Буква всех алфавитов, основанных на кириллице. В болг. алфавите 12-я по счету, в церковнослав., рус., белорус. и серб. алфавитах 13-я, в македон.- 14-я, в укр. алфавите 16-я. Рус. совр. название буквы - «эль» - употребляется как существительное среднего рода («прописное Л»). Названия старослав. (« ») и церковнослав. («
») представляют собой существительное мн. ч.
Со словом «людие/люди» Л устойчиво связано во мн. древнейших слав. азбучных акростихах, напр. в азбучной молитве свт. Константина, еп. Преславского: «Людие твои нарещися хотяяще» (Степанов. 1997. С. 421); в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Людие мои не покоривии» (Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есмь всему миру свет»: «Людие мои неразумнии» (1-я ред.), «Людие мои законопреступнии» (2-я ред.) (Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 57; Кобяк. 1987. С. 155); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Люди азбуковны словесы умудрил еси» (Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58), в др. редакции: «Люди вся азбуковны словесы умудрил есть» (Петров. 1894. С. 18), в др. редакции: «Люди вся азбуковными словесы умудрил еси» (Кобяк. 1987. С. 148); «Аз есмь Бог»: «Людие мои искони»; «Аз есмь Бог первый»: «Людие мои первие»; «Азбука об Адаме»: «Люди бо, наречены быша плод чрева своего, преступлением заповеди предаст сотоне» (Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59, 60); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «Людие ваши Серухове прелести идолом его воследоваше» (Петров. 1894. С. 19), в др. редакции: «Людие ваши Серухове прелести и идолом его возследоваша» (Кобяк. 1987. С. 149); «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Людие мои и о имени моем победами укрепляхуся» (Петров. 1894. С. 20), в др. редакции: «Людие, иже о имени моем победами укрепляхуся» (Кобяк. 1987. С. 151); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Людем вашим поведах лютую работу, юж при Антисе (sic!)» (Петров. 1894. С. 21), в др. редакции: «Людем вашим поведах лютую работу, еже при Антиосе» (Кобяк. 1987. С. 152); «Аз Ти благодарю Бог»: «Люди мадиамскии царя иже в руце ваши предаст»; «Аз превечен в Троицы»: «Людие мои ведуще приход Сына Моего не веруит» (Там же. С. 153, 154); в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Людем страшнаго тебе проповедах вьпие» (Joвaнoвuћ-Cmuпчeвић. 1981. С. 109). Значительно реже в азбучных акростихах Л соотносится со словами: «ловец» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Ловьца дияволя избави мя», в др. редакции: «Ловьца ми диавола избави» (Соболевский. Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 33, 35), в др. редакции: «Ловца диявола избави мя» (Кобяк. 1987. С. 146); «люто» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Люто есть и горко, аще злии, над добрыми владеют» (Там же. С. 145); «Лазарь» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Лазара въскреси, Христе, четвредневьна» (Загребин. 1981. С. 79).
В рус. и церковнослав. языках Л обозначает звуки [л] и [л']: лампа, лист,
Для обозначения звука [л'] в серб. языке Вуком Караджичем была введена созданная на основе Л лигатура Љ, позже вошедшая и в македон. алфавит.
Начертание Л в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы «лямбда» (Λ), к-рая по рисунку связана с финик. знаком «лемда»/«лямед» («палка погонщика быков»), повернутым по часовой стрелке,-.
В древней кириллице начертание Л состоит из 2 прямых наклонных линий, соединяющихся под острым углом на верхнем уровне строки или под ней и образующих треугольник, открытый внизу; в уставе XI-XIV вв. достаточно распространена модификация с верхним штрихом -
. В древнейших рукописях особенностью начертания Л была короткая левая линия, не достигающая линии строки. Подобные начертания наблюдаются как в старослав., так и в среднеболг. и древнерус. памятниках до XIV в.-
(надпись царя Самуила, Супрасльский сборник, Хиландарские листки, Саввина книга, Энинский Апостол, Струмицкий Апостол (Шафарика), Псалтирь Томича, Лесновский Паренесис, Минея 1096/97 г. и др.). Правая линия может быть значительно длиннее левой и подниматься над ней вверх - (Супрасльский сборник, Хиландарские листки, Евангелие Иоанна Александра). В отдельных среднеболг. памятниках встречается начертание, напоминающее греч. скорописную букву λ, в к-ром длинная правая линия, загибаясь влево, образует своего рода навес над буквой -
(2-й почерк Охридского Апостола). Значительно реже наблюдаются плосковерхие начертания -
(напр., в октябрьской Минее 1096 г.).
По мере развития уставного письма различия формы Л определяются наличием/отсутствием наклона правой линии: наряду с относительно симметричным начертанием с наклонной правой линией -
- возникают несимметричные начертания с вертикальной правой линией -
. Левая линия несимметричных начертаний бывает выпуклой, дугообразной -
.
В Тырновской надписи 1230 г. появляется начертание Л с крючком наверху -. Такой графический тип распространен в памятниках южнослав. эпиграфики XIV в., реже он встречается в 1-й пол. XV в.
(Томовић. 1974. С. 21).
В рукописях XI - 1-й пол. XII в. мягкий (палатальный) звук [л'] (из *lj) мог передаваться посредством особого начертания Л с крючком, выходящим из остроконечной вершины буквы направо (Хиландарские листки, Мстиславово Евангелие, Изборник 1073 г., Изборник 1076 г.).
Полууставные начертания в XIV-XV вв. продолжают соответствующие уставные - симметричные и несимметричные, с верхним штрихом и без него, с короткой левой линией, с длинной правой, ср.:
. Также появляются модификации этих начертаний с длинной левой линией, опущенной вниз под строку -
; возникает начертание с 2 изогнутыми линиями -
.
В новгородских берестяных грамотах с XI до сер. XV в. преобладают 2 основных начертания буквы Л: острое -
и плосковерхое -
. До сер. XIV в. грамоты дают модификации острого начертания с покрытием - длинным горизонтальным штрихом над остроугольным верхом -
, до сер. XV в. - с верхней засечкой -
. Острое и плосковерхое начертания Л были также представлены в различных вариантах с нижними засечками: длинными (до нач. XIV в.) -
и короткими (со 2-й четв. XII до сер. XV в.) -
.
В скорописи XV в. написание Л мало меняется по сравнению со своими полууставными прототипами, ср.:
; верхняя часть буквы может закругляться -
. В XVI в. появляются написания с длинной левой линией, поднимающейся над правой,-
, с хвостами, опущенными под строку или выдвинутыми над строкой, закругленными или повернутыми влево:
. В великорусской скорописи XVII в. к старым графическим типам -
- прибавляются новые, напоминающие заглавное С с хвостиком влево -
и греч. альфу -
. В отличие от великорус. скорописи, для к-рой стандартными являются написания с хвостами, в юго-западнорусской скорописи Л не выдвигается за пределы строки -
, иногда только левый росчерк может начинаться ниже линии строки -
. Уже в XVI в. в украинской и в XVII в. в белорусской скорописи распространяются написания, близкие к совр. рукописному Л, ср.:
.
Выносное Л в юго-западнорус. скорописи пишется, как правило, в том же начерке, что и в строке
, в московской скорописи частотны написания без отрыва от титла с утратой правой части -
.
Начертание печатной кириллической буквы до XVIII в. воспроизводило рукописный полуустав. Первый совр. вариант начертания - острый (островерхий) -
оформился на основе нового московского письма (канцелярского курсива) кон. XVII - нач. XVIII в. и ренессансного шрифта «антиква» и вошел в широкий обиход в нач. XVIII в., после петровской реформы гражданского алфавита. Второй совр. вариант начертания (плосковерхий) Л л был введен в 50-60-х гг. XIX в. в словолитне О. И. Лемана. Современные рукописные строчная и прописная буквы
восходят к начертаниям, распространенным в скорописи XVIII в., воспринявшей некоторые начерки юго-западнорус. скорописи XVII в., в частности для Л.
В глаголице, согласно наиболее распространенной т. зр., начертание буквы представляет собой петлеобразную трансформацию греч. буквы «лямбда» в ее минускульно-скорописном варианте - λ:
. По др. версии, прототипом глаголического начертания мог служить знак эфиоп. алфавита -
(«бё»).
Глаголическая буква Л имеет достаточно сложное начертание, близкое по форме к буквам М (
) и Ж (
): нижняя часть этих 3 букв состоит из 2 петель, соединенных друг с другом сверху с внутренней стороны. Верхняя часть глаголической Л также представляет собой петлю, в зависимости от положения которой по отношению к нижней части буквы выделяются 2 основных варианта начертания: дистантный (маюскульный) и контактный. В 1-м варианте начертания верхняя петля приподнята над нижней частью и соединена с ней штрихом -
(Зографское Евангелие, «Охридские глаголические листки», «Киевские листки»). Во 2-м, контактном, варианте начертания, к-рый встречается значительно чаще, верхняя петля лежит непосредственно на нижней части буквы -
. Нечто среднее между дистантным и контактным начертаниями представляет собой начертание Л в нескольких фрагментах Синайской Псалтири (3-й и 9-й почерки):
.
В контактном начертании верхнюю часть буквы образуют 2 боковых штриха, соединенных или горизонтальной, почти прямой чертой - (Синайская Псалтирь, «Охридские листки», нередко Мариинское Евангелие, Клоцев сборник, Синайский Евхологий), или слегка выпуклой чертой (Клоцев сборник, Ассеманиево Евангелие, «Рильские глаголические листки», Синайская Псалтирь, часть № 3). Боковые штрихи могут быть повернуты друг к другу либо своей выпуклой стороной (78) (Ассеманиево Евангелие, Мариинское Евангелие, Рильские глаголические листки), либо, наоборот, вогнутой (
) (Синайская Псалтирь, Клоцев сборник).
Нижние концы боковых штрихов верхней части буквы могут быть направлены к верхним внутренним углам нижних петель и создавать впечатление непрерывной линии -. Также один из штрихов, чаще левый, может быть немного сдвинут к центру -
(Ассеманиево Евангелие, «Рильские глаголические листки», Клоцев сборник, Мариинское Евангелие, Синайская Псалтирь, Зографское Евангелие). Значительно реже верхний штрих касается нижней петли не только сбоку, но и сверху -
(2 последних основных почерка Синайской Псалтири, Рильские глаголические листки, спорадически - Мариинское Евангелие, Клоцев сборник, Синайский Евхологий).
В пермской азбуке, созданной свт. Стефаном в посл. четв. XIV в., буква Л представляет собой перевернутый стилизованный вариант кириллической буквы:.
В рус. языке Л употребляется в составе нек-рых сокращений: к.-л.- какой-либо, строчная «л» после цифры является условным обозначением литра - 5 л воды.
В кириллице, следующей за греко-визант. цифровой системой, обозначает число 30. В глаголице, в которой числа обозначались буквами в порядке их следования в азбуке, имеет числовое значение 50.
В церковнослав. тайнописи, в системе простой литореи («тарабарская азбука»), основанной на взаимозамене согласных букв, одинаково отстоящих от начала и конца алфавита, передается через
(церковнослав. «слово»). В числовой тайнописи, т. н. византийской, основанной на взаимозамене букв, имеющих числовое значение и составляющих в сумме предел порядка,
передается через
(«он», числовое значение - 70) (30+70=100). В тайнописи «Лаодикийского послания» - «литореи в квадратах», смысл соотношения алфавитных рядов которой неясен,
1-го ряда алфавита соотносится с
(«иже») 2-го ряда, а
2-го ряда - с
(«он») 1-го ряда.