Борис Владимирович [лит. псевд. Игорь Глебов] (17.07.1884, С.-Петербург - 27.01.1949, Москва), рус. музыковед и композитор, акад. (1943), народный артист СССР (1946), автор классических трудов по истории музыки, балетов, опер, симфоний и др. муз. сочинений. А. был знатоком правосл. церковного пения. Детские годы его прошли вблизи Александро-Невской лавры, певчие к-рой были нередкими гостями в доме Асафьевых. Интерес к рус. истории, иконописи и архитектуре развился у А. во время обучения на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та (1903-1908), где его учителями были С. Ф. Платонов, Г. В. Форстен, А. С. Лаппо-Данилевский, Д. В. Айналов и др. А. дружил с В. В. Стасовым, занимался музыкой под рук. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова (1904-1910).
Первые статьи о рус. церковной музыке А. опубликовал в журналах «Музыка» и «Музыкальный современник» в 1915-1916 гг. Нек-рые из них были посвящены сочинениям А. Д. Кастальского, интерес к наследию к-рого, вылившийся в дружбу с композитором, А. испытывал до конца дней, немало способствуя признанию творчества Кастальского в среде светских музыкантов. Тогда же А. и издатель П. П. Сувчинский задумали публикацию материалов по истории рус. церковного пения первоначально в «Музыкальном современнике», а затем в новом периодическом изд. «Мелос», пригласив к участию в них ряд композиторов и исследователей. Предполагалась также публикация «Воспоминаний» С. В. Смоленского. В 1918 г. во 2-й кн. «Мелоса» были опубликованы статьи Кастальского «Простое искусство и его непростые задачи» и «Церковное пение и Московское Синодальное училище». Материалы 3-й книги, посвященной церковному искусству, погибли вместе с архивом «Мелоса» в 1919 г. В нее входили работа А. «Ритм в древнерусской живописи», его статьи о Кастальском и о знаменном распеве, статьи свящ. Д. В. Аллеманова, А. В. Никольского, Кастальского и др.
В 20-30-х гг. ХХ в., как руководитель отдела истории музыки Ин-та истории искусств в Петрограде, А. поддерживал исследования церковной музыки, проводившиеся проф. А. В. Преображенским. В 1925- 1927 гг. А. участвовал в музыкально-краеведческих экспедициях ин-та, занимаясь, в частности, выявлением старообрядческих певч. рукописей и разработкой принципов экспедиционной работы.
На материалах лекций, прочитанных в научно-муз. отд-нии Ленинградской консерватории (профессором к-рой он стал в 1925), А. написал кн. «Русская музыка» (1926-1928), в к-рой была показана связь муз. традиции последних столетий с наследием прошлого. По мысли автора, церковная музыка была важной составляющей рус. муз. искусства. Однако при первой публикации книги в 1930 г. значительная часть материалов о церковном пении была изъята и впосл. утрачена.
В кон. 1941 - нач. 1942 г. в блокадном Ленинграде А. сочинил цикл церковных хоров, посвятив их памяти Кастальского. В музыковедческих работах этого времени часто возникает тема духовной музыки, национальную самобытность рус. музыки ученый определяет характером мелоса, берущего начало в церковном и фольклорном муз. наследии.
В 1944 г. А. принял участие в организации сектора музыки вновь образованного Ин-та истории искусств АН СССР, став его первым руководителем. В планах работы сектора значатся подготовка и выпуск серии «Памятники русской музыкальной культуры», эту идею ученый вынашивал с 20-х гг. Тома серии, посвященные памятникам церковной музыки, вышли в свет лишь в 70-80-х гг. XX в.