[румын. Putna], муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии в составе Молдовы и Буковины митрополии Румынской Православной Церкви. Расположен в 34 км к северо-западу от г. Рэдэуци (жудец Сучава, Румыния), на берегу одноименной горной реки. В П. покоятся мощи наиболее почитаемого в румын. землях молдав. господаря св. Стефана III Великого (1457-1504). Мон-рь считается одним из главных символов румынского православия; известный румын. поэт М. Эминеску назвал его «Иерусалимом румынского народа». П. включен в Список исторических памятников Румынии.
Основание П. отражено в средневек. источниках Молдавского княжества. Летописец 1-й пол. XVII в. боярин Григоре Уреке указывал, что св. Стефан III приступил к строительству П. в 10-й год своего правления - 10 июля 1466 г. (Grigore Ureche. 1990. P. 41). По сведениям летописца Иона Некулче (1672-1745), господарь основал П. в честь победы в битве с венграми при крепости Килия 25 янв. 1465 г. Сохранилась легенда, согласно к-рой престол был заложен в том месте, куда попала стрела св. Стефана III, специально для этого стрелявшего из лука с близлежащего холма. Также из луков стреляли 3 боярина и их дети; на месте попадания стрелы одного из детей была устроена колокольня (Ion Neculce. 1990. P. 267). Результаты археологических исследований показали, что перед началом строительных работ территория была расчищена путем сжигания участка леса (Andronic. 1966. P. 2). П. был освящен 4 сент. 1469 г. (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 41) либо 3 сент. 1470 г. (Moisescu C. et al. 1982. P. 6). В 1-й Путнянской летописи (2-я пол. XV - нач. XVI в.) указывается, что после победы над татарами под Липницей (в хрониках также встречаются варианты Липинци, Липинчи; ныне Липник, Республика Молдова) и их изгнания за Днестр 20 авг. 1470 г. св. Стефан III, митр. Молдавский Феоктист I, еп. Романский Тарасий и настоятели всех мон-рей Молдавского княжества, в т. ч. 1-й настоятель П. архим. Иоасаф (всего 64 чел.), освятили храм П. во имя Пресв. Богородицы (Cronicile slavo-române. 1959. P. 62). Братию в новооснованную обитель пригласили из всех молдав. монастырей; в основном это были насельники Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря с бывшим его настоятелем Иоасафом. Монахи привезли с собой рукописи, иконы, предметы шитья и другую церковную утварь.
Св. Стефан III делал пожертвования в пользу П. в течение всей жизни: он дарил не только церковную утварь, облачения и др. предметы (напр., шитье), но и земельные владения. Так, господарь 15 сент. 1466 г. купил для П. у 5 бояр из семьи Бабич с. Викову-де-Сус; 2 окт. 1468 г. даровал мон-рю половину с. Мэнеуци на р. Сучава (DRH. A. Moldova. 1976. Vol. 2. P. 202. N 141; P. 228-229. N 155; Dan. 1905. P. 171); 10 cент. 1471 г.- с. Бэлкэуци на р. Сирет (DRH. A. Moldova. 1976. Vol. 2. P. 259-260. N 175); 25 апр. 1472 г.- с. Острица (Ibid. P. 273. N 184); 7 мая 1479 г.- с. Тырнаука (Ibid. P. 326. N 214); 20 сент. 1479 г.- с. Викову-де-Жос (Ibid. P. 338. N 221); 3 cент. 1473 г.- место для мельниц на р. Сирет и 12 бочек вина (Ibid. P. 288. N 192); 12 мая 1480 г.- мельницу в Фередиени (Ibid. P. 343. N 225; Bodale. 2000/2001. P. 131-162) и др. В 1470 г. господарь подарил мон-рю серебряную лампаду (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 43).
Св. Стефан III последовательно повышал ранг П. При нем сана архимандрита, к-рый ранее имели только настоятели мон-ря Бистрица, стали удостаиваться и настоятели П. Мон-рь получил широкую автономию и квазиепископскую юрисдикцию над священниками церквей принадлежавших мон-рю сел. Напр., в документе от 15 марта 1490 г. устанавливалась власть настоятеля П. над церквами и священниками 14 сел из жудецов Сучава и Чернэуци (Черновцы); причем, добавляя к 8 прежним 6 новых сел, св. Стефан III в качестве компенсации отдал в юрисдикцию Рэдэуцкого епископа 6 др. сел. В документе было указано, что священники должны слушать «наш святой монастырь»; выплачивать мон-рю «дань», к-рую до этого выплачивали митрополиту; священники подлежали суду настоятеля П. (DRH. A. Moldova. 1980. Vol. 3. P. 140-143. N 74).
Из 1-й Путнянской летописи известно, что в ночь на 15 апр. 1484 г. П. полностью сгорел, были спасены лишь нек-рые предметы утвари (Cronicile slavo-române. 1959. P. 58; Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 44). Согласно сведениям Иона Некулче, св. Стефан III в 1487-1488 гг. выстроил новую церковь, расписанную как в интерьере, так и снаружи (Ion Neculce. 1990. P. 268), что говорит о появлении наружной росписи в Молдавском княжестве уже в последние десятилетия XV в. или раньше. По мнению археологов, вначале П. был окружен оборонительным рвом, периметр стен был почти квадратной формы, в 1481 г. вокруг мон-ря были выстроены каменные стены. Вдоль сев. и вост. стен находились монашеские кельи из кирпича на каменном фундаменте, вдоль юж. стены размещались дом господаря, дом настоятеля и погреба (Paradais. 1988. P. 72). Особое внимание св. Стефан III уделял П. в последние годы своего правления. 2 февр. 1503 г. он подтвердил все привилегии и права П. на его владения. Перед смертью он оставил П. 2 ценных предмета: свой лук для стрельбы и белую каменную чашу. Лук был украден войсками казаков и поляков при господаре Константине Кантемире (1685-1693), а чаша разбита в 1-й пол. XVIII в. настоятелем мон-ря Мисаилом (Кисэлицэ) (Ion Neculce. 1990. P. 268).
Преемники св. Стефана III на молдав. престоле, господари Богдан III Кривой (1504-1517), Штефан (Штэфэнице) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527) и Рареш Петру IV (1527-1538, 1541-1546), продолжали дарить П. земли и богатства и подтверждали его права и привилегии: напр., 1 авг. 1520 г. подтвердительную грамоту выдал Штефан IV, 9 марта 1529 г.- Петру IV (Bodale. 2000/2001. P. 131-162). В 1530 г. господарь Петру IV подарил П. большой колокол, а в 1536 г. его супруга Елена (Екатерина) Бранкович - покров, сделанный из высококачественного материала, с изображением визант. орнаментов и 2-главого орла (утрачен) (Năsturel. 1997. P. 499-501; Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 49). 8 марта 1536 г. в результате 2-го крупного пожара сгорели господарский дом, трапезная, кухня, больница и помещение для продовольствия; церковь не пострадала. В XVI в. П. пользовался попечением молдав. господаря Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) и его супруги Руксандры: в 1559 г. господарь воздвиг в мон-ре здание (не сохр.), сведения о чем сохранились в надписи над одним из окон алтаря часовни, построенной в 1758-1759 гг. митр. Молдавским свт. Иаковом I Путнянским (1750-1760), бывшим настоятелем П. в 1744-1745 гг. (в 1745 хиротонисан на Рэдэуцкую кафедру) (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 50, 157).
В 1-й пол. XVII в. П. пришел в упадок: в источниках зафиксированы неоднократные нападения на мон-рь. Так, в течение лета 1622 г. были разграблены все молдав. мон-ри, в т. ч. в июне и П. Разбойники были пойманы монахами, часть имущества вернули мон-рю. В 1629 г. П. грабили татары. Однако П. продолжал сохранять статус культурного и духовного правосл. центра не только в Молдавском княжестве, но и в Вост. и Юго-Вост. Европе. В этот период в П. жили известные книжники, писавшие на слав. языке, чьи работы распространяли во всем правосл. европ. пространстве (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 54). В П. принял монашество молодой русин прп. Феодосий (Княгиницкий; † 1629), ставший игуменом Манявского в честь Воздвижения Креста Господня мужского скита в Галиции (Dosoftei (Dijmarescu). 2008. P. 205-228).
Молдав. господарь Василе Лупу (1634-1653) в конце своего правления намеревался реставрировать П.: с целью постройки нового храма он разрушил кафоликон, но после того как в 1653 г. он потерял престол, строительные работы приостановились. Летом того же года П., как и др. мон-ри сев. части Молдавского княжества, был разграблен казаками под предводительством зятя Лупу - Т. Б. Хмельницкого. Преемник Лупу господарь Георге Штефан (1653-1658) возобновил постройку церкви, к-рая была закончена при господаре Еустратие Дабиже (1661-1665). В колофонах монастырских книг содержатся сведения о том, что новая церковь была разграблена в февр. 1676 г. войсками казаков и поляков (Turdeanu. 1997. P. 42-43).
П. пострадала в результате сильного землетрясения 1739 г.- были разрушены оборонительные стены и башни, в т. ч. входная башня (Cernovodeanu, Binder. 1993. P. 219-220; Cereteu. 2015. P. 25-27). В 1739 г. рус. войска конфисковали монастырскую казну, продовольствие и крупный и мелкий рогатый скот (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 57). Насельник обители Варфоломей (Мэзэряну; настоятель П. с 1756) описал бедственное состояние мон-ря в 1755 г.: церковь была лишена кровли; стены, входная башня и мн. здания разрушены и заросли деревьями. В том же году при помощи митр. Молдавского свт. Иакова I Путнянского в мон-ре начались реставрационные работы. Настоятель одноименного скита (находился близ П.) иером. Сила собирал в Валашском княжестве средства на восстановление П. Так, в Бухаресте с авг. 1755 по февр. 1756 г. он собрал 1 тыс. леев, ему помогали валашский воевода Константин Раковицэ (1753-1756, 1763-1764) и бояре. В 1757 г. свт. Иаков I отправил во главе с настоятелем мон-ря Варфоломеем (Мэзэряну) посольство в Киев, откуда для восстановления П. были привезены денежные средства, а также облачения для монашествующих и 86 икон на праздники года (Vartolomei (Măzăreanu). 1887. P. 17-18). Освящение церкви состоялось на престольный праздник, 15 авг. 1757 г.; строительные работы продолжались еще неск. лет. Были отреставрированы оборонительные башни и входная башня, разрушенная землетрясением 1739 г., частично переделаны стены (1757; по мнению ряда исследователей, стены были сложены заново); из камня построены трапезная, пекарня и часовня апостолов Петра и Павла с золотым иконостасом (1758 и 1759); кровля церкви была полностью обновлена (1760); построены монашеские кельи, в к-рых жил свт. Иаков I в 50-60-х гг. XVIII в.; к юго-востоку от кафоликона вырыт колодец, существующий по сей день (Ibid. P. 19, 61-63). В 1773 г. на средства свт. Иакова I для кафоликона П. был изготовлен резной барочный иконостас. За заслуги свт. Иакова I в восстановлении П. и за рост благосостояния мон-ря в период управления им Молдавской митрополией его имя было занесено в список главных ктиторов П.- 2-м после св. Стефана III.
В 1775 г. Буковина вошла в состав Габсбургской империи, 29 апр. 1786 г. были закрыты почти все правосл. мон-ри Буковины, кроме Драгомирны, Сучевицы и П. Насельники мон-рей и члены правосл. общин Буковины неоднократно обращались к австр. властям с просьбой вернуть их в юрисдикцию Молдавского митрополита, но получали отказ. Светские власти жестко ограничивали развитие Православия на территории империи. Число насельников для каждой из обителей было определено до 25 чел. В П. до 1839 г. подвизались 23 монаха, в 1844-1856 гг.- 17-18, в 1871 г. осталось 11. Властями был регламентирован и внутренний монастырский распорядок: так, в монашество можно было принимать только по достижении 24 лет; кандидат в монахи должен был окончить среднюю школу и иметь специальность; период послушничества определялся 3 годами, по истечении к-рых, если кандидат не решался принять постриг, он должен был покинуть мон-рь (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 60-61).
В 1-м десятилетии XIX в. в П. проводились реставрационные работы оборонительных стен. При настоятеле Геннадии (Захаровиче; 1840-1846) во входной башне была устроена монастырская б-ка, книги активно жертвовали бояре и нек-рые монахи (Ibid. P. 66). В 1852-1856 гг. сев. стена комплекса была передвинута на 25 м к северу, что изменило квадратный план мон-ря и повлекло продление вост. и зап. стен; были снесены прямоугольная башня на вост. стене и колокольня с сев.-зап. стороны, построенные при св. Стефане III, башни на юго-вост. и юго-зап. углах, здание в юж. стене, дом настоятеля. Вместо разрушенных трапезной с домовой церковью и деревянного келейного корпуса, построенных свт. Иаковом I, были возведены 3 здания: келейный корпус с трапезной (с юж. стороны, над старыми погребами), 2-этажный игуменский дом с домовой ц. апостолов Петра и Павла (с зап. стороны), в к-ром также размещались канцелярия, б-ка и гостиница, и келейный корпус (с сев. стороны). Так был сформирован периметр монастырского комплекса, сохранившийся поныне. В 1856 г. была заменена кровля церкви (сохр. до 1901) (Ibid. P. 68; Paradais. 1988. P. 90). В 1862 г. кафоликон реставрировали, в 1864 г. были начаты внутренние росписи. В 1882 г. была снесена временная колокольня и вместо нее на вост. стене из красного кирпича в романском стиле построена 3-уровневая (6,6×6,6 м, высота 19,30 м), с арочными окнами (по 2 на каждой стене 1-го и 2-го этажей и по 3 на 3-м), с пирамидальной крышей и каменной лестницей у сев. стены (Paradais. 1988. P. 94). В 1882 г. из красного кирпича на вост. стене была построена входная башня. Реставрационные работы в церкви, часовне и монашеских кельях проводились также в 1898 г. В посл. четв. XIX в. в П. была открыта швейная мастерская, где изготавливали монашеское и иерейское облачение (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 69). В нач. XX в. при новой реставрации кафоликона под рук. австр. архит. К. Ромшторфера кровле придали первоначальный вид, башня церкви была поднята на 1,5 м, на ней установили новые кресты - т. о. облик кафоликона принял вид времен св. Стефана III. Для украшения фасадов были использованы эмалевые плиты, привезенные из Галиции (Romstorfer. 1904. P. 20-21, 39-41; Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 72).
После вхождения Буковины в состав Румынии в 1918 г. П. стал наиболее популярным местом паломничества. Так, в 1920 г. П. посетили кор. Румынии Фердинанд I и кор. Мария, митр.-примас Румынии Мирон (Кристя), митр. Молдавский Пимен (Джорджеску) и др. (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 74).
После первой мировой войны в П. подвизались 12 чел.: 5 иеромонахов, иеродиакон, 3 монаха и 3 рясофорных послушника. Согласно Закону о сохранении и реставрации исторических памятников от 29 июля 1919 г., румын. церкви и мон-ри, построенные до 1834 г., считались историческими памятниками. П. был включен в эту категорию 1 февр. 1925 г. В апр.-окт. того же года П. принимал участие в Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже: мон-рь представил 22 ценных предмета (вышитые иконы, облачения, рукописи, священные сосуды, деревянные кресты и др.).
Установление коммунистического режима в Румынии после второй мировой войны привело к сокращению числа насельников П. и уменьшению благосостояния мон-ря. В 1951 г. планировались обширные реставрационные работы, из-за отсутствия денежных средств их перенесли на 1953 г. (закончены в 1956). В 1955-1956 гг. с целью установить структуру монастырского комплекса во времена св. Стефана III были предприняты археологические работы, вокруг церкви были обнаружены христ. погребения, 3 из них - в склепах. В 1956 г. митр. Молдавский Севастиан (Русан) перевел в П. 25 насельников из мон-рей Сихэстрия и Слатина. 28 окт. 1959 г. был издан гос. закон, согласно к-рому в румын. мон-рях имели право оставаться мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет. Численность насельников П. стремительно сокращалась: 20 февр. 1958 г. здесь подвизались 27 чел., 20 окт. 1959 г.- 12, 24 авг. 1960 г.- 2 пожилых и 2 молодых монаха. В кон. 1963 г. в П. были приглашены монахи из мон-рей Слатина, Драгомирна, Сихэстрия, Горовей и Нямецкого - число насельников возросло до 12 чел. Руководство мон-ря предлагало молодым насельникам пройти обучение в семинарии или на богословском фак-те одного из румын. ун-тов (чаще обучались в Ясском ун-те) (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 85).
В 1969-1972 гг. под рук. Н. Н. и М. В. Пушкашу в П. были проведены объемные археологические исследования (Puşcaşu. 1973). Кровлю реставрировали и покрыли медными пластинами, ей была придана традиц. форма, характерная для церквей Молдавского княжества, башня сокровищницы приведена в первоначальный вид, переделаны здания на зап. и юж. сторонах (в них расположены кельи и адм. сектор, ц. апостолов Петра и Павла и музей). Глобальная реставрация П., придавшая мон-рю его совр. облик, была произведена в 1968-1988 гг. (Paradais. 1988. P. 102-105). П. вновь приобрел статус, к-рый имел при св. Стефане III; мон-рь посещали известные церковные и гос. деятели, ученые, напр. арм. еп. Румынии и Болгарии Дирайр Мардикян (16 авг. 1966), патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) (12 окт. 1983) и др. (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 95).
После падения коммунистического режима в Румынии (1989) число насельников П. увеличилось. В 1990 г. здесь подвизались 20 чел., в 2007 г.- 88 (архимандрит, 2 протосинкелла, 12 иеромонахов, 3 архидиакона, 6 иеродиаконов, 44 монаха и 20 послушников). В 1992 г. произошло наиболее значимое событие в совр. истории П.- к лику святых был причислен св. Стефан III. Службу с провозглашением канонизации святого совершили в П. патриарх Румынский Феоктист (Арэпашу) и 12 архиереев, присутствовали мн. гос. деятели во главе с Президентом Румынии И. Илиеску. В 2004 г. в П. отмечали 500-летие со дня кончины св. Стефана III: к торжествам был обновлен кафоликон; отреставрирован иконостас; достроен дом для паломников (строительство начато в 1992); музей пополнен новыми экспонатами; изданы научные работы, посвященные св. Стефану III. 1 авг. 2004 г. радиостанция Trinitas (Троица) впервые в истории мон-ря провела прямую трансляцию литургии, совершавшейся в П. Осенью того же года экспонаты музея П. были выставлены в Ватикане, где была организована выставка Ştefan cel Mare - punte între Orient şi Occident (Стефан Великий - мост между Западом и Востоком). 19 окт. 2004 г. П. посетил К-польский Патриарх Варфоломей I, подаривший для гробницы св. Стефана III серебряную лампаду (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 96-98).
С 2004 г. в П. 1-2 раза в год (с выездными заседаниями в др. мон-рях, а также в Яссах и Бухаресте) проводятся научные конференции (Коллоквиумы Путны), посвященные деятельности св. Стефана III и его преемников, а также истории П.; начиная с 9-й сессии в тематику конференции включена история мон-рей Буковины. Доклады и материалы публикуются в периодическом издании Analele Putnei (Анналы Путны; с 2005; 2 раза в год). 2 янв. 2005 г. с благословения архиеп. Сучавского Пимена (Зайни) при П. был создан Исследовательский центр св. Стефана III, научной координацией к-рого занимаются известные ясские историки Ш. С. Горовей и М. М. Секей. Центр участвует в организации Коллоквиумов Путны, издает «Анналы Путны», также под его эгидой вышло более 30 монографий по тематике Коллоквиумов. В П. регулярно проводятся научные встречи, конференции и симпозиумы.
П. и поныне является одним из самых крупных и известных мон-рей Румынии. Настоятель П. архим. Мелхиседек (Велник) особое внимание уделяет духовному состоянию общины, а также благосостоянию П. и внешнему облику монастырского ансамбля. С мая 2014 по дек. 2015 г. в рамках проекта «Восстановление, модернизация и сохранение национального культурного наследия и инфраструктуры, относящейся к монастырю Путна» (на общую сумму ок. 14,7 млн леев) были проведены обширные реставрационные работы: восстановлены и заменены покрытия зданий; улучшен доступ к монастырским строениям людей с ограниченными возможностями; установлена художественная подсветка комплекса; произведен капитальный ремонт внутри помещений; восстановлена система отопления в сев. келейном корпусе.
В разное время в подчинении П. было неск. скитов; одни были закрыты, другие получили статус самостоятельных мон-рей (напр., Пожорыта, Пьятра-Тэетурий, Ората). На данный момент П. имеет 3 скита: прор. Илии в Салаше (1990), Покрова Пресв. Богородицы в Пояна-Жижи (2004) и 12 апостолов в одноименном горном массиве возле г. Ватра-Дорней (все - в жудеце Сучава). В наст. время в П. подвизаются 17 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 51 монах (из них 2 схимонаха), 13 послушников; настоятель П.- архим. Мелхиседек (Велник; с 7 дек. 1992).
Иоасаф (1467-1485), Паисий (1486-1502), Спиридон (1502-1504), Силуан (упом. в 1514, 1523, 1530, 1532, 1536), Акакий (1520, 1522, 1528), Арсений (упом. в 1539), Георгий (упом. в 1545-1546; епископ Рэдэуцкий в 1552-1558), Вениамин (1552), Анастасий (упом. в 1556; епископ Романский в 1558-1572, митрополит Молдавский в 1572-1577), Ио[…?] (упом. в 1559), Спиридон (упом. в 1566-1567, 1569, 1571), Евстафий (упом. в 1568, 1569, 1574, 1575; епископ Романский в 1575-1580), Досифей (упом. в 1585 (как проигумен), 1595-1596, 1598), Петроний (упом. в 1595), Филофей (упом. до сент. 1597), Феодор (упом. как проигумен в 1601), Феофан (упом. в 1610), Гервасий (?) (упом. в 1612), Агафон (упом. в 1613), Зосима (упом. в 1620), Форгач (упом. между 1622 и 1627), Анастасий (упом. в 1629), Феофан (упом. в 1638, 1642; епископ Хушский в 1656-1658, епископ Рэдэуцкий в 1646-1651, 1658-1667), Симеон (упом. в 1641-1642, 1646, 1647, 1657), Лазарь (упом. в 1658, 1679 (проигумен)), Иоанн (упом. в 1665-1666, 1679), Гервасий (упом. в 1668), Савва (Балач; упом. в 1682; епископ Романский в 1685-1689, митрополит Молдавский в 1689-1701/02), Филофей (упом. в 1679 как проигумен, 1692), Иеремия (упом. в 1694), Каллистрат (упом. в 1706-1708; епископ Рэдэуцкий в 1708-1728), Афанасий (упом. в 1714-1716; епископ Романский в 1723-1729), Мисаил (упом. в 1722, 1729), Досифей (упом. в 1724), Иоасаф (упом. в 1729), Макарий (упом. в 1732-1734, 1736, 1739, 1748, 1749), Феоктист (упом. в 1736 как проигумен), Исаия (упом. в 1740-1742), Гедеон (упом. в 1741 как проигумен, 1742), Иерофей (упом. в 1742-1743), свт. Иаков I Путнянский (упом. в 1744, 1745; епископ Рэдэуцкий в 1745-1750, митрополит Молдавский в 1750-1760), Иоасаф (упом. в 1744), Дорофей (упом. в 1746-1748), Досифей (Гереску; упом. в 1750; епископ Рэдэуцкий в 1750-1782, епископ Буковины в 1782-1789), Георгий (упом. в 1751-1754), Герман (упом. в 1751-1753), Каллистрат (упом. в 1753, 1762), Никифор (упом. в 1754-1755), Каллистрат (Росшип; упом. в 1755-1757, 1759, 1760), Варфоломей (Мэзэряну; упом. в 1755-1757, 1761, 1762), Венедикт (упом. в 1758), Пахомий (упом. в 1760-1762, 1763-1770, 1772-1775), Иоасаф (1776-1783), Иаков (Cтефанович; 1784), Игнатий (Езерский; 1785-1796), Паисий (Иоанович; 1796-1805, 1808-1813), Исаия (Балошеску; 1805-1808; епископ Буковины в 1823-1834), Филарет (Бендевский; 1813-1820), Иосиф (Карашкевич; 1821-1826), Геннадий (Платенки; 1827-1837), Досифей (Тишкович; 1837-1840, 1843), Геннадий (Захарович; 1840-1847), Вениамин (Илиуц; 1847), Вениамин (Смигельский; 1847), Артемон (Бортник; 1848-1860), Севастиан (Георгьеску; 1860-1866), Аркадий (Чуперкович; 1866-1878; митрополит Буковины в 1896-1902), Дезидерий (Козуб; 1878-1896), Иларион (Филипович; 1896-1898), Василий (Реннай фон Гершени; 1898-1900), Феофил (Патраш; 1901-1917), Ортисий (Попеску; 1919-1931), Траян (Иешан; июль-дек. 1931), Афанасий (Прелипчян; 1932-1936, 1948-1949), Дионисий (Бежан; 1937), Вениамин (Григораш; 1937-1941), Паисий (Прелипчян; 1941-1947), Неонил (Рабко; 1947-1948), Корнелий (Джорджеску; 1949-1950), Юстиниан (Крецу; 1950-1951), Антоний (Ружа; 1951-1952), Демосфен (Тебейка; 1952-1956), Мартиниан (Корнуц; 1956), Досифей (Морариу; 1956-1957), Каллиник (Лупу; 1957-1958), Пимен (Зайня; 1958-1961; архиепископ Сучавский и Рэдэуцкий с 1991), Ефрем (Кишкариу; 1961-1962), Герасим (Кукошел; 1962-1977; викарный епископ Арадский в 1977-1985, викарный епископ Бузэуский в 1985-1992, викарный епископ Сучавский в 1992-2004), Иакинф (Унчуляк; 1977-1992), Мелхиседек (Велник; с 1992).
Первых молдав. господарей, начиная с Богдана I (ок. 1363 - ок. 1367), хоронили в церкви Рэдэуци во имя свт. Николая (ныне в жудеце Сучава), затем - в построенном господарем Александру Добрым (чел Буном) (1400-1432) мон-ре Бистрица. Св. Стефан III отвел место для господарского некрополя в кафоликоне П. Считается, что первой в П. в левой части нефа кафоликона была похоронена 2-я жена св. Стефана III - Мария Асенина Палеолог (Мария Мангупская; † 19 дек. 1477) (Székely, Gorovei. 2006. P. 157-183), рядом были погребены их дети - Богдан († 26 июля 1479) и Петру († 21 нояб. 1480). В притворе церкви находится могила скончавшегося 8 нояб. 1478 г. митр. Молдавского Феоктиста I (1453-1478). В 1490 г. в пронаосе церкви был похоронен великий вистиерник Юга - один из ктиторов П. и, очевидно, близкий родственник господаря (Gorovei. 2003. P. 257-270). Св. Стефана III († 2 июля 1504) похоронили в наиболее почетном месте кафоликона - усыпальнице (Paradais. 1988. P. 56). Впосл. рядом со св. Стефаном III была погребена его 3-я супруга, Мария Войкица († 26 февр. 1511 или 1513), дочь валашского господаря Раду III Красивого. Около юж. стены пронаоса находится могила сына св. Стефана III, господаря Богдана III († весна 1517); около сев. стены - сына Богдана III, господаря Штефана IV († янв. 1527). В 1523 г. рядом с братом, Богданом III, была упокоена кнж. Мария († 18 марта 1518), выданная замуж за литов. кн. Ф. М. Вишневецкого Старшего и первоначально погребенная в Киево-Печерской лавре. Последними в пронаосе кафоликона П. были похоронены 2-я супруга Петру IV Рареша, Мария († 1529), и их внук Штефан. Петру IV перенес господарский некрополь в выстроенный им мон-рь Пробота (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 44, 48-49).
Мон-рь считается одним из важнейших духовных, культурных и просветительных центров Молдавского княжества и всего румын. пространства. Благодаря усилиям св. Стефана III в обители подвизались наиболее талантливые монахи-каллиграфы и мастера, к-рые создавали произведения искусства. В б-ке П. хранится много рукописей XV-XVI вв., к-рые включены в списки наиболее ценных предметов румын. наследия, а также рукописи XV-XIX вв., созданные насельниками П. (Caproşu, Chiaburu. 2008. Vol. 1. P. 642; Vol. 2. Indice; 2009. Vol. 3. P. 719; Vol. 4. P. 662).
Первый настоятель П., архим. Иоасаф, а также иеромонахи Иоанникий и Макарий, иеродиак. Феодор, монахи Анастасий, Мисаил, Никон, Каллистрат, Иоиль и Мартирий, пришедшие из Нямецкого мон-ря, сразу же после основания П. приступили к переписыванию церковных рукописей. Из Нямецкого мон-ря они привезли с собой часть рукописей, положивших начало б-ке П. Также книги мон-рю щедро дарил св. Стефан III (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 43). Во 2-й пол. XV в. в П. уже находились Четвероевангелие, Псалтирь, Апостол и др. богослужебные книги, а также Жития святых. Очевидно, что, как и в других молдав. мон-рях, в П. были книги, привезенные с Афона, из Киева, Москвы и др. культурных правосл. центров.
В 1467 г. иером. Иоанникий и иеродиак. Никодим переписали Минею на янв., февр. и апр., в этих книгах упоминается имя архим. Иоасафа (Caproşu, Chiaburu. 2008. Vol. 1. P. 6-9). В 1470 г. мон. Кассиан по заказу св. Стефана III переписал и иллюминировал Псалтирь, считающуюся образцом румын. средневек. искусства (обнаружена в 1924 в РНБ), а также сборник гомилий разных авторов и гомилии свт. Иоанна Златоуста (Ibid. P. 8; Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 392). В мон-ре хранится Четвероевангелие в серебряном переплете, переписанное мон. Палладием в период с 3 сент. 1488 по 23 марта 1489 г. и реставрированное в 1569 г. внучкой св. Стефана III Руксандрой, супругой господаря Александру III Лэпушняну (Caproşu, Chiaburu. 2008. Vol. 1. P. 14; Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 46, 50). 25 мая 1509 г. Богдан III подарил П. Толкование свт. Феофилакта Болгарского на Евангелие от Иоанна (хранится в одной из российских б-к), 23 апр. 1511 г.- сборник толкований свт. Григория I Великого [Двоеслова] (Caproşu, Chiaburu. 2008. Vol. 1. P. 35-36).
В П. переписывали рукописи и для др. мон-рей, церквей и отдельных лиц. Так, по поручению св. Стефана III в 1495 г. в П. переписали Октоих для церкви Рэзбоени (Caproşu, Chiaburu. 2008. Vol. 1. P. 21), 25 февр. 1504 г. была закончена Минея для мон-ря Добровэц (Ibid. P. 30-31). Иером. Спиридон, ставший настоятелем П. после смерти архим. Паисия 23 июля 1502 г., в том же году переписал Четвероевангелие для церкви воеводского дворца в Тыргул-Петрей (ныне Пьятра-Нямц). В 1523 г. был переписан Типикон для Нямецкого мон-ря (Ibid. P. 42). В 1557 г. господарь Александру III Лэпушняну заказал в П. Литургию для своего мон-ря Слатина, а господарь Иеремия Мовилэ в 1596 г.- Минею для своего мон-ря Сучевица (Ibid. P. 72, 104; Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 48). В 1530 г. иером. Стефан закончил Минею на февр. для настоятеля П. архим. Силуана; 8 сент. 1597 г. архим. Досифей переписал для себя Часослов с Псалтирью (Caproşu, Chiaburu. 2008. Vol. 1. P. 108).
В XVIII-XIX вв. в П. стали создавать рукописи на румын. языке, тексты с греч. и церковнослав. языков переводили свящ. Евлогий и его сын Георгий из Ясс, иером. Натан (Дретяновский) и архим. Варфоломей (Мэзэряну). В первую очередь были переведены имевшие большую популярность в молдав. землях труды архим. Иоанникия (Галятовского (Голятовского)) и свт. Димитрия (Савича (Туптало)).
В б-ке П. хранится много печатных книг XVI-XIX вв., в т. ч. 42 книги на слав. языке. Наиболее редкими считаются Евангелие учительное (Заблудов, 1569), купленное свящ. Матеем из Орхея (ныне город в центральной части Республики Молдова), Беседы на Деяния святых апостолов свт. Иоанна Златоуста (К., 1624), «Ключ разумения» (Львов, 1665), Требник (К., 1646), Житие и поучения прп. Ефрема Сирина (М., 1701), Четвероевангелие (Львов, 1712), Толкования на Евангелия (М., 1712), Библия (СПб., 1751). К наиболее ценным экспонатам б-ки П. относятся кириллические книги: Требник (Законоправильник) свт. Петра (Могилы) (Тырговиште, 1652), Жития и деяния святых митр. Молдавского Досифея (Барилэ) (Яссы, 1682-1686. 4 т.), Библия (Бухарест, 1688; Блаж, 1795), Толкование литургии (Яссы, 1697), Четвероевангелие (Бухарест, 1723; Блаж, 1776), «Казания» еп. Илии (Миньятиса) (Бухарест, 1742), Пентикостарий (Цветная Триодь) (Бухарест, 1743; Яссы, 1753; Рымник, 1767), Псалтирь (Яссы, 1743), Часослов (Рэдэуци, 1745; Яссы, 1797), Чин исповеди (Бухарест, 1745), Триодь (Бухарест, 1747), Октоих (Рымник, 1750; Блаж, 1770), Молитвослов (Яссы, 1754), Литургия (Яссы, 1759), Анфологион (Рымник, 1766), Свод казаний (Вена, 1793), Кириакодромион (Толкование Евангелий) архиеп. Астраханского Никифора (Феотоки) (Бухарест, 1801), Алфавит духовный (Сибиу, 1803), «Дверь покаяния» (Брашов, 1812), Беседы и поучения прп. Ефрема Сирина (Нямецкий мон-рь, 1818-1823. 3 т.), Чин освящения церкви и принятия жидов в православную веру (Киш., 1820), Типикон (Буда, 1826), Патерик (Бухарест, 1828) и др. Также в мон-ре хранятся неск. книг на лат. и греч. языках, напечатанных в Вене, Буде и Венеции (Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 392-393).
Наиболее чтимым святым в П. является основатель мон-ря св. Стефан III, почитание к-рого, согласно летописной традиции, началось сразу после его смерти, задолго до офиц. канонизации в 1992 г. (пам. 2 июля). Также особо чтят митр. Молдавского свт. Феоктиста I, похороненного в кафоликоне П. (пам. 18 нояб.). К святым П. принадлежит и др. архиерей - исп. Иорест, митр. Трансильванский († ок. 1657), принявший здесь постриг и проведший в родной обители остаток жизни (пам. 24 апр., в один день с др. Трансильванским митрополитом, свт. Саввой (Бранковичем)). В П. прошло становление прп. Феодосия (Княгиницкого), игум. Манявского († 1629), ставшего преемником прп. Иова (Княгиницкого) в Манявском скиту в Покутье и канонизированного Украинской Православной Церковью МП 8 марта 1994 г. (пам. 24 сент. и 24 июня - в один день с прп. Иовом). Вторым ктитором П. считается свт. Иаков I Путнянский († 1778), к-рый почитается вместе со своими соратниками преподобными Нафаном, Силой и Паисием, канонизированными в мае 2007 г., после нахождения их мощей в П.
В П. особо почитается древняя чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия», помещенная в серебряный оклад (изготовлен по заказу свт. Иакова I Путнянского в 1755). Также в П. находятся части мощей мн. святых. По заказу св. Стефана III для черепа св. Геннадия (не идентифицирован, нек-рые исследователи считают, что это неизвестный ныне местночтимый святой) была изготовлена серебряная диадема с надписью о вкладе этих мощей господарем в П. 1 мая 1488 г. После мн. чудес, к-рые происходили от мощей св. Геннадия с 1990 г., их выставили для поклонения в нартексе кафоликона. Часть мощей прп. Даниила Пустынника, духовного отца св. Стефана III, покоятся в П. в серебряном ковчеге, изготовленном в мон-ре Воронец в 1749 г. 29 апр. 1995 г. настоятель мон-ря Макри (Греция) архим. Поликарп (Мадзароглу) подарил П. частицу мощей вмч. Пантелеимона, 12 сент.- свт. Нектария Эгинского. 30 нояб. 1996 г. из Греции были привезены мощи святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова; 1 июля 2006 г.- частица Креста Господня; в 2004 г.- мощи св. старцев Оптинских.
В музее П. представлены мн. предметы церковного искусства, наиболее значительным считается самое обширное в Румынии собрание предметов лицевого шитья начиная с XIV в. Эти шедевры экспонировались на мн. международных выставках (Афины, 1964; Лондон, 1965, с продолжением в 1966 в Эдинбурге, Париже и Штутгарте; Париж, Стокгольм и Гётеборг, 1970, и др.) (подробнее см. разд. «Лицевое шитье» в ст. Молдавское княжество).
Описана в неск. источниках. Во 2-й Путнянской летописи (составлена при молдав. господаре Штефане IV Молодом (1517-1527)) указано, что церковь представляла собой триконх, состоявший из алтаря с полукруглой апсидой, прямоугольного нефа с 2 боковыми полукруглыми апсидами, гробницы, прямоугольного пронаоса и притвора (Cronicile slavo-române. 1959. P. 66). Ион Некулче называет ц. св. Стефана III «удивительно красивой», покрытой фресками и золотом внутри и снаружи (Ion Neculce. 1990. P. 268); так же описал церковь в 1761 г. архим. Варфоломей (Мэзэряну) (Vartolomei (Măzăreanu). 1887. P. 60). В результате археологических исследований 1955-1956 гг. были обнаружены позолоченные фрагменты фресок; также было установлено, что открытый притвор был построен одновременно с церковью и не является более поздней постройкой, как считали до этого (Nistor, Diaconu. 1957. P. 265-275; Sfânta mănăstire Putna. 2010. P. 82). Исследования, проведенные Н. Н. и М. В. Пушкашу во время раскопок 1969-1972 гг., доказали, что 1-й престол на месте совр. церкви действительно был построен св. Стефаном III; церковь была уже современной на 1,25 м; совр. церковь сохраняет планиметрию ц. св. Стефана III; стены церкви штукатурили дважды: до пожара 1484 г. (штукатурка покрыта геометрическим орнаментом) и в кон. XV в. (покрыта росписью религ. содержания); в сер. XVII в. церковь была снесена и на ее месте с использованием ее каменных блоков построена современная. Важно отметить, что развитый план ц. св. Стефана III, включающий усыпальницу как пространство, предназначенное для захоронения ктиторов, впервые в молдав. архитектуре появился именно в кафоликоне П. и впосл. был применен при строительстве церквей др. мон-рей Молдавского княжества XV-XVII вв.- Нямецкого, Молдовицы, Проботы, Сучевицы и др. (Puşcaşu. 1973. P. 70-72; Paradais. 1988. P. 56).
Кафоликон (1653-1662) в плане идентичен ц. св. Стефана III. В каждой апсиде было добавлено по 2 окна; проведены изменения в системе свода наоса. После землетрясения 1739 г. была отреставрирована сев. стена храма, к ней и к апсиде сев. нефа были добавлены несимметричные контрфорсы (Nistor, Diaconu. 1957. P. 269-270). Входы в церковь расположены с сев. и юж. сторон, они оформлены готическими порталами, в верхней части к-рых находится сцена «Успение Пресв. Богородицы». В сев.-зап. и юго-зап. углах притвора почти до кровли церкви были возведены 2 контрфорса, поддерживающие зап. стену. Также по 2 контрфорса расположены по сторонам боковых апсид и один, высотой до алтарного окна,- в вост. части. По мнению исследователей, основывающихся на идентичности элементов архитектуры и сходстве планиметрии мон-рей П. и Галата (1579-584), эти мон-ри были возведены одними и теми же мастерами. В постройке кафоликона использовали камни из ц. св. Стефана III; кирпич - характерная черта средневек. молдав. архитектуры - не использовали. Др. особенностью кафоликона является наличие в верхней части фасада витого фриза - этот элемент, заимствованный из валашской архитектуры, в молдав. архитектуре впервые был использован при постройке мон-ря Галата, затем повторен в мон-ре Драгомирна (1602-1609), а также в архитектуре ц. Трех святителей в Яссах (1637-1639). Над фризом в 2 регистра расположены слепые окна (Paradais. 1988. P. 82).
От первоначальных росписей кафоликона П. сохранилось небольшое количество мелких фрагментов, выявленных в результате раскопок 1969-1970 гг. и выставленных в экспозиции музея П. После перестройки кафоликона в XVII в. его, очевидно, не расписывали - сведений в источниках об этом нет. В 2001-2010 гг. храм был расписан сучавскими иконописцами, братьями М. и Г. Морошанами, по иконографической программе, разработанной архим. Софианом (Богиу) и худож. О. Гречану на основе программы росписей, сохранившихся в др. молдав. церквах последних десятилетий XV в. Иконописную манеру мастеров отличает излишняя декоративность. На стенах усыпальницы представлены сцены из Жития св. Стефана III (включая сцены Кавалькады св. воинов по образцу сцены в Пэтрэуци и кончины св. Стефана III). По обе стороны перехода из усыпальницы в нартекс помещены 2 ктиторские композиции. С юж. стороны вместе с митр. Молдавским свт. Феоктистом I изображена семья св. Стефана III: сыновья Богдан и Александру, супруга Мария Войкица, дочери Анна и Мария; с сев. стороны - более поздние ктиторы: господари Георге Штефан (1653-1658) и Еустратие Дабижа (1661-1665), свт. Иаков I Путнянский, патриархи Румынские Иустин (Мойсеску; 1977-1986) и Феоктист (Арэпашу; 1987-2007).
Согласно инвентарной описи 1796 г., богато орнаментированный резной иконостас церкви был изготовлен в 1773 г. на средства П., свт. Иакова I и др. Большую часть икон создал местный иконописец Георгий. В местном ряду неск. икон написаны др. иконописцами - современниками Георгия (напр., иконы апостолов Петра и Павла и Успения Пресв. Богородицы; согласно описи - «русского письма»), а также более позднего времени (напр., икона Божией Матери с Младенцем, XIX в.).
Была расписана в 1980-1984 гг. также братьями Морошанами. В нижнем регистре притвора изображена довольно обширная ктиторская галерея, включающая господарей Александру I Доброго, св. Стефана III, Александру III Лэпушняну, Василе Лупу, Георге Штефана, а также митр. Молдавского свт. Феоктиста I. Иконостас церкви включал в себя иконы сер. XVIII и XIX в. работы местных иконописцев и выделялся богатой резьбой по дереву. В 80-х гг. ХХ в. местными мастерами был написан новый иконостас, а старый переместили в ц. св. Апостолов в Гура-Путней.
Выполняющая роль сокровищницы мон-ря башня (высота 18 м) была возведена в готическом стиле при св. Стефане III в 1481 г. в зап. части окружной стены. Первый уровень имеет квадратную форму (9×9 м), вход осуществляется через приставную лестницу, к-рую в случае опасности убирали. Остальные 3 этажа - 8-угольной формы, на вост. стене расположена каменная лестница спиралевидной формы. Стены поддерживают 4 контрфорса. В результате археологических раскопок были обнаружены фундаменты др. башен св. Стефана III: одной - в сев.-зап. углу и другой - на месте совр. колокольни (Paradais. 1988. P. 66). В зап. части П., недалеко от старой входной башни, свт. Иаков I Путнянский в 1757 г. воздвиг новую, о чем свидетельствует расположенный на внутренней стороне башни каменный рельеф с гербом господаря Константина Раковицэ (1749-1753, 1756-1757). С внешней стороны вмонтирована ктиторская надпись с гербом св. Стефана III, воспроизводящая оригинальную надпись XV в., в к-рой говорилось о возведении П. в 1481 г. св. Стефаном III. Башня названа в честь румын. поэта Эминеску, ночевавшего в ней в 1871 г. С 70-х гг. ХХ в. в этом помещении находится музей подарков П.
Между 1982 и 1988 гг. на месте, где археологические раскопки 1980-1982 гг. выявили следы господарского дома, по проекту архитекторов Ш. Балша и В. Антонеску был построен новый. В строение были включены нек-рые фрагменты готических профилей, найденные археологами. Др. декоративные элементы (напр., эмалированные разноцветные керамические диски) были изготовлены в соответствии с образцами XV в. В господарском доме расположен большой зал, где проводятся Коллоквиумы Путны и встречи с гостями П. В нем также есть жилые помещения, кухня и трапезная.
Др. значительное сооружение на территории П.- 2-этажное здание музея и б-ки, возведенное после многочисленных перестроек и расширений в 1975-1976 гг. За монастырскими стенами в 1936-1939 гг. митр. Буковины Виссарион (Пую) на средства церковного фонда построил архондарик. Конфискованный после установления коммунистического режима (в нем был организован санаторий, затем отель), он после 1989 г. был возвращен П. Пожар 1999 г. практически уничтожил строение, и силами мон-ря в 2004 г. здание было отстроено заново и названо в честь митр. Виссариона. В 80-х гг. ХХ в. южнее мон-ря было возведено здание для рабочих, занятых при постройке господарского дома. Ныне в нем организован 2-й архондарик, посвященный прп. Даниилу Пустыннику. Значительное число паломников, посещающих П., привело к необходимости строительства 3-го архондарика, во имя свт. Николая, рассчитанного на 220 мест. Помимо этого для студентов и школьников, приезжающих в П. на каникулы, построен кемпинг из деревянных домиков.
Последним крупным строением (к юго-западу от мон-ря) является сданное в эксплуатацию 2 мая 2019 г. здание Культурного центра во имя свт. Иакова I Путнянского. В нем устроены мастерские художественных ремесел, особое внимание уделяется реставрационным специальностям (реставрации иконописи, лицевого шитья и др.).