Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОКИЗНИК
36, С. 295-298 опубликовано: 12 июля 2019г.


КОКИЗНИК

вид музыкально-теоретического руководства, представляющий собой свод попевок знаменного распева - устойчивых мелодических оборотов, к-рые являются его основной структурной единицей. К. продолжают традицию аналогичных теоретических руководств по визант. пению - Пападики.

Название

«кокизник» производно от термина древнерус. муз. теории - кокиза, аналогичного термину попевка. В качестве самоназвания термин «Кокизник» в рукописных источниках практически не встречается: подборки попевок чаще имеют иные заголовки. Однако данный термин является аутентичным: он применялся древнерус. распевщиками именно в значении собрания попевок, что отражено, в частности, в послесловии руководства «Сказание о зарембах»: «А старые де мастеры, которыя были в Московском государстве, блаженныя памяти, при государе царе и великом князе Иванне Васильевиче Всеа Русии. Поп Федор москвитин, а прозвище Крестьянин, и усолец Исайя, а прозвище Лукошко, и Логин, прозвище Корова, и их ученики, пели для науку, какизник, и подобник наизуст, потому оне согласие, и знамя гораздо знали, роспевали, и знамя накладовали наизуст…» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 376 об.- 377, ок. 1670 г.).

Периодизация и типология

В качестве самостоятельного вида теоретического руководства К. появляется в нач. XVII в. и продолжает существовать до наст. времени. История бытования этих руководств условно разделяется на 3 периода: древнерусский (XVII в.), старообрядческий (XVIII-XX вв.) и новейший (XX-XXI вв.). Наиболее ранние К. известны по рукописи РНБ. Кир.-Бел. № 665/922, написанной иноком Кирилло-Белозерского монастыря Христофором в 1604 г.; они входят в комплекс музыкально-теоретических руководств, известных в исследовательской лит-ре под общим названием «Ключ знаменной». Многие из К. сохранились в единичных списках, зачастую значительно более поздних, чем представленные в них руководства.

Появление К. было вызвано рядом причин: во-первых - стремлением распевщиков располагать сводами попевок, в к-рых были бы соотнесены их названия, крюковые начертания и мелодическое содержание, во-вторых - необходимостью разъяснения условной (см. Тайнозамкненность) графики попевок более простыми графическими средствами, в-третьих - задачами обучения знаменному пению, в-четвертых - необходимостью изучения путевого распева. Различное функциональное предназначение руководств определило формирование 4 типов К.: 1-й назван исследователями К.-перечислением, 2-й - К.-толкованием, 3-й - учебным К., название 4-го, «согласник», основано на терминологии древнерус. руководств.

XVII в. К.-перечисление

Кокизник «Имена попевкам на осмь гласов». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 94 об.)
Кокизник «Имена попевкам на осмь гласов». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 94 об.)

Кокизник «Имена попевкам на осмь гласов». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 94 об.)
представляет собой свод начертаний и названий попевок и включает как такие начертания, в к-рых все знаки сохраняют свои азбучные певч. значения, так и тайнозамкненные, в которых певч. значения отдельных знамен отличаются от азбучных и являются, т. о., условными. Как особый тип руководства К.-перечисление исторически и типологически тесно связан с наиболее ранними древнерус. азбуками певческими, а именно с азбуками-перечислениями XV-XVI вв. Помимо принципа представления материала - перечисления мелодических единиц знаменного распева - К.-перечисление объединяет с азбуками наличие общего материала: в азбуки наряду с отдельными певч. знаками, составляющими их основное содержание, и некоторыми фитами традиционно включаются 2 попевки - кулизма и перевяска, которые представлены в виде соответствующих графических комплексов и названий и не образуют особого раздела, а выписаны вперемежку с невмами (напр.: РНБ. Кир.-Бел. № 637/894. Л. 127 об.- 128, 2-я четв. XV в.; РНБ. Солов. № 277/289. Л. 291 об.- 292, 50-60-е гг. XVI в.).

По способам представления попевок К.-перечисления подразделяются на 2 группы: 1-я содержит только названия и начертания попевок, 2-я в дополнение к этому включает также фрагменты богослужебного текста, иллюстрирующие попевки.

К 1-й группе относится руководство «Имена попевкам», к-рое включает 75 названий попевок, снабженных крюковой нотацией. Заголовок руководства указывает, что одной из целей его создания было зафиксировать названия попевок. Наиболее ранний его список содержится в упоминавшейся выше рукописи инока Христофора (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922. Л. 1001-1002), который, возможно, является автором руководства. В списке РГБ. Ф. 37. № 240 (до 1620) данный К. озаглавлен «Имена строкам знаменным», еще в ряде списков он не имеет названия (напр.: РГБ. Ф. 304. I. № 449, до 1644 г.; Ф. 37. № 93, 20-е гг. XVII в.; Ф. 247. № 217, 20-е гг. XVII в.). Главное различие между списками «Имен попевкам» состоит в отображении возможности использовать попевки в тех или иных гласах: в рукописи инока Христофора эта возможность зафиксирована последовательно, в др. списках - только фрагментарно или опущена совсем.

2-я группа К.-перечислений, названная З. М. Гусейновой «кокизниками со строками», в XVII в. являлась наиболее многочисленной. Она представлена рядом руководств, которые по способу изложения и расположения материала распадаются на 2 подгруппы: в 1-й показана возможность употребления попевок в различных гласах (напр., в 4-м и 6-м, 6-м и 8-м), в другой - нет.

1-я подгруппа представлена К. из рукописи инока Христофора, не имеющим специального заголовка (Л. 1002 об.- 1003 об.), и К. «Сказание прикрытому знамени. Сия кокизы розводных строк» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 400-403 об.) - в обоих гласовая принадлежность попевок отражена с помощью цифр (в существующих списках К. из рукописи инока Христофора возможность употребления попевок в тех или иных гласах фиксируется с разной степенью систематичности: зачастую она отмечена только для единичных попевок), а также руководствами «Имена строкам» (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 1 об.- 11, 2-я четв. XVII в.), «Указ октайным строкам» (Там же. Л. 38-71), «Имена попевкам на осмь гласов» (напр.: Там же. Л. 94 об.- 111 об.- см. ил.; в списке кон. XVII в. РГБ. Ф. 379. № 19. Л. 39-56 об.- заголовок «Имена попевкам»), «Попевки 1-го гласа» (Там же. № 15. Л. 5 об.- 8, сер. XVII в.) и «Имена роспевочным строкам на кийждо глас» (ГИМ. Син. певч. № 1160. Л. 11-15, 50-е гг. XVII в.), где попевки расположены в порядке 8 гласов. Характерная особенность изложения попевок в руководствах данной подгруппы заключается в том, что их названия приводятся без нотации, а фрагменты богослужебного текста нотируются.

Ко 2-й подгруппе относятся К. из рукописи 1605-1606 гг. РГБ. Ф. 178. № 875. Л. 192-208 об., в к-ром нотированы как названия попевок, так и фрагменты текста, и «Сия кокизы розводных строк» (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 88а об.- 94 об. и др.), где нотированы названия попевок, а фрагменты текста выписаны рядом без крюков.

В К.-перечислениях XVII в. дифференциация попевок по певч. книгам отсутствует.

Сравнение порядка расположения попевок в «кокизниках со строками» и состава включенных в них фрагментов богослужебных текстов показывает, что руководства «Сказание прикрытому знамени» и список РГБ. Ф. 178. № 875 восходят к К. из рукописи инока Христофора (Л. 1002 об.- 1003 об.), а «Сия кокизы розводных строк» - к руководству «Имена попевкам» из той же рукописи инока Христофора.

К.-толкование

Кокизник-толкование. XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 379. № 20. Л. 189 об.)
Кокизник-толкование. XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 379. № 20. Л. 189 об.)

Кокизник-толкование. XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 379. № 20. Л. 189 об.)

представляет собой пояснение полностью или частично тайнозамкненной графики попевок посредством дробного знамени, избыточной простановки помет или нотолинейной транскрипции. Как тип теоретического руководства К.-толкование восходит к разделам азбук-толкований, названных М. В. Бражниковым азбуками «по гласам», в к-рых попевки представлены опосредованно: рассматриваются не цельные мелодические обороты, а только те знамена, певч. значения к-рых при включении в попевки отличаются от азбучных, т. е. приобретают тайнозамкненность. Собственно К.-толкования появляются только в кон. XVII в. и для данного периода представлены единичными списками. Так, К. «Строки кокизныя всех осми гласов» (напр.: РГБ. Ф. 379. № 20. Л. 189 об.- 202, рубеж XVII и XVIII вв.) - это раздел руководства «Указание Российскому столповому знамени». Тайнозамкненные начертания поясняются в нем при помощи перевода на квадратную киевскую нотацию и простановки у певч. знаков избыточных помет; попевки расположены по гласам, выписаны их названия, в качестве иллюстраций приведены фрагменты песнопений.

Учебный К .

Дидактическая направленность данного типа К. устанавливается по тому признаку, что нотированный текст в нем не является богослужебным. По характеру распетого текста учебные К. образуют 2 группы: в К. 1-й группе это чередующиеся гласные «е» и «и», в К. 2-й - названия попевок, объединенные с дополнительным текстом.

Учебные К. 1-й группы, по-видимому, представляют собой упражнения для вокализации попевок, в которых также приведены их ненотированные названия. К данной группе относятся такие руководства, как «Ин указ» (РГБ. Ф. 178. № 875. Л. 208-212 об.) и «Книга глаголемая кокизы, сий речь ключь столповому знамени» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 386-394); в 1-м порядок изложения попевок не подчинен гласовой системе, во 2-м попевки расположены по гласам.

Учебный К. 2-й группы «Кокиза сиречь ключь столповому знамени. Имена знаменным строкам» (напр.: РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 134 об.- 142 об., кон. XVII в.), очевидно, предназначен для заучивания мелодического содержания попевок, которые расположены в порядке 8 гласов. Последовательность попевок в данном К. близка учебному К. 1-й группы «Книга глаголемая кокизы», где оба руководства следуют друг за другом, что позволяет предположить их изначальное композиционное единство.

Согласник

Кокизник — перечисление «со строками» из Старообрядческой Азбуки. Сер. XVIII в.
Кокизник — перечисление «со строками» из Старообрядческой Азбуки. Сер. XVIII в.

Кокизник — перечисление «со строками» из Старообрядческой Азбуки. Сер. XVIII в.
- тип К., в к-ром показано соответствие попевок знаменного и путевого распевов. Термин принят в исследовательской литературе на основе заголовка одного из руководств данного типа: «Согласие знамени с путным знаменем…» (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922. Л. 1003 об.) (в древнерус. муз. теории Согласником называется иной тип руководства). В надписаниях Согласников упоминается столповое знамя (или просто знамя) в сопоставлении либо с казанским (см. Казанская нотация), либо с путевым знаменем; данное различие вызвано применением для путевой нотации 2 различных наименований.

Общими особенностями Согласников являются изложение попевок в порядке 8 гласов и наличие в них фрагментов богослужебных текстов; различия же касаются формы соотнесения знаменных и путевых попевок и отчасти - функционального назначения. По способу изложения попевок Согласники разделяются на 2 группы: в Согласниках 1-й группы попевки последовательно сопоставлены в различных формах записи, в Согласниках 2-й группы применена форма двознаменника.

Первая группа представлена руководством «Согласие знамени с путным знаменем сиречь како поется путь против знамени» из рукописи инока Христофора (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922. Л. 1003 об.- 1011 об.; РГБ. Ф. 247. № 217. Л. 391 об.- 403), в к-ром каждая попевка зафиксирована трижды: столповым знаменем с применением тайнозамкненной графики, затем путевой нотацией и в заключение - путем столповым. В отношении путевой нотации данный Согласник является К.-толкованием, поскольку она поясняется в нем с помощью дробного столпового знамени. Названия попевок за немногими исключениями отсутствуют (в Согласнике из ркп. инока Христофора зафиксированы названия попевок «стезка мрачная», «стезка храбрая», «кичиги», «орлик», «кукиза» и «такша»).

Вторую группу составляют руководства «Имена строкам на осмь гласов» (РНБ. Солов. № 690/752. Л. 1-106 об., 50-е гг. XVII в.), «Книга глаголемая кокизы сиречь ключь столповому и казанскому знамени… Имена строкам како которая зовется и како поется» (СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. № 1126. Л. 248-274 об., 20-30-е гг. XVII в.), «Какизы, сиречь ключь столповому и казанскому знамени» (напр.: РГБ. Ф. 37. № 93. Л. 644-658 об.). В них попевки записаны в форме сводной двознаменной казанско-столповой партитуры, где строка казанского знамени расположена над столповой. Являясь Согласниками, первые 2 руководства в то же время относятся к типу К.-перечислений «со строками»: в них содержатся названия попевок и нотированные фрагменты богослужебных текстов. Как показывает анализ нотированных строк Согласника «Имена строкам како которая зовется и како поется», он составлен на основе К.-перечисления «со строками» с аналогичным названием (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 1 об.- 11). Третий Согласник 2-й группы также содержит названия попевок и фрагменты богослужебных текстов, но нотацией в нем снабжены чередующиеся гласные «е» и «и», что указывает на его дидактическую направленность: он представляет образец учебного К. 1-й группы.

В старообрядческий период

древнерусские К. не получили большого распространения. Известны единичные списки К.-перечислений «со строками» с гласовой организацией попевок (напр.: Азбука из частного собрания в рижской общине старообрядцев-поморцев. Л. 44 об.- 50 об., сер. XVIII в.), дополненных чертами К.-толкования (где знаки крюковой нотации снабжены избыточным количеством степенных помет), а также К.-толкований без словесного текста (напр.: Там же. Л. 52-67 об.), где графика попевок поясняется с помощью дробного знамени и избыточной простановки помет.

В среде старообрядцев-поморцев сформировался и получил широкое распространение К., содержащий фрагменты песнопений, к-рые дифференцированы по гласам и певч. книгам (Ирмосы, Октай, Праздники; напр.: МДА. № 117618. Л. 28, нач. ХХ в.; № 234472, л. 11 об.- 86 об., XIX в.; РГБ. Ф. 379. № 11. Л. 40-161 об., 1835 г.). Последняя особенность составляет явное новшество по сравнению с К. более раннего времени. Данное руководство принадлежит одновременно к типам учебного К. и К.-перечисления, о чем сказано в тексте предисловия к нему: «Подобает ведати известно на колико строк поется божественное осмогласное пение, и како которые строки именуются, избрани со всего осмогласника… для скораго учения учеником, чтобы им познати всяко вскоре осмогласное пение, и выучив сия строки по согласию, таже по текстом, потом гладким пением накрепко, чтобы помнить им где которая строка стоит…» (напр.: РНБ. О. 22. Л. 30-31, 1-я треть XVIII в.). Также ему свойственны и черты толкования, поскольку отдельные тайнозамкненные начертания разведены в нем дробным знаменем.

В среде поповцев повсеместное распространение получает свод мелодических оборотов, заключающий в себе начертания отдельных многозвучных знамен и тайнозамкненных графических комплексов (лиц). Данный материал расположен по гласам и поясняется дробным знаменем (напр.: РГБ. Ф. 379. № 7. Л. 41 об.- 73, сер. XIX в.), а в ряде списков - киевской нотацией (напр.: Там же. № 6. Л. 38 об.- 53, сер. XIX в.). Но поскольку прямой целью создания данного свода явилось не составление «словаря» мелодических оборотов, а трактовка певч. значения знаков в том или ином контексте, то, строго говоря, он не является К., а продолжает традицию раздела азбук-толкований «по гласам».

Характерно, что все перечисленные старообрядческие своды - не самостоятельные руководства, а входят в более обширные по содержанию теоретические трактаты.

К. новейшего времени

С кон. XIX в. до наст. времени К. составляют исследователи: прот. Димитрий Разумовский, прот. Василий Металлов, Б. Карастоянов, И. В. Ефимова и Е. А. Кипа, Т. Ф. Владышевская, И. Е. Лозовая, М. В. Богомолова и др. Все исследовательские К. принадлежат к типу толкований, где крюковая нотация поясняется с помощью нотолинейной записи или дробного знамени. В К. прот. В. Металлова крюковые начертания попевок отсутствуют, даны только нотолинейные переводы.

В различные исторические периоды причины создания К. различались, что приводило к преобладанию того или иного типа руководств. В древнерусский период таковыми стали К.-перечисления - пособия по композиции, в старообрядческий - учебные К., направленные на овладение знаменным пением, в новейший - К.-толкования, содержащие транскрипцию тайнозамкненной крюковой записи линейной нотацией.

Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; Христофор. Ключ знаменной. 1604 / Публ., пер.: М. В. Бражников и Г. А. Никишов. М., 1983. (ПРМИ; 9); Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в. СПб., 1995; она же. Русские муз. азбуки XV-XVI вв. СПб., 2003; Денисова Н. Е. Печатные источники XIX-XX вв. по изучению старообрядческой муз. теории. Екатеринбург, 1995; Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: Тексты. Краснодар, 2003; он же. Древнерусская муз. энциклопедия. Краснодар, 2007; Плавская Е. Л. Музыкально-теоретические представления старообрядцев: (На мат-ле Сибир. региона): Канд. дис. Новосиб., 2005; Балматова Т. М. К вопросу исследования Кокизников // ЕжБК, 16-я. 2006. Т. 2. С. 336-343; Лукашевич А. А. Принципы изложения материала в путевых (казанских) Согласниках XVII в. М., 2013.
В. Ю. Григорьева
Ключевые слова:
Церковная музыка. Основные понятия Музыка. Основные понятия Знаменный распев, основная певческая традиция Древней Руси Кокизник, вид музыкально-теоретического руководства, представляющий собой свод попевок знаменного распева - устойчивых мелодических оборотов, которые являются его основной структурной единицей
См.также:
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
БАС самый низкий муж. певч. голос
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ основная певческая традиция Др. Руси
МОТЕТ широко распространенное в XIII-XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера
A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада
АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах
АМБИТУС категория григорианского лада