П. используется не на всех службах, но лишь тогда, когда устав или традиция предписывают священнику или епископу быть в т. н. полном облачении. В частности, священник надевает П. только во время Божественной литургии и в нек-рых особо торжественных случаях; архиерей помимо литургии и аналогичных случаев также облачается полностью к полиелею. П. носится поверх подрясника (священническая одежда, не являющаяся литургическим облачением) и под фелонью, или «ризой», чем и обусловлено его наименование. Представляет собой длинную рубаху, имеющую вырез для головы (без воротника), расширяющуюся книзу и доходящую до пят (по бокам имеются разрезы, края к-рых соединяются пуговицами). В отличие от диаконского стихаря П. имеет узкие рукава, дополняемые шнурком (реже пуговицей) для утягивания на запястьях, и изготавливается не из парчи или подобной плотной ткани, но из легкого льна, хлопка, шелка или аналогичного искусственного материала. П., как правило, имеет белый цвет, хотя встречаются и П. иного цвета (в визант. литургических толкованиях П. описывался либо как белое, либо как багряное облачение). Подол, к-рый виден из-под верхних одежд, может украшаться нашитыми полосами из материи др. цвета или вышивкой. Ношение П. с нашитыми вертикальными лентами в средне- и поздневизант. эпохи считалось прерогативой архиереев (см. в ст. Источники (струи) архиерейские), в совр. практике в этом отношении нет единообразия.
П., как и стихарь, происходит от обычной одежды времен Римской империи - туники, или коловия. Классический рим. коловий (лат. colobium, или tunica talaris) представлял собой длинную широкую рубаху без рукавов; к III в. по Р. Х. широкое распространение получил вариант туники с рукавами (tunica manicata, tunica dalmatica); туники представителей рим. аристократии были декорированы нашитыми на них лентами. В одежду того же вида облачались и раннехрист. священнослужители (González. 1976).
В дальнейшем на лат. Западе богослужебная туника получила название альбы, к-рая стала общим облачением священно- и церковнослужителей. В визант. традиции туника священнослужителей стала называться стихарем (вероятно, от греч. στιχίδιον - строчка, лента), а младшего клира - камисием (καμίσιον). Стихарь диакона и иподиакона получил роль внешнего, наиболее торжественного облачения (в отличие от лат. традиции, где диакон поверх альбы возлагает далматику), и поэтому он со временем перестал быть похож на древнюю легкую тунику и превратился в достаточно тяжелое облачение из парчи (Braun. 1907). Стихарь священника и епископа, напротив, оказался скрыт главным облачением - фелонью либо саккосом и потому в большей степени сохранил свой первоначальный вид. Наконец, камисий чтецов и певцов в эпоху расцвета Византии носился под укороченной (малой) фелонью (см. рец. свящ. А. В. Петровского на кн. Braun. 1907: ХЧ. 1909. № 8/9. С. 1235-1239), поэтому он тоже, вероятно, был похож на позднейший П.; к концу существования Византийской империи практика ношения камисия под малой фелонью уже была утрачена: так, свт. Симеон Солунский уже не видел разницы между камисием и малой фелонью (PG. 155. Col. 365, 396). В совр. правосл. практике чтецы облачены в диаконский стихарь, малая фелонь возлагается на чтеца при поставлении, но ни в каком ином контексте не используется (традиция ношения малой фелони свещеносцами сохр. у некоторых старообрядцев).
Термин «подризник» вошел в рус. церковный обиход, вероятно, во 2-й пол. XVII в. (см., напр.: ДАИ. Т. 10. С. 464-466 (опись церковной утвари из московского Данилова мон-ря, 1683)). В церковнослав. тексте богослужебных изданий, однако, в отношении иерейского и архиерейского П. продолжает использоваться термин «стихарь».