[Побрата; румын. Probota, Pobrata], муж. (с 1993 женский) мон-рь во имя свт. Николая Мирликийского Сучавской и Рэдэуцкой архиепиcкопии в составе Молдовы и Буковины митрополииРумынской Православной Церкви (РумПЦ). Расположен в с. Пробота (ныне в жудеце Сучава, в 6 км от г. Долхаска, Румыния). В 1993 г. кафоликон П. занесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (в числе 7 церквей Румынии, имеющих выдающуюся роспись), в 2015 г.- в Список исторических памятников жудеца Сучава.
Согласно преданию, П. был основан в нач. XIV в. неск. монахами, к-рые выстроили в лесу деревянную церковь, и это место получило название Sihăstria din poiană (Скит на поляне) (Ioanichie (Bălan). 1981. P. 161). По мнению занимавшегося изучением истории мон-ря митр. Молдавского Досифея (Барилэ; 1671-1674, 1676-1686), ссылавшегося на утраченные ныне источники, П. был основан отшельниками в начале образования Молдавского княжества (т. е. в сер. XIV в.) (Melchisedec (Ştefănescu). 1885. P. 157-158). Наиболее ранний сохранившийся источник, в к-ром упоминается П., датирован 2 июля 1396 г.: это дарственная, выданная молдав. господарем Штефаном I (1394-1399) «монастырю святого Николая, что находится между рекой Шомуз и ручейком Побрата», на село Бодино (Бодинци) (DRH. A. Moldova. Vol. 1. P. 7-9. N 6). До сер. XV в. в документах неоднократно упоминается Mănăstirea sfântul Nicolae din Poiană (Свято-Никольский мон-рь на поляне), c 1443 г. мон-рь именуется Побрата (т. е. братство), позже - Пробота (Buzatu. 1968. P. 6). В синодике (помельнике) П. за 1823 г. сказано, что древняя деревянная церковь сооружена на месте старого кладбища, где были захоронены рабы (место не идентифицировано) (Sinigalia, Puşcaşu. 2000. P. 12).
До сер. XV в. П. жертвовали много денежных средств, сел, мельниц, озер, а также рабов; это позволяло насельникам вести широкое хозяйство. Молдав. господарь св. Стефан III Великий (1457-1504) также щедро одарил П. землей, богатствами и др.. Кроме того, недалеко от ручья он построил 2 каменные церкви, это место получило название Probota Veche (Ст. Пробота), сохранились руины 2-й церкви. Было высказано мнение (археологи К. Николеску и Ф. Жипеску), что 1-ю церковь мог выстроить молдавскому господарь Александру I Добрый (1400-1432), однако эта гипотеза не доказана (Nicolescu, Jipescu. 1956. P. 292-298; Cereteu. 2004. P. 70). Очевидно, эти церкви были разрушены в результате оползней. Во время археологических исследований 1952 г. и более поздних лет были найдены фрагменты настенной росписи и частицы полихромной керамики, используемой, по всей вероятности, для украшения фасадов этих церквей (Bătrăna L., Bătrâna A. 1977. P. 205-230).
Первая каменная церковь на территории совр. мон-ря, в 200 м к западу от церквей св. Стефана III, была сооружена сыном св. Стефана III молдав. господарем Петру IV Рарешем в 1530 г. (Sinigalia, Puşcaşu. 2000. P. 13). П. считается 1-м и главным мон-рем Петру IV: в кафоликоне была устроена усыпальница для господаря (похоронен в 1546) и членов его семьи (Grigore Ureche. 1990. P. 73, 84; Cronica lui Macarie. 1959. P. 103). Это вызвало недовольство среди монашествующих Молдавского княжества, поскольку по традиции молдав. господарей погребали в мон-рях Бистрица и Путна. В 1550 г. при содействии Елены Бранкович, вдовы Петру IV, и ее сыновей Ильяша, Штефана VI и Константина вокруг кафоликона П. была выстроена мощная стена с оборонительными башнями на юго-вост. и сев.-вост. углах с входной башней в центре вост. стены. Археологические исследования выявили со временем исчезнувшие в периметре мон-ря здание с погребами к юго-западу от кафоликона (атрибутируют как настоятельский или гостевой дом для господаря), существовавшее до первых десятилетий XVII в. (погреба - до кон. XVIII в.); келейный корпус (длина 30 м), выстроенный Еленой вдоль юж. стены; трапезную к юго-востоку от входной башни (разрушилась не позже 1640) (Balş, Ghika-Budeşti. 1909. P. 54; Buzatu. 1968. P. 12-13).
В XVI в. П. упоминается в дарственных, чаще всего - в документах ктитора П. и родственника Петру IV Григория I Рошки, к-рый ок. 1523 г. стал 1-м настоятелем П., а затем - Молдавским митрополитом (1546-1551) (Eşanu A., Eşanu V. 2017. P. 21-43). После кончины всех членов семьи Петру IV П. утратил значение господарской усыпальницы; впосл. здесь хоронили бояр (наиболее известны захоронения представителей семьи Строичей) (Sinigalia. 2007. P. 8). В этот период П. часто подвергался ограблениям и поджогам (Melchisedec (Ştefănescu). 1885. P. 163-164).
В первые десятилетия XVII в. П. находился в тяжелом положении. Господарь Василе Лупу (1634-1653) отреставрировал сгоревшую кровлю Никольской ц., оборонительную стену и башни (юж. стена была передвинута), в 1646 г. около юж. стены построил новый господарский дом. Между кафоликоном и келейным корпусом было построено большое здание с погребом. Реставрационные работы были проведены также при господаре Еустратие Дабиже (1661-1665) при помощи его родственника ворника Шолдана, а также еп. Романского Досифея (Барилэ; 1660-1671) (Sinigalia, Puşcaşu. 2000. P. 16). Здания, построенные в XVII в., сильно пострадали..
В 1677 г. митр. Молдавский Досифей (Барилэ) передал П. с его владениями храму Гроба Господня в Иерусалиме. Обителью стали управлять греческие монахи, не заботившиеся о сохранении монастырского комплекса, что привело к его запущению и сокращению числа насельников. В результате землетрясения 1790 г. мн. здания П. были полностью разрушены ((Ibid. P. 17, 20-26). Очевидно, П. испытал и воздействие землетрясений 1793 и 1802 гг., из-за к-рых в Молдавском княжестве пострадали мн. мон-ри и храмы (Сereteu. 2015. P. 27-32, 33-38). По нек-рым сведениям, П. частично реставрировали в 1755 и 1835 гг. (Stoicescu. 1974. P. 692).
В XIX в. П. считался одним из беднейших мон-рей в Молдавском княжестве. В 1863 г. в результате секуляризации монастырских владений собственность П. отошла гос-ву, мон-рь был закрыт, Никольская ц. стала приходской. Здания комплекса разрушались, местные жители использовали строительные материалы для постройки своих домов и для др. нужд. В 1879 г. П. посетил еп. Романский Мелхиседек (Стефанеску); он описал руины зданий, к-рые землетрясением 1893 г. были окончательно разрушены (Melchisedec (Ştefănescu). 1885. P. 169; Sinigalia, Puşcaşu. 2000. P. 18).
В центре общественного внимания П. оказался в 1904 г., когда отмечалось 400-летие со дня кончины св. Стефана III. Были проведены незначительные восстановительные работы, особое внимание уделено надгробиям в Никольской ц. Объемная реставрация была проведена Комиссией исторических памятников Румынии в 1934-1937 гг., работами руководил известный архит. Х. Теодору: были отреставрированы крыша церкви и фундамент, открыты окна пронаоса и притвора (ранее замурованные), частично расчищена наружная роспись. В 1986 г. в соответствии с канонами молдав. архитектуры в Никольской ц. была сделана новая, удлиненная ввысь кровля, к-рая возвратила ей старый облик и сблизила ее с церквами времен св. Стефана III и Петру IV (Sinigalia. 2007. P. 9).
В 1993 г. П. был открыт как жен. мон-рь. В 1996-2001 гг. при координации ЮНЕСКО и финансовой поддержке Мин-ва культуры Румынии и япон. орг-ции по сохранению Всемирного культурного наследия (Japanese Funds-in-Trust for the Preservation of the World Cultural Heritage) были проведены обширные реставрационные работы. В П. подвизаются 15 насельниц, настоятельница - игум. Марина (Цуркану). Сестры занимаются в основном земледелием, вышивкой и ткачеством, ведут широкую благотворительную деятельность в отношении детей из малоимущих семей, стариков и бездомных.
П. составляют мощные оборонительные стены (толщина 1-1,1 м, высота 6 м) с 2 башнями - в юго-вост. и сев.-вост. углах и с башней в центре вост. стены, под к-рой располагался вход в П.; кафоликон во имя свт. Николая (в 30 м от входа в мон-рь) и 3-уровневое здание к северо-западу от кафоликона (исльзуютя как рухольная, архивное помещение и ризница, на 1-м этаже размещена часовня, на 3-м - звонница; долгое время считалось, что здание использовалось как гостевой дом для господаря и его семьи).
Архитектурное решение кафоликона во имя свт. Николая сходно с решением кафоликонов мон-ря Путна и Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря, в к-рых наряду с соблюдением традиций молдав. стиля, появившегося при св. Стефане III, переплетаются византийские и готические элементы. Церковь представляет собой триконх (длина 30 м, ширина в боковых апсидах 9 м, высота ок. 30 м), композиция сохраняет визант. влияние: храм разделен на алтарь, наос, усыпальницу, пронаос и притвор. Апсида алтаря полукруглая внутри, 7-угольная снаружи; алтарная часть необычайно высокая. Четыре толстые арки в консоли сводятся к системе поддержки купола (Sinigalia, Puşcaşu. 2000. P. 27; Iorga, Balş. 1922. P. 113). Неф просторный и высокий, с 2 боковыми апсидами, над ним возвышается барабан с 4 окнами, опирающийся на 2 звездообразные базы. Свет проникает в наос через окна, расположенные по центру каждой апсиды. Усыпальница узкая, освещена 2 маленькими окнами - в сев. и юж. стенах. Переход из усыпальницы в неф и пронаос осуществляется через двери с ярко выраженными архитектурными особенностями эпохи Возрождения, что является новшеством в молдав. архитектуре этого периода (Sinigalia, Puşcaşu. 2000. P. 28-30). Пронаос просторный, освещен 4 большими и высокими готическими окнами. Закрытый притвор также имеет готические элементы, особенно это заметно в очертаниях 8 высоких окон (4 больших окна расположены на зап. стене; по 2, более узких,- на сев. и юж. стенах; окна реставрировал в 30-х гг. XX в. Теодору) (Ibid. P. 33, 94).
Церковь построена из бутового камня, по краям окон и дверей и в системе сводов использован кирпич. По 2 контрфорса расположены по краям боковых апсид, еще 2 - по углам притвора. По центру апсиды алтаря контрфорс доходит до уровня окна. От уровня фундамента поднимаются высокие полукруглые в верхней части ниши. Над ними по периметру церкви, кроме стены притвора, расположены окна. Притвор сооружен из качественно ошлифованных каменных блоков одновременно с основным зданием церкви, это является одной из особенностей архитектуры П. Кровля разделена на части в соответствии с внутренним делением церкви, над нефом возвышается башня с 4 окнами, опирающаяся на две 8-угольные базы. Археологические исследования подтвердили, что пол церкви был из красного кирпича (хорошо сохр. только в алтаре), в кон. XVIII в. на него были положены прямоугольные каменные плиты (Buzatu. 1968. P. 13).
В усыпальнице находится неск. склепов. В юж. части расположены гробницы Петру IV и его супруги Елены, с противоположной стороны - их сына Штефана VI († 1552); к востоку. от гробниц Петру IV и Елены - маленькие гробницы их несовершеннолетнего сына Йона и дочери (имя не установлено), а также их внучки от сына Штефана VI - Сафиры. В пронаосе и притворе идентифицированы крипты пыркэлабов (управляющих крепостями) Хырэ и Фрэциана, гетмана Вартика, 7 членов семьи великого вистиерника Симьона Строича, а также захоронения монахов и светских лиц (Sinigalia, Puşcaşu. 2000. P. 29-30, 36).
В результате последней реставрации в усыпальнице и в пронаосе кафоликона были обнаружены следы иконостасов XIX в. Сохранились также детали мебели (тетрапод и аналой; находятся в Национальном музее искусств Румынии в Бухаресте) (Ibid. P. 86-88). На территории П. сохранилась 21 надгробная плита; 3 из них были привезены из Ст. Проботы. Согласно эпиграфике, все плиты относятся к 1464-1640 гг. и посвящены ктиторам, благотворителям и насельникам П. (Ibid. P. 88).
Иконографическая программа характеризуется как традиц. чертами, так и демонстрирует ряд нововведений - в первую очередь это относится к росписи купола и барабана, где при отсутствии традиционных пророческого и апостольского рядов все пространство посвящено масштабному изображению горнего мира, представленному в соответствии с трактатом «О небесной иерархии», приписываемым сщмч. Дионисию Ареопагиту (9 чинов ангельских - см. в ст. «Ареопагитики»). Изображение Христа Вседержителя во славе, помещенное в куполе, окружено 1-й триадой ангельских чинов: 6-крылыми серафимыми престолов (огненные кольца с крыльями и очами) и 4-крылыми херувимами в виде тетраморфа (согласно описанию в Иез 1. 5-24) и с крыльями, исполненными очей. На уровне оконных проемов представлена 2-я триада (господства, силы и власти). Эти ангелы индивидуализированы: одни - в шлемах и доспехах, другие - в царском облачении и в венцах, третьи - в головных уборах, напоминающих ренессансные бонеты с подогнутыми полями и разрезами, и в богато расшитых длинных туниках с продольными полосами. Ниже представлены ангелы 3-й триады: начала - в венцах в форме митр и в ефодах с имитацией иудейских букв, архангелы - с посохами и ангелы - с рипидами. В малых парусах находятся серафимы, в больших парусах - евангелисты. На сводах косых арок представлены парные изображения пророков, коррелирующие с расположенными ниже сценами двунадесятых праздников: пророки Давид и Соломон - над сценой «Благовещение Пресв. Богородицы», Амос и Варух - над «Рождеством Христовым», Моисей и Исаия - над «Сретением Господним», Иезекииль и Иеремия - над «Крещением Господним». У основания барабана по всей окружности представлена сцена «Божественная литургия» с Христом Жертвуемым и Жертвуемом (The Restoration. 2001. Pl. 2).
В конхе алтарной апсиды помещено традиц. изображение Пресв. Богородицы с Младенцем на троне в окружении архангелов (по 2 с каждой стороны). Сверху конха опоясана триумфальной аркой, к-рая благодаря удлинению вост. трансепта состоит из 4 арок, ступенчато нисходящих в сторону апсиды. На арке, непосредственно опоясывающей конху, изображены в медальонах 10 святителей. На следующей арке в зените расположено изображение св. Анны, по бокам - ангелы, херувимы и серафимы. В центре 3-й от конхи арки в 3 медальонах помещено изображение Св. Троицы: Пантократор, Престол Уготованный со Св. Духом в виде голубя и Ветхий денми, на склонах - пророки. На арке, расположенной со стороны нефа, помещена сцена «Вознесение Господне». Непосредственно под изображением в конхе находятся 2 регистра, содержащие как традиционные для данного пространства сцены (в центральной части 2-го регистра, с севера на юг: «Омовение ног», «Причащение хлебом», «Причащение вином» и «Тайная вечеря»), так и впервые встречающиеся. Это иллюстрации воскресных богослужений Цветной Триоди: «Беседа Христа с самаритянкой у колодца», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Уверение Фомы», «Явление Христа св. Марии Магдалине», «Исцеление расслабленного», а также «Преполовение», фигуры апостолов Петра и Павла (1-й регистр, с севера на юг) и сцены «Исцеление слепого» и «Исцеление человека с иссохшей рукой» (1-я и последняя во 2-м регистре). После росписи П. цикл Цветной Триоди был проиллюстрирован также в росписи алтарного пространства ц. вмч. Георгия в Сучаве и ц. Всех святых в Пэрхэуци.
В нижнем регистре алтарного полукружия традиционно представлена композиция «Поклонение Жертве» (The Restoration. 2001. Pl. 4). Особенностью композиции является изображение Жертвы: свт. Иоанн Златоуст держит на левой руке уменьшенную фигуру взрослого Христа с отрубленными руками, к-рые положены на дискос, покрытый покровцом, и в правой - копие. Подобное доведенное до натуралистичной крайности изображение евхаристической Жертвы известно в редких изводах иконографии свт. Василия Великого (в частности, на лицевом покровце из ГММК, XV в.: Маясова. 1986. С. 409-419, с. 410 илл.; Ciobanu. 2007. P. 339). Однако изображение свт. Иоанна Златоуста из П. в таком контексте остается уникальным. Возможно, данный натуралистический акцент в изображении Св. Жертвы имеет полемический оттенок по отношению к распространяющейся в это время Реформации, подчеркивая реальность пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
В жертвеннике помещены традиц. Композиции «Не рыдай Мене, Мати», «Видение свт. Петра Александрийского», изображения свт. Митрофана, ангелов и серафимов. В диаконнике представлен кефалофорный образ свт. Иоанна Предтечи, а также святители Нифонт, Иоанн V (III) Милостивый, Амвросий, Епифаний и Киприан (The Restoration. 2001. Pl. 4).
Цикл двунадесятых праздников, начатый в тимпанах купола, продолжается в конхах боковых апсид (композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» на юге и «Распятие Господне» на севере), а также на большом тимпане зап. стены (обширная сцена «Успение Пресв. Богородицы», занимающая также пространство 1-го регистра стен нефа). На арках, обрамляющих апсиды, помещены фигуры 11 святителей в медальонах. На зап. арке, обрамляющей большой тимпан зап. стены, в 2 регистра в медальонах помещены изображения св. Иоанна Предтечи, арх. Михаила и 18 пророков. Ряд сцен двунадесятых праздников расположен также на юж. стене верхнего регистра нефа между др. сценами: за изображением св. Иоанна Предтечи (?) следуют «Вход Господень в Иерусалим», «Спас Недреманное Око», «Христос на Тивериадском море», «Преображение Господне» и в том же регистре на сев. стене - «Воскрешение Лазаря».
Страстной цикл представлен в виде непрерывного фриза и расположен частично в 1-м регистре сев. стены и целиком во 2-м регистре стен, включая оконные проемы: «Моление о Чаше», «Апостолы, заснувшие у подножия Елеонской горы», «Кого ищете?» (Ин 18. 4-6), «Поцелуй Иуды», «Христос перед первосвященниками» (юж. стена), «Отречение Петра», «Раскаяние Петра», «Христос перед Пилатом», «Поругание Христа», «Бичевание Христа» (зап. стена), «Иуда возвращает сребреники», «Самоубийство Иуды», «Крестный путь», «Кавалькада Пилата», «Восхождение на Крест», «Иосиф Аримафейский испрашивает у Пилата тело Христово», «Разделение одежд», «Снятие с Креста», «Стража у Гроба», «Оплакивание Христа» и «Воскресение Христово» (сев. стена).
В нижнем ряду юж. стены с востока на запад помещены сцена «Гостеприимство Авраамово», изображения свт. Николая, св. воинов Артемия, Никиты и Агафона, св. врачей Космы, Дамиана и Пантелеимона и ставшая традиционной в молдав. иконографии с кон. XV в. композиция, представляющая фигуру в рост Пресв. Богородицы с Младенцем, фланкированную 2 архангелами. На зап. стене с юга на север расположены композиция «Причащение Марии Египетской прп. Зосимой» и изображение прп. Феодосия, на своде находится «Спас на убрусе»; справа от портала - вмц. Варвара и св. равноапостольные Константин и Елена. На сев. стене с запада на восток нижний ряд занимают изображения св. воинов Иакова Персидского, Прокопия, Меркурия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Димитрия Солунского, Нестора, Луппа, Георгия, за к-рыми следуют изображение арх. Михаила и Деисус, в к-ром Христос представлен в архиерейском облачении (The Restoration. 2001. Pl. 7). Ктиторский портрет, расположенный на зап. стене, был переделан, по-видимому, во время правления сына Петру IV Рареша - Ильяша (1546-1551). Это единственный пример в молдав. стенописи, когда главный ктитор, Петру IV, преподносит церковь Христу не восседающему на троне, а благословляющему с небес обеими руками, окруженному 4 символами евангелистов. Позже в композицию были добавлены изображения детей Петру IV и Елены Бранкович - Руксандры и Константина, родившихся после выполнения росписей. Особо выделена фигура Ильяша Рареша: на его голове такая же корона, как у отца (возможно, желание подчеркнуть свое наследственное право и послужило поводом для переделки всей ктиторской композиции), однако лицо его зачернено, а имя стерто - по-видимому, в этом проявилось damnatio memoriae (проклятие памяти), к-рому он был предан после того, как покинул страну и принял ислам (Sinigalia, Puşcaşu. 2000. P. 61-63).
Стены усыпальницы большей частью заняты обширным минейным циклом, расположенным на сводах и стенах в 6 регистров, начинающихся в сев. части вост. стены (с 1 сент. по 28 февр.). В нижнем, 7-м регистре помещены изображения преподобных, в вост. части юж. стены находится надгробный портрет сына Петру IV Йоана, предстоящего восседающему на троне свт. Николаю (The Restoration. 2001. Pl. 10).
Своды нартекса завершаются 2 куполами, в к-рых представлены образы Божией Матери «Знамение» (восточный) и св. Анны с Младенцем Марией (западный), окруженные ангелами. В обоих случаях на 8 малых парусах звездчатых сводов изображены серафимы, в люнетах вост. свода - 8 пророков, западного - 8 ангелов. Также по 8 пророков и апостолов изображено на сев. и юж. арках вост. и зап. сводов. На больших парусах вост. свода представлены св. гимнографы преподобные Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец и исп. Феофан Начертанный, а западного - авторы литургий ап. Иаков, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий I Великий [Двоеслов]. На больших тимпанах стен размещены изображения 7 Вселенских Соборов. На стенах в 3 регистрах представлен минейный цикл с 1 марта по 31 авг. Для обозначения месяцев марта и мая использованы знаки зодиака. В нижнем регистре вост. стены по обе стороны входа в неф изображены архангелы Михаил и Гавриил, а за ними - апостолы Петр и Павел и далее по всему периметру - преподобные отцы (Ibil. Pl. 13, 15).
В притворе своды, зап. стену целиком, а также верхние части над окнами северной и южной стен занимает грандиозная композиция «Страшный Суд». Над окнами зап. стены в группах по трое изображены 12 пророков. Большую часть южной, северной и западной стен занимают крупные удлиненные окна, в проемах к-рых помещены изображения мучениц (Ibid. Pl. 17).
Несмотря на значительные потери, часть иконографической программы внешней росписи можно восстановить. Поверхности 3 апсид занимает традиционная для молдав. внешней росписи композиция Rugăciunea Tutulor sfinţilor (Моление всех святых), представляющая шествие различных категорий святых по направлению к центральной оси алтарной апсиды. Под карнизом на уровне притвора фрагментарно сохранились 3 житийных цикла: прп. Антония Великого (сев. фасад), свт. Николая (зап. фасад) и вмч. Георгия (юж. фасад). На юж. стене можно идентифицировать 24 сцены, иллюстрирующие Акафист Пресв. Богородице, сцену «Осада Константинополя», аналогичную гораздо лучше сохранившимся изображениям в мон-рях Хумор и Молдовица, и довольно значительных размеров сцену «О Тебе радуется». Ближе к апсиде на юж. стене представлена сцена «Древо Иессеево», а на фланкирующем ее с востока контрфорсе видны изображения античных мудрецов (Ibid. Pl. 18). Между южной апсидой и соседним с ней контрфорсом с западной стороны проиллюстрирована притча о блудном сыне в 5 эпизодах. Также на юж. стене, справа от входа в притвор, угадывается фигура в монашеском облачении с подписью: «Григорий игумен», что позволяет отождествить это изображение с портретом настоятеля мон-ря Григория I Рошки (Ciobanu. 2018. Р. 445-446).
Наиболее ценными святынями П. считаются 3 Четвероевангелия. Одно было подарено монастырю Еленой Бранкович в 1551 г. и ныне хранится в вмц. Екатерины мон-ре на Синае (Însemnări de pe manuscrise. 2008. Vol. 1. P. 67). Др. Четвероевангелие (XVII в.) митр. Досифей (Барилэ) подарил Иерусалимской Патриархии, где оно хранится и поныне (Ibid. P. 61, 287-288). Третье (возможно, было подарено мон-рю Еленой в 1550) хранится в ризнице храма Гроба Господня (Ibid. P. 289; Sinigalia, Puşcaşu. 2000. P. 89-90).
Исходя из сведений колофонов рукописей, в П. был центр по переписыванию книг. Известны Минея за авг. и, возможно, созданная в XVI в. иеродиак. Иоилем ( он же может быть составитем Минеи за июнь) (Însemnări de pe manuscrise. 2009. Vol. 1. P. 81, 119, 265), Лествица (XVI в.; до 1650 принадлежала мон. Савлу из П.), Житие прп. Сергия Радонежского (XVI в., на слав. языке; ключник Адриан (Ангелов) подарил его мон-рям Путна и П.) (Ibid. P. 338-340), Триодь (1640 г; принадлежала мон. Дорофею), Литургия (XVI в.) (Ibid. P. 409, 417 -419, 486). Мон-рь занимался распространением и продажей также и печатных книг, сведения об этом сохранились в книжных пометах. Напр., в 1808 г. П. за 50 лей была продана Триодь (Блаж, 1771; хранится в б-ке ц. вмч. Димитрия в с. Пэисени, жудец Сучава) (Mitric. 2005. P. 143, 311; Însemnări de pe manuscrise. 2009. Vol. 3. P. 587).