Исполнитель партии пути в рус. многоголосных строчном пении (троестрочии) и демественном пении. В певч. рукописях это название не найдено, для них характерно употребление краткого обозначения В сохранившихся расходных книгах царского Казенного приказа, ведавшего выплатой жалованья «различных чинов людям», многократно упоминаются певчие дьяки, исполнявшие разные партии раннего рус. многоголосия (в т. ч. П.). Н. П. Парфентьев указывает, что с нач. XVII в. в документах встречаются названия всех певч. специализаций государевых певчих дьяков внутри станиц: вершник, демественник, П. и нижник. Пятый певец в станице обычно удваивает путь и называется «другим» (вторым) П. В 30-х гг. XVII в. один из П. (более важный, основной певец) назывался «большим». С 50-х гг. такой состав стабилизировался в 2 главных станицах хора. В 70-х гг., во время расцвета строчного и демественного многоголосия, в станице могло быть по 2 вершника или демественника и до 3 П. (см.: Парфентьев. 2006).
С. Г. Зверева упоминает имена неск. певцов-путников, в т. ч.: ««Путник» Лука Иванов в 1636/37 г. перешел в большую станицу и стал ее постоянным участником. Этот дьяк был первым учителем пения царевича Алексея Михайловича» (Зверева. 1989. С. 367). Видимо, партию пути наряду с партией верха знал и сам царь Алексей Михайлович, поскольку его в 9-летнем возрасте (июнь 1638) начали учить строчному пению П. Михаил Осипов и вершник Иван Семёнов (Симеонов) (Парфентьев. 2011). Михаил Осипов был также автором многочисленных рукописей троестрочия, изложенных «путем да низом», о чем упоминается в «Описи нотной библиотеки царя Федора Алексеевича». Он также занимался редактированием и исправлением певч. книг «на речь» (см. в ст. Истинноречие), о чем пишет Парфентьев: «Двадцать второго марта 1638 г. путник 1-й станицы Михаил Осипов получил 10 аршин камки и 4 аршина английского сукна «за то, что справливал он старого петья и вновь пел»» (Парфентьев. 1991. С. 189). Зверева считает, что Михаил Осипов имел основную специализацию П., но знал в совершенстве и низ, а также до нек-рой степени владел верхом и демеством (Зверева. 1989. С. 370). Др. П., упоминающиеся в документах, это дьяки Юрий Крюк (он же Букин и Фомин), Василий Никитин и Конан Фёдоров. В 1635/36 г. 2 последних упоминаются как «большие путники», если же им приходилось петь в одном составе, как при исполнении «Переноса большого спускного демеством» (херувимской песни) в ц. Нерукотворного образа Спаса на Сенях, то «большим путником» становился Конан Фёдоров, а «другим путником» - Василий Никитин (Там же. С. 370-373). Известно о переходе отдельных певцов в партию пути; так, в 1647/48 г. вершник Михаил Меркульев был назначен «лишним» в большую и другую станицы, где должен был сменить свою специализацию и петь «путем» (Там же. С. 369).