Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЛЯЕВ
4, С. 589-590 опубликовано: 3 мая 2009г.


БЕЛЯЕВ

Виктор Михайлович (21.01.1888, Уральск, Зап. Казахстан - 16.02.1968, Москва), рус. музыковед, историк и фольклорист. Автор многочисленных работ в области рус. и зарубежной музыки, муз. фольклора народов России и зарубежных Востока и Европы - туркмен, узбеков, таджиков, арабов, персов, турок, афганцев, азербайджанцев, армян, грузин, русских, белорусов, мордвы, народов бассейна р. Дунай. Лауреат гос. премии им. Рудаки.

Род. в семье смотрителя и педагога ДУ. В 1902-1906 гг. учился в ДС в Оренбурге, в 1906-1908 гг.- в Харьковском муз. уч-ще, в 1908-1914 гг.- в С.-Петербургской консерватории, где его преподавателями были Я. Витол, А. К. Глазунов, А. К. Лядов. Уже в годы учебы в консерватории Б. начал преподавать, публиковал в периодике музыкально-критические и музыкально-публицистические статьи, написал кн. «Краткое изложение учения о контрапункте и учения о музыкальных формах» (М., 1915; М.; Пг., 19232).

В. М. Беляев. Фотография. 1925 г.
В. М. Беляев. Фотография. 1925 г.

В. М. Беляев. Фотография. 1925 г.

В 1918 г. Б.- эмиссар муз. отдела Наркомпроса по делам Петроградской консерватории, в 1919 г.- профессор той же консерватории по музыкально-теоретическим предметам. В 1918-1922 гг. занимал ряд должностей в гос. и общественных культурных орг-циях. В 1922 г. переехал в Москву, избран действительным членом ГАХН, в 1924-1925 гг. преподавал теоретические предметы в Московской консерватории, работал в редакциях ж. «Музыкальная культура» и сб. «Современная музыка» (издавался Ассоциацией совр. музыки). Почетный член Британского муз. об-ва (1928). К этому периоду относятся монографии Б. о Глазунове (1922) и С. В. Рахманинове (1924), издание переписки А. Н. Скрябина и М. П. Беляева (1922). Для журналов «Музыка и революция» (Москва), «Жизнь искусства» (Ленинград), «Музыка» (Киев), «The Musical Digest» (Нью-Йорк), «The Chesterian», «The Sackbut» (Лондон) и др. Б. написал очерки, статьи и заметки о творчестве композиторов С. Н. Василенко, Н. Я. Мясковского, И. Ф. Стравинского, А. Н. Александрова, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, а также о различных явлениях муз. жизни. Неск. работ Б. посвящено творчеству С. И. Танеева в связи с проблемой контрапункта в рус. народной и профессиональной музыке. В 20-30-х гг. он написал ряд трудов по истории туркмен. музыки.

В 1930-1931 гг. Б.- консультант Ин-та туркм. культуры, в 1931-1933 гг. консультант Наркомпроса Узбекской ССР, в 1933-1938 гг. консультант на радио, при фабрике звукозаписей, во Всесоюзном Доме народного творчества (материалы организованной Б. I Всесоюзной выставки муз. инструментов народов СССР послужили ему основой для серии очерков на ту же тему), зав. национальной редакцией Музыкального гос. изд-ва. С окт. 1938 г. читал лекции в Московской гос. консерватории (МГК) по курсу муз. фольклора народов СССР. В 1938 г. избран председателем Ревизионной комиссии Союза советских композиторов. Во время эвакуации в Ташкент (1941) Б. заведовал экспериментальной лабораторией по реконструкции народных узбекских муз. инструментов, работал в НИИ искусствознания Узбекистана. В 1943 г. возвратился в Москву; в 1944 г. д-р искусствоведения (без защиты дис.), с 1947 г. профессор МГК, где в 1943-1959 гг. преподавал историю музыки народов СССР дооктябрьского периода.

С 1943 г. Б. читал в МГК курс древнерус. муз. письменности, занимался расшифровкой и сравнением редакций древнерус. песнопений знаменного, путевого и демественного распевов (см. Демественное пение) на основе сравнения записей в линейной и безлинейной нотациях и изучения певч. азбук. Начав с исследования одноголосных, а затем и многоголосных образцов рус. церковного пения, впосл. Б. перешел к анализу письменных памятников рус. вокального многоголосия, охарактеризовал его формы и типы, определил значение церковной музыки в развитии рус. муз. культуры. Результатом этих исследований стали работы: «Знаменный распев. Опыт подхода к анализу его мелодического строения» (1943), «Знаменное пение (общие замечания)» (1944), «Знаменное пение. Очерки» (1944), «Некоторые соображения по вопросу знаменной нотации» (1944), «Раннее русское многоголосие» (1945; включает материалы для уточнений к демественным азбукам и расшифровку памятников рус. троестрочия), «Раннее русское многоголосие. Чтение памятников русского троестрочия» (1945), «Памятники древнерусской музыкальной письменности» (1945), «Крюковой сборник стихов и псальм Петровской эпохи» (1945), «Русская средневековая вокальная лирика: Духовные стихи в безлинейной нотной записи по рукописи № 4193 в Библиотеке Ленина в Москве» (1947) и др. В 1962 г. Б. опубликовал труд «Древнерусская музыкальная письменность», получивший высокую оценку муз. общественности.

В 50-х гг. выходит ряд работ Б. по рус. муз. фольклору: ст. «Русские народные инструменты» (Сов. музыка. 1950. № 6. С. 102-103), а также издания сборников рус. народных песен В. Ф. Трутовского, Н. А. Львова и И. Прача, Д. Н. Кашина, И. А. Рупина, Н. М. Лопатина, В. П. Прокунина с научными предисловиями Б.

В 1959-1968 гг. Б. работал в Ин-те истории искусств Мин-ва культуры СССР, продолжая исследования по прежним направлениям. Особое внимание в эти годы Б. уделял общим теоретическим вопросам: в 1961 г. он завершил исследование «Национальные особенности песенной ритмики народов СССР», в 1967 г.- «Метрика (стихосложение) и ритмика в песнях народов СССР», в 1966-1967 гг. написал работу «Ладовые системы в музыке народов СССР» (опубл. в кн.: В. М. Беляев. М., 1990).

Арх.: ГЦММК. Ф. 340.
Соч.: Early Russian Polyphony // Studia memoriae B. Bartok sacra. Bdpst., 1956; Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962; Происхождение знаменного распева // Беляев В. М. О музыкальном фольклоре и древней письменности: Ст. и заметки. Докл. М., 1971. С. 23-38; Раннее русское многоголосие / Сост. А. В. Беляев, ред.-сост. И. К. Травина. М., 1997.
Лит.: В. М. Беляев. М., 1990.
И. К. Травина
Ключевые слова:
Музыковеды российские Историки российские Фольклористы Беляев Виктор Михайлович (1888–1968), русский музыковед, историк и фольклорист
См.также:
АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826 - 1871), историк, фольклорист, этнограф
БУГОСЛАВСКИЙ Сергей Алексеевич (1888 - 1945), историк рус. лит-ры, фольклорист, музыковед, композитор
ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист
АДЕЛУНГ Федор Павлович (Фридрих Пауль) (1768-1843), историк, филолог, востоковед
АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ Варвара Павловна; 1888- 1972), филолог, исследователь древнерус. лит-ры и фольклора
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства
АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук
АРИСТОВ Федор Федорович (1888-1932), историк, этнограф, географ, литературовед