семей, проживающих в западных областях Украинской и Белорусской ССР, Молдавской, Латвийской и Эстонской ССР» большинство иеговистов из названных регионов были депортированы в Сибирь, их расселяли в колхозах и в лесных хозяйствах, реже в небольших городах. В 1962 г. управление КГБ по К. о. обнаружило 3 подпольно действовавшие группы свидетелей Иеговы: в пос. Грамотеино Беловского р-на и в городах Осинники и Прокопьевск - общей численностью ок. 60 чел., в основном украинцев.

Мормоны прибыли в К. о. в нач. 2000-х гг. из США. Первая и единственная в регионе орг-ция мормонов была зарегистрирована в Кемерове в 2010 г.

Ислам

Появление ислама на территории К. о. связывают с существованием Сибирского ханства (сер. XIV - нач. XVII в.), вост. окраиной к-рого являлись совр. юж. районы Томской обл. и сев. районы К. о. В сев.-вост. части К. о. издавна проживали сибирские татары, в ходе освоения Россией вост. земель сюда стали переселяться и поволжские татары, примерно в сер. XVII в. основавшие с. Теплая Речка (совр. Ижморский р-н). Поток татар-переселенцев усилился в ходе аграрной реформы нач. XX в., появились крупные поселения: дер. Серебряково была основана татарами из Пензенской губ., аул Сарсаз - переселенцами из Казанской губ., дер. Нижегородка рядом с Теплой Речкой - выходцами с Нижегородчины. Во всех названных татарских поселениях до 20-х гг. XX в. имелись мечети.

В ходе индустриального развития Кузбасса мусульмане стали селиться в поселках и городах, где велось строительство шахт, металлургических и химических предприятий. Много татар и башкир переселились в пос. Ольжерас (совр. Междуреченск) на рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. в связи с разработкой угольного месторождения «Распадское» с севера К. о., из совр. Анжерского, Тисульского и Юргинского р-нов, где с 1907-1910 гг. жили мусульмане из Поволжья. При строительстве шахты «Распадская» в 1970-1980 гг. в Междуреченск приехало много татар. и башкир. молодежи, в т. ч. из Центр. России, в город также съезжались мусульмане из республик Кавказа и Ср. Азии. 6 окт. 1991 г. Духовное управление мусульман Уфы зарегистрировало в Междуреченске общину. Среди мусульман на севере Кузбасса были представители духовенства и знати, сосланные в Сибирь в 20-х гг. XX в., немало мусульман обосновалось в совр. Прокопьевском р-не. Все вышеперечисленные регионы К. о. до сих пор являются территориями компактного проживания татар и башкир. Последняя волна миграции мусульман в К. о. приходится на сер. 90-х гг. минувшего столетия, когда в область приехали мигранты из среднеазиат. республик бывш. СССР.

В 1988 г. в Кемерове появился молельный дом для мусульман, в 2008 г. в столице Кузбасса открылась мечеть «Мунира» - крупнейшая за Уралом, при ней было учреждено Духовное управление мусульман К. о. Одна из первых мечетей в регионе была открыта в дер. Сарсаз Юргинского р-на в 1996 г., позднее мечети появились в промышленных городах - Киселёвске, Прокопьевске, Белово, Анжеро-Судженске.

Иудаизм

Евреи издавна жили в одном из старейших городов региона - Мариинске (основан в 1698 как с. Кийское, с 1857 имеет совр. название) и в торговых селах Мариинского округа. В 1908 г. в Мариинске проживали 6195 иудеев - более 1/3 населения, в городе действовали синагога (до 1930) и евр. учебные заведения. В Кемерове иудеи появились в нач. ХХ в., значительную часть евр. общин составляли ссыльные. Новый приток евр. населения в Кузбасс пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда в регион из центральных районов страны были эвакуированы сотрудники и оборудование десятков предприятий. С 40-х гг. XX в. до сер. 1951 г. в Кемерове имелась тайная иудейская община из 25-40 чел., собиравшихся для молитв. В 2001 г. в столице Кузбасса была зарегистрирована иудейская община, к-рой руководил раввин из Голландии. Помимо традиц. религ. групп имеется община нетрадиц. (прогрессивного) иудаизма в Новокузнецке.

Буддизм

Первой в К. о. буддийской орг-цией стала группа в Кемерове (Дальневосточная махаянская буддийская церковь Дзен корейской ветви Сон, школа Чогэ «Бодхи»), в наст. время прекратившая существование. В Кузбассе действуют 2 буддийские общины: «Сукхавати» буддийской традиц. сангхи России в Ленинске-Кузнецком и центр «Алмазного пути» школы Карма-кагьюпа в Киселёвске. Имеется также ок. десятка незарегистрированных буддийских групп.

Новые религиозные движения

в К. о. представлены 2 общинами Церкви Божией Матери «Державная», 2 орг-циями об-ва «Сознания Кришны» и местным движением «Страна Анура» - общиной сектантского типа, не зарегистрированной как религ. орг-ция (создана в 1992 в пригороде г. Мыски пос. Ключевом супругами К. и Н. Серебрянниковыми). В Юрге и Новокузнецке действуют сайентологи (см. ст. Сайентология), чьи орг-ции зарегистрированы как просветительские.

Лит.: Сосковец Л. И. Антирелигиозная деятельность партийных организаций Зап. Сибири в 1950-е гг.: АКД. Томск, 1991; она же. Религиозные конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Иванов К. Ю. К вопросу о вкладе благотворителей в строительство правосл. храмов на территории Кузбасса: (Дорев. период) // Благотворители Зап. Сибири. История и современность: Конкурсные работы студентов и аспирантов кемеровских высш. учеб. заведений. Кемерово, 1997. С. 29-35; он же. Старообрядчество юга Зап. Сибири 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.: АКД. Кемерово, 2001; он же. К вопросу о согласиях и толках старообрядцев на территории Кузбасса (2-я пол. XIX - нач. ХХ в.) // Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2003. Вып. 5. C. 167-179; он же. К вопросу о возможности и необходимости комплексного исслед. истории и совр. состояния религии в регионе // Наука и образование: Мат-лы Всерос. науч. конф. (20-21 февр. 2003 г.). Белово, 2003. Ч. 2. С. 139-143; он же. Самосожжения на территории Кузбасса // Наука и образование: Мат-лы V Междунар. науч. конф. (26-27 февр. 2004 г.). Белово, 2004. Ч. 3. С. 418-424; Конев Е. В. Немцы Зап. Сибири в 1940-1990-х гг.: (На мат-лах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей): АКД. Томск, 2002; Горбатов А. В., Чуднов И. А. Гос. контроль финансово-хозяйственной деятельности РПЦ в Сибири в 1950-1960-е гг. // Вестн. Кузбасского гос. техн. ун-та. Кемерово, 2004. № 4(41). С. 135-141; Шиллер В. В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской обл. в кон. XIX - XX вв.: (Источники и методы изучения): Канд. дис. Кемерово, 2004; Ананина А. В., Иванов К. Ю. Из опыта изучения церковно-гос. отношений на территории Кемеровской обл. // Сб. тр. студентов и молодых ученых Кемеровского гос. ун-та, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кемерово, 2005. Вып. 6: Мат-лы XXXII апрельской конф. Т. 1. С. 60-62; Сибирь на перекрестье мировых религий: Мат-лы 3-й межрегион. науч.-практ. конф. Новосиб., 2006; Русская Правосл. Церковь юга Зап. Сибири (ХIХ-ХХ вв.): Ист. очерки. Кемерово, 2007; Горбатов А. В. Государство и религ. организации Сибири в 1940-1960-е гг. Томск, 2008.
Н. Г. Губанова, Е. Ю. Кобяков, Е. А. Кулешова
Ключевые слова:
Страноведение. Российская Федерация Кемеровская область, субъект Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Кемеровская область Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Кемеровская область
См.также:
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
АЛБАЗИНЦЫ потомки рус. казаков - поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.)
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Рос. Федерации
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации