Георгий (Юрий) Всеволодович (16.08.1907, С.-Петербург - 21.12.1995, Москва), рус. музыковед, педагог. Род. в правосл. семье. Детство К. прошло в Риге, Москве (с 1915), Иваново-Вознесенске (с 1918), где его отец, ген.-майор инженерно-технической службы проф. В. М. Келдыш, преподавал в политехнических ин-тах. В 1923 г. семья К. окончательно поселилась в Москве. В детские и ранние юношеские годы К. отличался религиозностью.
По окончании в 1927 г. Музыкального техникума им. А. Н. Скрябина в Москве К. поступил на Музыкальное научно-исследовательское отделение Московской консерватории. Увлекшись идеей «пролетарского искусства», в 1929 г. он вступил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов, был членом Совета этой орг-ции. Работал редактором в Гос. муз. изд-ве (Музгиз), БСЭ (с 1948 член главной редакции) и других изданиях, написал ряд статей общественно-политической направленности, а также статьи о творчестве М. П. Мусоргского (эта тема стала для К. основной на протяжении мн. лет).
По окончании в 1930 г. Московской консерватории преподавал там же, в 1933 г. был избран доцентом, в 1948 г.- профессором, в 1946-1949 гг. был зав. кафедрой истории рус. музыки. В 1946-1950 гг. старший научный сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР. В 1940 г. К. защитил канд. дис. «Очерки по истории русской музыки середины XIX века», в 1946 г.- докт. дис. «Художественное мировоззрение В. В. Стасова». В Музгизе вышли 3 части написанной К. «Истории русской музыки» (1947. Ч. 2: Вторая половина XIX в.; 1948. Ч. 1: От древнейших истоков до сер. XIX в.; 1954. Ч. 3: 80-е и 90-е гг. XIX в.- нач. XX в.).
В 1950-1957 гг. К. жил в Ленинграде; до 1955 г. профессор кафедры истории музыки Ленинградской консерватории и зам. директора по научной работе Гос. научно-исследовательского ин-та театра и музыки, в 1955-1957 гг. директор этого ин-та. В ленинградский период обратился к изучению истории рус. музыки XVIII - нач. XIX в.
В 1957 г. К. вновь переведен в Москву; до 1960 г. был главным редактором ж. «Советская музыка» и профессором Московской консерватории, в 1957-1959 гг. заведовал кафедрой истории русской музыки. С 1960 г. и до последних дней жизни К.- старший научный сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР, в 1961-1974 гг. возглавлял сектор музыки народов СССР. Инициатор издания и главный редактор «Музыкальной энциклопедии» в 6 томах (М., 1973-1982). Со времени основания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (1968) и до конца жизни К. был членом его Центрального совета, участвовал в организации конференций этого об-ва. В 1974-1984 гг. секретарь правления Союза композиторов СССР по музыкознанию. С сер. 50-х гг. участвовал в различных форумах за рубежом, в т. ч. в Международном фестивале старинной музыки стран Вост. Европы (Musica Antiqua Europae orientalis; Быдгощ, Польша, с 1966 каждые 3 года). В 1976 г. К. был избран ассоциированным членом Британской академии.
Благодаря поддержке К. стала возможной публикация в СССР ряда трудов по церковной музыке русского средневековья, в частности книги Н. Д. Успенского «Древнерусское певческое искусство» (М., 1965, 19712), к которой К. написал предисловие. В выходившей под общей редакцией К. сер. «Памятники русского музыкального искусства» были изданы евангельские стихиры Феодора Христианина (Крестьянина) (публ. М. В. Бражникова; М., 1974) и «Ключ знаменной» инока Христофора (публ. Бражникова и Г. А. Никишова; М., 1983).
С нач. 70-х гг. К. занимался проблемами древнерус. музыки. Под рук. К. и при его участии было издано 10 томов «Истории русской музыки» (М., 1983-1997; последний - т. 10а): в частности, им были написаны 1-й том («Древняя Русь. XI-XVII века»), разделы о музыке петровской и послепетровской эпохи, о творчестве Д. С. Бортнянского (1984. Т. 2). В последние годы жизни К. принял участие в обсуждении проекта «Русская духовная музыка в документах и материалах» и написал вводную статью к работе А. В. Преображенского «Культовая музыка в России», к-рая должна была выйти в 1-м томе этой серии (не изд.).
Научная позиция К. отличалась историческим подходом к проблемам русской музыки, энциклопедичностью знаний и строгим анализом первоисточников. Работы ученого по истории русского певческого искусства, выполненные в последние десятилетия жизни, сохраняют ценность до настоящего времени. Среди учеников К.- Т. Ф. Владышевская, С. Г. Зверева, А. И. Кандинский, Е. М. Левашёв.