[греч. κανδήλα], подвесной на цепях светильник в виде чаши. Название происходит от лат. сandela - свеча. К. были широко распространены в древнем мире. Терракотовые и медные К. различных форм в большом количестве были найдены в христ. катакомбах. Впосл. они стали неотъемлемым атрибутом христ. храма.
К. в виде подвесных чаш представляют самый распространенный тип церковных светильников. В источниках К. может также называться «лампада», «свеща», «свещник», «свеча» (см.: Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. М., 2008 2. С. 309-310). Большие К., состоящие из неск. свечей или лампад, именуются «поликандило» (πολύς - многий и κανδήλα - свеча) и представляют собой светильник, имеющий от 7 до 12 свечей, и «паникандило» (πάς - весь и κανδήλα - свеча) - более 12 свечей (Вениамин. Новая Скрижаль. С. 33; Никольский. Устав. С. 45).
Визант. бронзовые и серебряные К. V-VII вв., подвешенные на 3 цепях, изготавливались в виде сосудов полусферической, цилиндрической или фигурной формы, ваз с поддоном или с небольшими ножками (См.: Byzanz, das Licht aus dem Osten: Kult und Alltag im Byzantinischen Reich vom 4. bis 15. Jh.: Katalog der Ausstellung im Erzbischöflichen Diözesanmuseum Paderborn. Mainz, 2001; Залесская. 2006. С. 126. Кат. 227, 228; Византийский Херсон: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов / Сост.: Л. А. Голофаст; ред.: И. С. Чичуров. М., 1991. С. 33. № 18). Поддон и ножки, крепящиеся в нижней части подвесных К., были необходимы для установки светильников на плоскость при заполнении их маслом и смене фитиля. Подобная конструкция подвесных на цепях бронзовых литых светильников была известна еще в искусстве Др. Рима I в. (см.: Bailey. 1996. № Q 3659, Q 3720). Цепи визант. бронзовых К. VI-XI вв. сводились к цепедержателю, кольцу или крюку.
К. и др. типы церковных светильников были заимствованы из Византии и появились на Руси вместе с иконами и предметами богослужебной утвари. В нач. XII в. рус. игум. Даниил сообщал, что во время паломничества в Иерусалим видел К., в к-рые вливают масло и ставят фитили в оловянных держателях. Он же поставил на гробе Господнем «свое» К. «от всей Русской земли» (см.: Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли // Путешествия в Святую Землю. М., 1995. С. 45).
Древнерус. К. по форме и конструкции повторяли визант. образцы. Меднолитые К. XI-XIII вв. изготавливались в виде небольших гладких полусферических чашечек на невысоком поддоне с 3 ажурными цепями (иногда с крестиками), к-рые крепились вверху к кольцу. Такие К. по форме похожи на кадила без кровли (см. ст. Кадило).
Древнерус. К. отливались из бронзы, олова, выковывались из меди, медных сплавов, серебра и золота. Цепи К. в верхней части крепились к чашечке, сделанной в форме полусферы или колокольчика с кольцом для подвешивания. Чашечки назывались «коптильник» или «иорданка» («иердань») из-за их сходства с иорданской сенью (Забелин. 1853. С. 65). К. подвешивали на цепях к железному кованому кронштейну, укрепленному на стене, или к верхней части киота. В XVII-XVIII вв. кронштейны часто изготавливались фигурной формы, в виде ветвей с цветами, отростками, крестами, коронами, с изображениями ангелов, птиц, драконов (см.: Жизневский. 1888. С. 134-135). У иконостаса над царскими дверями К. обычно подвешивалось на шнуре, что позволяло при необходимости его опускать и поднимать (см.: Забелин. Там же).
Помимо подвесных также известны поставные, или напольные, К. Они изготавливались в виде полусферических серебряных или медных чаш, которые часто крепились на высоких медных или оловянных стоянах в виде балясин или на железных кованых т. н. шандалах. Подобные напольные светильники использовались в новгородских храмах в XVI-XVII вв.(см.: Игошев. 2008. С. 182).
В К. в виде полусферических чаш возжигали масло или воск (Там же. С. 172). Чашу К. наполняли оливковым («древянным») маслом, и зажигали фитиль. Из такого К., поставленного на блюдо с зернами пшеницы, брали елей при совершении таинства Елеосвящения (Никольский. Устав. С. 734).
В чашу К. нередко насыпали речной песок, в к-рый ставились и возжигались свечи. Изображения подвесных К. с горящими свечами имеются на древнерус. иконах и миниатюрах рукописных книг XIII-XV вв. (см.: Лазарев. 1983. Ил. 62; Стерлигова. 2000. Ил. 13). В чашах К. с воском одновременно могло гореть несколько фитилей (Речменский. 1913. С. 21; Олсуфьев. 1926. С. 120; Троицкий. 1928. С. 36; Овсянников. 1968. С. 130; Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 г. / Публ.: Т. В. Сазонова // Белозерье: Краевед. альм. Вологда, 1998. Вып. 2. С. 146).
В XVII-XVIII вв. древнейший тип подвесных К. в виде открытой полусферы изменился: на чашах появились крышки с гнездами для свечей, на крышках, как правило, крепились небольшие выступающие свечники, а в центре - свечник большого диаметра или подлампадник, в к-рый ставили стеклянный стакан с маслом (см.: Игошев. 2009. С. 180; Костина. 2003; Кат. 61. С. 87-88; Кат. 269. С. 327-329; Кат. 317. С. 316). В таких светильниках одновременно могли возжигать и свечи, и масло. Формы чаш К. постепенно усложнялись, они становились более крупными и обильно украшенными, с плоскими или выпуклыми чеканными ложками и растительным орнаментом, надписями вязью, изображениями креста, херувимов и серафимов и др. (Игошев. 2007. С. 470-473). Форма серебряных К. из полусферической со временем была преобразована в шлемовидную, чаша стала глубокой и украшалась чеканными, гравированными или сканными узорами.
Серебряные К. XVII-XVIII вв. достигали более полуметра в диаметре. Такие К. подвешивались перед большими храмовыми иконами, и за каждым из них закреплялось соответствующее название: «кадило Спасово», «кадило Богоматери» и др. (Он же. 1997. С. 56.).
В рус. храмах также использовались иностранные К. Так, согласно Описи новгородской ц. Параскевы Пятницы на Торгу 1685 г., перед чудотворным образом вмц. Параскевы висела «лампада медная большая с насвечником и с поддоном заморского дела» (Он же. 2008. С. 165.). В XVII-XVIII вв. К. в подражание металлическим вытачивались из дерева, украшались резьбой и частично оковывались металлом (Соболев. 2000. С. 271).
В Новое время К. делали из драгоценных и цветных металлов, украшали эмалью, драгоценными камнями, золочением. Отдельные части К. могли изготавливаться в разных техниках. В металлическую чашу К. часто помещали стакан цветного стекла.
Порядок возжигания К. и др. светильников и их размещение в храме регулировались особым образом (см.: Никольский. Устав. С. 46-50; Сарабьянов. 2000. С. 333, 334 (примеч. 107); Мельник. 2011. С. 443-473). Количество возжигаемых К. зависело от торжественности совершаемого богослужения. Для возжигания высоко подвешенных К. и др. светильников использовались специальные шесты с фитилем, пропитанным воском. Для гашения К. применялись «гасила», сделанные в виде небольшого полого медного или железного конуса на длинной рукояти (Игошев. 2009. С. 181-182. Ил. 184.) или железные щипцы (см.: Отписная книга Воскресенского девичьего Горицкого монастыря. 1661 г. // Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 273). К нижней части К. могли прикрепляться разнообразные подвески: ворварка с кистью из шелковых и золотных нитей, стеклянный шар, деревянное или металлическое яблоко, которое в XVII в. трансформировалось в перевернутую луковичную главку. К К. нередко подвешивались страусовые яйца как символ Воскресения Христова. Их приносили в храм вместе с пасхальными дарами и привешивали в нижней части К., а в греч. храмах помещали над светильниками.
В правосл. храмах К. являются символом «света духовного», просвещающего мир. За богослужением К. горят всегда, даже при солнечном свете. В Скрижали говорится, что К. «…знаменует церковь и милость, и просвещение, еже дается во все человечество, ибо лепо есть приносити свет чести ради ко истинному свету Богу, и елей щедрот ради, а масло милости его» (Скрижаль. М., 1656. С. 35).