Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВЛАЛИЯ
17, С. 149-150 опубликовано: 19 августа 2009г.


ЕВЛАЛИЯ

[лат. Eulalia] († между 303 и 305), мц. (пам. 22 авг., пам. зап. 12 февр.), пострадавшая в г. Барцинона (ныне Барселона, Испания) во время гонения имп. Диоклетиана (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи). Почитается как покровительница Барселоны.

Наиболее раннее упоминание о Е. содержится в Мартирологе блж. Иеронима под 12 февр. Почитание мученицы в Барциноне возникло в сер. VII в. благодаря деятельности еп. Кирика. По его повелению были составлены «Мученичество» Е. (BHL, N 2693), гимн и месса в честь святой. «Мученичество» было создано под влиянием легенды о св. Евлалии, пострадавшей в г. Эмерита Августа (ныне Мерида), однако имеет ряд отличий. В нем сообщается, что ее родители-христиане жили в поместье близ Барциноны. Во время гонения Диоклетиана девушка втайне от родителей предстала перед президом Дацианом и исповедала христ. веру. Е. пытали, затем распяли на кресте и обезглавили. После гибели святой из ее уст выпорхнул голубь, а тело покрыл выпавший снег. Останки Е. похоронили в ц. Богоматери (ныне ц. Санта-Мария дель Мар). В 713 г. христиане, опасаясь бесчинств мусульман, спрятали мощи святой, и до 878 г. они оставались сокрытыми. В 1339 г. святыня была помещена в готический алебастровый саркофаг в крипте собора Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне.

В средние века почитание Е. нередко смешивалось с почитанием мц. Евлалии Эмеритской. Сложившаяся вокруг каждой из святых житийная традиция оказывала влияние на другую. В вестгот. «Мученичестве» св. Евлалии Эмеритской (кон. VII в.) содержатся следы влияния легенды о Е. Сближение образов 2 мучениц в X в. привело к составлению в королевстве франков Жития Е., полностью идентичного по содержанию «Мученичеству» св. Евлалии Эмеритской. В 880-881 гг. на севере Западнофранкского королевства, вероятно в мон-ре св. Аманда (Сент-Аман), была создана секвенция на романском языке в честь Е. В ней пересказано содержание «Мученичества» Евлалии Эмеритской. Т. о., житийная традиция испан. мучениц является идентичной. Однако в церковных календарях и литургической практике они различались. Это вызвало сомнения у Винцентия из Бове (XIII в.), который предположил, что в Житиях идет речь об одной и той же мученице (Vincentius Bellovacensis. Speculum Historiale. XII 123). Авторы XV-XVII вв., напр. Амбросио де Моралес, пытались согласовать противоречие литургической практики с житийной традицией и полагали, что существовала одна мученица Евлалия, родившаяся в Барциноне и пострадавшая в г. Эмерита Августа (ActaSS. Febr. T. 2. Col. 575-576). В кон. XIX в. благодаря гиперкритическому подходу ряда исследователей сам факт существования Е. был поставлен под сомнение (Moretus H. Les Saintes Eulalies // Revue des Questions Historiques. P., 1911. Vol. 89. P. 85-119). Исследователи отмечали полное отсутствие упоминаний о почитании Е. в вестгот. Испании.

Вероятно, смешение почитания мучениц произошло после завоевания франками Барциноны (кон. VIII в.). В городе франки столкнулись с почитанием местной св. мученицы по имени Е. и приняли ее за св. Евлалию Эмеритскую. В 878 г. еп. Фродоин обрел мощи Е. в пригородной ц. св. Марфы, что способствовало возрастанию почитания мученицы. Франк. агиографы приписали Е. хорошо известную им агиографическую традицию Евлалии Эмеритской. Однако в мартирологах свт. Адона Вьеннского и Узуарда обе святые различаются. Свт. Адон привел краткий пересказ «Мученичества» Евлалии Эмеритской, но не указал никаких сведений о Е. Вероятно, он не знал агиографической традиции, восходящей к еп. Кирику, а новая традиция во 2-й пол. IX в. еще не возникла.

Благодаря франк. влиянию почитание Е. постепенно стало более распространенным, чем почитание Евлалии Эмеритской, которая стала местночтимой испан. святой. Вероятно, св. Димитрий, митр. Ростовский, в собрании житий святых использовал сведения о Е. из «Мученичества», опубликованного болландистами, что послужило основанием для внесения имени Е. в календари РПЦ.

Ист.: BHL, N 2693-2698; ActaSS. Febr. T. 2. Col. 567-580; Vincentius Bellovacensis. Speculum Historiale // Idem. Speculum quadruplex. Graz, 1965. Vol. 4; Ponsich y Camps R. Vida, martirios, y grandezas de S. Eulalia, Hija, Patrona, y Tutelar... de Barcelona. Madrid, 1770; ЖСв. Авг. С. 365-370.
Лит.: Fábrega Grau A. Pasionario Hispa-nico. Madrid, 1953. Vol. 1. P. 108-119; idem. S. Eulalia de Barcelona. R., 1958; idem. Eulalie // DHGE. T. 15. Col. 1380-1384; Sotomayor M. Eulalia // BiblSS. Vol. 5. Col. 204-209; Avalli D'Arco S. Alle origini della letteratura francese: I Giuramenti di Strasburgo e la Sequenza di S. Eulalia. Torino, 1966; López Alcaraz J. Los «Juramentos de Estrasburgo» y «La cantilena de S. Eulalia». Murcia, 1994.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Евлалия († между 303 и 305), мученица (пам. 22 авг., пам. зап. 12 февр.)
См.также:
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)
АКИЛИНА И КАЛЛИНИКА († ок. 250), мученицы (пам. 9 мая; зап. 24 июля)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
ВАЛЕРИЯ, КИРИАКИЯ, МАРИЯ мученицы (пам. 7 июня, пам. греч. 6 июня)
ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая)
ГОЛИНДУХА († 591), мц. Персидская (пам. 12 июля)
ДОМНИКА [Домнина] († ок. 286), мц. Аназарвская (пам. 12 окт.)
ЕВФАЛИЯ († 257), мц. Леонтинская (Леентинская) (пам. 2 марта; пам. зап. 27 авг.)
ИУЛИЯ (V/VI в.(?)), мц. Корсиканская (пам. 16 июля; пам. зап. 22 мая)