Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАНДИНСКИЙ
Т. 30, С. 164-165 опубликовано: 7 июня 2017г.


КАНДИНСКИЙ

А. М. Кандинский. Фотография. 1969 г.
А. М. Кандинский. Фотография. 1969 г.

А. М. Кандинский. Фотография. 1969 г.
Алексей Иванович (24.02.1918, Москва - 4.10.2000, там же), музыковед-историк, исследователь рус. муз. культуры. Он вырос в семье, в которой соблюдались православные традиции (К. вспоминал о частых посещениях церковных служб вместе с родственниками, об их прекрасном знании богослужения и участии в клиросном пении). В 1935-1939 гг. обучался в муз. училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс фортепиано проф. В. Н. Аргамакова). В 1948 г. окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории (специальный класс проф. Г. В. Келдыша), в 1956 г. защитил канд. дис. «Проблема народности в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова 60-70-х годов» (научный руководитель Келдыш), в 1984 г.- докт. дис. «Н. А. Римский-Корсаков». В 1948-2000 гг. преподавал историю рус. музыки в Московской консерватории; в 1959-1992 гг.- зав. кафедрой истории рус. музыки. Круг научных интересов К. составляли общие вопросы развития рус. муз. искусства, творчество отдельных рус. композиторов (Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова, а также М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, Н. И. Пейко), проблемы сценической интерпретации рус. оперной классики. Интерес ученого к истории взаимодействия рус. муз. классики с правосл. культурой нашел отражение в работах о творчестве Римского-Корсакова (прежде всего об опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Рахманинова («Колокола» и «Симфонические танцы»), в главе о Балакиреве для нового учебника по истории русской музыки (кон. 90-х гг. XX в., изд. в 2009) и особенно в последних статьях об операх «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Хованщина» Мусоргского (опубл. в 2000 и 2002).

К. одним из первых музыковедов советского периода обратился к изучению духовной музыки Рахманинова. В ст. «Памятники русской культуры» (1968) наряду с историко-стилистическими обобщениями он указал на древнерусские истоки мелоса в творчестве композитора в целом и в литургических циклах в частности (особое внимание уделено «Всенощному бдению»). Впосл. К. осуществил развернутое исследование духовно-муз. наследия Рахманинова, опубликовав монографические очерки о «Всенощном бдении» (1991, на основе статьи-послесловия в издании произведения (1989)) и о «Литургии» (1993). В этих работах помимо подробного технического анализа содержится история создания и исполнения этой музыки. Изучая в ГЦММК им. М. И. Глинки автограф «Литургии» Рахманинова, К. обратил внимание на первоначальный вариант хора «Благослови, душе моя, Господа» (изд. в 1994).

К. принадлежит более 150 работ по истории рус. музыки, в т. ч. монографии, статьи, главы в учебниках, предисловия в нотных изданиях. К.- составитель и редактор более 30 научных сборников, учебных программ и различных коллективных трудов.

Соч.: Дорога в Китеж // Театр. 1966. № 10. С. 100-106; Памятники русской культуры // Сов. музыка. 1968. № 3. С. 74-79; О симфонизме Рахманинова: Очерк 1 // Сов. музыка. 1973. № 4. С. 83-93; Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола»: Очерк 2 // Там же. 1973. № 6. С. 88-98; № 7. С. 86-98; История русской музыки. М., 1979. Т. 2: 2-я пол. XIX в. Кн. 2: Н. А. Римский-Корсаков; То же. М., 1984 2; Расширяется сфера исследований: [«Памятники русской хоровой культуры»] // Сов. музыкант. 1982. № 9 (999), 2 июня. С. 4 (совм. с Т. Ф. Владышевской); Жанр «славянских» произведений в русской музыке: Их культурно-исторические и муз. истоки // Нек-рые проблемы отеч. муз. культуры: (Генезис и эволюция жанров. Своеобразие творческой личности): Сб. науч. тр. / МГК. М., 1987. С. 141-161; Научные связи советских и болгарских музыковедов // Сов. музыкант. 1987. № 5 (1088), 25 марта. С. 2; Проблематика докладов: [Памятники рус. хоровой музыки: По мат-лам II науч.-метод. конф.] // Там же. 1987. № 13 (1096), 30 сент. С. 2; «Всенощное бдение» Рахманинова и рус. искусство рубежа веков: (К вопр. об интерпретации памятника) // Рахманинов С. В. Всенощное бдение. М., 1989. С. 73-78; «Симфонические танцы» Рахманинова: (К проблеме историзма) // Сов. музыка. 1989. № 1. С. 92-100; № 2. С. 76-84; Мусоргский и русская музыка нач. XX в.: Нек-рые параллели и сопоставления // М. П. Мусоргский: Совр. проблемы интерпретации: (К 150-летию со дня рождения): Сб. науч. тр. / МГК. М., 1990. С. 5-27; Цена подлинника: [о постановке 1-й ред. оперы «Борис Годунов» Мусоргского] // Сов. музыка. 1990. № 8. С. 42-49; «Всенощное бдение» Рахманинова и рус. искусство рубежа веков // Сов. музыка. 1991. № 5. С. 4-9; № 7. С. 91-97; Песнопения всенощного бдения в интерпретации Рахманинова: (Из истории памятников рус. хоровой музыки) // Муз. культура Средневековья. М., 1992. Вып. 2. С. 183-186; О трагическом в «Борисе Годунове» Мусоргского // О композиторском и исполнительском творчестве рус. музыкантов. М., 1993. С. 88-107. (Науч. тр. МГК; Сб. 3); Литургия св. Иоанна Златоуста [Рахманинова] // Муз. академия. 1993. № 3. С. 148-155; Хоровой цикл ор. 31 С. В. Рахманинова в контексте литургического богослужения // С. В. Рахманинов: К 120-летию со дня рождения (1873-1993). М., 1995. С. 15-29. (Науч. тр. МГК; Сб. 7); О Литургии ор. 31 Рахманинова // Келдышевский сб.: Муз.-ист. чт. памяти Ю. В. Келдыша, 1997 / ГИИ. М., 1999. С. 176-183; Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры рус. духовной музыки и современность: Сб. ст., исслед., интервью. М., 1999. Вып. 1. С. 66-117; История и легенда: Образ Псковитянки в опере Римского-Корсакова // Н. А. Римский-Корсаков: К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти. М., 2000. С. 9-36. (Науч. тр. МГК; Сб. 30); О религиозно-нравственной основе «Хованщины» М. П. Мусоргского // Из истории рус. муз. культуры: Памяти А. И. Кандинского. М., 2002. С. 7-30. (Науч. тр. МГК; Сб. 35); М. А. Балакирев // История русской музыки. М., 2009. Вып. 2. Кн. 1. С. 227-320; Статьи о русской музыке. М., 2010.
Изд.: Рахманинов С. В. «Благослови, душе моя, Господа». М., 1994.
Лит.: Ямпольский И. М. Кандинский А. И. // Муз. энциклопедия. М., 1974. Т. 2. Стб. 685; Муз. энцикл. словарь. М., 1990. С. 231-232; Sorokina Y. G. Kandinsky, Aleksey Ivanovich // NGDMM. L., 2001. Vol. 13. P. 348-349; Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. М., 2005. С. 87; Алексей Иванович Кандинский: Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 2005 (в т. ч.: список трудов К.: С. 233-245; список лит-ры о К.: С. 249-250); Лотош Е. С., Рябуха А. М. Кандинский А. И. // Московская консерватория: От истоков до наших дней: 1866-2006: Биогр. энцикл. словарь. М., 2007. С. 217-218; Савкина Н. П. Об А. И. Кандинском // Кандинский А. И. Статьи о русской музыке. М., 2010. С. 4-10.
А. М. Рябуха
Ключевые слова:
Музыковеды российские Кандинский Алексей Иванович (1918-2000), музыковед-историк, исследователь русской музыкальной культуры
См.также:
АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций
БЕЛЯЕВ Виктор Михайлович (1888–1968), рус. музыковед, историк и фольклорист
БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик
БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор