(Ок. 860-921), мц. (пам. 16 сент.; пам. зап. 16 и 21 окт.), кнг. Чешская. Житие Л., не сохранившееся до наст. времени, написано в сер. 70-х гг. X в., когда было создано Пражское еп-ство, нуждавшееся в своих святых покровителях. К такому заключению пришли исследователи, изучавшие материалы, посвященные Л. Лит. образцом для этого Жития послужило Житие Эммерама (Имрама), баварского святого из Регенсбурга. Извлечениями из этого несохранившегося Жития стали краткое Житие Л., начинающееся словами «Fuit in provinciae Boemorum», и Житие Л. в составе древнерус. Пролога. Более широко этот источник был использован в сочинении 90-х гг. X в.- «Кристиановой легенде», где текст источника подвергся стилистической переработке.
Сведения о Л. содержатся также в Житиях ее внука, св. Вацлава (Вячеслава): в Житии, начинающемся со слов «Crescente fide», написанном в кон. X в. мантуанским еп. Гумпольдом, и в «Легенде Никольского» - компиляции XI в. в числе источников которой, как полагают исследователи, был более полный текст «Crescente...». Важные сведения содержит и слав. Житие св. Вацлава, сохранившееся в древнерусских списках.
В легенде «Fuit...» указано, что Л. умерла на 61-м году жизни, следов., она родилась ок. 860 г. В источниках сведения о ее происхождении расходятся. В «Кристиановой легенде» говорится, что она была дочерью Славибора, князя племени «пшован» (на территории совр. Чехии, в районе г. Мельник), в проложном Житии Л.- дочерью сербского князя, правителя лужицких сербов. По мнению исследователей, она вступила в брак с Борживоем, князем племени чехов, в сер. 70-х гг. IX в. Борживой был крещен равноап. Мефодием при дворе Святополка Великоморавского, по-видимому, в нач. 80-х гг. IX в. Вместе с ним или вскоре по его возвращении в Чехию крестилась и Л. Источники сохранили мало сведений о жизни Л. в годы правления Борживоя (ум. до 890), а затем сыновей его и Л.- Спитигнева и Вратислава I. Отмечаются лишь ее благотворительность, на которую уходили доходы от выделенного ей имущества, и ее покровительство священникам, из к-рых особенно близким к Л. был пресвитер Павел.
Сведения о Л. появляются в источниках, лишь когда говорится о воспитании сына Вратислава Вацлава (впосл. был прославлен в лике святых). В тексте слав. Жития св. Вацлава («Востоковской легенде») сообщается о том, что Л. отдала внука «учити книгам словенским», т. е. славянской грамоте. Известие это уникально и позволяет объяснить последующие события, отраженные в ряде агиографических источников.
Как рассказывается в «Кристиановой легенде», после смерти кн. Вратислава собравшаяся в Праге чеш. знать передала его сыновей, Вацлава и Болеслава, на воспитание Л. Это вызвало резкое недовольство вдовы покойного князя Драгомиры и близких к ней представителей знати. Драгомира опасалась, что Л. воспользуется своим положением, чтобы захватить власть. Кроме того, в текстах Житий Вацлава говорится, что она была недовольна тем воспитанием, которое получил под надзором Л. Вацлав. Наиболее полно опасения Драгомиры переданы в тексте «Легенды Никольского»: «...ему не подобает князю быти, отвращен есть от клирик и от свекрови моея, и есть яко и мних» (Сказания... С. 77). Как сообщают Жития Л. и «Кристианова легенда», Л. (очевидно, после имевших место столкновений) удалилась вместе с близкими к ней священниками во главе с Павлом в г. Тетин на земле «пшован» (вероятно, ее владения).
Описанию последующих событий в Житиях Вацлава и «Кристиановой легенде» предшествует рассказ о видении Вацлава, в к-ром он увидел разоренный и разрушенный дом свящ. Павла, и святой воспринял этот сон как предвестие будущих несчастий, грозящих Л. и священникам.
О дальнейших событиях сказано кратко в Житиях св. Вацлава и более подробно - в кратких Житиях Л. и «Кристиановой легенде». Драгомира послала в Тетин отряд воинов во главе с ее приближенными Туной и Гомоном, чтобы убить Л. Предвидя то, что произойдет, Л. велела свящ. Павлу совершить службу, затем исповедалась и причастилась. 15 сент. 921 г. воины Драгомиры ворвались во двор дома Л. Во всех 3 текстах говорится, что Л. просила усечь ее мечом, но убийцы задушили ее. В «Легенде Кристиана» и «Fuit...» речь идет об удушении княгини веревкой, но в проложном Житии Л. утверждается, что она была задушена своим платком или повязкой (по другим сведениям - шарфом). Впоследствии часть головного убора хранилась в храме вмч. Георгия вместе с мощами святых. Священники, близкие к Л., бежали, их имущество было разграблено. Как отмечено в проложном Житии Л., она была похоронена у городской стены; на месте ее погребения неоднократно видели горящие свечи, а слепой прозрел, прикоснувшись к месту захоронения. В «Кристиановой легенде» также отмечено, что от мощей Л. исходило благоухание. Драгомира, к-рой стало известно о чудесах, приказала поставить над могилой Л. храм арх. Михаила, чтобы чудеса приписывались действию находящихся в храме мощей святых.
Если об убийстве Л., хотя и кратко, сказано в Житиях св. Вацлава, то о перенесении по повелению святого останков Л. в Прагу упоминается лишь в проложном Житии Л. и более подробно - в «Кристиановой легнеде». Здесь сообщается, что посланные князем люди во главе со свящ. Павлом 19 окт. 925 г. вскрыли могилу, убедились в нетленности останков, а 21 окт. их доставили в Прагу. Здесь 10 нояб. мощи были торжественно захоронены в храме вмч. Георгия, освященном духовенством из Регенсбурга. При перенесении в храм останков произошло еще одно чудо - распрямился сгорбленный человек.
На развитие почитания Л. сыграло роль то, что в сер. 70-х гг. X в. храм вмч. Георгия был передан жен. бенедиктинскому мон-рю, где 1-й аббатисой стала сестра чеш. кн. Болеслава II. Память Л. отмечалась в день ее смерти (16 окт.) и в день перенесения ее мощей. Изучение наиболее ранних месяцесловов показало, что первоначально 2-й праздник считался более важным.
В «Кристиановой легенде» в начале повествования Л. и ее внук Вацлав обозначены как главные чешские святые. Однако культ Л. как общечешский утвердился не сразу. Под 1100 г. в Хронике Космы Пражского говорится, что Пражский еп. Герман выражал сомнения в святости Л. и даже приказал бросить в огонь часть хранившегося в мон-ре ее головного убора, но ткань чудесным образом не сгорела, и он отказался от своих сомнений. Во время пожара в Праге в 1142 г. епископы не засвидетельствовали чудес, связанных с гробницей Л.
Во 2-й пол. XII в. распространялся и утверждался культ Л. Уже в самом раннем из бревиариев, написанных в монастыре вмч. Георгия, в сер. XII в. помещены тексты служб, читаемые в день мученической кончины и в день перенесения мощей Л. В 1158 и 1165 гг. Пражский еп. Даниил вложил частицы мощей Л. в алтари нескольких основанных им храмов. В кон. XII в. в рукопись блж. Августина «De civitate Dei» было помещено изображение Л. рядом с изображениями других святых Чехии. В XIII в. в ряде чешских городов появились храмы, посвященные Л. В нач. XIV в. было установлено, что дни ее кончины и перенесения мощей должны отмечаться на всей территории Пражского еп-ства.
Особенно Л. почитали во время правления Карла IV (1346-1378). Для XV в. характерен некоторый упадок почитания Л. Но уже во 2-й пол. XVI в. главными центрами почитания Л. в Чехии помимо Праги стали города Тетин, Мельник, Стара-Болеслав (ныне Брандис-над-Лабем-Стара-Болеслав, Чехия). В это время появились и новые статуи Л., а также фрески с изображениями сюжетов из ее жизни.
В 1981 г. гробница Л. была вскрыта. Обследование ее останков подтвердило свидетельства письменных источников о возрасте святой.
В Др. Руси о Л. стало известно благодаря краткому Житию, вошедшему под 16 сент. в состав пространной редакции древнерус. Пролога во 2-й пол. XII в. Исследователи полагают, что Житие попало на Русь раньше, вероятно в XI в., благодаря контактам древнерус. книжников с Сазавским монастырем.
В XII-XIII вв. в христ. произведениях искусства Чехии аутентичные национальные сюжеты не встречаются (Ювалова. 1998. С. 13). Создание первых известных изображений Л. приходится на XIV в.- эпоху расцвета чеш. готики (1350-1420) в правление кор. Карла IV (1346-1378). После коронации в Риме Карла IV (1355) Прага - столица Свящ. Римской империи - становится одним из крупнейших в Европе художественных центров.
В 1348-1365 гг. в 50 км от Праги был построен замок Карлштейн, где император собрал сокровища и реликвии своей короны. В капелле Св. Креста в Карлштейне находится самое раннее изображение Л. (сер.- 2-я треть XIV в.) - икона работы мастера Теодориха (Теодорика), ведущего представителя чеш. готической художественной школы. Святая представлена в зрелом возрасте, с нимбом; изображена по пояс, ее руки молитвенно сложены перед грудью: этот жест прочитывается и как знак смирения. На Л. средневек. европ. одежда, типичная для высшего княжеского сословия. На голове платок и гебинде - плотная повязка, охватывающая затылок и подбородок; белый цвет головного убора указывает на высокое положение в обществе; нижнее платье с узкими рукавами и накидка - синего цвета. Мастер привнес в изображение святой связанный с Житием иконографический элемент, к-рый стал впосл. устойчивым: он изобразил стягивающий шею Л. шарф, к-рым она была задушена; концы шарфа выходят за пределы ковчега на поля иконы.
Мастер Теодорих - автор росписи (до 1365) в пространстве винтового лестничного всхода, ведущего в капеллу Св. Креста: на сводах - ангелы с муз. инструментами, плат св. Вероники; на стене справа - цикл из 28 эпизодов, повествующий о св. Вацлаве, слева - 9 сцен из Жития Л. В верхней части лестницы - композиция, объединяющая изображения многочисленных князей и княгинь из рода Пржемысловичей; все представлены коленопреклоненными, с богослужебными книгами в руках.
На южном фасаде собора св. Вита в Пражском Граде, украшенном мозаикой с композицией «Страшный Суд» (70-е гг. XIV в.), Л. представлена в центральном прясле вместе с др. святыми покровителями Чешской земли - Прокопием, Витом, Сигизмундом, Вацлавом, Адальбертом - в коленнопреклоненном молении Христу в мандорле, к-рую несут ангелы; ниже - образы Карла IV и его жены Елизаветы Померанской. На Л. соответствующие средневек. традиции головной убор, верхнее платье синего цвета, нижнее - зеленое.
В ц. вмч. Георгия в Праге, построенной сыном Л. кн. Вратиславом I и ставшей усыпальницей рода Пржемысловичей, святая покоится в отдельной часовне. Скульптурное надгробие с изображением Л. было создано по заказу Карла IV во 2-й пол. XIV в. немецко-чешским архитектором и скульптором П. Парлером (1332/33-1399): Л. изображена в рост со сложенными на груди руками, в длинной, закрывающей все тело накидке, с шарфом на шее и в традиционном головном уборе (в наст. время оригинал надгробия, перемещенный в Национальную галерею в Праге, заменила копия). К позднеготическому периоду относится фресковое ростовое изображение святой на внутренней стороне арки при входе в часовню. О том, что художник ориентировался на икону мастера Теодориха свидетельствуют огромные глаза, достаточно крупный нос и наличие такой детали иконографии, как шарф; монументальный облик святой передает общее спокойствие. При этом Парлер создал извод, наделенный самостоятельными иконографическими чертами. Так, в правой руке святая держит пальмовую ветвь - известный с раннехрист. времени символ победы над смертью, а левой рукой придерживает за корешок закрытый кодекс. На юж. стене часовни помещены сцены Жития Л., написанные в 1-й пол. XIX в. худож. Й. Геллихом: причащение Л. (по католич. обряду) св. Мефодием Солунским; убийство Л. в замке Тетин; положение тела Л. в гроб у стены ее вдовьего замка Тетин; перенесение мощей Л. из Тетина в Пражский Град.
В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) под 16 сент. Л. предписывается изображать, как равноапостольных имп. Елену или кнг. Ольгу (Большаков. Иконописный подлинник. С. 30). Так, в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова говорится: «Святыя мученицы Людмилы, бабы святаго Вечеслава княза Чешскаго; на главе венец царский и плат, аки у Елены царицы, и ризы таковы ж» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 153). В русской традиции изображение Л. вошло в программу росписи Крестовоздвиженского собора в г. Тутаеве, выполненной артелью Гурия Никитина (не позднее 1675). Образ святой в рост помещен на вост. грани сев.-зап. столба; Л. облачена в княжеские узорчатые одежды, на голове - белый плат, в правой руке держит крест.