Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ
4, С. 701-702 опубликовано: 14 мая 2009г.


БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ

определение разных видов древнерус. нотации, не содержащих в своих графических системах указательных и степенных помет. Б. н. в рукописной традиции сохранялась приблизительно до сер. XVII в. Иногда в певч. рукописи кон. XVI - 1-й пол. XVII в. пометы вносились позднее (как, напр., в ркп. ГИМ. Син. певч. № 99). В певч. сборниках до сер. XVII и даже 2-й пол. XVII в. пометами могли сопровождаться лишь нек-рые из составляющих их разделов: напр., в списке ГИМ. Син. певч. № 396 (1-я пол. XVII в.) пометы приписаны в Ирмологии, в Октоихе и Обиходе содержится Б. н.; в списке ГИМ. Син. певч. № 731 (сер. XVII в.) Праздники и Обиход даны с Б. н., Октоих содержит пометы. В песнопениях, записанных Б. н., высотное положение знамен и их соотношение друг с другом определяются контекстуально на основе первоначального смыслового значения каждого знамени в пределах традиц. обиходного звукоряда. Рукописные книги с Б. н. предполагали, что значительная часть певч. информации, касающаяся высоты знамен, взаимодействия и особенностей их исполнения, передавалась устным путем в процессе обучения певчих (она содержится в азбуках-толкованиях - см. Азбука певческая). Попевки системы осмогласия, являясь кодифицированными мелодическими формулами, не требуют дополнительных уточнений и адекватно воспроизводятся по Б. н. Пение по беспометным рукописям в практике сохранялось и в XX в. См. также статьи: Демественная нотация, Знаменная нотация, Казанская нотация, Путевая нотация.

И. Е. Лозовая
Ключевые слова:
Церковная музыка. Россия Древнерусская теория музыки Церковное пение древнерусское Беспометная нотация, древнерусская нотация
См.также:
АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии
АВДЕЕВ Владимир Александрович (1862-1914); автор духовно-музыкальных сочинений
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор "Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения"
АНТОНИЕВСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР из числа рабочих Выборгской стороны С-Пб., с 1888 г.
БАВЫКИН Николай (кон. XVII -1-я пол. XVIII в.), дух. композитор эпохи барокко
БЕКАРЕВИЧ Аркадий Николаевич († не ранее 1914 г.), педагог, автор переложений церковных распевов
БОЛЬШОЙ РАСПЕВ стиль пения в XVI - XVII вв.