[Греч. ἐπιγονάτιον - епигонатий, букв.- «наколенник»], в правосл. Церкви один из элементов богослужебного облачения епископа; правом ношения П. в качестве привилегии также могут наделяться лица в пресвитерском сане (архимандриты, протоиереи, игумены). П. представляет собой матерчатый плат 4-угольной (квадратной или ромбовидной) формы (длина сторон обычно ок. 30 см), декорированный и украшенный изображениями. В древности П. крепилась за один конец к богослужебному поясу с правой стороны, в наст. время носят на ленте. Архиереи носят П. поверх саккоса на правом бедре (старец Арсений (Суханов), описывая греческую практику XVII в., отмечал, что «палицу выставливают сквозь сакк наружу» - Проскинитарий Арсения Суханова / Под ред. Н. И. Ивановского. СПб., 1889. С. 253-254. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21)); священники носят П. под фелонью также на правом бедре (набедренник в этом случае перемещается на левую сторону).
Иную теорию предложил Дж. У. Легг, по мнению к-рого П. происходит от тавлия (ταβλίον, от лат. tabula), представлявшего собой кусок ткани ромбовидной формы (как и П.), к-рый нашивался на хламиду или др. верхнюю одежду (при ношении он оказывался с правой стороны) и служил сначала символом сенаторского ранга, а затем вообще знатности (из женщин его могла носить только императрица) (Legg. 1917). Изначально тавлий располагался на уровне колен, но в VI-VII вв. он сместился на уровень груди (см., напр., мозаики в базиликах Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне) (см. также: Ebersolt J. Mélanges d'histoire et d'archéologie byzantines. P., 1917. P. 55-56). Однако проследить по документальным или изобразительным источникам прямую преемственность между тавлием и П., кроме их внешнего сходства, не получается.
Как термин ἐπιγονάτιον впервые в греч. источниках упоминается в «Ответах» Феодора IV Вальсамона, к-рый рассуждал о том, могут ли П. носить не только архиереи, но и др. клирики, и пришел к выводу, что П. является знаком архиерейского достоинства (Theod. Balsam. Responsa. 37 (1193 г.) // PG. 138. Col. 987-990). Тем не менее в течение следующих 2 веков в визант. традиции П. стали давать ставрофорам (архонтам Великой ц.), нек-рым протоиереям и архимандритам (Sym. Thessal. De Sacra Liturgia. 83 (51) // PG. 155. Col. 261; на изображениях этого периода с П. помимо архиереев представлен только прп. Феодор Студит - см.: Mouriki D. The Portraits of Theodore Studites in Byzantine Art // JÖB. 1971. Bd. 20. S. 274. Fig. 14). К кон. XIV в. все греч. архимандриты имели эту привилегию (Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 22 (1381 г.), 568 (1397 г.)).
В визант. традиции П. возлагалась на голову, а затем вручалась избранному во епископы сразу после его исповедания веры как залог от Невесты-Церкви (Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 203 (170) // PG. 155. Col. 412), так что в самом начале чина хиротонии хиротонисуемый уже стоял с П. В качестве молитвы при надевании П. читаются стихи Пс 44. 4-5 (одни из первых упоминаний об этой молитве см.: в Евхологии XIV в.- Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 302; Νικόλαος Καβάσιλας. Εἰς τὴν ἱερὰν στολήν. 4 // SC. 4bis. P. 366-367; Sym. Thessal. De Sacra Liturgia. 81 (49) // PG. 155. Col. 260). В совр. греч. практике ἐπιγονάτιον дается тем представителям белого и черного духовенства, кто имеют к.-л. почетный титул (оффикий) или благословение принимать исповедь.
Чаще всего на П. помещаются образы Креста или Воскресения Христова, а также Христа Пантократора и Пресв. Троицы. С XVI в. появляются образы Умовения ног апостолам, Успения Пресв. Девы, Преображения. Также встречаются др. христологические и богородичные темы (Papas. 1965. P. 130-153). Согласно византийским символическим толкованиям, П., помимо изображения лентиона, является символом Четвероевангелия, «меча духовного», и возвещает победу над смертью и Воскресение Христово.
На Руси П. впервые упоминается в кон. XII в. в «Сказании о черноризском чине» свт. Кирилла II, еп. Туровского (ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 360; этот текст в последующей традиции входил в состав Кормчих книг). В тексте говорится о том, что епископ и игумен не могут служить одновременно в мантии и с П. В древнерус. источниках П. чаще называется «полица», т. е. небольшой кусок ткани или то, что находится возле полы платья; созвучие с палицей, т. е. «дубинкой», вероятно, появилось под влиянием образа «меча духовного», хотя еще патриарх Никон по этой же причине выступал против именования епигонатия «палицей» (Севастьянова. 2014. P. 77-79). В XVI в. П. носили архимандриты крупнейших мон-рей (сначала Киево-Печерской лавры, с 1561 - Троице-Сергиевой лавры, а позже и нек-рых др.). В южнорус. традиции в кон. XVI в. вручение П. вошло в состав чина на поставление в архимандрита (в совр. чинопоследовании отсутствует). В чинах хиротонии во епископа П. изначально возлагалась на новохиротонисанного епископа после снятия с него Евангелия, вместе с возложением омофора и митры («шапки») (Неселовский. 1906). Однако во время справы при патриархе Иоакиме П. (наряду с митрой) была исключена из чина хиротонии по той причине, что во епископов рукополагали преимущественно архимандритов, к-рые уже имели П. в качестве награды. В принятом ныне «Чиновнике архиерейского священнослужения» указывается, что избираемый во епископа носит П. с самого начала совершения чина, еще до исповедания веры.
В XIX в. в России уже все архимандриты носили П., а игумены и протоиереи получали ее как награду. Согласно «Положению о наградах», принятому Архиерейским Собором РПЦ в 2013 г., награждение П. производится указом Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после возведения в сан протоиерея (через 7 лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через 10 лет служения в сане пресвитера).