[Санскр. samnya sa - отречение], в индуизме последняя, 4-я ступень в законе стадий/этапов жизни (ашрама) для членов высших варн (брахманы, кшатрии, вайшьи). Каждой стадии предписывался определенный религ. долг (дхарма). Для 1-й стадии ученика (брахмачарин), изучающего Веды под руководством духовного наставника (гуру), это целомудрие, служение учителю, присмотр за ритуальным огнем в доме учителя, образ жизни нищего. Для домохозяина (грихастха) - 5 великих жертвоприношений (панча-махаяджна: Брахме, предкам, богам, духам, людям), а также целомудрие, помимо времени, определенного для зачатия детей. Для лесного отшельника (ванапрастха), покидающего дом для уединенного религ. размышления и созерцания,- ношение одежды из коры деревьев и шкур, необрезание волос и ногтей, принятие в пищу только лесных плодов и того, что осталось после жертвоприношения. На стадии С. отшельник (санньясин) становился странником, отказывался от собственности и был полностью свободен от ритуальных обязанностей, в т. ч. от поддержания дхармы как морально-космического закона, управляющего ходом перерождения (сансара). Именно с этой стадией соотносится высшая цель в системе целей человеческой жизни (пуруша-артха) индуизма - мокша, связанная с выходом из сансары. Последовательность перехода от одной стадии к другой не всегда соблюдалась: напр., допускался переход брахмачарина (или грихастха) к состоянию санньясина без прохождения промежуточных стадий. Четыре ашрамы символически соотносятся с 4 видами ведийских текстов: Ведами, брахманами, араньяками и упанишадами.
С развитием в индуизме института монашества (с X в.) система ашрам претерпела изменения и укрепилась 2-частная модель деления образа жизни на мирское и монашеское, в к-рой объединились стадии ванапрастхи и санньясина.