вид музыкально-теоретического руководства, представляющий собой свод попевок знаменного распева - устойчивых мелодических оборотов, к-рые являются его основной структурной единицей. К. продолжают традицию аналогичных теоретических руководств по визант. пению - Пападики.
«кокизник» производно от термина древнерус. муз. теории - кокиза, аналогичного термину попевка. В качестве самоназвания термин «Кокизник» в рукописных источниках практически не встречается: подборки попевок чаще имеют иные заголовки. Однако данный термин является аутентичным: он применялся древнерус. распевщиками именно в значении собрания попевок, что отражено, в частности, в послесловии руководства «Сказание о зарембах»: «А старые де мастеры, которыя были в Московском государстве, блаженныя памяти, при государе царе и великом князе Иванне Васильевиче Всеа Русии. Поп Федор москвитин, а прозвище Крестьянин, и усолец Исайя, а прозвище Лукошко, и Логин, прозвище Корова, и их ученики, пели для науку, какизник, и подобник наизуст, потому оне согласие, и знамя гораздо знали, роспевали, и знамя накладовали наизуст…» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 376 об.- 377, ок. 1670 г.).
В качестве самостоятельного вида теоретического руководства К. появляется в нач. XVII в. и продолжает существовать до наст. времени. История бытования этих руководств условно разделяется на 3 периода: древнерусский (XVII в.), старообрядческий (XVIII-XX вв.) и новейший (XX-XXI вв.). Наиболее ранние К. известны по рукописи РНБ. Кир.-Бел. № 665/922, написанной иноком Кирилло-Белозерского монастыря Христофором в 1604 г.; они входят в комплекс музыкально-теоретических руководств, известных в исследовательской лит-ре под общим названием «Ключ знаменной». Многие из К. сохранились в единичных списках, зачастую значительно более поздних, чем представленные в них руководства.
Появление К. было вызвано рядом причин: во-первых - стремлением распевщиков располагать сводами попевок, в к-рых были бы соотнесены их названия, крюковые начертания и мелодическое содержание, во-вторых - необходимостью разъяснения условной (см. Тайнозамкненность) графики попевок более простыми графическими средствами, в-третьих - задачами обучения знаменному пению, в-четвертых - необходимостью изучения путевого распева. Различное функциональное предназначение руководств определило формирование 4 типов К.: 1-й назван исследователями К.-перечислением, 2-й - К.-толкованием, 3-й - учебным К., название 4-го, «согласник», основано на терминологии древнерус. руководств.
представляет собой свод начертаний и названий попевок и включает как такие начертания, в к-рых все знаки сохраняют свои азбучные певч. значения, так и тайнозамкненные, в которых певч. значения отдельных знамен отличаются от азбучных и являются, т. о., условными. Как особый тип руководства К.-перечисление исторически и типологически тесно связан с наиболее ранними древнерус. азбуками певческими, а именно с азбуками-перечислениями XV-XVI вв. Помимо принципа представления материала - перечисления мелодических единиц знаменного распева - К.-перечисление объединяет с азбуками наличие общего материала: в азбуки наряду с отдельными певч. знаками, составляющими их основное содержание, и некоторыми фитами традиционно включаются 2 попевки - кулизма и перевяска, которые представлены в виде соответствующих графических комплексов и названий и не образуют особого раздела, а выписаны вперемежку с невмами (напр.: РНБ. Кир.-Бел. № 637/894. Л. 127 об.- 128, 2-я четв. XV в.; РНБ. Солов. № 277/289. Л. 291 об.- 292, 50-60-е гг. XVI в.).
По способам представления попевок К.-перечисления подразделяются на 2 группы: 1-я содержит только названия и начертания попевок, 2-я в дополнение к этому включает также фрагменты богослужебного текста, иллюстрирующие попевки.
К 1-й группе относится руководство «Имена попевкам», к-рое включает 75 названий попевок, снабженных крюковой нотацией. Заголовок руководства указывает, что одной из целей его создания было зафиксировать названия попевок. Наиболее ранний его список содержится в упоминавшейся выше рукописи инока Христофора (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922. Л. 1001-1002), который, возможно, является автором руководства. В списке РГБ. Ф. 37. № 240 (до 1620) данный К. озаглавлен «Имена строкам знаменным», еще в ряде списков он не имеет названия (напр.: РГБ. Ф. 304. I. № 449, до 1644 г.; Ф. 37. № 93, 20-е гг. XVII в.; Ф. 247. № 217, 20-е гг. XVII в.). Главное различие между списками «Имен попевкам» состоит в отображении возможности использовать попевки в тех или иных гласах: в рукописи инока Христофора эта возможность зафиксирована последовательно, в др. списках - только фрагментарно или опущена совсем.
2-я группа К.-перечислений, названная З. М. Гусейновой «кокизниками со строками», в XVII в. являлась наиболее многочисленной. Она представлена рядом руководств, которые по способу изложения и расположения материала распадаются на 2 подгруппы: в 1-й показана возможность употребления попевок в различных гласах (напр., в 4-м и 6-м, 6-м и 8-м), в другой - нет.
1-я подгруппа представлена К. из рукописи инока Христофора, не имеющим специального заголовка (Л. 1002 об.- 1003 об.), и К. «Сказание прикрытому знамени. Сия кокизы розводных строк» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 400-403 об.) - в обоих гласовая принадлежность попевок отражена с помощью цифр (в существующих списках К. из рукописи инока Христофора возможность употребления попевок в тех или иных гласах фиксируется с разной степенью систематичности: зачастую она отмечена только для единичных попевок), а также руководствами «Имена строкам» (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 1 об.- 11, 2-я четв. XVII в.), «Указ октайным строкам» (Там же. Л. 38-71), «Имена попевкам на осмь гласов» (напр.: Там же. Л. 94 об.- 111 об.- см. ил.; в списке кон. XVII в. РГБ. Ф. 379. № 19. Л. 39-56 об.- заголовок «Имена попевкам»), «Попевки 1-го гласа» (Там же. № 15. Л. 5 об.- 8, сер. XVII в.) и «Имена роспевочным строкам на кийждо глас» (ГИМ. Син. певч. № 1160. Л. 11-15, 50-е гг. XVII в.), где попевки расположены в порядке 8 гласов. Характерная особенность изложения попевок в руководствах данной подгруппы заключается в том, что их названия приводятся без нотации, а фрагменты богослужебного текста нотируются.
Ко 2-й подгруппе относятся К. из рукописи 1605-1606 гг. РГБ. Ф. 178. № 875. Л. 192-208 об., в к-ром нотированы как названия попевок, так и фрагменты текста, и «Сия кокизы розводных строк» (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 88а об.- 94 об. и др.), где нотированы названия попевок, а фрагменты текста выписаны рядом без крюков.
В К.-перечислениях XVII в. дифференциация попевок по певч. книгам отсутствует.
Сравнение порядка расположения попевок в «кокизниках со строками» и состава включенных в них фрагментов богослужебных текстов показывает, что руководства «Сказание прикрытому знамени» и список РГБ. Ф. 178. № 875 восходят к К. из рукописи инока Христофора (Л. 1002 об.- 1003 об.), а «Сия кокизы розводных строк» - к руководству «Имена попевкам» из той же рукописи инока Христофора.
представляет собой пояснение полностью или частично тайнозамкненной графики попевок посредством дробного знамени, избыточной простановки помет или нотолинейной транскрипции. Как тип теоретического руководства К.-толкование восходит к разделам азбук-толкований, названных М. В. Бражниковым азбуками «по гласам», в к-рых попевки представлены опосредованно: рассматриваются не цельные мелодические обороты, а только те знамена, певч. значения к-рых при включении в попевки отличаются от азбучных, т. е. приобретают тайнозамкненность. Собственно К.-толкования появляются только в кон. XVII в. и для данного периода представлены единичными списками. Так, К. «Строки кокизныя всех осми гласов» (напр.: РГБ. Ф. 379. № 20. Л. 189 об.- 202, рубеж XVII и XVIII вв.) - это раздел руководства «Указание Российскому столповому знамени». Тайнозамкненные начертания поясняются в нем при помощи перевода на квадратную киевскую нотацию и простановки у певч. знаков избыточных помет; попевки расположены по гласам, выписаны их названия, в качестве иллюстраций приведены фрагменты песнопений.
Дидактическая направленность данного типа К. устанавливается по тому признаку, что нотированный текст в нем не является богослужебным. По характеру распетого текста учебные К. образуют 2 группы: в К. 1-й группе это чередующиеся гласные «е» и «и», в К. 2-й - названия попевок, объединенные с дополнительным текстом.
Учебные К. 1-й группы, по-видимому, представляют собой упражнения для вокализации попевок, в которых также приведены их ненотированные названия. К данной группе относятся такие руководства, как «Ин указ» (РГБ. Ф. 178. № 875. Л. 208-212 об.) и «Книга глаголемая кокизы, сий речь ключь столповому знамени» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 386-394); в 1-м порядок изложения попевок не подчинен гласовой системе, во 2-м попевки расположены по гласам.
Учебный К. 2-й группы «Кокиза сиречь ключь столповому знамени. Имена знаменным строкам» (напр.: РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 134 об.- 142 об., кон. XVII в.), очевидно, предназначен для заучивания мелодического содержания попевок, которые расположены в порядке 8 гласов. Последовательность попевок в данном К. близка учебному К. 1-й группы «Книга глаголемая кокизы», где оба руководства следуют друг за другом, что позволяет предположить их изначальное композиционное единство.
- тип К., в к-ром показано соответствие попевок знаменного и путевого распевов. Термин принят в исследовательской литературе на основе заголовка одного из руководств данного типа: «Согласие знамени с путным знаменем…» (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922. Л. 1003 об.) (в древнерус. муз. теории Согласником называется иной тип руководства). В надписаниях Согласников упоминается столповое знамя (или просто знамя) в сопоставлении либо с казанским (см. Казанская нотация), либо с путевым знаменем; данное различие вызвано применением для путевой нотации 2 различных наименований.
Общими особенностями Согласников являются изложение попевок в порядке 8 гласов и наличие в них фрагментов богослужебных текстов; различия же касаются формы соотнесения знаменных и путевых попевок и отчасти - функционального назначения. По способу изложения попевок Согласники разделяются на 2 группы: в Согласниках 1-й группы попевки последовательно сопоставлены в различных формах записи, в Согласниках 2-й группы применена форма двознаменника.
Первая группа представлена руководством «Согласие знамени с путным знаменем сиречь како поется путь против знамени» из рукописи инока Христофора (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922. Л. 1003 об.- 1011 об.; РГБ. Ф. 247. № 217. Л. 391 об.- 403), в к-ром каждая попевка зафиксирована трижды: столповым знаменем с применением тайнозамкненной графики, затем путевой нотацией и в заключение - путем столповым. В отношении путевой нотации данный Согласник является К.-толкованием, поскольку она поясняется в нем с помощью дробного столпового знамени. Названия попевок за немногими исключениями отсутствуют (в Согласнике из ркп. инока Христофора зафиксированы названия попевок «стезка мрачная», «стезка храбрая», «кичиги», «орлик», «кукиза» и «такша»).
Вторую группу составляют руководства «Имена строкам на осмь гласов» (РНБ. Солов. № 690/752. Л. 1-106 об., 50-е гг. XVII в.), «Книга глаголемая кокизы сиречь ключь столповому и казанскому знамени… Имена строкам како которая зовется и како поется» (СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. № 1126. Л. 248-274 об., 20-30-е гг. XVII в.), «Какизы, сиречь ключь столповому и казанскому знамени» (напр.: РГБ. Ф. 37. № 93. Л. 644-658 об.). В них попевки записаны в форме сводной двознаменной казанско-столповой партитуры, где строка казанского знамени расположена над столповой. Являясь Согласниками, первые 2 руководства в то же время относятся к типу К.-перечислений «со строками»: в них содержатся названия попевок и нотированные фрагменты богослужебных текстов. Как показывает анализ нотированных строк Согласника «Имена строкам како которая зовется и како поется», он составлен на основе К.-перечисления «со строками» с аналогичным названием (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 1 об.- 11). Третий Согласник 2-й группы также содержит названия попевок и фрагменты богослужебных текстов, но нотацией в нем снабжены чередующиеся гласные «е» и «и», что указывает на его дидактическую направленность: он представляет образец учебного К. 1-й группы.
древнерусские К. не получили большого распространения. Известны единичные списки К.-перечислений «со строками» с гласовой организацией попевок (напр.: Азбука из частного собрания в рижской общине старообрядцев-поморцев. Л. 44 об.- 50 об., сер. XVIII в.), дополненных чертами К.-толкования (где знаки крюковой нотации снабжены избыточным количеством степенных помет), а также К.-толкований без словесного текста (напр.: Там же. Л. 52-67 об.), где графика попевок поясняется с помощью дробного знамени и избыточной простановки помет.
В среде старообрядцев-поморцев сформировался и получил широкое распространение К., содержащий фрагменты песнопений, к-рые дифференцированы по гласам и певч. книгам (Ирмосы, Октай, Праздники; напр.: МДА. № 117618. Л. 28, нач. ХХ в.; № 234472, л. 11 об.- 86 об., XIX в.; РГБ. Ф. 379. № 11. Л. 40-161 об., 1835 г.). Последняя особенность составляет явное новшество по сравнению с К. более раннего времени. Данное руководство принадлежит одновременно к типам учебного К. и К.-перечисления, о чем сказано в тексте предисловия к нему: «Подобает ведати известно на колико строк поется божественное осмогласное пение, и како которые строки именуются, избрани со всего осмогласника… для скораго учения учеником, чтобы им познати всяко вскоре осмогласное пение, и выучив сия строки по согласию, таже по текстом, потом гладким пением накрепко, чтобы помнить им где которая строка стоит…» (напр.: РНБ. О. 22. Л. 30-31, 1-я треть XVIII в.). Также ему свойственны и черты толкования, поскольку отдельные тайнозамкненные начертания разведены в нем дробным знаменем.
В среде поповцев повсеместное распространение получает свод мелодических оборотов, заключающий в себе начертания отдельных многозвучных знамен и тайнозамкненных графических комплексов (лиц). Данный материал расположен по гласам и поясняется дробным знаменем (напр.: РГБ. Ф. 379. № 7. Л. 41 об.- 73, сер. XIX в.), а в ряде списков - киевской нотацией (напр.: Там же. № 6. Л. 38 об.- 53, сер. XIX в.). Но поскольку прямой целью создания данного свода явилось не составление «словаря» мелодических оборотов, а трактовка певч. значения знаков в том или ином контексте, то, строго говоря, он не является К., а продолжает традицию раздела азбук-толкований «по гласам».
Характерно, что все перечисленные старообрядческие своды - не самостоятельные руководства, а входят в более обширные по содержанию теоретические трактаты.
С кон. XIX в. до наст. времени К. составляют исследователи: прот. Димитрий Разумовский, прот. Василий Металлов, Б. Карастоянов, И. В. Ефимова и Е. А. Кипа, Т. Ф. Владышевская, И. Е. Лозовая, М. В. Богомолова и др. Все исследовательские К. принадлежат к типу толкований, где крюковая нотация поясняется с помощью нотолинейной записи или дробного знамени. В К. прот. В. Металлова крюковые начертания попевок отсутствуют, даны только нотолинейные переводы.
В различные исторические периоды причины создания К. различались, что приводило к преобладанию того или иного типа руководств. В древнерусский период таковыми стали К.-перечисления - пособия по композиции, в старообрядческий - учебные К., направленные на овладение знаменным пением, в новейший - К.-толкования, содержащие транскрипцию тайнозамкненной крюковой записи линейной нотацией.