[Греч. λάβαρον; лат. labarum], имп. военный штандарт с христ. символикой, изготовленный по приказу имп. равноап. Константина Великого. Происхождение слова «лабарум» точно не установлено, возможно, от лат. laureum [vexillum] - лавровое [знамя] - наименование увенчанного лавровым венком штандарта в рим. армии. Подробное описание Л. принадлежит церковному писателю Евсевию Кесарийскому: «...штандарт, напоминающий крест, который ныне зовется у римлян лабарумом… На длинном, покрытом золотом копье была поперечина, образовывавшая с копьем знак креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выходило «ро»… Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат - царская ткань… под знаком креста при самой верхней части описанной ткани, высоко сделанное из золота грудное изображение боголюбивого василевса и его детей» (Euseb. Vita Const. 1.30-31). Происхождение Л. связывают с чудесным знамением креста имп. Константину накануне битвы у Мульвийского моста, впервые описанным Лактанцием (Lact. De mort. persecut. 44.4-5). О Л., хранившемся в царском дворце в 30-х гг. V в., упоминает Сократ Схоластик (Socr. Schol. Hist. eccl. I. 2. 7).
Изображение Л., попирающего змея, с легендой «SPES PUВLICA» (лат. «Общая надежда») появилось на монете (номинал АЕ3), отчеканенной в К-поле ок. 327 г., возможно, в память о победе над Лицинием (The Roman Imperial Coinage / Ed. C. H. V. Sutherland. L., 1966. Vol. 7. N 64. Рl. 18, N 19). Это изображение более, чем другие близко к описанию Евсевия Кесарийского. Три точки на полотнище, вероятно, обозначают портреты (imago clipeata) имп. Константина и его 2 старших сыновей. На прочих монетах с IV в. Л. представлен в виде штандарта-вексиллума в руках императора, на полотнище размещена христограмма.
Изображение Л. можно видеть на саркофаге Домициллы (сер. IV в., Музеи Ватикана), где он уподобляется Голгофскому кресту и имеет значение победоносного трофея, повергающего врагов вспять. Согласно описаниям Евсевия Кесарийского, Л. мог быть атрибутом колоссальной статуи имп. Константина в базилике Максенция (Euseb. Hist. eccl. 9.9.10; Idem. Vita Const. 1. 40). В произведениях визант. искусства Л. наряду с крестом символизировал победоносную мощь императора. Его можно видеть, напр., в сцене «Коронование имп. Василия I» на миниатюре в рукописи Гомилий Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. Cv, 879-882 гг.), где прор. Илия передает Л. коронуемому императору. На миниатюрах более позднего времени изображение Л. становится обобщенным, как, напр., в сцене коронации Христом императоров на миниатюре в Евангелии Иоанна II и Алексия Комнинов (Vat. Urb. gr. 2 Fol. 19v, 1122 г.).