Владимир Владимирович (род. 7.10.1952, Ленинград (ныне С.-Петербург)), российский гос. деятель, Президент Российской Федерации в 2000-2008 и с 2012 г., Председатель Правительства РФ в 1999-2000 и 2008-2012 гг. Из рабочей семьи. Отец, Владимир Спиридонович Путин (1911-1999), участник обороны Ленинграда во время Великой Отечественной войны, и мать, Мария Ивановна Путина (урожд. Шеломова; 1911-1998), работали на вагоностроительном заводе. Крещен в младенчестве по инициативе матери и втайне от отца, убежденного коммуниста, в кон. 1952 или в нач. 1953 г. в Преображенском храме Ленинграда.
В 1960-1968 гг. учился в ленинградской школе № 193, затем поступил в среднюю школу № 281, которую окончил в 1970 г. В 1970-1975 гг. учился на международном отд-нии юридического фак-та Ленинградского гос. ун-та. В 1975 г. принят на службу в органы Комитета гос. безопасности (КГБ) в Ленинграде. В 1985-1990 гг. проходил службу в Германской Демократической Республике, после чего вернулся в Ленинград. В 1991 г. ушел в отставку из органов КГБ, полковник. В том же году перешел на работу в мэрию С.-Петербурга. Работал председателем Комитета по внешним связям городской администрации, являлся зам. мэра С.-Петербурга (1992-1994), 1-м зам. председателя правительства города (1994-1996). В авг. 1996 г. перешел на работу в Москву, в Администрацию Президента РФ, занимал должности зам. управляющего делами (1996-1997), начальника Главного контрольного управления (1997-1998), 1-го зам. руководителя Администрации Президента РФ (1998). 25 июля 1998 г. назначен директором Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ. С 29 марта 1999 г. одновременно являлся секретарем Совета безопасности РФ.
9 авг. 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин назначил П. временно исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ, публично высказавшись о нем в телеобращении как о своем преемнике, к-рый «способен консолидировать общество», «сплотить вокруг себя тех, кому в новом, XXI веке предстоит обновлять великую Россию». 16 авг. того же года утвержден Гос. думой РФ Председателем Правительства РФ. Деятельность П. во главе Правительства происходила в условиях вооруженного конфликта на Сев. Кавказе, возобновившегося летом 1999 г. после вторжения в Дагестан с территории Чечни отрядов террористов. Также террористические акты, сопровождавшиеся большими жертвами, произошли в ряде российских городов, в т. ч. в Москве. Решительные действия П. по уничтожению угрозы терроризма на Сев. Кавказе обеспечили ему поддержку большинства населения и успех на выборах в Гос. думу в дек. 1999 г. ориентировавшегося на П. политического движения «Единство».
30 дек. 1999 г. была опубликована программная статья П. «Россия на рубеже тысячелетий» с изложением его политических приоритетов: недопустимость новых революций, угрожающих политической стабильности; отказ от возвращения к советскому опыту социальных экспериментов, поиск страной собственного пути вместо «схем из западных учебников»; необходимость борьбы с бедностью, обеспечения роста благосостояния населения и повышения эффективности российской экономики; становление сильного гос-ва. П. высказался против воссоздания особой гос. идеологии, полагая, что нужно стремиться к синтезу мировоззренческих ценностей - как общечеловеческих, так и традиц. российских, таких как патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность.
31 дек. 1999 г. Президент Ельцин объявил о своей отставке. П. в соответствии с Конституцией РФ стал исполнять обязанности главы государства. На процедуру передачи П. властных полномочий в Московский Кремль был приглашен патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), к-рый беседовал с обоими политиками и благословил их. 26 марта 2000 г. на президентских выборах П. получил в 1-м туре 52,9% голосов избирателей и был избран Президентом РФ на 1-й четырехлетний срок. После инаугурации 7 мая того же года патриарх Московский и всея Руси совершил в Благовещенском соборе Московского Кремля в присутствии П. молебен по случаю вступления его в должность Президента РФ. Традиция инаугурационных богослужений сохранялась и во время всех последующих церемоний вступления в должность главы Российского гос-ва.
Став президентом, П. продолжил руководство действиями по завершению контртеррористической операции (КТО) и налаживанию мирной жизни на Сев. Кавказе. Этому содействовала поддержка выступавших против терроризма и экстремизма региональных общественных и религ. структур, организация на их основе местных органов власти, активное оказание гос-вом помощи в восстановлении экономики и социальной сферы пострадавших во время конфликта районов. В апр. 2000 г. широкомасштабные боевые действия в Чечне завершились разгромом незаконных вооруженных формирований, однако отдельные группы боевиков продолжали совершать нападения и террористические акты против мирного населения еще неск. лет.
С начала президентства П. первоочередными задачами являлись укрепление федеральной власти, обеспечение единого экономического и правового пространства на всей территории РФ, преодоление гос. дезинтеграции, тенденции которой возникли в 90-х гг. ХХ в. В течение неск. лет законодательства субъектов РФ были приведены в соответствие с федеральными законами, федеральный центр и регионы четко разграничили между собой предметы ведения и полномочия управления, были урегулированы межбюджетные отношения.
Уже в начале президентства П. прекратилась существовавшая в 90-х гг. ХХ в. практика нелегитимного вмешательства руководства крупных финансово-промышленных корпораций в государственно-политическую деятельность. В Гос. думе с 2000 г. сформировалось большинство парламентских фракций, поддерживавших П., в т. ч. ранее дистанцировавшегося от него объединения «Отечество - Вся Россия» (ОВР). В 2001 г. «Единство» и ОВР объединились в партию «Единая Россия», к-рая на всех последующих выборах в Гос. думу получала большинство голосов избирателей, обеспечивая поддержку в парламенте политики П.
Большое значение для успешного развития экономики имела налоговая реформа, снижение налоговой нагрузки привело к повышению собираемости налогов и стало одним из важных факторов высоких темпов экономического роста. Этому также способствовали благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура (рост доходов от нефтегазового экспорта) и меры бюджетно-финансового регулирования. Успешное развитие экономики обеспечило ощутимый рост реальных доходов и благосостояния населения, снижение уровня безработицы и доли граждан, живущих ниже уровня бедности (с 29% в 2000 до 18% в 2004).
В отношениях со странами СНГ, которые рассматривались П. как приоритетные во внешней политике, предпринимались действия по углублению экономической и политической интеграции. 10 окт. 2000 г. был подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС). 14 мая 2002 г. гос-ва СНГ, подписавшие Договор о коллективной безопасности, преобразовали свое сообщество в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В июне 2001 г. было создано региональное объединение ряда стран СНГ (России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана) и КНР - Шанхайская орг-ция сотрудничества (ШОС), первоначально имевшая целью сотрудничество в борьбе с терроризмом и международной преступной деятельностью (прежде всего наркоторговлей). Впосл. приоритетным в деятельности ШОС стало развитие торгово-экономических отношений.
14 марта 2004 г. П., получив на президентских выборах в 1-м туре 71% голосов избирателей, был переизбран на 2-й четырехлетний срок. В этот период происходило дальнейшее укрепление государственно-политической централизации. Одновременно получили развитие новые формы участия общественных орг-ций в гос. управлении через привлечение их представителей к работе различных Советов (по правам человека, по местному самоуправлению и др.) при Президенте РФ, Общественной палаты РФ и общественных палат регионов. Были достигнуты решающие успехи в нормализации ситуации в Чеченской Республике. В янв. 2006 г. П. заявил о фактическом окончании контртеррористической операции в Чечне (формально режим КТО отменен 18 апр. 2009).
В 2004-2008 гг. Россия продолжала сохранять высокие темпы экономического роста. В 2005 г. была начата реализация 4 приоритетных национальных проектов в социально-экономической сфере: «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». В 2006 г. были приняты гос. меры к стимулированию рождаемости: увеличены детские пособия, введен материнский капитал. В 2007 г. была начата масштабная военная реформа, значительно усилившая Вооруженные силы РФ.
В 2004-2008 гг. продолжалась экономическая интеграция стран СНГ. Плодотворно развивались контакты России с Китаем, как в рамках ШОС, так и в двухсторонних отношениях. В отношениях России со странами Запада усилились негативные тенденции. США и нек-рые страны Европейского союза активно вмешивались во внутренние конфликты в странах СНГ (Молдавии, Грузии, Украины) на стороне противников сближения с Россией. На ухудшение российско-амер. отношений также повлияли планы США по размещению своих систем ПРО в Вост. Европе. 10 февр. 2007 г. П. выступил на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности с речью, посвященной критике проводимой США и их союзниками политики однополярности в мире (т. е. доминирования одной сверхдержавы), и заявил, что Россия намерена проводить независимую внешнюю политику.
Поскольку, согласно Конституции РФ 1993 г., не допускалось избрание одного и того же лица на должность Президента РФ более 2 сроков подряд, П. в конце своего 2-го президентского срока активно поддержал Д. А. Медведева как кандидата на очередных президентских выборах. 8 мая 2008 г., на следующий день после вступления в должность нового Президента РФ, П. был назначен Председателем Правительства РФ. Руководство П. Правительством пришлось на время глобального финансово-экономического кризиса, затронувшего и Россию, в частности в связи с резким падением мировых цен на нефть. Накопленные в предкризисный период бюджетные резервы позволили оказать гос. поддержку экономике без привлечения внешних заимствований. Принимаемые Правительством РФ меры и улучшение внешнеэкономической ситуации позволили преодолеть кризис. С 2010 г. начался восстановительный экономический рост, хотя и не достигший докризисных показателей.
На президентских выборах 4 марта 2012 г. П., получив 63,6% голосов избирателей, был вновь избран Президентом РФ на срок в 6 лет (согласно Закону «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» от 30 дек. 2008). Уже в день инаугурации, 7 мая, П. подписал 11 указов (майские указы), в которых были даны целевые показатели по зарплатам бюджетников в сферах медицины, образования, культуры и науки, определены меры по увеличению производительности труда, созданию высокопроизводительных рабочих мест, повышению доли инвестиций и наукоемких отраслей и по др. важнейшим социально-экономическим задачам. Реализация майских указов столкнулась с замедлением со 2-й пол. 2012 г. темпов экономического роста, в последующие годы эта тенденция усилилась из-за негативной динамики мировых цен на нефть.
Серьезное влияние на социально-экономическую ситуацию в России оказал политический кризис на Украине, к-рый начался в нояб. 2013 г. и привел в февр. 2014 г. к свержению законного правительства и приходу к власти представителей прозападных и антироссийских сил. Гос. переворот в Киеве был произведен при поддержке зап. стран и с активным участием укр. националистических групп, открыто враждебных к русскоязычному населению Украины. В этих условиях П. поддержал решение жителей русскоязычного Крымского п-ова через референдум самостоятельно решить свою судьбу и содействовал вхождению Крыма и Севастополя 18 марта 2014 г. в состав РФ. Также Россия оказала гуманитарную помощь населению вост. регионов Украины, где противостояние местных ополченцев с укр. вооруженными силами и националистическими военными формированиями приняло характер гражданской войны. Действия России по защите своих национальных интересов, а также прав и свобод соотечественников были объявлены США и их союзниками агрессией, что повлекло введение ими против РФ политических и торгово-экономических санкций. Помимо зап. санкций на экономике России негативно отразился начавшийся в 2014 г. очередной мировой финансовый кризис. В 2014 г. экономический рост фактически остановился, а по итогам 2015 г. было зафиксировано сокращение ВВП. В последующие годы эту тенденцию удалось переломить, но в целом экономический рост оставался незначительным.
Ухудшение экономической ситуации в течение неск. лет не сказывалось на уровне общественной поддержки главы гос-ва. Большинство граждан России положительно оценивали действия П. по защите национального суверенитета и успехи во внешней политике. Прекращение «стратегического партнерства» с Западом сопровождалось укреплением связей России с Китаем, Индией, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с др. гос-вами, поддерживавшими принцип многополярного мира. Международный авторитет РФ укрепился благодаря ее активному участию в борьбе с международным терроризмом на Ближ. Востоке и решающей роли в стабилизации ситуации в Сирии. Большое внимание российской и мировой общественности привлекли прошедшие в России зимние Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 г. в Сочи и чемпионат мира по футболу 2018 г.
18 марта 2018 г. П. в 4-й раз одержал победу на президентских выборах, получив 76,7% голосов избирателей, и был избран на 2-й шестилетний срок. В том же году в связи с ухудшением демографической ситуации в стране были проведены изменения в пенсионном законодательстве: возраст выхода граждан на пенсию увеличился на 5 лет, что впервые оказало негативную реакцию на популярность президента среди населения. 15 янв. 2020 г. П. выступил с масштабной программой гос. мер по улучшению демографической ситуации, однако ее реализация сразу же столкнулась с трудностями из-за нового мирового кризиса, связанного с пандемией коронавируса и падением цен на нефть.
Также в янв. 2020 г. П. была выдвинута инициатива по внесению изменений в текст Конституции РФ. Внесенные президентом поправки содержали гарантии минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума и регулярной индексации пенсий, требование к гос. служащим не иметь иностранное гражданство, недопущение призывов и действий к отчуждению территорий России, защиту исторической правды, поддержку и охрану культуры и природных богатств страны. Впервые в Конституцию РФ предлагалось внести упоминание рус. языка как языка государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ, и переданной народу России предками веры в Бога. Первое после конституционного референдума 1993 г. общероссийское голосование состоялось 25 июня - 1 июля 2020 г. 77,9% участвовавших в голосовании высказались за внесение изменений в Конституцию РФ.
В 2000-х - 10-х гг. ХХI в. в России продолжался количественный рост религ. орг-ций разных конфессий. Если в 2000 г. в стране насчитывалось 17,4 тыс. зарегистрированных религ. орг-ций, то в 2019 г. их число составило уже 30,9 тыс., т. е. выросло в 1,8 раза. В 2 раза увеличилось за это время число религ. орг-ций Русской Православной Церкви: в 2000 г. их было 9,2 тыс., в 2019 г.- 18,6 тыс., число приходов (местных религ. орг-ций) выросло с 8,6 тыс. до 17,2 тыс., духовных образовательных учреждений - с 43 до 63, количество мон-рей выросло с 374 до 500. Двухкратный рост числа религиозных общин показала и 2-я по численности в России конфессия - ислам. Если в 2000 г. в России было зарегистрировано ок. 3 тыс. мусульм. религ. орг-ций, то в 2019 г.- почти 6 тыс. Выросло и число орг-ций др. традиц. конфессий. Количество общин старообрядцев в 2000-2019 гг. увеличилось с 211 до 387, иудаистских - со 130 до 268, буддистских - со 176 до 269. Более чем в 2 раза увеличила количество своих приходов в России Армянская Апостольская Церковь - с 43 в 2000 г. до 106 в 2019 г.
Конфессиональная политика в президентство П., с одной стороны, продолжала начатый в 90-х гг. ХХ в., при Президенте РФ Ельцине, курс на строительство светского государства, имеющего благожелательные отношения с религ. орг-циями, но, с др. стороны, внесла в государственно-религ. отношения принципиальные изменения. Прежде всего это касалось качественного повышения уровня многостороннего сотрудничества гос. властей и религ. орг-ций, их поддержки гос-вом, носившей в предшествующий период во многом декларативный характер. Необходимость подобной гос. политики П. определял как важную меру обеспечения стабильности нравственной основы российского общества, его традиц. духовных ценностей. Всемерно содействовать возрождению и укреплению этих ценностей должно было, по мысли П., сотрудничество с традиц. религ. конфессиями - общественными институтами, к-рые являются носителями традиц. ценностей и к-рые исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение.
Одной из важнейших проблем во взаимоотношениях с религ. организациями, которую пришлось решать П. на посту президента, был вопрос о возвращении конфессиям изъятого у них в годы советской власти имущества (в СМИ в этой связи не вполне корректно употреблялся термин «реституция»). Эта проблема была поднята в обращении к П. Архиерейского юбилейного Собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Указывалось, что хотя при Президенте РФ Ельцине было немало сделано для возвращения храмов, св. мощей, икон, священных предметов, однако наиболее значительная часть возвращенных зданий и предметов не перешла в церковную собственность.
Обращение Архиерейского юбилейного Собора получило у П. благожелательный отклик. Он неоднократно говорил в публичных выступлениях о том, что нанесенный в советские годы ущерб был столь велик, что даже многолетняя поддержка религ. орг-циям гос-вом является лишь малой толикой в компенсации утраченного ими. 30 июня 2001 г. вышло Постановление Правительства РФ «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», заменившее аналогичное Постановление от 14 марта 1995 г. В отличие от Постановления 1995 г. Постановление 2001 г. относило к имуществу религ. назначения здания и сооружения с прилегающими земельными участками, в т. ч. монастырские и иные культовые комплексы. В 2007 г. началась разработка проекта соответствующего федерального закона. В янв. 2010 г. П., занимавший тогда должность Председателя Правительства РФ, объявил о завершении работы над законопроектом, практической моделью для к-рого должен был стать процесс возвращения Церкви московского Новодевичьего мон-ря. Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30 нояб. 2010 г. был принят в президентство Медведева, но его практическая реализация во многом происходила уже после возвращения П. на должность президента. На встрече с лидерами конфессий, состоявшейся 8 февр. 2012 г. в Даниловом мон-ре по инициативе Патриарха Кирилла, П. сообщил, что на цели восстановления религ. зданий, находившихся в федеральной собственности и переданных религ. орг-циям, гос-вом в 2008-2011 гг. было выделено 2,3 млрд р., а в 2012-2014 гг. будет выделено еще 3,5 млрд р. П. призвал религ. организации к деятельному участию в жизни общества и гос-ва. В свою очередь задачей гос-ва, по мнению П., является не только вернуть Церкви утраченное, но и создать условия для ее социальной работы, прежде всего в духовно-нравственной сфере, в области воспитания молодежи и помощи нуждающимся. Важной новацией, предложенной П. в сфере благотворительности и социальной работы, был допуск религ. некоммерческих орг-ций к гос. и муниципальным конкурсам по оказанию социальных услуг наравне с бюджетными учреждениями. П. высказался за участие представителей традиц. религий в работе наблюдательных советов при детских домах, интернатах, домах престарелых, местах заключения.
В том же году был принят еще один закон, по существу отменяющий декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г. в части запрета на преподавание религиозных предметов в общеобразовательной школе. В принятом 29 дек. 2012 г. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» вопросам участия религиозных организаций в образовательном процессе была посвящена ст. 87 - «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». Закон разрешал включение в школьные образовательные программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и о культурных традициях мировых религий. Образовательные программы в части таких учебных предметов должны были проходить экспертизу в соответствующей централизованной религ. орг-ции на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой орг-ции. Преподавать эти предметы должны были педагогические работники, рекомендуемые соответствующей централизованной религ. орг-цией. 12 окт. 2015 г. в число официально признанных научных дисциплин была включена теология. Ранее, в авг. 2014 г., П. положительно отозвался о возможности введения теологических кафедр в светских высших учебных заведениях, отнеся это к прерогативе руководства вузов.
Основным законодательным актом, регулирующим положение религ. орг-ций в России, продолжал оставаться принятый 26 сент. 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В 2000-2019 гг. было принято 26 федеральных законов, вносящих изменения в текст статей Закона 1997 г. Изменения были вызваны как необходимостью согласования закона «О свободе совести…» с другими, вновь принимаемыми федеральными законодательными актами, так и логикой развития государственно-конфессиональных отношений: изменения от 28 февр. 2008 г. касались гос. аккредитации духовных образовательных учреждений с правом выдачи документов гос. образца о соответствующем уровне образования; изменения от 22 окт. 2014 г. предоставляли религ. орг-циям право свободно совершать богослужения, религ. обряды и церемонии вне культовых зданий и мест религ. назначения, если это не препятствовало обеспечению общественного правопорядка и безопасности (приняты после соответствующего решения Конституционного суда РФ от 5 дек. 2012); изменения от 28 нояб. 2015 г. значительно усиливали меры отчетности религ. орг-ций перед контролирующими гос. органами, в т. ч. о получении финансовых или материальных средств от международных и иностранных орг-ций; изменения от 30 марта 2016 г. регулировали вопросы распоряжения имуществом, находящимся в собственности религ. орг-ций, и т. д.
Важное значение в развитии системы государственно-конфессиональных отношений имело законодательное закрепление в 2013 г. мер по предотвращению оскорблений религ. чувств и убеждений граждан РФ. 1 февр. 2013 г. на встрече с участниками Архиерейского Собора РПЦ П. заявил, что традиц. ценности, религ. чувства верующих должны быть защищены как силой общественного мнения, так и силой закона. 29 июня того же года П. подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».
В окт. 2015 г. П. внес с Гос. думу законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в связи с особенностями его применения в отношении религ. текстов. 23 нояб. 2015 г. закон был дополнен ст. 3. 1, согласно к-рой главные книги христианства, ислама, иудаизма и буддизма - Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
При подчеркнуто уважительном и благожелательном отношении ко всем религ. конфессиям, существующим в РФ, П. на особое место ставил отношения с РПЦ, объединяющей большинство верующих россиян и являющейся одной из важнейших духовных и культурно-исторических основ российского общества и гос-ва. Весь период своего руководства страной П. поддерживает регулярные контакты с предстоятелями РПЦ.
П. внес большой вклад в воссоединение остававшихся разделенными на протяжении долгих десятилетий 2 частей Русской Церкви - Зарубежной Церкви (РПЦЗ) и Церкви в Отечестве (РПЦ). Проявляя с самого начала своего президентства личную заинтересованность в преодолении церковного разделения, П. во время визита в США 25 сент. 2003 г. встретился и беседовал с главой РПЦЗ митр. Лавром (Шкурлой) и передал ему приглашение от имени главы гос-ва и патриарха Алексия II посетить Россию. Во время встречи с митр. Лавром П. подчеркнул исключительную важность сближения РПЦЗ и РПЦ как для Церкви, так и для Российского гос-ва. Вновь П. встречался с митр. Лавром во время визита главы РПЦЗ в Россию 27 мая 2004 г., приняв его вместе с патриархом Алексием II в своей подмосковной резиденции. Во время беседы П. заявил, что «процессы, которые сейчас происходят внутри Русской Православной Церкви, больше, чем внутрицерковные процессы. Это символ возрождения, воссоединения самого российского народа». Процесс примирения и воссоединения 2 Русских Церквей завершился 17 мая 2007 г. торжественным подписанием патриархом Алексием II и митр. Лавром в московском храме Христа Спасителя Акта о каноническом общении РПЦЗ с РПЦ Московского Патриархата. П. накануне подписания документа назвал это «эпохальным событием не только в жизни Церкви, но и в жизни нашего общества». 19 мая 2007 г. по приглашению П. в Московском Кремле состоялся торжественный прием по случаю подписания Акта о каноническом общении РПЦЗ с РПЦ. 1 февр. 2013 г. на встрече в Московском Кремле с участниками предстоящего Архиерейского Собора П. особо остановился на миссии, к-рую РПЦ выполняет в странах канонического присутствия Московского Патриархата и среди соотечественников на разных континентах,- сближает гос-ва и народы, помогает найти взаимопонимание, сохранить те нити, к-рые связывали веками, «по сути - сплачивает многомиллионный русский мир».
Др. важным направлением усилий П. была поддержка сохранения церковного единства с Московской Патриархией каноничной Украинской Православной Церкви. 27 июля 2013 г. П. посетил торжества в Киеве, посвященные 1025-летию Крещения Руси. Вместе с Президентами Украины В. Ф. Януковичем, Молдавии Н. В. Тимофти и Сербии Т. Николичем присутствовал на богослужении на Владимирской горке, к-рое совершил Патриарх Кирилл вместе с главами Поместных Православных Церквей, прибывшими для участия в праздновании. Также П. встретился с иерархами УПЦ Московского Патриархата. «Мы все духовные наследники того, что здесь произошло 1025 лет тому назад, наследники духовных ценностей Днепровской киевской купели. И в этом смысле мы, безусловно, один народ»,- сказал П. в своем выступлении.
В связи с вооруженным конфликтом на востоке Украины возросло участие РПЦ в миротворческой деятельности. Во время посещения П. 15 нояб. 2017 г. Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря укр. политик В. В. Медведчук обратился с просьбой поддержать возобновление остановленного уже более года обмена пленными между Украиной и самопровозглашенными Донецкой и Луганской республиками, предложив использовать для этого посредничество Церкви и выразив надежду, что его поддержат и Патриарх Кирилл, и предстоятель УПЦ митр. Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский). П. положительно оценил данную инициативу. 25 дек. 2017 г. на переговорах в Даниловом мон-ре при посредничестве Патриарха Кирилла была достигнута договоренность об обмене пленными, к-рый начался через 2 дня.
Уже на следующий день после подписания Синодом К-польского Патриархата 11 окт. 2018 г. решения о начале процедуры предоставления автокефалии неканоничной православной Церкви Украины под председательством П. было созвано заседание Совета безопасности РФ, на к-ром обсуждалось положение каноничной УПЦ Московского Патриархата.
При всем значении связей с основной правосл. конфессией - РПЦ П. не оставлял без внимания и старообрядческие Церкви. 26 февр. 2013 г. в президентской резиденции Ново-Огарёво состоялась встреча П. с главой Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митр. Корнилием (Титовым), в ходе к-рой обсуждались вопросы взаимоотношений органов гос. власти и РПСЦ, а также развития связей с соотечественниками-старообрядцами, проживающими за рубежом. Митр. Корнилий пригласил главу гос-ва посетить духовный и адм. центр РПСЦ после окончания реконструкции историко-архитектурного ансамбля «Рогожское» в Москве. 16 марта 2017 г. в Кремле состоялась новая встреча П. с митр. Корнилием. Митр. Корнилий выразил благодарность П. за внимание к нуждам Старообрядческой церкви и помощь в проведении в 2016 г. в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира. П. поддержал позицию главы РПСЦ в вопросе о гос. поддержке и землеустройстве возвращающихся на родину старообрядцев. В ходе встречи обсуждались празднование в 2020 г. 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и реконструкция памятников архитектуры в основных центрах празднования - на Рогожском и Преображенском старообрядческих кладбищах Москвы и возвращение РПСЦ московского Покрово-Успенского храма в М. Гавриковом пер. 31 мая 2017 г. П. первым из российских глав гос-ва после церковного раскола XVII в. посетил старообрядческий духовный центр на Рогожском кладбище.
П. всегда с большим вниманием относился к исламу - 2-й по численности верующих религ. конфессии России, доминирующей или имеющей значительное влияние в целом ряде российских регионов. В авг. 2003 г., находясь с визитом в Малайзии, П. заявил о намерении России присоединиться к деятельности Организации Исламская Конференция (ОИК), подчеркнув, что по числу граждан мусульм. вероисповедания - до 20 млн чел. Россия превосходит многие мусульм. страны, входящие в ОИК. В окт. того же года П. принял участие в 10-й конференции глав государств и правительств стран - членов ОИК. С 2005 г. РФ имеет статус наблюдателя в ОИК (с 2011 Организация Исламского Сотрудничества).
П. придает важное значение прямым контактам с ислам. деятелями в решении сложных общественно-политических вопросов. Уже с первых дней руководства Правительством РФ П. обратился к лидерам российского ислама за поддержкой в борьбе с терроризмом и религ. экстремизмом. 21 авг. 1999 г. П. встретился с председателем Союза мусульман России (СМР) Р. И. Гайнутдином и обсудил с ним ситуацию на Сев. Кавказе, и в частности в Дагестане, в связи с нападениями террористов с территории Чечни. Гайнутдин выразил поддержку действиям федеральных сил в отражении этих нападений и отметил, что боевики, ссылающиеся на нормы шариата, сами нарушают их, совершая преступления против своих единоверцев-мусульман. Близкие отношения сложились у П. с являвшимся с 1995 г. муфтием Чечни А. А. Кадыровым, первым из влиятельных чеченских политиков вставшим на путь борьбы с терроризмом. 17 нояб. 1999 г. муфтий Кадыров прибыл в Москву как представитель общественных групп г. Гудермеса, самостоятельно освободивших свой район от преступных формирований. На встрече обсуждались вопросы оказания чеченскому населению гуманитарной и социально-экономической помощи. В июне 2000 г. Кадыров был назначен П. главой администрации Чеченской Республики (в связи с чем в авг. того же года сложил с себя полномочия муфтия Чечни), в окт. 2003 г. избран Президентом Чеченской Республики, 9 мая 2004 г. он трагически погиб в результате террористического акта в Грозном.
С течением времени в тематике бесед П. с мусульм. лидерами стали превалировать вопросы развития религ. жизни. 13 февр. 2003 г. П. обсуждал в Москве с муфтием М. О. Албогачиевым не только процесс возвращения вынужденных переселенцев из Ингушетии в Чечню, но и благотворительную деятельность местного муфтията и ход строительства новых мечетей на Сев. Кавказе.
22 окт. 2013 г. П. принял участие в торжествах в Уфе по случаю 225-летия Духовного Магометанского собрания (предшественника ЦДУМ) и встретился с руководителями духовных управлений мусульман страны. В своем выступлении П. подчеркнул роль ислама в культурном и историческом развитии страны, а затем, в ходе беседы с участниками встречи, остановился на целом ряде актуальных вопросов религиозно-общественной жизни. По мнению П., лидеры российских мусульманских орг-ций должны противостоять политизации ислама, попыткам его использования в целях ослабления гос-ва, создания на российской территории зон управляемых извне конфликтов, внесения раскола между различными этническими группами внутри самой мусульм. общины, разжигания в регионах сепаратистских настроений. Приоритетом публичной деятельности мусульм. организаций должна быть выработка положительного образа традиц. ислама как духовной составляющей всероссийской идентичности. П. выступил за восстановление в России собственной ислам. богословской школы, способной обеспечить суверенитет российского духовного пространства.
Значимым событием стало открытие 23 сентября 2015 г. в Москве нового здания соборной мечети. На церемонии присутствовали П., Президенты Турции Р. Т. Эрдоган, Палестины М. Аббас, делегации из Азербайджана, Иордании, Ирана, Казахстана, Катара, Кувейта, Кыргызстана, Саудовской Аравии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, главы Чеченской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетии, Республики Татарстан, представители РПЦ, Римско-католической Церкви, российских христиан-евангелистов. П. поздравил с открытием мечети всех буд. прихожан и процитировал священное писание мусульман: «Коран гласит: стремитесь опередить друг друга в добрых делах». В своем выступлении он отметил вклад мусульм. лидеров России в противодействие экстремизму: «Хочу выразить огромное уважение этим людям. Они действительно ведут свою работу героически и несут потери». П. заверил, что Российское гос-во будет оказывать содействие в воссоздании отечественной мусульм. школы, расширении культурных и научных центров.
24 янв. 2018 г. П. посетил в Уфе Первую соборную мечеть и обсудил с верховным муфтием Т. С. Таджуддином поддержку гос-вом традиц. религий в России. На следующий день П. провел в Казани встречу с муфтием Республики Татарстан К. И. Самигуллиным, муфтием Чувашии А. Р. Кргановым, муфтием Крыма Э. С. Аблаевым, председателем Координационного центра мусульман Сев. Кавказа И. А. Бердиевым и председателем СМР Гайнутдином. Одной из тем беседы с ислам. духовными лидерами вновь стало ислам. образование в России. П. заявил, что необходимо возрождать мусульм. богословскую школу в России, и отметил открытие 4 сент. 2017 г. при поддержке федеральных и региональных властей Болгарской исламской академии (БИА). С началом работы БИА завершилось создание 3-ступенчатой модели религиозного образования для мусульман: от среднего (сеть медресе) до высшего (сеть ислам. вузов) и академического образования (магистратура, докторантура). П. назвал создание ислам. духовной академии в г. Болгар (Татарстан) важным и очень нужным для страны событием, положительно оценил опыт сотрудничества светских вузов с ислам. образовательными учреждениями, указав, что это выводит мусульм. образование на новый уровень. П. также высказался за подготовку кадров для ислам. духовенства «на собственной национальной базе, на основе нашего традиционного ислама».
Много внимания П. уделяет развитию государственно-конфессиональных отношений с представителями иудаизма. 19 марта 2002 г. в Московском Кремле состоялась встреча П. с большой делегацией Федерации еврейских общин России (ФЕОР) во главе с Б. Лазаром. В своем выступлении П. подчеркнул важность противостояния ксенофобии и религ. экстремизму как одной из главных задач для многоконфессиональной страны, отметил вклад евр. народа в развитие многонациональной российской культуры. Особую благодарность президент выразил представителям ФЕОР за обращение евр. общины России к властям США по поводу отмены поправки Джексона - Вэника (торговые ограничения, введенные против СССР в 1974 в связи с препятствиями в эмиграции советских евреев), назвав это «инициативой позитивного характера в весьма чувствительных внешнеполитических мероприятиях». 8 нояб. 2012 г. П. обсудил во время встречи с руководством ФЕОР открытие в Москве Российского еврейского музея и центра толерантности (в 2007 П. перечислил в фонд строительства музея свою месячную президентскую заработную плату). В связи с выдвигавшимися в США требованиями передачи религ. орг-ции Хабад книжных фондов т. н. Библиотеки Шнеерсона (Любавичской библиотеки), национализированной в годы советской власти, П. 19 февр. 2013 г. выступил с заявлением, в котором подтвердил собственность Российского гос-ва на коллекцию и высказался против передачи собрания кому-либо за границу. При этом П. выразил готовность передать библиотеку для хранения в Российский еврейский музей, с тем чтобы обеспечить полный доступ всех желающих ознакомиться с древними книгами. 13 июня того же года П. присутствовал на открытии нового библиотечного отдела Еврейского музея, куда были переданы книги и рукописи библиотеки Шнеерсона (отдел получил статус филиала Российской гос. б-ки). В своем выступлении П. выразил уверенность, что передача коллекции Шнеерсона на хранение в Еврейский музей положит конец спорам вокруг этого собрания.
Во взаимоотношениях гос-ва с буддистской общиной России в целом при позитивном их развитии серьезной проблемой стал регулярно поднимаемый общественностью в регионах, традиционно исповедующих буддизм, вопрос о возможности приезда в РФ мирового духовного лидера буддистов Далай-ламы XIV. В нач. 90-х гг. ХХ в. Далай-лама посетил с визитами буддистские регионы: Бурятию, Тыву и Калмыкию, однако в дальнейшем из-за протестов властей КНР, возлагавших на Далай-ламу ответственность за сепаратистские выступления в Тибете, его визиты в Россию прекратились. В начале президентства П. общественные деятели и политики буддистских регионов, особенно Калмыкии, настойчиво предлагали возобновить посещения Далай-ламой России. В окт. 2004 г. состоялся офиц. визит П. в Китай, после к-рого МИД РФ выдал Далай-ламе въездную визу. 30 нояб.- 1 дек. того же года Далай-лама посетил Элисту с визитом, носившим исключительно религ. характер (без к.-л. встреч с ним офиц. лиц). В связи с формальным протестом МИД КНР глава российского МИД выступил с заявлением, что визит Далай-ламы не означает изменения позиции России по Тибету, и призвал не создавать ажиотаж вокруг этого события. Во время своего визита Далай-лама освятил место в Элисте для крупнейшего буддистского храмового комплекса в России и Европе, строительство которого было закончено всего за год. Во время строительства нового буддистского храма в Калмыкии побывал с рабочей поездкой П., который 17 июня 2005 г. посетил в Элисте действующий буддистский храмовый комплекс и выразил поддержку развитию духовных традиций буддизма. 11 апр. 2013 г. П. посетил главный духовный и образовательный центр буддизма - Иволгинский дацан в Бурятии, где встретился с буддистским духовенством и главой буддистов России Пандито Хамбо-ламой Д. Б. Аюшевым. Президент сказал о добрых отношениях, сложившихся у Российского гос-ва с буддизмом, и подчеркнул, что и он лично, и правительство, и региональные власти всегда готовы оказать поддержку буддистской общине России. Также П. выразил готовность оказать содействие созданию в Иволгинском дацане специализированного предприятия по изготовлению религ. скульптур. Во время встречи с ламами Буддийской традиционной сангхи России также обсуждалось строительство крупных буддистских центров в С.-Петербурге и Москве.
Поддерживая контакты с Папским Престолом на межгос. уровне, П. совершил 6 визитов в Ватикан: 5 июня 2000 г. и 5 нояб. 2003 г. он встречался с папой Римским Иоанном Павлом II, 13 марта 2007 г.- с папой Бенедиктом XVI, 25 нояб. 2013, 10 июня 2015 г. и 4 июля 2019 г.- с папой Франциском. Во время этих встреч обсуждались мировые проблемы разоружения, урегулирование ситуаций в зонах вооруженных конфликтов, противодействие терроризму и религ. экстремизму. Эксперты отмечали, что при встречах в Ватикане П. проявлял политическую тонкость, прекрасно разбираясь в нюансах межконфессиональных отношений. Так, П. воздерживался от поднимавшейся католич. общественностью темы офиц. приглашения папы Римского с визитом в РФ, что, как отмечали в Московской Патриархии, говорило «о корректной позиции президента в вопросе о соблюдении принципа отделения Церкви от государства». Традиционно в качестве подарка П. передавал Римскому папе неск. томов Православной энциклопедии, вышедших со времени предыдущего визита.
Находясь во главе Российского гос-ва, П. неизменно поздравлял верующих традиц. конфессий с их главными религ. праздниками, по возможности встречаясь для этого с руководителями этих конфессий. Проявляя личную веру и дань уважения гос. руководителя к крупнейшей конфессии, П. продолжал начатую Президентом РФ Ельциным традицию посещения правосл. храмов во время главных церковных праздников. На протяжении 2 десятилетий в праздник Светлого Христова Воскресения П. присутствовал на патриаршей службе в московском кафедральном храме Христа Спасителя (за исключением 2003 г., когда П. находился в Душанбе и участвовал в пасхальном богослужении в Никольском соборе, и Пасхи 2020 г., когда действовали ограничительные карантинные меры). В праздник Рождества Христова П. с 2003 г. традиционно посещал службы за пределами Москвы (на рождественской службе 2000 г. П., будучи еще исполняющим обязанности президента, был в московском храме Живоначальной Троицы, а в 2001 - в столичном храме Христа Спасителя). За 18 лет П. побывал на рождественских службах в малых церквах и кафедральных соборах во Владимире, в Суздале, Новгороде, Якутске, Петрозаводске, Сочи, в Челябинской, Тверской, Вологодской, Костромской и Воронежской областях, а также в Новоиерусалимском мон-ре (в 2007). Рождество 2018, 2019 и 2020 гг. П. встречал в родном С.-Петербурге, причем 2 последних года был на праздничной службе в Преображенском соборе, где в детстве принял крещение.
П. старался совмещать рабочие поездки по стране и зарубежные визиты с посещением правосл. духовных святынь. Уже в авг. 2001 г. П. вместе с патриархом Алексием II совершил паломничество в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь. До этого П. побывал в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре, впосл. традицией стали ежегодные посещения Валаамской обители в день памяти ее основателей святых Сергия и Германа. Несколько раз П. посещал Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. В 1-й свой приезд он общался с одним из самых почитаемых старцев-духовников России - архим. Иоанном (Крестьянкиным) наедине в его монашеской келье.
В апр. 2005 г. П. первым из действующих глав Российского гос-ва побывал на Св. земле в ходе офиц. визита в Израиль, посетил в Иерусалиме храм Гроба Господня, Троицкий собор близ Сергиевского подворья (в 2008 возвращен в собственность РПЦ) Русской духовной миссии. В сент. того же года П. также первым из российских президентов посетил Св. Гору Афон, в т. ч. афонский Русский Пантелеимонов мон-рь. В февр. 2007 г. в ходе визита в Иорданию П. побывал на месте крещения Иисуса Христа на р. Иордан, где иорданские власти выделили РПЦ участок земли для паломнического дома. В марте того же года в ходе визита в Италию П. посетил в г. Бари базилику свт. Николая Мирликийского, в которой хранятся его мощи, и рус. Никольский храм, возвращенный РПЦ итал. властями. Вновь П. посетил Св. землю в ходе визита в Израиль и Палестинскую автономию в июне 2012 г. (1-й гос. зарубежный визит после возвращения на пост президента), побывав у Гроба Господня, а также в Рождественском храме в Вифлееме. В мае 2016 г. П. 2-й раз посетил Св. Гору Афон для участия в мероприятиях, приуроченных к 1000-летию появления рус. монахов на Св. Горе. В янв. 2020 г. П. вновь побывал в Иерусалиме и в Вифлееме.